Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Социально-экономическая политика государства: особенности и приоритеты в России.

cool_lady 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Цель курсовой работы – изучить современное социально-экономическое состояние РФ и основные направления социально-экономической политики государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: - рассмотреть теоретические основы социально-экономической политики государства; - проанализировать современное состояние экономики России; - определить основные направления совершенствование социально-экономической политики РФ. Объект курсовой работы – социально-экономическая политика государства. Предмет курсовой работы – направления укрепления экономической безопасности России. Методологической основой проведения исследования явились общенаучные методы и межнаучные методы, такие как: анализ и синтез, статистические методы, монографический, расчетно-конструктивный, графический и др. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение

Актуальность данной темы курсовой работы, определяется тем, что неблагополучие экономической сферы деятельности государства влечет за собой трудности в реформировании экономики, тормозит развитие торговой и внешнеэкономической деятельности, создает отрицательные условия для совершенствования бюджетной, страховой, налоговой и иных сфер финансовой системы Российской Федерации. Для стабильного социально-экономического развития необходимо проведение активной социально-экономической политики государства. Таким образом, сильная и защищенная экономическая сфера является основой государства, отсутствие стабильности влечет за собой неспособность государства отстаивать свои интересы и обеспечивать свою национальную безопасность.
Содержание

Введение…………………………………………...………………………………3 Глава 1. Теоретические основы социально-экономической политики государства 1.1 Экономическая политика государства: цели и приоритеты………………..5 1.2 Уровни исполнения социальной политики государства……………………7 1.3 Основные направления развития социально-экономической политики….10 Глава 2. Анализ современного состояния экономики России 2.1 Оценка современного экономического развития РФ……………………...13 2.2 Значение и роль здравоохранения, образования в социально-экономическом развитии России……………………………………………….18 2.3 Направления развития социальной политики РФ…………………………24 Глава 3. Совершенствование социально-экономической политики РФ 3.1 Приоритеты развития социальной защиты и гарантии поддержки населения…………………………………………………………………………27 3.2 Проблемы социальной защиты населения в Российской Федерации……..31 3.3 Государственные программы по развитию и внедрению социальных стандартов………………………………………………………………………..34 Заключение……………………………………………………………………….37 Список информационных источников…………………………………………40
Список литературы

1. Басовский, Л.Е. Экономическая теория: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 192 c. 2. Бурганов, Р.А. Экономическая теория: Учебник / Р.А. Бурганов. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c. 3. Войтов, А.Г. Экономическая теория: Учебник / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2015. - 392 c. 4. Гусейнов, Р.М. Экономическая теория: учебник. / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2018. - 157 c. 5. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика -1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 920 c. 6. Казначевская, Г.Б. Экономическая теория: Учебник / Г.Б. Казначевская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 252 c. 7. Кочетков, А.А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2016. - 696 c. 8. Мамаева, Л.Н. Экономическая теория: Учебник / Л.Н. Мамаева. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 352 c. 9. Маховикова, Г.А. Экономическая теория: Учебник и практикум / Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 573 c. 10. Маховикова, Г.А. Экономическая теория: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.А. Маховикова, Г.М. Гукасьян, В.В. Амосова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 443 c. 11. Николаева, И.П. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева. - М.: Дашков и К, 2015. - 328 c. 12. Носова, С.С. Экономическая теория (для бакалавров) / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2019. - 350 c. 13. Океанова, З.К. Экономическая теория: Учебник / З.К. Океанова. - М.: Дашков и К, 2015. - 652 c. 14. Руднева, А.О. Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: Инфра-М, 2016. - 544 c. 15. Сажина, М.А. Экономическая теория: Учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - М.: Форум, 2016. - 288 c. 16. Тальнишних, Т.Г. Экономическая теория: Учебное пособие / Т.Г. Тальнишних. - М.: Инфра-М, 2015. - 448 c. 17. Худокормов, А.Г. Экономическая теория в истор. развитии.: Монография / А.Г. Худокормов, А. Лапидюс. - М.: Инфра-М, 2018. - 190 c.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы социально-экономической политики государства 1.1 Экономическая политика государства: цели и приоритеты Экономическая политика представляет собой систему мер, которые проводятся государствами с целью упорядочения, корректировки и поддержания социально-экономических процессов общественного развития. Эти меры призваны обеспечить экономический рост и требуемый уровень благосостояния населения. Каждая страна имеет собственную стратегию развития, а экономическая политика при этом, исполняет роль инструмента реализации государственной стратегии. Посредством государственной экономической политики происходит конкретизация принципов государственного вмешательства в экономическое развитие с целью реализации его стратегических целей [11, c.52]. Существуют следующие взаимосвязанные приоритетные направления деятельности государства: - институциональная политика проводит изменение организации экономики, создание новых или устранение старых социальных, экономических и финансовых институтов, изменение их функций и взаимосвязей; - структурная политика проводится в сфере макроэкономических пропорций конечного потребления и валового накопления, доходов и расходов государства, экспорта и импорта, отраслевых и региональных экономических структур; - инвестиционная политика проводится в области установления масштаба инвестиций, их источника и направления использования; Финансовая политика в сфере создания и использования государственных финансовых ресурсов, контроля целевого использования средств бюджета государства; - региональная политика проводится в отношении экономической интеграции регионов и их социально-экономического развития; Внешнеэкономическая политика, проводимая в сфере экспорта и импорта продукции, в том числе привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за границу. Основными составляющими экономической политики государства считаются: научно-техническая политика, инновационная, налоговая, политика обеспечения национальной безопасности, антимонопольная политика и др. В соответствии с историческим этапом развития приоритеты государственной экономической политики могут подвергаться изменениям. Приоритетными составляющими экономической политики являются: политика в разрезе отраслей нематериального производства, политика в сфере производства, политика приватизации и реприватизации, региональная политика, социально-экономическая политика и пр. Каждое приоритетное направление экономической политики обладает своими целями: - обеспечить стабильную и прогнозируемую федеральную налоговую политику и политику бюджетных расходов; - обеспечить предсказуемость тарифной политики при оказании услуг естественными монополиями, установить жесткие бюджетные ограничения органам региональной и муниципальной власти; - сделать возможным свободное перемещение рабочей силы и капитала по всей территории страны; - сократить различия социально-экономического развития регионов, обеспечить финансовую поддержку бедным регионам; - создать равные условия экономического развития субъектов, одинаковых конкурентных условий для ведения предпринимательской деятельности. Экономическая политика предполагает решение следующих задач: Оптимально распределить расходные и доходные полномочия органов власти соответствующих уровней; Повысить заинтересованность региональных органов власти в увеличении и расширении налоговой базы; Развивать и оптимизировать в регионах социальную, инженерную, транспортную, рыночную, производственную, телекоммуникационную инфраструктуру; Способствовать снижению административных и экономических барьеров межрегионального взаимодействия в процессе перемещения продукции (услуг, рабочей сила) и др. Таким образом, экономическая политика государства выражает и воплощает цели, задачи, интересы государства и его жителей. 1.2 Уровни исполнения социальной политики государства Социальная политика в современном мире реализуется на нескольких уровнях. Сегодня специалистами принято выделять 3 ключевых уровня реализации современной социальной политики: - микроуровень социальной политики; - макроуровень социальной политики; - интеруровень социальной политики. На микроуровне социальная политика представлена, прежде всего, социальной политикой конкретной фирмы или компании, которую они выбирают в отношении своего персонала. В первую очередь, это меры по организации и охране труда работников корпорации [13, c.58]. На макроуровне осуществляется как региональная социальная политика, так и государственная социальная политика, которая ориентируется на благополучие регионов и на то, чтобы повысить статус государства на международной арене. Как известно, благополучие граждан – это один из показателей того, что страна достигла достойного уровня развития, и что государство и его субъекты в действительности способны учитывать и удовлетворять потребности и интересы собственных граждан. Что касается интеруровня социальной политики, то он представлен межгосударственной социальной политикой. Это направление напрямую связано с решением наиболее глобальных экономических проблем, а также с ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран, которые до сих пор не могут выйти на качественно и количественно новый уровень именно по причине того, что их социальная политика несовершенна и не способна удовлетворять потребности и интересы граждан. Уровни социальной политики выделяются специалистами также с точки зрения ее субъектов. Таким образом, мы сталкиваемся с государственным, региональным и муниципальным уровнями социальной политики государства. На государственном уровне социальной политики определяются цели и задачи субъектов социальной политики (в нашем случае, здесь субъектом выступает государство). Также оно определяет приоритетные направления развития, а также наиболее оптимальные и эффективные способы для достижения поставленной цели. На государственном уровне происходит утверждение нормативных и правовых актов, которые становятся основой и ориентирами для деятельности, и регулируют общие принципы социальной политики на уровне единого государства. Субъект устанавливает социальные стратегии в таких областях, как: - оплата заработной платы за выполненные работы и предоставленные услуги; - пенсионное обеспечение ветеранов, пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - назначение стипендиальных выплат отдельным категориям студентов (сиротам или выходцам из многодетных семей; - медицинское обслуживание всего населения и предоставление его независимо от пола и возраста, социального и материального положения гражданина, его статуса; - предоставление услуг в сфере образования и культуры, возможности для человека обучаться и развиваться, независимо от его социального статуса, физического состояния; - разработка целевых социальных программ, которые будут действовать на всех без исключения граждан. Государственный уровень социальной политики считается наиболее важным, поскольку государство в полной мере имеет права и свободы, а также полномочия к тому, чтобы формировать и реализовывать социальную политику через систему мер и мероприятий, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование, а также путем предоставления социальных гарантий отдельным категориям граждан [14, c.23]. Региональный уровень социальной политики подразумевает, что субъекты обязаны учитывать национальный, этнический, культурный и исторический признаки региона, от которых в большей степени зависят интересы и потребности жителей этой территории. В рамках данного уровня социальной политики разрабатываются, а в дальнейшем реализуются региональные законы, а также социальные программы, которые учитывают особенности региона и характер потребностей его жителей. Вместе с тем, следует акцентировать внимание на том, что данный уровень социальной политики не всегда в состоянии учитывать потребности и интересы, а также запросы и нужды отдельных людей. Для того, чтобы это осуществить, важно использовать специальные технологии, а они уже присущи другому, третьему уровню социальной политики – муниципальному уровню. Деятельность субъектов, относящихся к муниципальному уровню социальной политики, направлена на то, чтобы решать не общие проблемы, а конкретные затруднения, с которыми сталкиваются отдельные граждане. Именно на этом уровне проще всего оценить реальные потребности отдельного человека и соотнести их с его возможностями. Исследователи также отмечают, что на муниципальном уровне следует проверять степень эффективности социальных услуг, которые оказываются населению для разрешения противоречий и актуальных проблем. На муниципальном уровне реализации социальной политики и ее программ субъекты находятся ближе к потребителю услуг. Следовательно, реализация здесь будет более экономичной, хотя субъекты этого уровня довольно редко принимают участие в разработке программ других уровней (государственного или регионального). Они ориентируются на общепринятые нормы и правила, могут опираться на положения общегосударственных программ, постепенно адаптируя их под специфику условий своего региона и населения. Таким образом, государственная социальная политика в целом характеризуется наличием единого законодательного пространства, а также особой социальной инфраструктурой и специфическим кадровым и информационным обеспечением, которое предназначено для всего населения конкретной территории. 1.3 Основные направления развития социально-экономической политики Под социально-экономическим развитием понимается многомерный и многоаспектный процесс, который, как правило, анализируется в свете совокупности разнообразных социальных и экономических целей и включает в себя следующие положения: - развитие производства и увеличение доходов; - изменения в институциональной, социальной и административной структурах общества; - изменения в общественном сознании; - изменения в традициях и привычках. Социально-экономическое развитие обладает определенной направленностью, которая формируется целью или системой целей [1,c.17]. В случае если эта направленность положительна, то принято считать, что происходит прогресс, если же отрицательна, то регресс или деградация. Иначе говоря, основой развития государства неизменно является конкретная цель или несколько целей. В данный момент главной задачей социально-экономического развития государства служит повышение качества жизни населения [2,c.6]. Вследствие этого процесс социально-экономического развития должен содержать в себе три самых важных составляющих: 1) рост уровня доходов и качества образования населения и повышение показателей его здоровья; 2) формирование среды, которая благоприятствовала бы развитию чувства собственного достоинства у людей вследствие организации социальной, политической, экономической и институциональной систем; 3) повышение уровня свободы людей, включая и их экономическую свободу. Планы стратегического развития государства являются фундаментом для создания программ социально-экономического развития. Такие программы разрабатываются по основным областям деятельности человека, учитывая целесообразное соответствие государственного регулирования и рыночных отношений. Инвестиционная привлекательность для расширения потенциала также является важным фактором стратегии экономического развития страны [4,c.254]. Как правило, эти программы состоят из целенаправленных проектов и поэтапных планов их осуществления. Стратегия экономического развития – это совокупность процедур, которые направлены на осуществление долговременных задач социально-экономического развития государства. Они призваны: 1) предоставлять стимулы (среди которых и ресурсные) для развития тех территорий, у которых по независящим от них причинам нет возможностей выполнять свои функции в режиме саморазвития; 2) оживить и всячески содействовать социальной мобильности населения различных регионов; 3) формировать среду для создания и непосредственного функционирования государственно важных возможных точек роста (например, СЭЗ, технопарки и т. п.); 4) гарантировать реализацию некоторыми территориями общегосударственных функций (например, нахождение на территории предметов особого предназначения, субсидирование закрытых административно-территориальных образований); 5) создавать нестандартные организационно-правовые режимы специального политического и геополитического значения и содействовать им; 6) прогнозировать и эффективно и быстро бороться с возникновением зон бедствий (стихийных, техногенных и др.). Указанные аспекты государственного управления дают возможность представить основу государственного управления экономическим развитием как совокупность взаимосвязанных и взаимовлияющих механизмов и форм явного и неявного административного влияния на экономику государства. Методы государственного регулирования должны способствовать процессам экономической интеграции и вместе с тем оказывать содействие комплексному социально-экономическому развитию [5,c.26]. Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно с уверенностью сказать, что социально-экономическое развитие действительно происходит только тогда, когда при иных одинаковых условиях увеличивается личная свобода каждого, в частности и в экономической сфере. Этого можно достичь только при достаточном содействии малому и среднему бизнесу, реализации антимонопольных мер, обеспечении свободы передвижений, которая гарантируется сформированным рынком жилья. Глава 2. Анализ современного состояния экономики России 2.1 Оценка современного экономического развития РФ Показателем, характеризующим структуру национальной экономики, является валовой внутренний продукт (далее - ВВП). ВВП включает в себя всю совокупную годовую стоимость товаров и услуг, произведённых во всех отраслях экономики государства для потребления, экспорта и накопления. Данный макроэкономический показатель является критерием оценки экономики государства и используется для анализа эффективности развития различных отраслей экономики из года в год. Представим динамику ВВП за 2016-2019 годы на основании данных Росстата, на рисунке 1. Рисунок 1 - Динамика ВВП за 2016-2019 год С 2016 года наблюдается рост ВВП. К концу 2019 года был достигнут рекордный показатель ВВП, который превысил 110 триллионов рублей. Увеличение цифр, а соответственно и улучшение экономической ситуации в стране произошло за счёт промышленного производства, вложения денежных средств в эту сферу и развития строительства. Ещё двумя векторами развития экономики специалисты считают сельское хозяйство и выдачу потребительских кредитов. Последнее обусловлено понижением минимальной процентной ставки ЦБ РФ и снижению темпов инфляции. Основным параметром считается не столько величина ВВП, сколько динамика роста его из года в год. Темпы росты ВВП за 2016-2019 годы представим на рисунке 2. Рисунок 2 - Темпы росты ВВП за 2016-2019 годы Если ВВП превышает 3%, то это считается уровнем экономически стабильного положения в нашей стране, правительству необходимо стремиться именно к этой отметке. Это в то же время обеспечивает РФ выгодные позиции на мировой экономической арене. В 2018 году увеличение показателя составит 2%, рост ВВП в 2019 году составил 1,3 %. Далее проанализируем уровень инфляции. В таблице 2 представлена динамика инфляции за 2016-2019 годы. Таблица 2 - Динамика инфляции за 2016-2018 годы Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год 2016 год 0,96 0,63 0,46 0,44 0,41 0,36 0,54 0,01 0,17 0,43 0,44 0,40 5,38 2017 год 0,62 0,22 0,13 0,33 0,37 0,61 0,07 -0,54 -0,15 0,20 0,22 0,42 2,52 2018 год 0,31 0,21 0,29 0,38 0,38 0,49 0,27 0,01 0,16 0,35 0,50 0,84 4,27 2019 год 1,01 0,44 0,32 0,29 0,34 0,04 0,20 0,10 0,03 0,15 0,18 0,89 2,67 Из таблицы видно, что в январе-сентябре 2018 г. годовая инфляция замедлялась, и по итогам этого периода «застыла» на отметке 2,5 % (в годовом исчислении). В июле 2019 года уровень инфляции в России составил 0,20%, что на 0,16 больше, чем в июне 2019 года и на 0,07 меньше, чем в июле 2018 года. Вместе с этим, инфляция с начала 2019 года составила 2,67%, а в годовом исчислении - 4,59%. Так, за период с январь по октябрь 2017 г. уровень инфляции составил 7,4 %, а по состоянию на январь-декабрь 2017 г. в годовом выражении сократился на 0,2 % и составил 5,4 %, что практически вдвое ниже (15,9 %) по сравнению с периодом 2016 г. В 2018 г. уровень инфляции сократился еще вдвое и продолжает сокращаться в 2019 году. На фоне низкой инфляции продолжился рост заработной платы в реальном выражении. За 2018 г. заработная плата населения в реальном выражении выросла на 3,1 % по сравнению с 2017 г., а в 2019 году достигла 44921,3 тыс. руб. Динамика заработной платы представлена на рисунке 3. Рисунок 3 - Динамика заработной платы за 2016-2019 годы Также за этот период были проиндексированы пенсии на величину, близкую к уровню инфляции. Так в 2017 г., по данным Росстата, 21,1 млн. человек имели доходы ниже национальной границы бедности, что составило 14,4 % населения по сравнению с 2016 г. где этот показатель составлял 14,6 %. Рецессия национальной экономики 2014–2016 гг. усилила уязвимости, накопленные в банковской сфере. По данным Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации в . составила 146,7 млн человек. С начала года численность населения сократилась на 32,9 тыс. человек, или на 0,02% (за аналогичный период 2018 года - уменьшилась на 40,6 тыс. человек, или на 0,03%) данные представлены на рисунке 4. Миграционный прирост на 69,2% компенсировал естественную убыль населения.2019 г Рисунок 4 – Изменения численности населения России за 2011-2019гг. Общая характеристика воспроизводства населения в Российской Федерации представлена в Таблице 3. Таблица 3 - Показатели естественного движения населения за 2017-2019 гг. Наименование I квартал тысяч на 1000 человек 2019 г. 2018 г. 2017 г. прирост(+),снижение(-) 2019/2018 2019 г. 2018 г. 2017 г. Родившихся 355,2 390,9 385,5 -35,7 9,8 10,8 10,1 Умерших 461,9 478,2 468,5 -16,3 12,8 13,2 11,7 из них детей в возрасте до 1 года 1,7 2,1 1,8 -0,4 4,33 5,13 4,7 Естественный прирост (+), убыль (-) -106,7 -87,3 -83 19,4 -3,0 -2,4 -2,6 Браков 123,9 158,6 147,9 -34,7 3,4 4,4 4,0 Разводов 72,8 145,7 104,2 -72,9 2,0 4,0 3,6 В 2019 г. по сравнению с 2018 г. в России отмечалось снижение числа родившихся (в 82 субъектах Российской Федерации) и числа умерших (в 69 субъектах). В целом по стране в 2019 г. число умерших превысило число родившихся в 1,3 раза (в январе 2018 г. - в 1,2 раза), в 39 субъектах Российской Федерации это превышение составило 1,5-2,2 раза. Рисунок 5 - Естественный прирост населения в 2019 г. Естественный прирост населения в 2019 г. зафиксирован в 17 субъектах Российской Федерации (в 2018 г. - в 16 субъектах). Тенденции падения и роста числа рождений достаточно последовательно повторяют изменения в числе зарегистрированных браков, хотя они формируются на фоне сохранения довольно высокого удельного веса родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, и периодического роста числа регистрируемых разводов. По состоянию в 2019 году население России, по данным Росстата, насчитывало более 146,7 миллиона человек. Особенностью демографической ситуации является то, что естественная убыль (смертность/рождаемость) компенсируется миграционным приростом. В целом по стране за последние три года зафиксировано падение рождаемости, опережающее снижение смертности населения, а также сокращение притока мигрантов при росте оттока жителей. Лишь в 25 регионах численность населения за последние три года выросла, в остальных 60 — сократилась.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 14 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Экономика, 20 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Экономика, 19 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Экономика, 22 страницы
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg