Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Межличностные конфликты в общении подростков.

cool_lady 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Объект исследования: общение подростков со сверстниками. Предмет исследования: специфика межличностных конфликтов подростков. Гипотеза: Специфика межличностных конфликтов подростков основана на их личностных особенностях. Задачи: 1. Проанализировать литературу по проблеме исследования; 2. Обосновать принципы и методы исследования; 3. Выявить психологические особенности детей подросткового возраста; 4. Проанализировать особенности межличностных конфликтов среди подростков; 5. Изучить специфику конфликтов среди подростков; 6. Раскрыть связь между личностными особенностями подростков и особенностями протекания межличностных конфликтов среди них. Для проведения исследования использовался комплекс методов: Теоретические методы: теоретический анализ литературы, индуктивные и дедуктивные методы обобщения полученных эмпирическим путем данных; Эмпирические методы: тестирование. 1. Тeст на оценку поведения в конфликте (методика К.Томаса); Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
Введение

Конфликты несут огромное значение не только для развития личности, но и человечества в целом. Конфликт - социально-психологическое явление, представляющее собой закономерную и естественную характеристику социальных отношений. В научной литературе данной проблеме и её разрешению посвящено множество исследований, изучающих различные стороны данного вопроса. Значительное большинство ученых придерживается мнения о том, что конфликт - это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Другие дают определение конфликту как ситуации взаимодействия людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством, как явление создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.); как внутреннюю борьбу, порождающую внешние, объективно данные противоречия, как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов, как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения Социальное благoсoстояние oбщества на прямую влияет на проявление кoнфликтности во взаимoотношениях всех его членов и, в том числе, подростков, находящихся на данном этапе своего развития в поиске способов «взрослого поведения». Отсутствие социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания. В связи с этим, актуальна проблемa овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликтa, особенно в подростковом возрасте. Являясь переломным, данный период имеет под собой цель улучшение материальных условий жизни для формирования моделей поведения в конфликтных и кризисных ситуациях. Нaряду с социальными факторами и недостатком навыков в общении, межличностные конфликты подростков обусловлены спецификой возрастного кризиса. Мнoгие зарубежные и отечественные психологи, отмечая кризисность переходного периода, выделяют различные трудности в межличностном взаимодействии подростков (Г.М. Андреева, С.Л. Беличева, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Э.И. Киршбаум, И.С. Кон, К.Н. Поливанова, X. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Несмотря на расхождения в подходах к содержанию подросткового возраста, психологи единодушны в том, что конфликты этого периода и их разрешение или неразрешение оказывают значительное влияние на формирование личности и ее социализацию. В тоже время, практика показывает, что межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает трудности у подростков, в их отношениях преобладают деструктивные направленности. Часто вместо анализа проблемы и поиска лучших путей решения подросток пытается повлиять на объект противоречия и совершает действия, ведущие к обострению конфликта. Прежде всего, это связано с недостатком коммуникативной и социальной грамотности подростков. В связи с актуальностью целью курсовой работы является исследование специфики межличностных конфликтов подростков.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….4 1. Теоретическая сторона исследования межличностных конфликтов подростков………………………………………………………………………..7 1.1 Психологическая основа межличностных конфликтов……………………7 1.2 Психологическая характеристика подростков…………………………….14 1.3 Специфика межличностных конфликтов в подростковом возрасте…......23 2. Экспериментальные исследования межличностных конфликтов подростков………………………………………………………………………27 2.1.Содержание исследования…………………………………………………27 2.2 Оценка результатов исследования специфических особенностей межличностных конфликтов подростков…………………………………….29 Заключение……………………………………………………………………...31 Список литературы……………………………………………………………..32 Приложение А Тест описания поведения К.Томаса…………………………34 Приложение Б Отчет о проверке в системе Антиплагиат.ру………………..36
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М.: Изд-во Педагогика, 1980. – Т. 1: Избранные психологические труды. – 486 с. 2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. –362 с. 3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб .: Питер, 2008. – 490 с. 4. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток/ Пер. с англ. А.Б.Орлова. - М. : Академический проект, 2008.-207с. 5. Березин С.В. , Лисецкий К.С. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов //«Вестник СамГУ», 1996, № 1. – 0.5 п.л. 6. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с. 7. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. д-ра психол. наук. – СПб, 1995. – 361 с. 8. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с. 9. Кле М. Психология подростка// Психология подростка: Хрестоматия/ Сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С. 103 – 140 10. Климов Е.А. Об амбифлекторной природе психического.//Вестник моск. ун-та N1, 1992. с. 51-57 11. Ковалев А. Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1970. – 391 с. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию 12. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2001. - 176 с. 13. Крайг Г. Психология развития / Перевод с англ. Е. Мальчиной; [под ред. А.А. Алексеева]. – СПб.:Питер, 2007.- 940 с. 14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с 15. Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. - Самара, 1996 16. Лозовцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками// Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ Под ред. Е.А, Шумилина. – М., 1986. – С. 26 – 39 17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2003.-256с. 18. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С.20-33. 19. Реан А.А. Психология изучения личности - Спб.: Питер, 1999- 523 с. 20. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Аракелова. - М.: Высшая школа, 1990. -124 с. 21. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. –М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. -672с 22. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд-во Педагогика, 1987. – С. 130 -146. 23. Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия - Новосибирск: СибАГС, 2000. - 171 с
Отрывок из работы

1. Теоретическая сторона исследования межличностных конфликтов подростков 1.1 Психологическая основа межличностных конфликтов В психологии понятие «конфликта» употребляется весьма широко, фактически применяясь ко всем явлениям разного рода, связанным с психикой людей. Конфликтом именуются не только межличностные трудности, но и переживания внутри личности, эксцесс алгоритмов решения учебных задач у учащегося и др. Приведем наиболее встречающиеся определения понятия «конфликт» в психологической науке. «Психологический словарь» определяет конфликт как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. В. В. Дружинин с соавторами дают следующее определение конфликта: «Конфликт – способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем» [8]. Н. В. Гришина [6] считает, что конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами). А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов [3] дают такое определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями». Знаменитый отечественный социальный психолог А. Г. Ковалев считает, что конфликт как естественное противоречие, возникающее между людьми, порождается проблемами личной и социальной жизни, противоречиями интересов, взглядов, социальных установок людей [11, с. 195]. В определение «межличностный конфликт» вносятся следующие понятия - открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт выражается во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противодействуют друг другу и выясняют взаимоотношения лицом к лицу. Это один из самых часто встречающихся типов конфликтов. В межличностном конфликте каждая из сторон стремится отстоять собственную позицию, доказать противоположной стороне несостоятельность её аргументов, стороны прибегают к взаимным обвинениям, нападкам, взаимным оскорблениям и т.п. Такое поведение вызывает у обеих сторон конфликта отрицательные эмоциональные состояния, усугубляющие взаимодействие сторон и провоцируют их на противоречивые поступки. В условиях негативной обстановки становится трудно совладать со своими эмоциями. Многие участники конфликта, после его разрешения еще долго испытывают негативные эмоции. Межличностный конфликт даёт осознание отсутствия согласия в определённо сложившихся отношениях между людьми. У сторон конфликта появляются противоречащие друг другу мнения и взгляды на одни и те же проблемы, которые на определенном этапе взаимоотношений нарушают благоприятное взаимодействие. Один человек начинает направленно действовать в ущерб другому человеку, а тот, в свою очередь, понимает, что данные действия ограничивают его интересы, и в ответ предпринимает действия в адрес конфликтной стороны. Данная ситуация в большинстве случаев приводит к конфликту как средству ее разрешения. Окончательное решение конфликта возможно только в том случае, когда стороны конфликта вместе целенаправленно, осознанно устранят его причины. В том случае, если конфликт окончится победой одной из сторон, то такой исход окажется временным явлением и конфликт непременно напомнит о себе при благоприятных обстоятельствах[8]. Любое разрешение конфликта или его предупреждение имеют под собой цель сохранить действующие системы межличностных отношений. Вместе с тем, источником конфликта могут являться причины, которые приводят к разрушению устоявшейся системы взаимодействия. В этой связи выделяют следующие функции конфликта: конструктивные и деструктивные. К конструктивным функциям относят: ? познавательную (появление конфликта как симптом неблагоприятных отношений и появившихся противоречий); ? функцию развития (конфликт как важный источник развития участников конфликта и совершенствования процесса взаимодействия); ? инструментальную (конфликт как инструмент разрешения противоречий); ? перестроечную (конфликт устраняет факторы, негативно влияющие на существующие межличностные отношения, поддерживает развитие взаимопонимания между участниками). Деструктивные функции : ? разрушение совместной деятельности; ? ухудшение отношений; ? неблагоприятное самочувствие участников; ? низкая эффективность последующего взаимодействия и др. Данная сторона конфликта вызывает у людей отрицательное отношение к ним, вследствие чего, стараются их избегать. При системном изучении конфликтов в них выделяются структура и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются[8]. А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта [3, с. 264]. В зависимости от того, какая в отношениях степень напряженности, выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта. Сам конфликт состоит из трех периодов: 1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация); 2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта); 3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений). Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта : 1-й уровень: стычки (небольшие недоразумения, являющие угрозой для взаимоотношений); 2-й уровень: столкновения (переход стычек в столкновения — расширение круга причин, приводящих к ссоре, снижение желания взаимодействовать с другим и недоверие в плане его добрых намерений к нам); 3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательно принятое решение о разрыве отношений, которые стали по своему характеру, на данном уровне эмоциональная неустойчивость участников доходит до опасной степени, когда возникает угроза физического насилия). Исходя из вышесказанного, для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за расхождения во взглядах, оценках людей по ряду различных явлениям, ведут к спора. Если возникает угроза для одного из участников, то возникает конфликтная ситуация. В конфликтной ситуации выделяют субъекты и объект конфликта. К субъектам межличностного конфликта относятся участники, которые отстаивают свои личные интересы, стремятся к достижению своей цели. Объектом межличностного конфликта считается то, на что рассчитывают его участники. Это цель, к достижению которой стремится каждая из сторон конфликта. Всякий межличностный конфликт, в конце концов, имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной [23]. Одним из важных вопросов в социально-психологическом исследовании проблемы конфликтов является выявление их причин. При изучении причин возникновения конфликтов лишь в самых первых научных работах допускалась их «внешняя» природа, происхождение «без участия человека». Например, психоаналитическое представление о бессознательных конфликтах, возникновение которых определяется законами существования психики, неподвластными человеку, эксперименты А.Лурия и Н. Миллера по созданию конфликта извне. Все остальные подходы признают объективно – субъективную природу возникновения конфликта (Левин, Дойч, Мерлин и др.) [2]. Наличие более одного источника конфликта увеличивает вероятность возникновения конфликтной ситуации. Однако, даже и при большой возможности возникновения конфликта, стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию[23]. К причинам межличностного конфликта также относят причины, связанные с психологическими особенностями человеческих отношений. Это взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости; негативная психологическая атмосфера в коллективе; несовершенная психологическая коммуникация. Иная группа причин связана с личным своеобразием членов коллектива. В данном случае, речь идет о личных особенностях, способствующих возникновению конфликтных ситуаций. К ним относятся: ? неумение контролировать свое эмоциональное состояние; ? низкий уровень самоуважения; ? агрессивность; ? повышенная тревожность; ? некоммуникабельность; ? чрезмерная принципиальность. К конфликту также приводит сама неподготовленность человека к эффективным действиям. Он может не знать о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Человек может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике[23]. Помимо субъективных факторов на возникновение конфликтной ситуации влияют ситуационные факторы. Дж. Форгас делает следующее замечание: «настроение оказывает большое влияние на наше мышление в неординарных, нестандартных случаях» [2, с. 145]. Вопрос об соотношении роли ситуативных и личностных факторов в детерминации поведения человека на данный момент еще не решен. В данном вопросе А.А. Реан предлагает основываться на принципе дополнительности действия ситуативных и трансситуативных факторов, утверждая, что в «большинстве случаев детерминирующими факторами являются личностные факторы, тогда как ситуативные играют роль модулятора (определяя вариативность проявления личностных факторов)» [19, с.132]. Сoотношение ситуативных и личностных факторов в возникновении конфликтов, может быть выражена в основных идеях М. Дойча[6] : 1. Индивиды заметно отличаются друг от друга по степени проявления последовательности личностных черт в различных социальных ситуациях: те, кто более ориентирован на использовании ситуативной информации, обнаруживают меньшее постоянство. 2. Некоторые ситуации обладают «сильными» характеристиками: в этих ситуациях, несмотря на личностные различия, проявляются незначительные индивидуальные вариации в поведении; ситуации со «слабыми» характеристиками допускают большее проявление индивидуальных различий. 3. Ситуации также различаются с точки зрения их влияния на возникновение у человека соответствующих диспозиций. 4. Возможно также, что существует тенденция к некоторой конгруэнтности между личностными диспозициями и ситуативными стратегиями, приводящая к тому, что люди с определенными типами диспозиций будут выбирать определенные типы социальных ситуаций, соответствующие их диспозициям. Понимание объективно – субъективного характера причин конфликтов отражается весьма полезным при определении способов предупреждения конфликтов, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах. 1.2 Психологическая характеристика подростков На данный период времени существует множество теоретического и эмпирического материала, направленного на изучение различных областей развития личности подростков. Изучению подросткового возраста уделяли большое внимание многие отечественные и зарубежные психологи, среди них Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, К. Флейк-Хобсон, Ф. Райс, Х. Ремшмидт , и др. Подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescence) – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Границы подросткового возраста совпадают с обучением детей в 5-8-х классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: «переходный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости обуславливает основное содержание и специфику всех сторон развития данного периода: физического, умственного, нравственного, социального. Значимость подросткового периода определяется еще тем, что в нем формируются основы моральных и социальных установок личности. Б.Ц. Бадмаев считает: «подростковый возраст самый трудный для учителей и родителей, самый критический для самих подростков. Девиантное поведение подростков приносит много хлопот не только непосредственным воспитателям – учителям, но и всей воспитательно–образовательной и правоохранительной системе. И у медицины тут есть проблемы, связанные с нервно-психическими расстройствами подростков, наркоманией, сексуальными отношениями и т.д.»[21, с. 118]. Переход к подростковому периоду характеризуется переломом психики, именуемым “подростковым кризисом”, в период когда учебная деятельность перестает оказывать должно влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину – интимно-личное общение), психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами. Одной из специфических черт подросткового периода является высокая утомляемость. Ученый Г.Г. Шахвердов, на протяжении многих лет изучавший особенности протекания физиологической перестройки организма, выделяет следующие причины возникновения данной проблемы: «У подростка более интенсивно функционируют гипофиз, щитовидная железа и половые железы. Передняя доля гипофиза стимулирует рост организма в длину и вместе с щитовидной железой усиливает обмен веществ в организме”. “Сердечно-сосудистая система еще не достаточно совершенна. В среднем школьном возрасте в связи с общим ростом тела в длину наблюдается интенсивный рост всей сердечно-сосудистой системы при некотором несоответствии в росте сердца и сосудов». «В самом начале этого возраста рост сердца несколько задерживается, кровяное давление понижается, что сопровождается часто общим малокровием, и, в частности, малокровием мозга, вялостью и повышенной утомляемостью». Именно в этом возрасте происходит все большее расходование энергии, которые не могут остаться без определенных последствий. Отсюда напрашивается вывод о том, что даже обычные нагрузки приводят к переутомлению[20]. Психическая деятельность человека носит опосредованный характер. По этой причине индивидуально-возрастные особенности детей подросткового возраста опосредованы культурно-исторической средой, в которой они живут и развиваются, с вытекающими из нее условиями обучения и воспитания, носят временно пространственный характер. Так, например, Пиаже считал, что логические операции развиваются у детей только к 11-12 годам. Исследования Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова показали, что при изменении условий обучения, меняются возрастные границы и формы психического развития детей . Основываясь на вышесказанном можно говорить о том, что индивидуально-возрастные особенности подростков характеризуются: ? особенностями биологического развития организма; ? культурно-исторической средой, как сферой их роста и развития; ? условиями обучения и воспитания; ? резервами индивидуального развития. При этом процесс развития индивидуально-возрастных особенностей носит поступательный характер. Психологически подростковый возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшей психологической особенностью является его чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. В целом – это период завершения детства и начала “вырастания” из него[20]. Общие специфические черты подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, влияние которых зависит не только от окружающей среды подростка и условий воспитания, но и от особенностей организма и личности. Период подросткового возраста играет важную роль в основном процессе становления человека как личности, когда формируются основы сознательного поведения, закладываются общие нравственных представлений и понимание социальных установок. Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог[18, с.98].. Наряду с тенденций общего роста сознательного отношения к действительности весьма увеличивается сознательное понимание учебного процесса. С другой стороны, именно в подростковом возрасте наблюдаются отдельные случаи отрицательного отношения к учению; учителю в каждом конкретном случае нужно выяснять причины такого отношения. Одной из таких причин является своеобразная реакция подростка на те или иные неудачи в учении, вызванные иногда случайными обстоятельствами (например, болезнью), ведущие к снижению успеваемости [17, с. 263]. Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения. При отрицательном отношении подростков существенные знание к учению имеет осознание, переживание или неудачи в овладении теми или иными учебными дисциплинами. Неуспех, как правило, вызывает у учащихся бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. Наоборот, благоприятной ситуацией учение для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. «Желание хорошо учиться, – утверждал В.А. Сухомлинский, – приходит только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями»[22, с. 131]. Большая часть педагогов, имея цель устранить неуверенности ученика в своих силах и преодолеть негативное отношение к учебному процессу, специально создают “ситуации успеха”, например, задавая вопрос, заранее уверенным, что ответ будет дан верно. Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не «маленький» [17]. К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика: овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п. Для учащихся, имеющих затруднения при выполнении самостоятельной работы, нужно принимать меры, соответствующие каждому конкретному случаю. Это может быть разделение сложной задачи на этапы, помощь ученикам в составлении плана ответа. Учитель стремится к тому, чтобы выработать у учащихся навыки обобщать, делать выводы, выделять наиболее главное и т.п. [9]. Большое значение в процессе обучения имеют личные интересы и увлечения школьника. Интересы, мотивы, потребности подростков не статичны и в большинстве случаев неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью знания. Учебные интересы подростков находятся в стадии развития, становления. Большое значение имеют также личные успехи подростка в изучении того или иного предмета. Они как бы окрыляют его, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение интереса. С другой стороны, наблюдаются и такие случаи, когда оценка по тому или иному предмету побуждает подростка “доказать”, что она случайна, что он может достигнуть успеха, высокой оценки знания, и эта борьба за выправление неудач нередко ведет к тому, что интерес к учебному предмету повышается. На понижение интереса подростков к учению, может влиять возникновение какого-либо сильного, всепоглощающего интереса в области, непосредственно не связанной с учением, а именно – увлечение спортом, музыкой и др. Некоторые исследователи находят причины снижения интереса к учебе в том, что в подростковом возрасте появляется интерес к сверстнику другого пола, который перерастает в “первую любовь”. О своих первых переживаниях и мальчики, и девочки боятся говорить друзьям, родителям, учителям, боятся, что над ними будут смеяться. И они часто бывают правы [18, с. 20]. Однако следует помнить о том, что надо бороться с имеющимися у подростков стремлениями одновременно брать на себя несколько работ. Широта интересов может повлечь за собой их разбросанность. Подростковый возраст не случайно называют трудным или даже критическим. «Подросток, – писала Н.К. Крупская, – уже не ребенок, у него острый интерес ко всему окружающему, очень большая активность, очень большое стремление к труду физическому и умственному»[11, с. 81]. «Активность младшего подростка не та, что у младших школьников. Его привлекает теперь не столько сам процесс деятельности, сколько цель и ее результат. Он уже не просто собирает макулатуру или приводит в порядок библиотечные книги, а стремится сделать это как можно лучше, не просто любит читать, а выбирает самые “героические” книги, те, в которых описаны подвиги, приключения. Он становится мечтателем, романтиком. Он углублен в свои переживания, интересы. Он то энергичен, деятелен, весел, то вдруг вял, пассивен, мрачен» – пишет кандидат педагогических наук В. Лапик [18, с. 21]. «Попытка выяснить причины того или иного поступка подростка, требования взрослых сказать, что угнетает, успеха не имеет. Настойчивые расспросы вызывают бурное, нервное состояние, слезы, а иногда и грубость. И как много нужно иметь такта для того, чтобы понять это новое для ребенка состояние, чтобы сдерживать себя, избегать резких приказов, упреков, порицаний» (В. Лапик) [18, с. 24].. Следует отметить, что подростки склонны к рукоприкладству, нередко проявляют жестокость и агрессивность, поддаются влиянию со стороны, рискуют оказаться в уличных преступных группировках, коротко говоря, подвержены внушаемости и ведомости. В этом возрасте особо высок риск деструктивного поведения (тяга к курению, воровству, обмануть и т.д.). Младшие подростки порой не дисциплинированны, энергичны, тревожны, очень активны, особенно проявляют активность при выполнении классных, общественных поручений, при уборке кабинета, школьной территории и т.д. (что говорит о высокой физиологической энергии), правда эта активность может уступить место утомляемости [4]. Желание сохранить тайны и секреты у них соседствует с неумением хранить эти тайны и секреты от окружающих, младшие подростки часто ябедничают друг на друга, начинают давать друг другу «прозвища», которые сохраняются вплоть до окончания школы. У многих младших подростков наблюдается завышенная самооценка своих возможностей («я все могу сделать сам»), эгоистическое самоутверждение, при котором ребенок радуется, если у одноклассника неприятности, если одноклассник оказался униженным или менее успешным, чем он. Младшие подростки очень ранимы и обидчивы. Очень любят младшие подростки бравировать вещами, предметами, нарядами, которые есть только у них, но отсутствуют у остальных товарищей. Сейчас мы наблюдаем, как среди младших подростков идет разделение в классах на детей обеспеченных родителей и на детей из малообеспеченных семей (это особенно ярко проявляется в городах), на первое место ставится богатство, а не знания. Весьма активно в младшем подростковом возрасте идет формирование «малых групп» [9, с. 103]. Нельзя не упомянуть и вопрос о взаимоотношениях между младшими подростками и учителями. Положение учителя само по себе не гарантирует уважительного отношения со стороны младших подростков, и наставник должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить такое к себе уважение. От того, как учитель, сможет проявить себя при работе с младшими подростками, зависит их отношение к нему в процессе дальнейшего обучения в школе. Строгость нужна, но ее следует сочетать с настойчивостью, вежливостью и занимательностью изложения нового материала [14]. Подводя итоги по вопросу психического развития подростков, выделим следующие возрастные особенности подростка: ? Желание иметь достойное, и даже авторитетное положение в коллективе сверстников, в семье; ? повышенная утомляемость; ? стремление иметь надежного друга;
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Конфликтология, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 35 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 36 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg