1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и основные элементы социальной политики
Социальная политика – это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей, а в узком – сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства .
Социальная политика – политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности.
В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества.
Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.
Таким образом, социальная политика – политика в области социального развития и социального обеспечения, это система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социально-правовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.
Объект социальной политики - это то, на что данная политика направлена. Несмотря на множество мнений квалифицированных экспертов по поводу описания социальной сферы, большинство из них сходится на том, что именно она является основным объектом социальной политики государства .
Уточняя более детально объект социальной политики, исследователи называют социальную сферу и большинство ее элементов: социальные отношения граждан (население, общество, различные социальные группы и классы, индивиды), а также условия жизнеобеспечения людей и их деятельности. Также существует мнение, что объектами социальной политики являются воспроизводство социальных ресурсов, социальное развитие населения, социальная безопасность и достаточный уровень благосостояния, социальная структура и потенциал, удовлетворение человеческих потребностей, социальные действия, главные направления развития социума, система социальных неравенств и основные социальные проблемы, согласование интересов социальных общин и прочие элементы.
Можно прийти к выводам, что объектами социальной политики считается почти все население страны. Главная заинтересованность в таком случае уделяется общественной защите и поддержке семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также категориям граждан, которые нуждаются в помощи, и которые очутились в не самых хороших жизненных условиях из-за того, что произошли какие-то происшествия.
Субъектами социальной политики, помимо государства, являются:
? государственные ведомства и учреждения;
? органы местного самоуправления;
? внебюджетные фонды;
? общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;
? коммерческие структуры и бизнес;
? профессиональные работники, занимающиеся разработкой социальной политики, добровольцы;
? граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).
Основной субъект социальной политики — социальное государство, которое должно обеспечить:
? нацеленность на достижение в социуме общественной справедливости;
? ослабление общественного неравенства;
? чтобы каждому гражданину было предоставлено рабочее место, то есть источник существования;
? мир и согласие в социуме;
? создание хорошей жизненной среды для людей.
Имеются федеральные законодательные и исполнительные структуры для проведения социальной политики. Власть Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, разрабатывающаяся и представляющаяся Парламентом на утверждение значительное количество наиболее важных законопроектов в социальной сфере.
Основными звеньями управления социальным развитием в России являются федеральные министерства и ведомства: Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и др.
Важное место в разработке и реализации социальной политики отводится субъектам РФ. Они имеют право на собственное законотворчество. В регионах существуют специальные структуры, отвечающие за реализацию государственных социальных норм и стандартов и дополняющие их за счет собственных средств. Идет процесс законодательного закрепления и разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти .
Социальная политика субъектов Российской Федерации по своему строению и внутренности сочетает в себе общие государственные начала и региональное своеобразие каждого. Полномочия каждого округа очень широкие, но нельзя сказать, что они беспредельны. Они ограничиваются не только Конституцией РФ и законодательством, а еще и ресурсными возможностями территории, которые являются ограниченными.
В условии полного социально-экономического кризиса, который был вызван осуществлением малоэффективной политики переустройства в государстве, даже благополучно и в динамике развивающиеся округи не могут не испытать на себе последствий общего спада.
Красочным и показательным индикатором процесса преобразования социальной политики на региональном уровне является законодательство субъектов Российской Федерации о социальной защите населения. К сожалению, в обстоятельствах социально-экономического кризиса и урезания возможности самостоятельной обеспеченности общественных субъектов, которые действуют в составе местного законодательства, основная часть нормативов обращена на общественную поддержку более уязвимых слоев населения. Законодательная деятельность представительных органов субъектов Российской Федерации проявляется в утверждении мер общественной помощи населению.
Нужно сказать, что правовые документы, регулирующие вопросы социальной работы, принимаются на международном, федеральном, региональном и ведомственном уровнях. На международном уровне принимаются обязательные и рекомендательные документы (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции и резолюции).
Конституционный Суд РФ расценил Конвенцию как неотъемлемую часть правовой системы России.
Основные федеральные акты в сфере социальной защиты населения – это Конституция РФ и федеральные законы. Среди них Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» .
Особое значение социальная политика приобретает в муниципальных образованиях в связи с принятием и реализацией Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . По уровню местных администраций социальная политика наконец-то реализуется в жизнь.
К субъектам социальной политики относятся внебюджетные общественные фонды. Это: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд труда, Фонд медицинского страхования, которые формируются на основе неизменных отчислений в процентах к фонду оплаты труда. Профсоюзные и иные общественные организации, включая политические партии и общественные движения так же являются субъектами социальной политики.
Формулируя интересы конкретных слоев населения, они предусматривают, документируют с государственными органами и работодателями соответствующие соглашения о социальной помощи и защите определенных групп населения.
Помимо этого, имеется еще группа инертных субъектов общественной политики. Это учреждения банка, кредитные организации, страховые организации, которые по мере накапливания активов, руководствуются мнениями их экономических выгод и приступают играть активную роль в области общественной политики.
В пример можно привести деятельность банков, пытающихся привлечь государственные средства путем установления более высоких процентных ставок по депозитам, а также разработка жилищных программ, программ поддержки людей с ограниченными возможностями и других социальных инициатив.
1.2 . Государственные методы регулирования социальной политики
Для осуществления социальной политики применяются различные методы государственного регулирования. А именно:
? Правовое регулирование — принимаемые на всех уровнях государственной власти правовые акты и нормативные документы, действие которых распространяется на предприятия всех форм собственности.
? финансово-кредитное регулирование - употребление рычагов для управления финансовыми потоками. Главной формой исполнения этого метода считается выделение статей из государственного бюджета, через которые идет финансирование области, финансируемые из бюджета - области общественной сферы. Еще одной формой урегулирования финансов является образование внебюджетных общественных фондов: пенсий, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости, которые финансируют надлежащие отрасли общественной сферы.
? приватизацией считается передача общественных предприятий в частную собственность, но это обычно ограничено. Расходы на содержание этих предприятий, оплату труда работников будет нести государство.
? целевыми программами считаются программы, устремленные на решение более острых общественных проблем. Подобные программы будут финансированы бюджетом государства.
? социальными стандартами являются разработка форм и объемов общественных услуг, которые предоставляются бесплатно гражданам Российской Федерации, а гарантирует это Конституция Российской Федерации.
Государственное регулирование в области социальной политики осуществляется как административными, так и экономическими методами. Одним из главных методов считается законодательное регулирование. Законодательные акты заложили основы для функционирования всей социальной сферы, определили основные направления развития, социальные стандарты, условия и права на получение социальной помощи различными социальными группами и др. Государственные заказы в области здравоохранения, образования, науки, культуры, искусства и системы тарифов заработной платы также действуют в качестве регулятора. Социально- экономические программы являются одними из высших форм государственного регулирования.
Также идет разработка целевых государственных программ занятости, стимулируется рост рабочих мест, создаются рабочие места в государственном секторе, помогают людям с ограниченными возможностями и укрепляют правовую защиту. Государственное управление влияет на то, в каком состоянии находится рынок работы, профессиональная переподготовка занимается исследованием и разрастанием системы страхования, если вдруг повысится уровень безработицы в государстве, также разрабатывают норму зарплаты и регулирует изменения цен на жизненно важные товары и услуги, в пример можно привести жилье и коммунальные услуги, топливо и энергетика, и др. Государственное управление выделяет бюджет на вырабатывание общественной сферы: субсидии, дотации и др. Инструментами проведения социальной политики государства служат социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты, минимальный размер оплаты труда и другие пороговые социальные ограничители.
Социальные гарантии предоставляются в законодательном порядке, определяя обязанности и ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством. Согласно данным за 2019 год, примерно 18% ВВП выделяется на социальные нужды из всех источников финансирования, включая предприятия и население.
В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детей, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры. Значительные денежные ресурсы концентрируются в следующих внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости, социального страхования, медицинского страхования. Бюджет этих фондов составляет почти 40% по отношению к расходам федерального бюджета .
Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий, предусмотренных Конституцией .
Они необходимы также для определения финансовых нормативов. Государственные минимальные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и общих методических принципах. Например, постановлениями Правительства РФ устанавливается величина прожиточного минимума в расчете на душу населения по представлению Министерства труда и социального развития РФ и Государственного комитета РФ по статистике. Этот показатель используется для оценки уровня жизни населения, при разработке и реализации социальной политики, федеральных социальных программ, обоснования минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, и формирования бюджетов всех уровней. Минимальный потребительский бюджет служит основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения в период кризиса экономики, используется также для расчета минимальной оплаты труда, пенсий. В варианте повышенного стандарта он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы, а в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного (физиологического) минимума.
Прожиточный минимум — минимальный доход, один из самых важных инструментов социальной политики. С его помощью оценивается уровень жизни населения, регулируются доходы, он учитывается при социальных выплатах.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимального научного обоснованного набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определенном уровне развития экономики. В него включаются расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи .
Государством также определен законодательный объем гарантированных социальных услуг, предоставляемых на бесплатной и льготной основе. Разрабатываются пороговые значения показателей по науке, образованию, культуре, здравоохранению; они берутся за основу при исчислении объемов финансирования этих отраслей. Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Целью социальной политики государства является улучшение здоровья населения и поддержание достаточного дохода граждан для выхода из неблагоприятной жизненной ситуации, а также, непосредственное, создание благоприятных условия для жизнесуществования .
С целью результативного осуществления своих стабилизирующих функций, государство обладает сильными рычагами влияния, как система общеобязательных платежей, бюджет, законодательство.
Опыт многих стран показывает, что благодаря беспристрастной связи между решением проблем социальной политики и политической и экономической ситуацией в стране социальная политика обладает определенной независимостью и способна повысить благосостояние населения своими собственными средствами и способствовать усилия, чтобы прогрессировать должным образом. Социальная политика должна быть приоритетом для каждого государства.
Глобальной задачей социальной политики является деятельность по социальной политики всех слоев населения общества, а также по выработке стратегии наиболее эффективного функционирования социальной политики. Реализация происходит по форме фактического образа действий государства, которое воплощает социальную политику и охватывает абсолютно все сферы экономической деятельности в стране. Регулирование социальной политики не лишено проблем .
Социальная политика российского государства пронизана идеями равенства, всеобщностью охвата и доступности для всех слоев населения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения. Идеи солидарности в обществе должны быть обращены в финансовой поддержке пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми, которые не по своей вине потеряли способность к работе и не в состоянии заботиться о себе должным образом. Именно эта политика соответствует сущности государства всеобщего благосостояния. Что касается трудоспособного населения, государство должно проявлять заботу о них таким образом, чтобы обеспечить личную ответственность каждого человека, без информирования бенефициаров, характерных для тоталитарных государств унизительного положения.
Социальная сфера общества - это нечто неодностороннее, нечто такое, что понять можно, только лишь изучив детально. Что касается его существа, то здесь идут споры. Конечно, социальная сфера общества состоит из больших социальных групп и отношений между этими группами. Группы - это не только трудовые группы и классы, но и народ, люди и так далее. Все человечество - это большая социальная общность. Социальная защита - не что иное, как сфера воспроизводства и производства. Человек понимает, что он не только духовное и социальное, но и, конечно, биологическое. Социальная сфера - это так, что мы получаем образование, работу. Получить необходимую медицинскую помощь, у нас есть дом, который отвечает конкретным стандартам и подходит для круглогодичного проживания. Так, например, политическая сфера общества также имеет важное значение. Тем не менее, его значение не может быть выше, чем социальное значение, поскольку она является основой порядка и общего благосостояния .
Человеческий труд непосредственно связан с его здоровье, физическим и психическим. Государственный орган, ответственный за управление медицинской помощи и координации в этой области с другими органами исполнительной власти, Министерство здравоохранения. Оно работает в тесном сотрудничестве с компетентными органами субъектов государственного фонда обязательного медицинского страхования. Если коротко о обязательном социальном медицинском страхований (ОСМС) - правовой, экономической и организационный комплекс мер для оказания медицинской помощи потребителей медицинских услуг активов фонда медицинского страхования .
Завершая параграф, отметим, что без социальной сферы государство не регулируется совсем. Именно социальная сфера регулирует общество, а общество – это и есть государство.
В настоящий момент создаются огромное количество нормативных актов в сфере социальной политики и государственного управления социальной сферы, которые направлены на максимальное улучшение жизни граждан.
1.3. Направления социальной политики
Чтобы общество развивалось в динамичном ключе, необходимо повысить благосостояние граждан, улучшить условия труда и жизни людей и восстанавливать принцип социальной справедливости.
Среди наиболее важных ориентиров государственной социальной политики в настоящее время признаются следующие направления:
1. формирование и развитие приемлемой социальной инфраструктуры;
2. политика грамотного распределения доходов населения;
3. социально-демографическая политика;
4. проблемы социальной защиты и занятости граждан, проблемы охраны и защиты окружающей среды.
Все виды социальных услуг, таких как заработная плата, материальная помощь, предоставляемая физическим лицам, большинству инвалидов и уязвимых, которые не могут заботиться о себе, потому что у них нет личного дохода и средств к существованию, или имеют ограниченную степень, непосредственно связаны с социальной экономикой. Наиболее распространенной формой обеспечения уязвимых групп населения являются пенсии.
Послание Президента сосредоточено прежде всего на вопросах нашего внутреннего социального и экономического развития. Национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России. Задачи России носят долгосрочный характер. Но работать на стратегические цели необходимо уже сегодня .
Для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом. Мы делали и будем делать всё для укрепления семейных ценностей.
Россия вошла сейчас в очень сложный демографический период. Рождаемость, снижается. Причины здесь чисто объективные. Они связаны с теми огромными людскими потерями, провалами, которые понесла наша страна в XX веке, во время Великой Отечественной войны и в драматичные годы после распада СССР. Негативные демографические тенденции в начале 2000-х годов были проблемой. На данный момент на рубеже 2023–2024 годов добиться возобновления естественного прироста населения представляется уже решаемой проблемой .
Подготовленные меры по поддержке семей:
Первое. Важно, чтобы рождение и воспитание детей не означало для семьи риска бедности, резкого снижения уровня благосостояния. Всем известно, что у нас в стране предусмотрены выплаты на первых и вторых детей в возрасте до полутора лет. На первого ребёнка выплаты идут из федерального бюджета. На второго ребёнка семья может получить выплаты из средств материнского капитала. Сумма выплаты зависит от прожиточного минимума ребёнка в конкретном регионе Федерации. От 8000 тысяч рублей, скажем, в Белгородской области до 22 тысяч рублей в Чукотском автономном округе, а в среднем по стране это более 11 тысяч рублей на ребёнка в месяц. Сейчас такие выплаты получают семьи, чьи доходы не превышают полутора прожиточных минимумов на человека. Пора сделать следующий шаг.
Предлагается с 1 января 2020 года поднять планку до двух прожиточных минимумов на члена семьи. Такие запросы есть у людей. Они поступают напрямую в Администрацию Президента. Это позволит практически в полтора раза увеличить число семей, которые получают право на дополнительные выплаты. Помощью государства смогут воспользоваться порядка 70 процентов семей, где рождаются первые и вторые дети.
Второе. Сегодня пособие по уходу за детьми с инвалидностью и за инвалидами с детства первой группы всего 5,5 тысячи рублей. Это очень мало.
Третье. Доходы российских семей, безусловно, должны расти. Это серьёзная, комплексная задача. Подробно о ней ещё скажу чуть ниже. Но нужны и решения прямого действия. И прежде всего должна быть снижена налоговая нагрузка на семью. Принцип должен быть очень простой: больше детей – меньше налог. Предлагается увеличить федеральную льготу по налогу на недвижимое имущество для многодетных семей. Дополнительно освободить от налога: по 5 квадратных метров в квартире и по 7 квадратных метров в доме на каждого ребёнка.
Для примера, что это значит: сейчас налогом не облагаются 20 метров площади квартиры. Если в семье трое детей, то из-под налогообложения будет выведено ещё 15 метров. Что касается земельных участков, принадлежащих многодетным семьям, то предлагаю освободить от налога полностью 6 соток и, таким образом, полностью вывести из-под налогообложения наиболее распространённые по площади участки. Напомню, данную льготу уже предусмотрели для пенсионеров, а также для граждан предпенсионного возраста. Конечно, во многих субъектах Федерации действуют свои налоговые вычеты по земле и имуществу для многодетных семей. Но именно федеральный статус этой льготы гарантирует её применение повсеместно. Регионам предлагаются дополнительные налоговые меры поддержки семей с детьми .
Четвёртое. Правительству и Центральному Банку нужно последовательно выдерживать линию на снижение ставок по ипотеке до 9 процентов, а затем – до 8 процентов и ниже, как это и установлено в майском Указе. При этом особые меры поддержки должны быть предусмотрены для семей с детьми, разумеется. С прошлого года для семей, в которых родился второй или последующий ребёнок, действует программа льготной ипотеки. Ставка для них – 6 процентов. Однако льготой воспользовались всего 4,5 тысячи семей. Предлагается установить льготу на весь срок действия ипотечного кредита.
Конечно, это потребует дополнительных денег, и немаленьких: в 2019 году – 7,6 миллиарда рублей, в 2020-м – 21,7 миллиарда рублей, 2021 году – 30,6 миллиарда рублей. Но, по оценкам, программа может охватить 600 тысяч семей