ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Модели специального образования: интеграционная и дифференциальная. Современное понятие интеграции
В системе образования интеграция – это возможность минимально ограничивающего выбора для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и так далее).
Основой интеграции является концепция «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они проживают.
Применительно к детям это означает следующее:
• Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех детей потребности, главной из которых является потребность в любви и стимулирующей развитие ребенка обстановке.
• Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближенную к нормальной.
• Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и одной из обязанностей местных властей является способствование тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях.
• Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться право получить образование.
О принципах «нормализации» сегодня говорит ряд международных правовых актов:
1. Декларация прав ребенка;
2. Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии;
3. Декларация о правах инвалидов.
Еще Лев Семёнович Выготский указывал на то, что необходимо создать такую систему обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он считал, что при всех достоинствах у нашей специальной школы отличается основным недостатком является то, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, тем самым создавая замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому, по мнению Л.С. Выготского задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и компенсация его недостатка каким-либо другим путем.
Из этого следует, что Л.С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы различных школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в Российской Федерации.
На данный момент в России развиваются две формы интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная интеграция представляет собой интеграцию внутри системы специального образования. Например, слабослышащие дети и дети с тяжелыми нарушениями речи могут обслуживаться практически одним составом специалистов. В Зарубежной практике свидетельствют о целесообразности такой интеграции при условии расположения той и другой категории детей в разных, но находящихся поблизости учебных корпусах. Дети с нарушениями интеллекта, имеющие дополнительные нарушения (например, нарушения сенсорной сферы), интегрированы в соответствующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения для глухих (слабослышащих) или слепых (слабовидящих) детей, где обучаются в отдельных классах.
Экстернальной интеграцией является взаимодействие специального и массового образования.
1.2 Модели интегрированного обучения в современных российских условиях. Специфика интеграционных процессов в российском образовательном пространстве
Специальные классы, интегрированные в массовые общеобразовательные школы, являются одной из наиболее распространенных моделей в Российской Федерации. Они создаются для таких категорий детей:
1. с нарушением интеллекта (там, где нет специальных (коррекционных) школ для этой категории детей);
2. с задержкой психического развития. Такие дети нуждаются в специальных, а не массовых образовательных программах, если нет школ для данной категории детей или классов коррекционно-развивающего обучения;
3. «группы риска школьной дезадаптации», способных к освоению массовых образовательных программ, но испытывающих временные учебные и (или) адаптационные затруднения в школьной среде.
Анализ исследований Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко свидетельствует о том, что в процессе реализации интегрированного образования, ими были выделены следующие модели интеграции: постоянная полная, постоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная и эпизодическая [4]. Кратко охарактеризуем каждую из них.
Постоянная полная интеграция предполагает собой обучение ребенка с каким-либо нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в одних дошкольных группах и классах. Данная модель будет эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближен к возрастной норме, и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению. [5].
Постоянная неполная интеграция является эффективной для детей школьного возраста, чей уровень психического развития немного ниже возрастной нормы, и тем, кто нуждается в систематичной и значительной коррекционной помощи, но при этом способен обучаться в целом ряде предметных областей совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками.
Постоянная частичная интеграция может быть полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых знаний, умений и навыков, проводя с ними часть учебного и внеклассного времени. Смысл постоянной частичной интеграции – расширение взаимодействия и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками [5].
Описывая отличительные черты организационных основ реализации образовательной интеграции Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко выделили следующее: при временной и частичной интеграции все воспитанники специальной группы или класса вне зависимости от достигнутого уровня развития должны объединяться со своими нормально развивающимися сверстниками не реже двух раз в месяц для осуществления проведения совместных мероприятий чаще всего воспитательного характера. Смысл временной интеграции заключается в создании условий для реализации приобретения начального опыта коммуникативных навыков со сверстниками с нормой развития.
Временная интеграция представляет собой этап подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения. Эта модель интеграции находит место реализации в дошкольных учреждениях комбинированного вида, в которых имеются группы для нормально развивающихся детей, так и специальные группы, а также в массовых школах, где открыты специальные классы [4].
Эпизодическая модель интеграции ориентирована на специальные учреждения, у которых есть некие ограничения в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих учеников. Смысл эпизодической интеграции - целенаправленная организация минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются только дети с ОВЗ. [4].
Подводя итог всему выше сказанному, мы можем говорить о подборе доступной и полезной модели интеграции для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду.
1.3 Модель инклюзивного обучения
Инклюзия является одной из последних стратегий специального образования. Инклюзия - это полное включение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы. Смыслом инклюзии можно назвать полное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизнь школы. Идей инклюзивного класса является объединение нескольких групп детей с ОВЗ для того, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом.
Основа самой идеи инклюзии представляет собой право каждого гражданина Российской Федерации на получение образования. Это право закреплено статьей 43 Конституции РФ. Об этом же гласит и 28 ст. Конвенции ООН о правах ребенка. В Российской Федерации основой инклюзивного обучения является закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и статья 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Все образовательные учреждения, которые занимаются инклюзивным образованием, в своей работе опираются на ФГОС и в соответствии с ним разрабатывают собственные образовательные программы.
Основная идеология инклюзивного образования представляет собой исключение любой дискриминации детей, которая будет обеспечивать равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное обучение – это процесс обучения и воспитания, при котором каждый ребенок, не зависимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, вовлечены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками с нормой развития в одних и тех же общеобразовательных школах, в которых будут учитываться их особые образовательные потребности и оказываться необходимая специальная поддержка.
Основным отличием инклюзивного подхода от интегративного является то, что при инклюзии в обычных школах меняется отношение к детям с ОВЗ и к их родителям. Идеология образования приобретает большую гуманизацию учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Но это не отменяет довольно жесткие требования дисциплины, которым должны подчиняться все ученики, как здоровые, так и с особенностями развития. Например, можно привести ситуацию, когда ребенка, страдающего ранним детским аутизмом, приучают не кричать при перемещении из одного помещения в другое, что является особенностью для детей этой категории. Ребенку, который вел себя неподобающе, показывают красную карточку и говорят:« Сегодня ты вел себя плохо, поэтому ты не пойдешь в сенсорную комнату» (которая ему очень нравится), – и в следующий раз, когда он кричит, опять показывают красную карточку и повторяют те же слова.
Инклюзивное образование детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это образование разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе при общеобразовательной школе.
Принципы инклюзивного образования:
1. Все люди независимо от своих умственных, физических и иных способностей и ограничений нуждаются в полноценном общении.
2. Каждый человек ценен сам по себе как личность.
3. Все люди могут чувствовать и думать.
4. Каждый из нас нуждается в дружеских отношениях, поддержке и взаимопонимании ровесников.
5. Люди нуждаются друг в друге.
6. Получение качественного образования возможно только в сотрудничестве друг с другом.
7. Все достижения прогресса в обучении должны опираться на положительные результаты. Различия способствуют развитию человека, улучшают качество его жизни.
Процесс образования в школах с инклюзивными классами организован с учетом специальных методов, принципов и подходов. Количество детей с ОВЗ в классах обычно составляет 2 человека, при общей численности класса примерно двадцать пять человек. Если таких детей больше двух, число учащихся в классе уменьшается. Обучение в школе для ребенка с ограниченными возможностями здоровья не означает, что его неподготовленным помещают в новую для него обстановку. К каждому ребенку в учреждении должен быть приставлен специалист, который будет наблюдать за ним и поддерживать его. По этой причине, крайне важно в школе присутствие социальных педагогов, тьюторов, которые прошли особую подготовку. Основой образования является: индивидуальный подход к обучению; вовлечение в познавательный процесс всех участников: детей, родителей, педагогов; создание вариативной развивающей среды; установление доверительных отношений с родителями, сотрудничество с близкими ребенку людьми.
Большая часть людей в нашей стране считают, что детям с инвалидностью нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. Она считают, что таким детям более трудно осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что повлияет на их самооценку. Еще одним из опасений некоторых родителей является то, что в специальных школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен ограниченные физические и умственные возможности детей-инвалидов. На данный момент опыт школ, в которых этот проект уже успешно реализован, показывает, что зачастую дети с ограниченными возможностями здоровья не отстают в обучении учатся от некоторых своих сверстников без ограничений по здоровью; а уровень обучения и включения в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивных классах выше, чем в обычных. Таким образом, можно выделить ряд преимуществ инклюзивного обучения: Дети с нарушениями развития могут получить полноценное школьное образование, выбрать себе достойную профессию, что окажет положительное влияния на их дальнейшую социализацию и в будущем стать самостоятельными полноценными членами общества. Проходя обучение в совместных группах в дошкольных учреждениях и классах в школе, они не чувствуют себя чужими и изолированными об общества. Они получают возможность проявлять свои творческие и интеллектуальные способности, участвовать в различных образовательных и развивающих проектах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях. Такое взаимодействие окажет положительный эффект и на здоровых детей. Они приобретают такие качества как терпимость, становятся открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей. Однако, у такого образования и его реализации в России есть и свои недостатки: Нехватка достаточного финансирования. Дефицит и слабая подготовка педагогических кадров: от квалифицированных педагогов, их способности создавать в классе доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы образования. Недостаточная материально-техническая база школ, отсутствие необходимого оборудования, пособий, технических средств. Плохое оснащение и неприспособленность условий для учеников-инвалидов: отсутствие лифтов, пандусов, перил, специальных средств для слабовидящих учащихся, необходимого медицинского оборудования. Отсутствие в школьном штатном расписании педагогов, способных работать с особыми детьми: сурдопедагогов, логопедов, педиатров, психологов. Все эти недостатки, к сожалению, приводят к тому, что положительный опыт нескольких школ не замечается на фоне общей безрадостной картины
Вывод к 1 главе:
Главный целевой компонент в работе – это формирование социальных умений детей, освоение ими опыта социальных отношений. Задача ребенка научиться принимать активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение, найти себе друзей; развивая межличностные отношения, научить других детей принимать себя таким, какой есть. Это возможно при достаточном уровне личностного и познавательного развития ребенка. Развитие позитивных межличностных отношений не спонтанный процесс он также выступает предметом специальной работы педагогов. Одна из системообразующих характеристик эффективной образовательной среды является ее физическая и психологическая безопасность. Психологически безопасной средой можно считать среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия. В отношении проблемы построения и функционирования инклюзивной образовательной среды указанный аспект требует специальной разработки и обоснования.
ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
2.1 Внедрение инклюзивного образования в Республике Крым
Историю становления инклюзивного образования в республике Крым следует начинать с нормативно-правовых документов:
1. Нормативно-правовой документ Приказ №133 от 26.11.2014.( Минобразования Крыма) «Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы». В этом документе указана последовательность организации инклюзивного обучения в образовательных учреждениях Республики Крым. В представленном документе был рассмотрен порядок организации инклюзивного обучения в образовательных учреждениях, которые реализуют основные общеобразовательные программы.
2. Нормативно-правовой документ от 31.08.2015 (Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым) отдел образования, молодежи и спорта администрации «О создании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) школы» представляет собой приказ о создании ПМПк школы.
3. Нормативно-правовой документ закон Республики Крым от 17 июня 2015 г. «Об образовании в Республике Крым» в 22 статье, которого определена организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в условиях инклюзивного обучения». Этот определяет ведения постоянного контроля за состоянием здоровья учащихся, проведение коррекционно-развивающих занятий, выполнение индивидуальных учебных планов.
5. Приказ «Об открытии классов с инклюзивным обучением» содержит распоряжение об организации открытия классов с инклюзивным обучением. Региональное законодательство, которое регулирует осуществление государственной политики в области образования, как и федеральное, имеет особенность множественных и разнообразных видов нормативно-правовых актов.
Анализируя нормативно-правовую базу Д.Ю. Каракулов и Т.И. Касьянова выделяют следующие основные группы региональных законов и подзаконных актов:
1. региональные законы, которые регулируют осуществление государственной политики в сфере образования. Основой для таких законов в субъектах Российской Федерации положен федеральный Закон «Об образовании»;
2. законы субъекта Российской Федерации, в которых говорится об общих вопросах в сфере учебно-воспитательной деятельности и регулируются на федеральном уровне, по мнению регионального законодателя;
3. законы, которые регулируют экономические взаимоотношения субъектов и объектов в образовательной сфере деятельности;
4. законы, определяющие взаимоотношения сотрудников учебно-воспитательных учреждений;
5. нормативно-правовые документы, которые помогают осуществлять реализацию государственной политики в сфере образования, а также других, граничащих с ней.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации:
1. от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы»;
2. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;
3. ст. 84 Конституции Республики Крым, ст. 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 г. № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым»;
4. постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 г. № 272 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым»;
5. распоряжением Совета министров Республики Крым от 8 сентября 2015 г. № 808-р «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым»
Совет министров Республики Крым постановил утвердить прилагаемую государственную программу Республики Крым «Доступная среда» на 2016 - 2018 гг. от 22 декабря 2015 г. № 810 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2014 года № 649». Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Важно отметить, что несмотря на существующее законодательное обеспечение специального образования и его систему, согласно мнению отечественных исследователей, специальное образование в Российской Федерации все же несовершенно, так как находится на этапе эволюционного перехода от осознания прав людей с отклонением в развитии на образование к реализации данных прав в различных институтах. А.Р. Ибрагимова в своей статье отмечает« Приоритеты развития инклюзивного образования», о необходимости тесного взаимодействия между тремя главными звеньями системы комплексной реабилитации детей с ОВЗ: сферой социальной защиты, образования и занятости. Появляется необходимость принятия на себя учреждениям социальной защиты населения системообразующей функции. Имеет большое значение то, чтобы специалисты учреждений социальной защиты населения: реабилитологи, социальные педагоги, психологи прививали детям с ОВЗ коммуникативные навыки, формировали у их родителей позитивные установки по отношению к специальному образованию. Необходимым является организовывать консультирование педагогических работников дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений по вопросам взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Имеет важное значение то, что Республика Крым являлась пилотной в проекте« Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» с 2008 года. Данная программа была реализована при финансовой поддержке Канадского агентства по Международному развитию (КАМР) и международного фонда «Возрождение». Инклюзия предполагала приспособление школ, их убеждений, взглядов и политики к потребностям всех учеников, как одаренных, так и имеющих особые потребности. Основными задачами проекта являлись:
1. укрепление возможностей учебно-воспитательных заведений и общественных организаций в развитии инклюзивного образования;
2. разработка необходимой законодательной базы и механизмов внедрения модели инклюзивного образования;
3. обеспечение надлежащей профессионально-педагогической подготовки учителей к работе в условиях инклюзивного класса или группы в общеобразовательном пространстве;
4. формирование позитивного отношения к людям с нарушениями психофизического развития в обществе.
В рамках проекта одним из ведущих учебно-воспитательных заведений избрана школа-лицей № 3 им. А.С. Макаренко в городе Симферополь, которой Приказом Министерства образования и науки Украины был предоставлен статус экспериментальных педагогических площадок. 5 октября 2010 г. в Министерстве образования Республики Крым был собран« круглый стол», посвященный внедрению инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях Республики Крым. На нём были определены стратегические цели и этапы реализации инклюзивного обучения в общеобразовательных учреждениях такие как:
• осуществление организационно-правовых мероприятий;
• учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях инклюзивного образования;
• подготовка педагогов и работа с родителями.
В октябре 2010 года в Республике Крым был подписан меморандум по внедрению инклюзивного образования в школах. Для реализации программы необходимы немалые средства на оборудование школ, а также привлечение дополнительных сотрудников. Для более высокой эффективности внедрения инклюзивного образования в школах необходимо обучить учителей, оборудовать школы приспособлениями для передвижения детей с ограниченными физическими возможностями. В рамках воплощения в жизнь мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг. были сделаны такие важные шаги:
• в девяносто семи образовательных организациях были созданы условия для специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья,
• ведутся работы по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования ещё в 28 образовательных организациях.
Следует отметить, что в рамках реализации Государственной программы развития образования Республики Крым на 2016-2018 гг., утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 16.05.2016 № 204, предусмотрены средства на мероприятия по созданию в 2016 г. в 50 общеобразовательных организациях Республики Крым условий для инклюзивного образования детей с инвалидностью, в 2017 г. еще в 50 образовательных организациях. В системе образования Республики Крым функционирует 16 государственных бюджетных общеобразовательных учреждений интегративного типа, из них в 14 обучаются дети-инвалиды:
1. 7 – специальных (1 – для глухих детей, 1 – для слабослышащих детей, 1 – для слабовидящих и слепых детей, 3 – для детей с умственной отсталостью, 1 – для детей с тяжелыми нарушениями речи);