Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности

cool_lady 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Объект исследования – процесс развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Предмет исследования – возможности развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности. Цель исследования – изучить теоретические и практические аспекты исследования и реализовать опытно-экспериментальную работу по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности. Данная цель реализуется в ряде следующих задач: 1) рассмотреть некоторые аспекты развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников; 2) описать особенности развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ; 3) раскрыть возможности развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности; 4) провести диагностику на выявление уровня развития познавательных УУД у младших школьников (констатирующий этап опытно-экспериментальной работы); 5) описать реализацию опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности (формирующий этап); 6) представить анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап). Гипотеза исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности средствами ИКТ будет успешно, если: - разработана и реализована программа внеурочной деятельности по русскому языку с применением ИКТ; - в рамках программы реализуются следующие формы работы – создание интерактивных учебных проектов, поиск однокоренных слов по переписке с друзьями, работа со словарями онлайн, работа с интерактивными тренажерами (программы «Грамотей», «Дэльфа-142», «Кликер-5. Живое слово»). Методы исследования: - теоретические: анализ педагогической и методической литературы, синтез, обобщение, систематизация; - эмпирические: наблюдение, беседа, методики диагностики познавательных УУД. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации теоретического материала по вопросу развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной программы внеурочной деятельности по русскому языку в работе учителей начальных классов. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение

Актуальность исследования. В основе формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) в свете Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) лежит «умение учиться», которое предполагает «полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения младшими школьниками предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора» [26]. Поэтому одна из актуальных задач современного начального общего образования - развитие познавательных универсальных учебных действий, что является необходимостью в условиях достижения современного результата образования младших школьников. Задачи всестороннего воспитания и обучения успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы познавательной активности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что с развитием познавательной активности связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, что является фундаментом для развития всех других сторон детской личности. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, а также логические действия. Они обеспечивают способность к осуществлению поиска, обработки и использования информации. Теоретическое осмысление вопросов развития познавательной активности, познавательного интереса и познавательных универсальных учебных действий в образовании было изучено и продолжает изучаться в трудах М.Я. Басова, В.Я. Булохова, С.Ф. Жуйкова и других учёных. Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по формированию познавательных УУД у младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формированию познавательных УУД зависит от способа организации специальной развивающей работы. Сегодня в современной школе широко применяются информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ). Урок с использованием ИКТ становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке. Анализ литературы и практики работы учителей позволил выявить противоречие между необходимостью развития познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности средствами ИКТ и недостаточной разработкой методических рекомендаций по данному направлению работы. Всё вышеизложенное обусловило необходимость обращения к выбранной теме работы: «Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности».
Содержание

Введение…………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические подходы к развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности………………………………………….. 7 1.1. Некоторые аспекты развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников………………………………….. 7 1.2. Особенности развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ…………………………. 1.3. Возможности развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности…………………………………………………………………. Глава 2. Практические подходы к развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности………………………..………………… 16 22 31 2.1. Актуальное состояние педагогической практики по диагностике познавательных УУД младших школьников средствами ИКТ (констатирующий этап)…............................................................................... 31 2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности (формирующий этап)…… 39 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап)………………………………………………………….. 48 Заключение…………………………………………………………………... 54 Список литературы…………………………………………………………... 57 Приложение………………………………………………………………….. 64
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические подходы к развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности 1.1. Некоторые аспекты развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» [26]. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий, считает А.Г. Асмолов, является также и залогом профилактики школьных трудностей [3]. В широком значении «универсальные учебные действия» по утверждению А.Г. Асмолова – это «саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3, с. 7]. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [4]. В состав УУД входят личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают в себя общеучебные, логические, постановку и решение проблемы. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность [3, с. 10]. Согласно мнению А.Г. Асмолова, функции универсальных учебных действий включают: 1. Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью. 3. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области [3, с. 12]. ФункцииУУД мы включаем в настоящую работу потому, что они состоят, во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; во-вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей»; в-третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Согласно мнению Е.Ш. Козыбаева также функции универсальных учебных действий включают: - обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; ? создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [13, с.23]. В данном исследовании нас интересуют, прежде всего, познавательные УУД. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую в целом можно назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала [15, с. 14]. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития младшего школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Процесс познавательной деятельности требует значительных затрат умственных сил и напряжения, что удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий [19, с. 16]. В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает болееплодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом [32, с. 121]. Таким образом, познавательная деятельность вооружает школьника знаниями, умениями, навыками; способствует воспитанию нравственных, гражданско-патриотических, эстетических качеств учащихся, формированию мировоззрения в целом. В процессе познавательной деятельности развиваются память и мышление, формируются личностные новообразования, активность, самостоятельность учащегося. Познавательный интерес позволяет выявить и реализовать потенциальные возможности учащихся, приобщая к поисковой и творческой деятельности [31, с. 138-139]. Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [1]. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Согласно мнению А.М. Кондакова и А.А. Кузнецова к общеучебным универсальным действиям относятся: 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 3. Структурирование знаний; 4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 6. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 7. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; 8. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера [9, с.65]. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: 1. Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно-графическая или знаково-символическая); 2. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: 1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); 2. Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; 3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; 4. Подведение под понятие, выведение следствий; 5. Установление причинно-следственных связей; 6. Построение логической цепи рассуждений; 7. Доказательство; 8. Выдвижение гипотез и их обоснование. Согласно мнению А.Г. Асмолова, постановка и решение проблемы включают: 1. Формулирование проблемы; 2. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [3, с. 12]. Познавательные УУД «обеспечивают возможность учащимся: - самостоятельно осуществлять деятельность учения; - ставить учебные цели; - искать и использовать необходимые средства и способы достижения; - контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - обеспечивают успешное освоение знаний, умений и навыков по всем предметам; - формируют картину мира и компетентности в любой предметной области познания; - создают условия для самореализации и развития личности на основе готовности к непрерывному образованию, для формирования компетентности научить учиться, высокой социальной и профессиональной мобильности» [6, с. 114]. Опираясь на положение о том, что в основе построения внешней структуры любой деятельности, в том числе и учебно-познавательной, лежат функции психики по управлению конкретными процессами человеческой деятельности, Т.И. Шамова с соавторами выделяют в составе и во внешнем строении познавательных универсальных учебных действий мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой и оценочный компоненты [54, с. 70]. Данные компоненты познавательных универсальных действий младшего школьника на всех этапах учебного познания функционируют во взаимосвязи и единстве. Б.З. Вульфов указывает, «что мотивация является первым обязательным компонентом, входящим во внешнюю структуру познавательных универсальных учебных действий младшего школьника. При осуществлении познавательных универсальных учебных действий мотивом для младшего школьника является, во-первых, желание решить трудную познавательную проблему, а во-вторых, сам увлекательный процесс решения этой проблемы. Именно в процессе решения познавательной проблемы младший школьник учится мыслить, творчески усваивать знания и умения гносеологической направленности» [31, с. 71]. Более того, решение познавательных проблем предоставляет младшему школьнику возможность пережить процесс познания как субъективное открытие еще неизвестного ему знания. Основой ориентационного компонента познавательных универсальных учебных действий младшего школьника является цель. Познавательные универсальные учебные действия направлены не столько на освоение обобщенных способов деятельности, сколько на разрешение личностно значимой для самого младшего школьника познавательной проблемы [60, с. 81]. «Содержательно-операционный компонент познавательных универсальных учебных действий младшего школьника состоит из двух взаимосвязанных частей: системы ведущих знаний (представления, факты, понятия) и способы учения и познания (инструменты получения и переработки информации и применения знаний на практике)» [52, с. 72]. «Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника, сформированные на высоком уровне, предполагают обязательное владение способами приобретения, организации и применения знаний в стандартных инестандартных ситуациях. Более того, в процессе решения познавательных задач у младшего школьника возникает потребность в знании способов и приемов познания, в овладении гностическими техниками и технологиями» [52, с. 73]. «Ценностно-волевой компонент познавательных универсальных учебных действий младшего школьника имеет тесную связь со становлением его мотивационной сферы. Данный компонент познавательных универсальных учебных действий младшего школьника базируется на устойчивой иерархии мотивов, при которой познавательная мотивация заняла доминирующее положение и приобрела для младшего школьника побуждающий и смыслообразующий характер» [52, с. 73]. «Оценочный компонент познавательных универсальных учебных действий младшего школьника предполагает соотнесение результата познавательного универсального учебного действия с заранее заданным эталоном для установления уровня и качества продвижения младшего школьника в овладении познавательными универсальными учебными действиями, установления и принятия целей по устранению выявленных неудач и закреплению ситуации успеха» [52, с. 73]. Внутренней структурной единицей познавательных универсальных учебных действий выступает непосредственно познавательное действие, которое определяется как осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт, всегда связанный с решением познавательной задачи [52, с. 74]. Осуществление младшими школьниками познавательного действия обязательно сопровождается овладением необходимыми для разрешения познавательной проблемы знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации. Таким образом, основной единицей внутренней структуры познавательных универсальных учебных действий младшего школьника является умение, которое определяется как освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков [38, с. 111]. Во ФГОС НОО и примерной образовательной программе общего образования познавательные универсальные учебные действия младшего школьника сформулированы достаточно обобщенно. Однако для их целенаправленного формирования необходимо конкретизироватьсостав умений, входящих в состав того или иного действия. Так, Т.И. Шамовой были выделены умения, составляющие основу познавательных универсальных учебных действий сравнения, анализа, моделирования [54]. «Так, действие сравнения состоит из умений выделять признаки, по которым сравнивают объекты; выделять признаки сходства; выделять признаки различия; выделять главное и второстепенное в изученном объекте; выделять существенные признаки объекта.Познавательное действие анализа может быть представлено умениями разделять объект на части; располагать части в определенной последовательности; характеризовать части этого объекта.Действие схематизации включает такие умения, как разделение объекта на части; расположение части в определенной последовательности; определение связи между частями и оформление графического изображения» [54, с. 154-155].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg