1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ
1.1 Понятие федерального бюджета, его функции и роль
Федеральный бюджет РФ является главным звеном бюджетной системы.
Федеральный бюджет – ключевой проект страны, который отображает настоящие ресурсы денежных средств, оказавшихся в постановлении страны. Этот бюджет выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона[8].
Сквозь федеральный бюджет мобилизуются средства предприятий всевозможных форм собственности и отчасти прибыли населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных событий, закрепление обороноспособности государства, на содержание органов муниципального управления, финансовую помощь бюджетов субъектов Федерации, на погашение муниципального долга, создание муниципальных материальных и денежных резервов и др.
Так же через федеральный бюджет РФ осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высокоспециализированных специалистов[6].
Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственных комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в решении социальных проблем. За счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, а так же развитие искусства, культуры, средств массовой информации. Растущие социально-культурные потребности граждан признано, необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы[2].
Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с бюджетным кодексом РФ формируется за счет федеральных налогов и неналоговых доходов.
Федеральный бюджет РФ выполняет ряд функций:
1. Аккумулирующая или функция образования бюджетного фонда - Данную функцию выполняют доходы бюджета. Структура доходов непостоянна и находится в зависимости от совместного финансового положения в стране и ценностей финансовой политики в стране.
2. Перераспределительная или функция использования бюджетного фонда - так с помощью бюджетных доходов и расходов происходит перераспределение ВВП страны. При этом государство осуществляет финансирование отдельных отраслей народного хозяйства, экономических регионов, учреждений не производственной сферы и отдельных хозяйствующих субъектов с целью соблюдения конкретных макроэкономических соотношений.
3. Контрольная – с помощью данной функции осуществляется контроль над действиями исполнительной власти, выявляется финансовое положение отдельных экономических субъектов, отраслей хозяйства, территориальных образований[1].
4. Регулирующая – означает, что в условиях рыночной экономики основным государственным инструментом является финансовая система, а центральным звеном – бюджет.
Кроме четырех функций, которые являются основными, бюджет может выполнять симулирующую, информационную и другие функции. Они являются дополнительными, и их состав зависит от назначения бюджета
Несомненно, бюджет на всех уровнях оказывает огромную роль в формировании и преуспевании государства, осуществлении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), модернизации экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, практически постоянно, прямо пропорциональна благосостоянию людей. По правде, экономный недостаток, муниципальный долг, вдохновляет правительство усилить налоговое бремя, прирастить налогообложение, уменьшить выделение денежных средств всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. И в то же время достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) даёт возможность увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, повысить трансфертные отчисления, а так же отчисления в не бюджетные социальные фонды. Практически постоянно, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается серьезная война за экономные субсидии и выделение денежных средств. Война эта касается всех: как ведомства и научные университеты, так и муниципальные учреждения, и частный сектор[9].
1.2 Структура федерального бюджета РФ
Федеральный бюджет – основополагающее звено всей финансово-бюджетной системы государства.
Федеральный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Для финансовой стабильности, социальной обеспеченности задач государства и принятия эффективных управленческих решений большое значение имеет состав и структура доходной и расходной частей бюджета, а также направления и тенденции их изменений.
В доходной части указываются источники поступления денежных средств. В расходной части — направления, в которых расходуются деньги. Федеральный бюджет — это фонд денежных средств. Правительства Российской Федерации[7].
1.2.1 Доходы федерального бюджета РФ
Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в бюджет Российской Федерации в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации в качестве федеральных налогов и неналоговых доходов.
Доходная часть формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. К налоговым относятся:
• налоги и сборы федерального уровня
• таможенные сборы и платежи
• государственные пошлины
К неналоговым поступлениям относят:
• доходы от использования и продажи личного имущества
• часть от прибыли предприятий унитарной формы
По данным официального сайта Министерства финансов Российской Федерации доходы федерального бюджета в 2019 году составили 20,2 трлн руб. , что на 3,7% больше соответствующего показателя прошлого года( в 2018 году составил 19,5 трлн. руб.)[4].
24 октября 2018 г. Совет Федерации одобрил главный финансовый документ на 2019 и плановый период 2020-2021 годов. В 2019 году бюджет будет профицитным: доходы превысят расходы почти на 2 трлн.руб.. Уровень инфляции составит 4%. В 2020-2021 годах рост цен не будет превышать целевого значения в 4 %[9].
Доходы федерального бюджета за 2019-2021 гг. показаны в таблице 1.
Таблица 1
Доходы федерального бюджета в 2019 - 2021 гг.
Показатель 2018 2019 2020 2021
18 7475
ДОХОДЫ, ВСЕГО 19 969,3 20 218,6 20 978,0
%% ВВП 18,5 18,9 18,3 17,7
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ 8 714,3 8 298,2 7 936,3 8 018,2
%% ВВП 8,6 7,8 7,2 6,8
из них:
завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли и введение НДД -93,2 174,8 371,6
Базовые нефтегазовые доходы 4 699,4 4 929,1 5 159,3 5 386,2
завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли и введение НДД -1,3 54,9 108,7
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ 10 033,2 11 671,1 12 282,3 12 959,8
%% ВВП 9,9 11,0 11,1 10,9
Связанные с внутренним производством 5 188,2 5 916,3 6 216,4 6 577,9
НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в т.ч: 3 446,5 3 986,4 4 279,3 4 609,4
повышение ставки НДС с 18% до 20% 256,9 359,8 387,5
Акцизы на производимые товары, в т.ч.: 845,2 969,6 959,1 948,8
повышение норматива зачисления акцизов на крепкий алкоголь в бюджеты субъектов РФ -59,0 -62,1 -65,6
поэтапная передача акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации -57,0 95,6
Налог на прибыль 896,5 960,3 978,0 1 019,7
Связанные с импортом 3 151,8 3 667,5 3 916,9 4 204,6
НДС на ввозимые товары в т.ч.: 2 432,7 2 913,3 3 115,9 3 348,7
повышение ставки НДС с 18% до 20% 268,5 287,1 308,6
Акцизы на ввозимые товары 95,7 98,7 106,3 111,9
Ввозные таможенные пошлины 623,4 655,5 694,7 744,0
Прочие доходы 1 693,2 2 087,3 2 149,0 2 177,3
Медленный рост доходов федерального бюджета (на 3,7% по отношению к соответствующему периоду прошлого года) связан с падением нефтегазовых доходов на 12% при росте не нефтегазовых доходов на 17,5%.(Рис.1)
Рис. 1. Структура доходов бюджета в % ВВП
Даже при прогнозируемом умеренном снижении цен на нефть в 2020-2022 гг. активность сбережений нефтегазовых доходов останется существенно выше той, что наблюдалась в период высоких цен на нефть в 2010-2014 гг., что подтверждает сочетание консервативного подхода к бюджетной политике с целями по стимулированию экономического роста. Зависимость бюджета от нефтегазовых доходов продолжит сокращаться. В проект бюджета заложено снижение доли расходов, финансируемых за счет нефтегазовых доходов, до 26% к 2022 году с 28,5% в 2019 году, что существенно ниже пиковых значений в 47,5%, достигнутых в 2013 году[3].
В значительной степени снижение зависимости бюджета от конъюнктуры цен на нефть связано и с ростом ненефтегазовых доходов, который объясняется двумя факторами:
1) улучшением собираемости налогов в 2015-2016 гг., когда темпы роста поступлений ненефтегазовых доходов в бюджет заметно превышали темпы роста номинального ВВП
2) повышением ставки НДС в 2019 году (рис. 2).
Рис. 2 Темпы роста ненефтегазовых доходов бюджета и номинального ВВП (в % к предыдущему году)
На всем прогнозном горизонте ожидается сохранение профицита бюджета, который, тем не менее, будет сокращаться (с 0,8% ВВП в 2020 гг. до 0,2% ВВП в 2022 г.). В проект бюджета заложен прогноз роста Фонда национального благосостояния (ФНБ) до 12,6% ВВП к концу 2022 года с текущих 7.5% .
При этом размер неликвидной части ФНБ сохранен на уровне 1,2% ВВП, то есть проект бюджета, пока не предполагает изменения стратегии инвестирования средств Фонда, хотя данная тема периодически активно обсуждается[7].
Прогнозируется профицит федерального бюджета за счет роста доходов — в первую очередь ненефтегазовых: в 2020 году доходы бюджета составят 20,4 триллиона рублей (+2% к 2019 г.), в 2021 году — 21,2 триллиона рублей (+6,4% к 2019 г.), в 2022 году — 22,1 триллиона рублей (+10,5% к 2019 г.). Курс доллара к рублю и уровень инфляции прогнозируются стабильными на протяжении всех трех лет: 65,7-66,5 руб./долл. США и годовая инфляция не выше 4% [9].