1. Современное состояние налоговой политики в сфере природопользования.
Одним из главных инструментов государственного регулирования?например экономических процессов - налоговая политика, которая представляет?следует собой систему целенаправленных действий государства в?вытекает области налогообложения на основе экономических, правовых?непосредственно и организационно-контрольных мероприятий.
Современные условия необходимости?существенно сохранения и укрепления территориальной целостности страны,?проанализировав преодоления экономического кризиса диктуют необходимость создания?например такой налоговой системы, которая бы позволила?следует эффективно управлять экономикой, учитывала интересы и?вытекает государства, и экономических субъектов, и населения.?непосредственно При разработке налоговой политики России необходимо?существенно учитывать международный опыт, а также национальные?проанализировав особенности развития страны. Одним из главных?например элементов налоговой системы являются налоги. Посредством?следует перераспределения финансовых ресурсов стимулируется развитие приоритетных?вытекает направлений экономики, осуществляется социальная поддержка определенных?непосредственно категорий населения. Проведением грамотной налоговой политики?существенно государства возможно достичь положительных результатов в?проанализировав финансовой и социально-экономической сфере.
Для перехода?например к устойчивому и инновационному развитию экономики?следует современной России принципиально важное значение имеет?вытекает повышение эффективности использования природного капитала и?непосредственно достижение в обществе рационального природопользования. Так,?существенно в "Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на?проанализировав период до 2020 года" отмечено, что формирование?например инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого?следует потенциала человека в ведущий фактор экономического?вытекает роста и национальной конкурентоспособности, наряду со?непосредственно значительным повышением эффективности использования природных ресурсов?существенно .
Модель эколого- экономически безопасного развития с?проанализировав одной стороны, должна в максимальной мере?например удовлетворить рекреационные потребности людей, а с?следует другой стороны - охранять и улучшать окружающую?вытекает природную среду как источник удовлетворения этих?непосредственно потребностей. Достижению таких результатов будут способствовать?существенно различные формы и методы стимулирования рационального?проанализировав природопользования. Активное применение экономического стимулирования природопользования?например в современной России должно создать условия?следует однонаправленности экономических интересов субъектов рынка, и,?вытекает в конечном счете, способствовать формированию экологоориентированной?непосредственно инновационной экономики.
?
1.1. Государственное управление в сфере природопользования.
Государственное управление в сфере природопользования – это комплекс мер государственной политики, направленных на сохранение состояния окружающей среды и рациональное природопользование на территории Российского государства.
Органы, осуществляющие управление охраной окружающей среды и природопользованием, можно разделить на органы, имеющие общую компетенцию, и органы, имеющие специальную компетенцию.
В первую группу органов входят: российский Президент, российское Правительство и правительства регионального уровня.
В сферу компетенции Президента России в области управления охраной окружающей среды и природопользованием относятся следующие функции:
1. установление приоритетных направлений политики государства в сфере экологии; нормотворчество по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;
2. организация централизованных органов государственного управления исполнительного характера в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
3. выполнение роли гаранта, обеспечивающего соблюдение прав населения в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
4. содействие согласованного функционирования и взаимодействия органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Функции Правительства в сфере охраны окружающей среды и природопользования включают в себя:
1. обеспечение проведения на территории России единой политики государства в сфере экологии;
2. осуществление управления собственностью России на природные ресурсы;
3. проведение мер, направленных на обеспечение законности и осуществления прав населения в сфере экологии и так далее.
Ко второй группе органов управления охраной окружающей среды и природопользования относят те органы, которые осуществляют выполнение наиболее ответственных функций в сфере экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, контроля и так далее.
Система специализированных органов управления охраны окружающей среды и природопользования характеризуются достаточно высокой нестабильностью, обусловленной постоянным реформированием этой сферы, не всегда ведущим к ее усовершенствованию.
К числу специализированных органов государственного управления охраной окружающей среды и природопользования можно отнести некоторые федеральные Министерства, агентства и службы. Специализированные органы управления рассматриваемой сферой можно классифицировать следующим образом:
1. те органы, которые выполняют весь спектр задач в природоохранной сфере, или их отдельные блоки. К числу данных органов относятся Министерство природных ресурсов и экологии, здравоохранения и социального развития, гидрометеорологии и
2. те органы, которые охватывают отдельные вопросы охраны природы и использование конкретных объектов природы. К данным органам относят Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство по вопросам рыболовства и прочее;
3. те органы, которые выполняют родственные функции в отношении различных природных объектов. К данным органам относят Федеральную службу государственной статистики, Министерства юстиции, внутренних дел и так далее.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти включает в свой состав те органы, которые реализуют социальные задачи в сфере природопользования и охраны окружающей среды. При этом эти задачи не составляют основы их деятельности, а решается наряду с иными функциями.
?
1.2.Методы управления в экономической сфере природопользования
С каждым годом интерес к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде - которую они сами и загрязняют, бездумно преследуя экономические выгоды. Но ведь надо задуматься что жизнь и здоровье человека - показатель, который характеризует среду его обитания.
Для наиболее эффективного сохранения и грамотного, рационального использования природы и природных ресурсов, существует большое количество разнообразных методов и механизмов, не последнее место занимают экономические методы и механизмы регулирования и воздействия.
Методы управления - это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Применяются следующие основные методы управления:
В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.
Административно-правовые методы управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих, работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.
Особое место в системе рационального природопользования занимают организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятия и реализации решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализации управления на основе достижений науки и техники.
Социально-психологические методы управления представляют собой систему средств социального и психологического воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население данного района с целью обеспечения благоприятных природных условий проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличения продолжительности жизни людей и способности их к труду, сохранения эстетической ценности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п.
Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п. Они призваны обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов, охрану и воспроизводство окружающей природной среды. При использовании экономических методов отпадает необходимость принуждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи решаются на основе использования системы экономического стимулирования рационального природопользования.
Конечные результаты работы предприятий должен быть тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного законодательства.
Все возрастающую роль в обеспечении охраны окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов играют методы оптимизации управленческих решений. Они основаны на широком использовании экономико-математических методов, сетевых моделей, автоматизированных систем управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений. С их помощью разрабатывают модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют наблюдать будущие ситуации, анализировать влияние различных проектов и решений на состояние природной среды, вносить коррективы и предложения по предупреждению последствий.
Предприятия и объединения вносят плату за природные ресурсы согласно установленным нормативам, которые предусматривают плату за право пользования, за воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ и т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ платежи взимают в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию загрязнения.
Средства, взимаемые с предприятий и организаций за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, направляются на выполнение природоохранных мероприятий.
В целях предотвращения вредного воздействия машин и оборудования при их эксплуатации на окружающую среду осуществляется экологическая экспертиза выпускаемой продукции предприятиями машиностроительной промышленности.
Негативные последствия научно-технического прогресса и неадекватного использования производственных ресурсов, которые имеют место в современном экономическом пространстве, свидетельствуют о необходимости внедрения в экономику методов отраслевого обоснования размещения производства через выявление статистических и динамических закономерностей функционирования данной отрасли в условиях данной географической среды.
?
2. Характеристика основных видов налогов в сфере природопользования.
В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми. Действующая в настоящее время система природоресурсных платежей отличается сложностью, специфичностью и объединяет ряд видов правовых платежей (рисунок 1).
Система природоресурсных платежей в РФРисунок 1.
В зависимости от способа воздействия на природную среду природоресурсные платежи подразделяются на два вида (рисунок 2).
Рисунок 2 – Виды природоресурсных платежей.
2.1. Налог на добычу полезных ископаемых
НДПИ согласно ст. 13 НК РФ относится к федеральным налогам, в связи, с чем правовое регулирование НДПИ осуществляется на федеральном уровне.
НДПИ введен в действие с 1 января 2002 г. Законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ, дополнившим НК РФ гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых".