Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Управление профильным обучением в условиях реализации ФГОС

natali2018 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 137 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.04.2018
На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал обществаев целом рассматриваются как стратегический ресурс. Одним из средств повышения интеллектуально-профессионального потенциала является профильное обучение. Оно рассматривается как условие ть повышения качества образования.
Введение

В современном мире единственный путь, который позволит России оставаться конкурентноспособной, - модернизация и инновационное развитие, поэтому «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [43]. Становление этих качеств невозможно без индивидуализации и дифференцированного подхода к содержанию школьного образования. Наибольшую актуальность это приобретает на старшей ступени обучения. Именно поэтому в общеобразовательных школах предусматриваются профильное обучение и предпрофильная подготовка. Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы – одна из основных идей образовательной реформы в России. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения [46], 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации. Поэтому в настоящее время возрастает внимание администрации к развитию отечественной профориентации. В основном, это находит свое выражение и во внедрении предпрофильной подготовки и профильного профильного обучения во многих российских школах. Но далеко не все образовательные организации подходят с необходимым вниманием к предпрофильной и профильной подготовке обучающихся. Неграмотная организация предпрофильной и профильной подготовки приводит к тому, что детьми совершаются ошибки в выборе профиля обучения. Система профильного обучения базируется на взаимодействии старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В числе предлагаемых профилей – общеобразовательный, социально-гуманитарный, физико-математический, филологический и т.п. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона. Современное образование и ФГОС опираются на идеи компетентностного подхода (реализация практической направленности обучения, формирование способностей и умений находить, преобразовывать и использовать информацию для решения реальных жизненных проблем). Прежняя теория обучения и воспитания в школе, основанная на знаниевом подходе, вступила в противоречие с новыми требованиями общества и ФГОС к структуре, результатам и условиям реализации профильного обучения. Возникла необходимость в деятельности по личностному и профессиональному развитию обучающихся, разработке теоретического обоснования научно-педагогического обеспечения профильного обучения в школе как стадии непрерывного образования. Это говорит об актуальности разработок по реализации профильного обучения в современной школе. В настоящее время в научно-педагогической проблемы профильного обучения достаточно разработаны в трудах М. И. Губановой, Л. Ф. Ивановой, Н. И. Калугина, М. В. Левита, А. С. Макаренко, А. С. Максимова, А. А. Пинского, Л. Д. Сазонова. Такие исследователи, как И.Я Лернер и М.В. Наянова рассматривают организацию профильного образования в контексте дифференциации обучения. Поиски педагогов направлены на уточнение понятийного аппарата, выявление видов дифференциации обучения, её содержания, форм и методов (Н. Г. Дайри, В. И. Загвязинский, Е. А. Певцова, И. С. Якиманская). Работы С. Я. Батышева, А. А. Вербицкого, А. П. Владиславлева, Б. С. Гершунского, В. А. Квартальнова, В. С. Леднева, А. М. Новикова, В. А. Сластенина и др., посвященные особенностям непрерывного образования, создают теоретическую базу для разработки модели преемственности профильного и профессионального образования. Сущность и содержание профессионального самоопределения школьников раскрывают научные положения отечественной педагогики и психологии (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Симоненко и др.) В работах Е.И. Ибрагимова, И.А. Сасовой раскрыты положения содержания профильного обучения старшеклассников. Допрофессиональная подготовка в инновационных специализированных школах представлена в трудах В. Ф. Глушкова, М. И. Губановой, Н. В. Гусельниковой, С. И. Лукьянченко, Н. Н. Чеснокова и др. Освещённая в исследованиях многих педагогов, психологов, социологов многоаспектность изучения профильного обучения говорит о большой заинтересованности в его проблематике, но не позволяет считать окончательно решенными вопросы, связанные с важностью и необходимостью обязательного введения профилизации школы. Анализ данной проблемы будет способствовать глубокому пониманию целей профильного обучения, структуры и организации обучения. В современном обществе существует множество точек зрения на важность и «нужность» профильного обучения. Поэтому целью нашей работы является исследование организации профильного обучения и разработки его содержания, теоретическое обоснование профильного обучения и его особенностей организации в современной школе. Цель определила тему нашего исследования: «Управление профильным обучением в условиях реализации ФГОС». Объектом нашего исследования является процесс внедрения профильного обучения в современную российскую школу. Предметом – управление профильным обучением в условиях реализации ФГОС. Гипотиза исследования: управление профильным обучением в условиях реализации ФГОС будет эффективным, если: 1) провести обобщение зарубежного и отечественного опытов содержания и организации профильного обучения в образовательной организации; 2) выявить комплекс педагогических условий организации профильного обучения; 3) провести педагогический эксперимент по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе. Следовательно, выделяются следующие задачи исследования: 1) Изучить состояние зарубежного и отечественного опытов организации профильного образования. 2) Уточнить понятия предпрофильная подготовка и профильное обучение. 3) Выявить комплекс педагогических условий организации профильного обучения: - особенности форм, методов урочной и внеурочной работе при переходе к профильному обучению; - возможные формы организации профильного обучения; -контролирующие функции внедрения профильной подготовки. 4) Провести педагогический эксперимент по выявлению эффективности реализации элективных курсов. Методологическими основами при определении основных понятий настоящего исследования, уточнений целей и основополагающих принципов предпрофильной подготовки, характера ее связи с целями профильного обучения учащихся старшей школы стали работы следующих учёных: А.Г. Каспржак, А.А. Кузнецов, И.И. Колисниченко, К.Г. Митрофанов, М.А. Пинская, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков, Н.Ф. Родичев, В.В. Филиппов, И.Д. Фрумин, С.Н. Чистякова. Теоретической основой исследования были работы учёных и исследователей в области профильной подготовки и профильного обучения, а также нормативно-правовая документация в области реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательной организации: 1. Закон РФ «Об образовании». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). 3. Концепция непрерывного образования (утверждена 17.07.2003г. ФСК МО РФ). 4. Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г. №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы (полного) общего образования». 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2004 г. №108 «Об апробации новой образовательной программы начального профессионального образования в условиях профильного обучения на третьей ступени общего образования». 6. Решение совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 31 августа 2010 г. 7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Экспериментальная база исследования: МБОУ гимназия №65. Решение поставленных задач обеспечивалось различными методами, среди которых можно выделить следующие группы: - теоретические – анализ литературы и результатов экспериментальных иссле¬дований; - диагностические – анкетирование, наблюдение, анализ результа¬тов деятельности участников образовательного процесса; - статистические методы обработки данных. Работа по теме осуществлялась поэтапно. Первый этап – поисково-теоретический. На данном этапе проводился анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, была определена проблема исследования, происходил сбор и анализ эмпирических данных, полученных на констатирующем этапе, и осмысление теоретических подходов к управлению старшей школой в условиях предпрофильной подготовки и введения профильного обучения. Второй этап – опытно-экспериментальный. Осуществляется формирующий эксперимент, в процессе которого выявляется эффективность реализации элективных курсов в условиях введения профильного обучения в школе старшей ступени, проводится анализ, систематизируются и обобщаются результаты исследования. Третий этап – описательно-итоговый. На этом этапе завершается обоснование основных положений исследования по проблеме внедрения профильного обучения в образовательный процесс, формируются окончательные выводы. Результаты исследования послужат теоретической базой для дальнейшей разработки проблемы совершенствования управления качеством образования в условиях введения в профильных классах индивидуальных учебных планов. В этом состоит теоретическая значимость работы. Практическая значимость исследования заключается в следующем: накопленный в ходе исследования материал, разработанные методические планы и конспекты, программы и курсы могут быть использованы в школах в работе по ориентации учащихся на осознанный выбор профиля обучения. Научная новизна исследования: 1) Выделены и содержательно конкретизированы этапы научно-педагогического обеспечения профильного образования и предпрофильной подготовки. 2) Созданы авторские элективные курсы, где приоритетная роль принадлежит интегративно-преемственному изучению предметов на основе внутрипрофильной индивидуализации и дифференциации.
Содержание

Введение…………………………………………………………..................3-9 Глава I. Теоретические основы профильного обучения в современной школе §1.1. Особенности организации и содержания профильного обучения в зарубежной и отечественной школах.................................................................10-17 §1.2. Профильное обучение в условиях новой школы...........................18-21 §1.3. Сущность профильного обучения в условиях реализации ФГОС.....................................................................................................................22-35 Глава II. Проектирование реализации профильного обучения в условиях ФГОС §2.1. Педагогические условия перехода школы к организации профильного обучения........................................................................................36-39 §2.2. Модель управления профильным обучением в современной школе.....................................................................................................................40-44 §2.3. Педагогический эксперимент по организации профильного обучения в современной школе...........................................................................................45-61 Заключение.................................................................................................62-63 Список использованных источников.......................................................64-73 Приложения..............................................................................................71-137
Список литературы

1. Алижанова Х.А. Основные проблемы и противоречия в организации профильной подготовки, эффективность профильного обучения.// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012. 2. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И.С. Артюхова // Педагогика – 2004. – №2. 3. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/ (Дата обращения: 19.01.2017). 4. Афанасьева Т. П., Ерошин В. И. Модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов: Сборник научно-методических материалов. Москва: ЗАО Академ Пресс, 2005. 5. Багаутдинова Н.Г.Концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации. // Журнал «Российское предпринимательство», № 3, 5, 2004. 6. Безуглов Ю.И. Управление качеством образования. Сборник научных статей /ОИПКРО/. Оренбург, 1999. 7. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. – М., 1996. 8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. 9. Болотов В. А.Перспективы перехода школы на профильное обучение /В. Болотов // Воспитание школьников – 2004. – №1. 10. Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации. Вопросы образования. 2004. -№ 3. 11. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие. – М.: Высшая школа, 1998. – 431 с. 12. Броневщук С.П. Профильное обучение и единый государственный экзамен // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 21 апреля. 13. Вартапетова С.С. Программа «Стилистика русского языка для 10-11 классов» //РЯШ. -2008.-№5.-С.12-16. 14. Веретенникова Е.Г., Патрушина С.М., Савельева Н.Г. Информатика: Учебное пособие. Серия «Учебный курс». – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. – 416 с. 15. Волович М.Б. Не мучить, а учить / О пользе педагогической психологии. – М., изд. Российского открытого университета, 1992. – 232 с. 16. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. – Под редакцией Т.И.Шамовой. –М., «Педагогика», 1991. 17. Габдулхаков В. Ф. , Мартьянова О. В. /под редакцией И. Г. Хадиуллина Проектирование элективных курсов для профильной школы и требования к их оформлению./ Методическое пособие для экспертов. Казань: РИЦ «Школа», 2005 18. Головин А.В. Записки для немногих.// Вопросы истории, 1997, №3, с.79-85. 19. Голубева Л.М. Управление качеством образования на диагностической основе. [Электронный ресурс]. URL: http://yesnet.purpe.ru/seminar/upkchob/step.htm (Дата обращения: 15.10.16) 20. Громова Т. Критерии и оценки качества образования. //Научно-методический журнал «Директор школы». ИФ «Сентябрь», № 5,2006. 21. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогика, 1972. – 424 с. 22. Довжко Ф.Е. Исторический опыт реформирования профильного технического образования России / Под ред. Ф.Е. Довжко. – М., 1999. 23. Ерина Т.Н. Диагностическая основа профилизации образования //Стандарты и мониторинг в образовании.-2010.-№4.-С.9-14. 24. Ермаков Д. Организационно-педагогические проблемы профилизации. // Научно-методический журнал «Директор школы». ИФ «Сентябрь», № 1,2 25. Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы. // Народное образование. 2004. №7 26. Жафяров А.Ж. Ермаков / Предпрофильная подготовка на средней ступени общего образования // Профильная школа – 2004. – №3. 27. Журавлева К.И., Зубарева Е.Ю., Нистратова И.Е., Секачева Е.Ю. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность обучающегося выбирать желаемую нагрузку. //Научно-методический журнал «Директор школы». ИФ «Сентябрь», № 3,2008. 28. Журнал «Профильная школа», №3, 2007 29. Загвязинский В.И. Педагогический словарь: Учеб, пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М: Издательский центр Академия.2008.- 32с. 30. Захарова,Ж.М.Профильноеобучение/Ж.М.Захарова[Электронный ресурс].URL:obrazovanie.belomorsk.karelia.info/ru/company/1112092570/profil.html(Дата обращения: 20.05.16) 31. Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 11 февраля 2011. – М., Издательский дом направленные Паганель, 2011. 32. Каспржак А.Г. Модели профильного обучения и составление индивидуальных учебных планов. //Научно-методический журнал «Директор школы». ИФ «Сентябрь», № 5,2006. 33. Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф. Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах). с. 10. -журнал «Практика административной работы в школе» №6. 2003г. 34. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ Академия , 2001. С. 56. 35. Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО зарубежный ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ §1.1. Особенности организации и содержания профильного обучения в зарубежной и отечественной школах На данном этапе нашей работы проведём анализ понятий «профиль», «профильное обучение» и «профильная подготовка». Словарь С.И.Ожегова даёт даёт одно из значений слова «профиль» , как «совокупность специфических черт, характеризующих какую-нибудь профессию, а так же характер производственного учебного уклона» [52; 581]. В словаре иностранных слов «profil» - «совокупность основных типических черт хозяйства; какой-либо профессии» [73; 574]. В современной педагогической науке отсутствует однозначное толкование понятия «профильное обучение». но вместе с тем можно выделить следующие черты: 1. Профильное обучение рассматривается как вид дифференцированного обучения. И.М.Осламовская выделяет следующие основания для классификации форм дифференцированного обучения: по общим способностям, по специальным способностям, по индивидуально-физиологическим особенностям, по интересам и проектируемой профессии, по национальному признаку, по религиозной принадлежности. Исходя из данной классификации профильное обучение - есть форма дифференцированного обучения по интересам и проектируемой профессии. 2. Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность. Согласно классическим представлениям Н.М.Шахмаева, в учебном плане профильного обучения, помимо общеобразовательных, должны быть включены: основной профильный предмет, дополнительный профильный предмет и прикладной профильный предмет. В.А.Далингер подчеркивает важность прикладной и практической направленности профильных курсов. Согласно исследованиям А.А.Пинского, содержание профильного обучения представлено базовыми курсами, профильными курсами, элективными курсами, предназначенными для специализации внутри профиля. В.В.Гузеев считает, что в учебном плане должно быть выделено профильное ядро, состоящее из предметов, которые рассматриваются в профессиональном плане. Вокруг этого ядра группируются предметы прикладного обеспечения, а для общегуманитарного развития учащихся используют общекультурные предметы. 3. Профильное обучение основано на личностно-ориентированном подходе. Личностно-ориентированный подход в обучении может быть рассмотрен с разных позиций: цели, содержания образования, методов и форм обучения, деятельности учителя и ученика и т.д. Таким образом, большинство исследователи сходятся в том, что профильное обучение – это организация подготовки учеников старших классов, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы индивидуальным, отвечающим реальным запросам общества, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg