Глава 1. Общая характеристика когнитивных процессов
Когнитивные или познавательные процессы представляют собой наиболее сложные функции головного мозга. Они играют важную роль, которая заключается в познание и осознанном взаимодействие человека с окружающей его средой: с их помощью протекает распознавание, обработка и анализ поступающей внешней и внутренней информации, ее запоминание, хранение, постоянный обмен между отдельными ее составляющими и, соответственно, между разными участками мозга, отвечающие за данные процессы. На основе этого анализа составляется конкретная программа работы с последующим ее выполнением, а также мониторингом достигнутых результатов. Данный процесс подразделяется на четыре составляющие, отражающиеся в отдельных психических процессах:
1. Восприятие поступающей информации. Данный аспект происходит в процессе гнозиса. Согласно Большому психологическому словарю, «это собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности (например, зрительный, слуховой и т. п.) [2,98].» Реализация происходит за счет процессов восприятия — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления.
2. Обработка и анализ полученной информации. Это связано с активностью исполнительных функций. К ним относятся внимание как умение поддерживать необходимый уровень мыслительной деятельности для восприятия, а также обучение, анализ, поиск сходств и различий, составление выводов компонентов взаимодействия. А. Н. Леонтьев охарактеризовал мышление «как высшую ступень познания, которая дает человеку знание существенных свойств, связей и отношений объективной реальности, … непрямое и сложно опосредствованное отражение действительности, преодолевающее ограничения чувственного познания через переход от явления к сущности. [9,6].»
3. Запоминание и хранение обработанной информации. Данная составляющая представлена памятью. Исходя из определения, данного в Большом психологическом словаре, память — это «запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. [2,332].» Также важно не только предоставить полученную информацию, но и воспроизвести ее должным образом.
4. Последующий обмен имеющейся информацией, а также построение и осуществление на ее основе различных программ деятельности. Это происходит за счет экспрессивных функций: речь и навыки целенаправленной двигательной активности. Речь, согласно определению, данному в Большом психологическом словаре, – это «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, … осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.» [2, 429] Целенаправленная двигательная активность или праксис как способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движении?.
Однако в результате произошедших событий, при заболеваниях или травм головного мозга, происходит снижение когнитивных функций личности. Когнитивные расстройства являются состояниями множественной этиологии, поскольку причинами их возникновения может быть большое количество различных причин (неврологические, психические и др.).
В большинстве случаев могут быть затронуты несколько или все функции. Больные могут показывать плохие результаты в оценке памяти, умственной выносливости, не могут ясно выражать свои мысли, а также сосредоточиться на вещах или в процессе процедур также возникают трудности с подсчетом, слабости ориентации в ранее незнакомой среде. Кроме того, наблюдается снижение критики их положения. Отражается в ухудшении в виде постепенного нарушения памяти о текущих событиях, а затем определяется утратой знаний о последних событиях в жизни. Снижение интеллектуальной активности в условиях дефицита, когда необходимо анализировать информацию, распространять и формулировать выводы. Отмечается также отсутствие целенаправленности, что затрудняет решение конкретных задач.
В.В. Захаров определяет когнитивные нарушения как «ухудшение по сравнению с индивидуальной нормой одной или нескольких из следующих когнитивных функций: памяти, праксиса, гнозиса, речи или исполнительных функций [7,5].»
Локализация и распространенность поражения головного мозга определяют тяжесть и характер имеющегося когнитивного снижения. Однако, разные отделы мозга не считаются равнозначными участниками в протекании данных функций. Каждая структурная единица, исходя из своей роли, привносит свой, индивидуальный вклад в реализации процессов. В соответствие с этим, А. Р. Лурия выделяет три функциональных блока головного мозга.
«Один из них, включающий системы верхних отделов мозгового ствола и сетевидной, или ретикулярной, формации и образования древней (медиальной и базальной) коры, дает возможность сохранения известного напряжения (тонуса), необходимого для нормальной работы высших отделов коры головного мозга; второй (включающий задние отделы обоих полушарий, теменные, височные и затылочные отделы коры) является сложнейшим устройством, обеспечивающим получение, переработку и хранение информации, поступающей через осязательные, слуховые и зрительные приборы; наконец, третий блок (занимающий передние отделы полушарий, в первую очередь лобные доли мозга) является аппаратом, который обеспечивает программирование движений и действий, регуляцию протекающих активных процессов и сличение эффекта действий с исходными намерениями. Все эти блоки принимают участие в психической деятельности человека и в регуляции его поведения; однако тот вклад, который вносит каждый из этих блоков в поведение человека, глубоко различен, и поражения, нарушающие работу каждого из этих блоков, приводят к совершенно неодинаковым нарушениям психической деятельности [12, 16-17]».
Согласно В.В. Захарову и Н.Н. Яхно, при поражении первого блока происходит снижение тонуса коры головного мозга, а время реакции на внешние раздражители увеличивается. Это замедляет все познавательные процессы. Внимание становится неустойчивым, снижается способность поддерживать необходимый фокус внимания. Процесс мышления теряет свой произвольный и избирательный характер. Поэтому пациенты, страдающие поражениями первого функционального блока, испытывают повышенную утомляемость при умственных нагрузках, часто совершают ошибки, связанные с отвлечением внимания [7].
Согласно Б. Д. Карвасарскому, нарушения при повреждении второго блока будут носить модально-специфический характер и провялятся в зависимости от локализации поражения [8].
При глубоком, комплексном повреждении лобной коры, согласно концепции А. Р. Лурии, существует относительная сохранность двигательных функций, но человеческая деятельность перестает подчиняться заданной ранее программе. Целенаправленное поведение уступает реакциям инертного, стереотипного характера или импульсивным реакциям на какие-либо отдельные впечатления [12].
Таким образом, можно подвести итог анализу общей характеристике когнитивных нарушений. Когнитивные процессы участвуют в познание и осознанном взаимодействие человека с окружающей его средой. Этот процесс делится на четыре составляющие: восприятие информации, обработка и анализ полученной информации, ее хранение, обработка и обмен, а также построение и реализация программ на ее основе. Однако могут наблюдаться снижение данных функций, приводящие к когнитивным нарушениям - ухудшение по сравнению с индивидуальной нормой одной или нескольких из следующих когнитивных функций: памяти, праксиса, гнозиса, речи или исполнительных функций. В этом случае тяжесть и характер отклонения будут определяться путем выявления места и степени поражения головного мозга.
Глава 2. Виды когнитивных нарушений и сопутствующая им симптоматика.
2.1 Легкие когнитивные нарушения
Согласно В. В. Захарову, легкое когнитивное расстройство - это «отдельные когнитивные симптомы, которые могут наблюдаться непостоянно (например, только во время утомления), не вызывают затруднений в повседневной жизни, в том числе и в наиболее сложных формах профессиональной и социально-бытовой активности, но, тем не менее, могут обусловливать субъективное беспокойство и представляют собой снижение когнитивных способностей по сравнению с индивидуальной нормой [5, 18]».
Легкое когнитивное расстройство характеризуется невысоким снижением познавательных функций в сравнении со степенью, которая была присуще человеку до заболевания. Симптомы остаются объективно незаметными, но сами больные могут демонстрировать жалобы на забывчивость, трудности в концентрации внимания, быстрое наступление утомляемость при выполнении умственной работы. Эти аспекты невидимы для окружающих людей, и они не вызывают никаких трудностей в повседневной жизни индивида.
Отмечается рост внимания исследователей, обусловленный практическими и теоретическими аспектами этой проблемы. Легкие когнитивные расстройства считаются фактором риска развития поздней деменции. Представляют собой определенную степень когнитивного дефицита, в зависимости от нозологической природы заболевания развиваются легкие когнитивные расстройства, проявляющиеся отдельно или в сочетании с другими психическими расстройствами.
Возможно формирование легких когнитивных нарушений в процессе старения человека, но это утверждение требует дальнейших исследований. Нет четких границ между данными процессами. Это связано с естественным ослаблением внимания, кратковременной памяти, а также дизрегуляторными нарушения.
Исходя из данных И.В. Дамулина, легкими когнитивными нарушениями чаще всего страдают пожилые люди, среди лиц старше 65 лет распространенность составляет около 10%. В этой группе примерно у 10-15% в течение года разворачивается симптоматика болезни Альцгеймера. Также легкое когнитивное расстройство чаще может встречаться у людей с низким уровнем образования [3].
В качестве клинических проявлений, принято относить данные признаки:
? Понижение скорости реакций;
? Некоторые трудности при концентрации внимания;
? Повышенная отвлекаемость в процессе деятельности;
? Повышение чувствительность по отношению к интерферирующим воздействиям.
Но при этом, данные признаки не могут считаться универсальными в виду значительной уязвимости нейродинамической составляющей когнитивной деятельности при различных патологических процессах, а также некоторых физиологических состояниях, к примеру, при высоком уровне утомления.
При диагностики легких когнитивных нарушений чаще всего применяются критерии, которые делают упор на нарушения в мнестической сфере, при сохранности иных когнитивных функций. К ним относятся:
1. Предъявление жалоб на нарушения памяти;
2. Оценка общего состояния когнитивных функций соответствует нормативным показателям;
3. Нормальный уровень активности в повседневной жизни;
4. Выявление объективных нарушений памяти при учете возраста и уровня образования пациента;
5. Отсутствие деменции и ее признаков.
Важно подчеркнуть, что данная группа больных, независимо от выявленных нарушений при нейропсихологическом тестировании, не относиться к критериям диагностики возможной болезни Альцгеймера. Нейропсихологическое тестирование у пациентов с легкими когнитивными нарушениями может выявить нарушения в сферах, не касающиеся памяти, например, в эмоциональной, но эти нарушения не должны быть значимыми в клиническом плане.