Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ИСКУССТВО

Особенности интерпретации эсхатологической тематики в современном хореографическом искусстве

vika_glad 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
В данном исследовании была предпринята попытка анализа эсхатологической тематики в хореографическом искусстве, в фокусе которого - отклик хореографов на события современных им реалий, через призму авторской системы представлений о возможном конце Света.
Введение

Апокалиптическая тематика пронизывает искусство на протяжении всей его истории. Присутствуя в виде различных мотивов и образов, отражая временную специфику и соответствуя эстетике своего времени, приобретая различные оттенки и звучания, тема катастрофы в искусстве оставалась одной из наиболее значительных на протяжении различных эпох, становясь наиболее востребованной в переходные периоды – на рубеже столетий, при смене картины мира. В сегодняшней ситуации, когда мы вновь становимся свидетелями глобальных катаклизмов (и переустройства мира), вызванных наступлением новой цифровой эры в условиях трансгуманистической цивилизации, образы апокалипсиса проникают в произведения искусства повсеместно. В связи с этим, актуальность изучения апокалиптической тематики в искусстве не угасает, а напротив обнаруживает мощный потенциал для различного рода исследований. Так, сюжеты из Откровения Иоанна Богослова встречаются в изображениях на средневековых фресках, в качестве аллюзий на известные картины эпохи Возрождения у Босха. Проникают они и в радикальные перфомансы второй половины XX века, где в центре оказывается испытание границ и возможностей человеческого тела. Проблема репрезентации эсхатологических образов становится актуальной темой философии и теории искусства, развивающейся на фоне современных реалий. Степень разработанности проблемы. Вопросам раскрытия апокалиптической тематики в искусстве посвящены многие работы отечественных и зарубежных философов, культурологов и исследователей, например: культурологическая диссертация Ткаченко И.А. «Апокалиптические темы и мотивы в русской культуре конца XIX – первой половины XX вв.», диссертация Санданова А.Б. на тему «Постапокалиптический сюжет в американском кино: история развития и место в современном кинематографе». Значимыми для написания данной работы стали фундаментальные эстетико-философские труды Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти», А.Ф. Лосева «Диалектика мифа», Ю.М. Лотмана «Структура художественного текста». По мнению Ф. Арьеса, современный человек, перманентно обращаясь к мыслям о Страшном суде и Апокалипсисе, наконец, приобретает подлинность, становится формой подлинного бытия, выхватывающей человека из сферы случайных возможностей. А.Ф. Лосев в «Диалектике мифа» поднимает вопрос толкования образов Апокалипсиса, сопоставляя их с жизнью и складом личности, влияния апокалиптической символики на формирование мировоззрения индивида. Ю.М. Лотман рассматривает эсхатологическую тематику в структуре художественного текста, как эмоциональный ответ современности на каждодневные эстетические впечатления, не обладающие окончательной убедительностью, но способные с помощью искусства стать новым средством коммуникации. В исследовании «Война и эсхатология» Н. Бердяев анализирует проблемы невозможности устранения «метафизики» из социогуманитарного знания, обосновывая необходимость связать научное рассмотрение общественно значимых событий с прояснением их духовной направленности. Весьма значимой для содержательной части данного исследования стал трактат Ортега-и-Гассета Х. «Восстание масс», где автор разбирает и анализирует понятие «человек-массы», его стремление к комфорту и спокойствию, отказ от мысли и желание делегировать свои права государству, что в XXI веке может привести человечество к глобальной катастрофе. Также значимыми при написании данной научной работы стали статьи Бенеш О. «Искусство северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями», в которой исследуется эсхатологичность образов и мотивов в творчестве Иеронима Босха; Петрова Д. «Тайнопись искусства»; Харриса Л. «Тайная ересь Иеронима Босха». Для анализа балетных и пластических постановок на апокалиптическую тематику были использованы критические статьи и рецензии Брука П., Ваккарина Е., Делахай Г., Зозулиной Н., Осиньского З.,Фрешел А. и др. Питер Брук в статье «Гротовский: Искусство как проводник» сравнивает «политическую» функцию театра Гротовского с «религиозной войной», влияющей на смерть сознания человека и предшествующей Апокалипсису. Зазулина Н. в книге «Джон Ноймайер в Петербурге» анализирует балет «Жертва» Ноймайера Дж., как эмоционально-психологический отклик хореографа на «постапокалиптическую реальность». Делахай Г. и Фрешел А. в книге «Анжелин Прельжокаж» наделяют систему образов в балете «А дальше – тысячелетие покоя» эсхатологической символикой прочтения. Для анализа спектаклей, имеющих эсхатологическую образность, использовались видеоисточники, находящиеся в свободном доступе в интернете. Необходимо также отметить, что исследований, в которых анализировались бы примеры отражения апокалиптической тематики в хореографическом искусстве фактически нет, что и определило актуальный тематический вектор настоящей работы. Объект исследования – современное хореографическое искусство. Предмет исследования – интерпретация эсхатологической тематики в творчестве современных хореографов. Целью данной работы является выявление оригинальных хореографических интерпретаций эсхатологической тематики, анализ хореографических постановок на тему Апокалипсиса. Задачи исследования: 1) выявить хореографические и пластические спектакли, интерпретирующие эсхатологическую тематику; 2) определить причины интереса хореографов к эсхатологической тематике; 3) продемонстрировать взаимосвязь апокалиптических представлений и искусства современной хореографии; 4) осуществить сравнительный анализ хореографических и пластических интерпретаций образов Апокалипсиса; 5) доказать актуальность эсхатологической тематики в искусстве хореографии в разрезе современных реалий. Методологические основания исследования. Основным для исследования стал системный подход, который позволил обобщить многообразие материала на апокалиптическую тематику в области философии и истории культуры, для определения основных тенденций использования образов апокалипсиса в искусстве. Герменевтический метод применялся для толкования смыслов, запечатленных в образном языке хореографического произведения, которые хореограф вносит в художественный текст. Применялся также компаративный метод, позволивший сопоставить различные хореографические интерпретации; типологический метод - для упорядочивания и систематизации различных хореографических и пластических интерпретаций образов Апокалипсиса. Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы для создания спектаклей на эсхатологическую тематику; текст диссертации может найти применение в курсах истории хореографического искусства. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В ОБРАЗАХ ИСКУССТВА В ХХ ВЕКЕ 7 1.1.Образы Апокалипсиса в театральном творчестве на примере режиссерских работ Ежи Гротовского 10 1.2.Эсхатологическая образность и ее воплощение в современном театре на примере спектакля «Сны Босха» режиссера Семюэля Тетро 13 1.3.Эсхатологическая тематика в классической музыке ХХ и ХХI вв. 18 1.4.Современная опера – апокалиптическая тематика: Беат Фуррер «Пурпурный снег» 20 1.5.Эсхатологические образы в современной популярной культуре 22 1.6.Эсхатологическая тематика в современной гейм-культуре, как катализатор формирования мировоззрения 27 ВТОРАЯ ГЛАВА. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА И ОБРАЗЫ АПОКАЛИПСИСА В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ 37 2.1.Джон Ноймайер балет «Жертва» 37 2.2.Иржи Килиан «Симфония псалмов» 40 2.3.Анжелин Прельжокаж «А дальше - тысячелетие покоя» 42 2.4.Акрам Хан одноактный балет «Пыль» 43 2.5.Кристал Пайт «Тело и душа» 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 ЛИТЕРАТУРА 52
Список литературы

1. Азбука христианства. Словарь-справочник; сост.: А. Удовенко. М.: Наука, 1997. 288 c. 2. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. СПб.: Азбука-классика, 2007. 488c. 3. Антонян Ю.М. Апокалипсис: новый образ Христа. М.: Высшее образование сегодня. 2004. № 7. С. 52–59. 4. Апинян, Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб. 2003.189с. 5. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. 490 с. 6. Барт Р. Миф сегодня. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 616 с. 7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Институт мировой? литературы имени А. Горького РАН. М.: Языки славянских культур, 2010. Т. 4. 747 с. 8. Бейнс С. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн. М.: Арт Гид, 2018. 311 с. 9. Бенеш О. Искусство северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М.: Искусство, 1973. С. 304–305. 10. Бердяев Н.А. Война и эсхатология. М.: Путь, 1940. №61. С. 3–14. 11. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: Институт русской цивилизации, 2016. 394 с. 12. Бердяев H.A. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб.: РХГИ, 1996. 384 с. 13. Бодрии?яр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М.: Республика, 2006. 330 с. 14. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Постум, 2015. С. 240–242. 15. Бозинг В. Босх. М.: Арт-родник, 2001. С. 98–100. 16. Брук П. Гротовский: Искусство как Проводник. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. С. 50–51. 17. Ван Мендер К. Книга о художниках. М.: Азбука–классика, 2007. С. 102–104. 18. Васенина. Е.В. Российский современный танец. Диалоги. М.: Emergency Exit, 2005. 262 с. 19. Воеводина Л.Н. Философия культуры в эпоху постсовременности. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М. 2014. No 3 (59). С.29–35. 20. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской? герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с. 21. Голик Н.В. Антропологическая катастрофа: реальность или иллюзия?// Социальный кризис и социальная катастрофа. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 213–216. 22. Гордеева М. Босх. М.: Директ-Медиа, 2010. 52 с. 23. Гротовский Е. От бедного театра к искусству – проводнику. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. 266с. 24. Гротовский Е. Театр и ритуал. М.: Артист. Режиссер. Театр,2012. 145с. 25. Дюпети М. Иероним Босх. Киев: Иглмосс Юкрейн, 2003. 62 с. 26. Дюркгеи?м Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991. 574 с. 27. Иконникова С.Н.,Большаков В.П. Теория культуры. Учебное пособие. С-Пб: Питер, 2016. 513с. 28. Заи?цева А.Ф. Эстетические ожидания потребителей в системе рекламных коммуникации?. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М. 2015. No 2 (64). С. 265–270. 29. Зозулина Н. Джон Ноймайер в Петербурге. СПб.: Алаборг, 2012. С. 314–320. 30. Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость СПб.: Универ. книга, 2000. 303 с. 31. Кнорре А.В. Стратегическое взаимодействие в онлайн-играх: взгляд из теории игр.// SOCIOLOGY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY. Volume 5. No. 4. С-Пб. 2014,С.105 –116. 32. Курюмова Н.В. Современный танец в культуре ХХ века: смена моделей телесности. Дисс.кандидата культоролог.Екатеренбург. 2011. 115с 33. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследования символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. 287 с. 34. Лебон Г. Психология масс. Самара: Изд. дом «Бахрах», 1998. 592 с. 35. Лосев А.Ф. Античныи? космос и современная наука. М.: Мысль, 1993. С.406–410. 36. Морозова О.В. Босх. Брейгель. Дюрер. М.: Олма-пресс, 2013. 304 с. 37. Наи?дыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М.: Гардарики, 2002. 556 с. 38. Наумчик О.С. Традиции английской литературы в творчестве Нила Геймана.//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Нижний-Новгород.2015.154с. 39. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: АСТ, 2016. С.169–256. 40. Осинский З. Два взгляда на авангард: Кантор и Гротовский. М.: Театральная жизнь, 2001. С. 50–54. 41. Павлов А.В., Галкин В.Т. Современная первобытность. Тюмень: ТОГИРРО, 1999. С. 133–137. 42. Санданова А.Б. Постапокалиптический сюжет в американском кино: история развития и место в современном кинематографе: диссер. кандидата искусствовед. М. 2013. 166 с. 43. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса с библиографическим указателем. М.: Скит, 1994. 512 с. 44. Серс Ф. Тоталитаризм и авангард: в преддверии запредельного. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 248 с. 45. Сироткина И. Танец: опыт понимания. Эссе. Знаменитые хореографические постановки и перфомансы. М.: Бослен, 2020. 43 с. 46. Степанова П.М. Проблема актера в театральной системе Ежи Гротовского (1959-1969). Дисс. канд.искусствовед.С-Пб. 2006. 117с. 47. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с. 48. Столбова Н.В. Онтологическии? статус смыслов в постхаи?деггерианскои? герменевтике и его роль в пространстве духовного. // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. Пермь. 2013. No 7. С. 37–45. 49. Тавиани Ф. Точки зрения. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2010. С. 234–239. 50. Тахо-Годи А.А. Мифологическая энциклопедия. М.: Мысль, 1993. 956 с. 51. Тихонова В.А. Глобализация и геополитика: духовно-ценностные основы противоречии?. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М. 2015. No 1 (63). С. 45–50. 52. Ткаченко И.А. Апокалиптические темы и мотивы в русской культуре конца XIX – первой половины XX вв.: Диссертация кандидата культурологических наук. Шуя. 2007.182 с. 53. Финк, Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западнои? философии / общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: 1998. 200с. 54. Флиер А.Я. Культурологическое знание (опыт составления системного представления) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М. 2015. No 2 (64). С. 28–33. 55. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для высшей? школы. М.: Деловая книга, 2002. 459 с. 56. Хаи?деггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. 464с. 57. Харрис Л. Тайная ересь Иеронима Босха. Пер. с англ. Клименко М. М.: Энигиа, 2014. 265 с. 58. Хайдарова Г.Р. Феномен боли в европейской и русской философии. // Омский научный вестник №4.Омск:Философские науки, 2011. С.88–90. 59. Хаустов Д.С. Лекции по философии постмодерна.М.: РИПОЛ классик, 2018.245с. 60. Хеи?зинга, И?. Homo Ludens / Человек играющии?: ст. по истории культуры / пер. с нидерланд. и сост. Д. В. Сильвестрова. – 2-е изд., испр. М.: Аи?рис-пресс, 2003. 145с. 61. Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. М.: Классика, 1988. 416 с. 62. Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашего времени // Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010. С. 17–171. 63. Христидис Т.В. Культура общения – путь к оптимизации межнациональных отношении? // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М. 2015. No 3 (65). С. 102–105. 64. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. С. 315–444. 65. Цветус-Сальхова Т.Э. «Тело» и «Телесность» в культурологических исследованиях.// Вестник Кемеровского Государственно университета культуры и искусств.Кемерово. 2010. 7с. 66. Шапинская Е.Н. Избранные работы по философии культуры. Философия культуры в новом ключе. М.: Согласие, 2014. 455 с. 67. Швец Т.П. Понятия «катастрофа» и «катастрофический ряд» в истории искусства. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сборник статей по материалам II международной научно-практической конференции № 2. Новосибирск: СибАК, 2011. С.29–36. 68. Шмеман А. Исторический? путь православия. М.: Книговек, 2010. С. 349–357. 69. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М.: Эксмо, 1998. С. 15–17. 70. Элиаде М. Ностальгия по истокам. М.: Институт общегуманитарных исследовании?, 2006. 216 с. 71. Энрикос Р, Летриа А. Театр.М.: Самокат,2018. 286с. 72. Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. СПб.: Азбука-классика, 2004. 465 с. 73. Bultmann R. History and Eschatology: The Presence of Eternity / R. Bultmann. New York: Harper, 1957. 326 p. 74. Delhaye G., Freschel A. Angelin Preljocaj. Arles: Actes Sud, 2003. 163 p. 75. Koch K. The Rediscovery of Apocalyptic: A Polemical Word on a Neglected Area of Biblical Studies and Its Damaging Effects on Theology and Philosophy / K. Koch. London: SCM, 1972. 214 p. 76. Vaccarino E. Jiri Kylian. Palermo: L'Epos, 2001. 512 p. Электронные ресурсы: 1. В Берлине представят оперу по Сорокину https://www.colta.ru/news/18583-v-berline-postavyat-operu-na-tekst-vladimira-sorokina (дата обращения 01.05.2020) 2. Театральная Олимпиада 2019 https://theatreolympics2019.com/ru/events?past=1& (дата обращения 01.09.2020). 3. Кузнецова Т. Апокалипсис со свистом. Анжелен Прельжокаж представил свой новый балет // "Коммерсантъ" №171 от 16.09.2010, [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/1504009 (дата обращения 01.05.2020) 4. Кузнецова Т. Анжелен Прельжокаж: в русских есть почти животная сила // Газета "Коммерсантъ" №83 от 13.05.2009[Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/1168070 ( дата обращения 02.05.2020) 5. Максисмов А. Акрам Хан.(интервья) // «Худсовет» ( эфир от 11.11.2015) [Электронный ресурс] URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/59489/episode_id/1245779/ (дата обращения 30.05.2020) 6. Сомондорев М. Балет ушел на войну. English National Ballet отмечает столетие Первой мировой //Газета "Коммерсантъ" №61 от 10.04.2014 [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/2448355 (дата обращения 30.04.2020) 7. Шардонов А. «Тело и душа», балет Парижской оперы в Пале Гарнье // 12.11.2019[Электронный ресурс] URL: https://users.livejournal.com/-arlekin-/4111681.html (дата обращения 30.05.2020) 8. Ященков П. Великая жертва весне. 100 лет самому массовому театральному побоищу // «МК» 11.04.2013 [Электронный ресурс] URL: https://gzt.ru/rub.gzt?rubric=reviu&id=37050000000006180 (дата обращения 10.09.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В ОБРАЗАХ ИСКУССТВА В ХХ ВЕКЕ Апокалиптическая тематика пронизывает искусство на протяжении всей его истории. Сюжеты из Откровения Иоанна Богослова встречаются в изображениях на средневековых фресках, в качестве реминисценций на известные картины Босха. Они также проникают во вторую половину ХХ века, где и в центре радикальных перфомансов оказывается испытание границ и возможностей человеческого тела. Проблема репрезентации эсхатологических образов становится актуальной темой философии и теории искусства, развивающейся на фоне современных реалий. Тема апокалипсиса является одной из константных тем в искусстве. Присутствуя в истории искусств в виде различных мотивов и образов, отражая временную специфику и соответствуя эстетике своего времени , приобретая различные оттенки и звучания, тема катастрофы в искусстве оставалась одной из наиболее значительных тем на протяжении различных эпох, становясь наиболее востребованной в переходные периоды – на рубеже столетий, при смене картины мира.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg