1.1.Олимпиадное движение как одна из форм достижений учащихся.
Всероссийская олимпиада школьников – движение, которое объединяет большое количество детей и взрослых по всей России. Олимпиада является средством: формирования знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения; она стимулирует и мотивирует личностное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения, поддерживает одаренных детей, содействует их самоопределению и продолжению образования. Олимпиада раскрывает связь областей знаний, составляющих содержание олимпиадных дисциплин, с другими областями знаний, развивает и поддерживает интерес учащихся к познавательной деятельности. Олимпиада направлена на выявление молодых дарований и приобщение к интеллектуальной деятельности как можно большего количества школьников, на оказание помощи в развитии их талантов и становление их как будущих высококвалифицированных специалистов. Олимпиада является мощным фактором объединения и развития педагогического мастерства членов профессионального сообщества, средством выработки высоких эталонов педагогической деятельности; одной из форм оценки достижений учащихся. Таким образом, через предметные олимпиады предъявляются новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы. В 1995г. в г. Заречном был создана многопрофильная школа-лицей №230 с целью собрать в своих стенах детей, имеющих высокую учебную мотивацию и удовлетворить их образовательные запросы. В процессе развития нашего ОУ сложилась целая система работы с высокомотивированными детьми. Какие же условия созданы в лицее для реализации высокой учебной мотивации? И в каких формах работы эти условия реализуются?
Таким образом, Всероссийская предметная олимпиада школьников может служить внешней экспертизой по оценке достижений учащихся, уровня сформированности у них учебных, исследовательских, социальных, информационных, коммуникационных и прочих компетенций. Постоянный мониторинг за такой деятельностью позволяет педагогическому коллективу искать новые современные пути и методы работы с одаренными учащимися, своевременно проводя коррекцию совместной творческой деятельности педагога и ученика.
1.2.Организация и проведение школьных предметных олимпиад как средство выявления и развитие способностей личности
В современных условиях модернизации российского образования, предлагающего многообразие форм, методов, видов обучения и дисциплин, наряду с вопросом выявления способностей школьников к освоению учебного материала ставится не менее важный вопрос о развитии качеств личности каждого учащегося. Для того чтобы объединить эти два основополагающих момента в образовании, группой современных исследователей в данной области1 была выявлена необходимость проведения школьных предметных олимпиад на новом, более усовершенствованном уровне, отвечающем требованиям современного образования. На протяжении многих лет доминирующей задачей школьной олимпиады по различным предметам было определение уровня знаний учащихся. Однако на данном этапе эта задача не отвечает запросам личностно ориентированной концепции в педагогике. Именно поэтому учеными2 была поставлена еще одна задача, содержащая идею развития способностей личности каждого школьника (включая и тех детей, которые по результатам олимпиады не занимают первые места). 1 См.: Шарапков А. Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметных олимпиадах. Рязань, 2003; Кирьяков Б. С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах (по физике). Рязань, 2002. 2 Огурэ Л. Б. Многопредметная образовательная олимпиада как диалектическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников. М., 2004; Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. М., 2003. Исследования: педагогика 14 Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников от 25.05.1995 г., целями и задачами олимпиады являются «пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности, активизация работы спецкурсов, кружков, научных современных обществ учащихся, развитие других форм работы со школьниками, создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации» 3 . Как видно из вышесказанного, олимпиада изначально была нацелена прежде всего и в основном на одаренных и талантливых школьников, на стимулирование их интеллектуальной деятельности и профессиональной ориентации, в то время как учащиеся, не прошедшие первый отборочный школьный тур, оставались без должного внимания со стороны не только организаторов олимпиады, но зачастую и школьных учителей, т. к. по итогам проведенного интеллектуального испытания не смогли показать высоких результатов. Подобного рода ситуация (невнимательное отношение к ученикам среднего звена) чаще всего имела отрицательный результат: у основной массы школьников вырабатывалось безразличное, а порой и негативное отношение к участию в олимпиадах, что не могло благоприятно сказываться на развитии олимпиадного движения в целом. По мнению современных ученых4 , перед олимпиадным движением в системе образования на данный момент стоит ряд сложных и еще не решенных задач, которые мешают реализации идеи о всестороннем развитии каждого школьника. Основными проблемами проведения и организации школьных предметных олимпиад являются: 1. Однообразие и монотонность в проведении туров и соревнований Подобного рода проблема решается на более высоких уровнях, когда учащиеся доходят до финала. При проведении финального тура некоторые организаторы зачастую устраивают тематические игры, театрализованные представления по истории, обществознанию, культурологии, проводят выездные семинары и экскурсии. На начальных же этапах все эти виды деятельности считаются нецелесообразными, поэтому больший процент учащихся считают участие в олимпиаде однообразным и монотонным занятием. 2. Отсутствие содержательной обратной связи с детьми-участниками и педагогами Отсутствие обратной связи организаторов олимпиады, а именно методистов, составляющих вопросы к турам, с педагогами и детьми снижает продуктивность проведения олимпиады ввиду отсутствия информации от учителей о сложности предлагаемых заданий для учащихся. Без связи с учениками-участниками и их преподавателями методисты в большинстве случаев ориентируются на учебные программы различных дисциплин, составляя задания, которые могут быть сложными или неинтересными для выполнения. 3 Положение о Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам. Акцент на соревновании, а не на взаимодействии между участниками. Коммуникативная изоляция участников Участников олимпиады в заключительных турах можно назвать «диффузной группой» , где каждый участник коммуникативно изолирован от остальных. Такая группа, по словам А. Н. Лутошкина, представляет собой «песчаную россыпь… каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что “сцепляло” бы, соединяло людей. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, “рассыпчатости” группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит»6 . 4. Усложнение заданий не только от тура к туру, но и от года к году В проведении олимпиад все чаще наблюдается тенденция усложнения заданий, которая заключается не только в более требовательном отборе учащихся, переходящих от тура к туру, но и в повышении уровня сложности заданий в парадигме времени. Эта проблема опасна тем, что участники, показывающие средние результаты, по истечении времени и переходе в следующие классы могут не справиться с предложенными заданиями. Помимо этого, сами задания на олимпиаде должны быть построены по принципу «от простого к сложному», с соблюдением стратегии усложнения7 от программных задач по предмету к задачам повышенной трудности. При несоблюдении данного принципа участники испытывают стрессовое состояние: если одно из первых сложных заданий является для учащегося непреодолимым, то он попадет в ситуацию «неуспеха» и не может приступить к выполнению следующих задач. 5. Восприятие олимпиады большинством учащихся как «навязанного извне» мероприятия Во многих школах на участие в олимпиадах учителями и директорами выдвигаются учащиеся, имеющие высокие показатели при изучении различных дисциплин. Таким образом, зачастую в обязательном порядке именно отличники и хорошисты становятся участниками олимпиад как по гуманитарным, так и по точных наукам. Желание участвовать в олимпиаде исходит не от школьников, а от администрации. Это делается для повышения уровня учебного заведения, но является большим минусом для самих учащихся, т. к. подобные действия воспринимаются школьниками негативно и снижают интерес участников к олимпиадам, а также препятствуют раскрытию способностей в определенной области ввиду усталости от количества необходимых и навязанных администрацией соревнований. 6. Понижение интереса большинства школьников к участию в предметных олимпиадах Следствием всего вышеперечисленного является снижение интереса большинства школьников к участию в различного рода олимпиадах. 5 Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М., 1996. С. 314 6 Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.,1988. С. 67. 7 Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. М., 2003. С. 80. Исследования: педагогика 16 Дети, не подходящие под определение «одаренный и талантливый», были лишены возможности развития своих личных способностей в ходе многих лет проведения предметных олимпиад. Б. М. Теплов, ученый, занимающийся данной проблематикой, справедливо замечает: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»8 . Следовательно, для развития способностей школьника важными являются не столько результаты, показываемые при выполнении заданий, сколько сам процесс организации и проведения олимпиады наряду с выполнением правильно составленных заданий. В данное время, как уже было сказано выше, наблюдается тенденция гуманизации как образования в целом, так и самого проведения школьных предметных олимпиад, где ведущую роль педагоги отводят не только выявлению, но и развитию способностей. В педагогической литературе выделяют следующие виды способностей9 : 1) интеллектуальные способности; 2) академические способности; 3) креативные способности; 4) организаторские или лидерские способности. Все перечисленные виды способностей при правильной организации и проведении школьных олимпиад могут быть не только выявлены, но и развиты, но для этого необходимо решить один из важнейших вопросов: каким образом привлечь школьников к участию в олимпиаде добровольно? Ответ оказывается довольно простым: хорошо продуманная организация способствует появлению у учащихся мотивации к участию в подобного рода соревнованиях. Мотивы, возникающие у школьников, А. И. Савенков предлагает классифицировать следующим образом10 . 1. «Мотивация содержанием» В процессе подготовки и участия ученики узнают новые факты, овладевают знаниями и способами их применения, постигают суть вещей. Именно поэтому задания олимпиады необходимо выстраивать по дидактическому принципу «от простого к сложному», чтобы не препятствовать развитию интеллектуальных, академических и креативных способностей ребенка. 2. «Мотивация процессом» В ходе проведения олимпиад учащимся необходимо сознавать себя частью единого сообщества единомышленников. В ходе подобного общения сам процесс участия становится не только увлекательным, но и необходимым для выявления и развития организаторских способностей. Педагогам, проводящим олимпиаду, необходимо осознавать всю значимость сплочения коллектива, организации тренингов и семинаров, командных работ, т. к. именно все это способствует развитию у участников мотивации происходящим процессом. «Широкие социальные мотивы» (общественно ценные мотивы долга, ответственности, чести, а также узколичные мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования) На ученике, представляющем на олимпиаде свою школу, область или регион, лежит огромная ответственность. Для пробуждения мотива долга и чести необходимым условием является самостоятельное волеизъявление школьника на участие в соревнованиях. Если это участие будет обязательно-принудительным и навязанным администрацией учебного заведения, мотив долга будет заменен на мотив «избегания неприятностей», что, несомненно, подавит творческое начало учащегося и не позволит его способностям раскрыться в полной мере, не даст школьнику самоутвердиться как личности. На современном этапе в педагогической науке методологически недостаточно разработан и освещен вопрос проведения и организации школьных предметных олимпиад, особенно по тем предметам, которые не являются обязательными для изучения в школьной программе (экология, экономика и др.). Один из таких предметов — «Основы православной культуры». В настоящее время уже сложилась практика преподавания данного предмета в различных регионах страны, были разработаны авторские методики и программы обучения. В 2008 г. по благословлению Святейшего Патриарха Алексия II и при поддержке Министерства образования РФ и Совета ректоров России на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета впервые во всероссийском масштабе прошла первая олимпиада по основам православной культуры для учащихся 5–11 классов всех видов образовательных учреждений. Целью олимпиады стало расширение и поддержка изучения подрастающим поколением россиян основ православной культуры. Также методистами олимпиады была поставлена цель не только выявлять одаренных в данной области учащихся, но и посредством определенных методов организации способствовать развитию их способностей. Для решения проблем проведения олимпиады организаторами были учтены практически все нюансы проведения школьных предметных всероссийских олимпиад. 1) Включение в программу олимпиады консультаций, экспертных обсуждений, групповых заданий, нацеленных на пробуждение мотивации к участию в олимпиаде На заключительном, финальном этапе участникам предлагаются учебные семинары, экскурсии и поездки, в ходе которых преодолевается их отчужденность, налаживается коммуникативность и избегается состояние «диффузной группы», что позволяет выявлять и в процессе совместной деятельности развивать их организаторские и лидерские способности. Также в ходе подготовки к участию в олимпиаде и непосредственно в условиях проведения семинаров и выездных заседаний выявляются академические способности участников. Исследования: педагогика 18 2) Организация и поддержка обратной связи с учащимися и их преподавателями с целью получения объективного представления о прохождении олимпиады на местах Специально для организации и поддержки обратной связи в сети Интернет был создан отдельный сайт11, посетителями и активными участниками которого могут стать не только преподаватели образовательных учреждений, но и учащиеся. На сайте содержится нормативная база документов, история олимпиады с момента возникновения, новости олимпиады, методические разработки по предмету «Основы православной культуры», а также форум, где все зарегистрированные пользователи могут оставить свои комментарии к темам и обсудить волнующие их вопросы. 3) Включение в программу проведения олимпиады форм групповых заданий и проектной деятельности При проведении финальных туров проектная деятельность школьников со всей России является неотъемлемой частью олимпиады. Работая в группах, учащиеся выполняют такие проектные задания, как, например, исследование храмов Москвы с последующим оформлением и изданием собственного журнала12 творческой группы. Подобного рода деятельность раскрывает креативные способности каждого участника. 4) Разработка методологической основы организации олимпиады по основам православной культуры с целью улучшения качества олимпиады В данный момент разрабатывается методологическая основа организации олимпиады. Ведущими специалистами по данной проблематике читаются доклады и публикуются статьи13 . Однако методисты олимпиады при разработке заданий пока еще не всегда соблюдают один из основных принципов дидактики — «от простого к сложному»14 , что может негативно сказываться на раскрытии интеллектуальных способностей школьников. Одной из особенностей комплекта заданий на начальных турах является идентичность тестовых вопросов для всех классов без исключения. Одинаковый (как для 5-го, так и для 11 класса) первый блок располагается в самом начале олимпиадной работы и является для учащихся 5–6 классов, несомненно, трудным для выполнения. Как было сказано выше, ребенок, попадая в ситуацию, когда его знаний становится явно недостаточно, испытывает стресс, следствием которого является неуверенность в себе и снижение уровня результатов в последующих заданиях. Еще одной сложностью в организации олимпиады является то, что в России не существует единой программы по изучению данного предмета, поэтому проведение школьных предметных олимпиад... приходится рассчитывать не на базовые знания учащихся, а на межпредметные связи основных дисциплин с основами православной культуры. Подобного рода проблемы организации и проведения олимпиады по основам православной культуры нуждаются в тщательном изучении и теоретическом осмыслении на данном этапе.
ГЛАВА 2.ИСТОРИЯ,СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные исследователи (А. Н. Шарапков, Л. Б. Огурэ, О. Ю. Корсунова, Б. С. Кирьяков) подразделяют историю развития предметных олимпиад для школьников в России на четыре основных этапа.Первый этап — 30-е гг. XX столетия. Основными деятелями данного периода принято считать: Б. Н. Делоне (математика), В. А. Тартаковского (химия) и О. К. Житомирского (геометрия). В 1934 г. в городе Ленинграде Б. Н. Делоне была проведена первая в истории СССР математическая олимпиада. Начиная с 1934 г., в центральных городах СССР организовывались и проводились предметные олимпиады. Основными проблемами данного периода исследователи называют недостаточный охват учащихся в регионах, недостаточную информированность общественности, нехватку методического обеспечения, а также несформированность структуры и форм организации олимпиад. Второй этап — 60-е гг. XX столетия. Основными деятелями данного периода выступают ученые-физики П. Л. Капица, И. К. Кикоин, Ю. А. Осипьян. Особенностью периода стало создание в 1964 г. комитета по проведению олимпиад. Именно это укрепило связь между учеными и учителями, вследствие чего наладилось взаимодействие между органами образования и высшими учебными заведениями. С 1967 г. стали проводиться Всесоюзные олимпиады. Особое внимание уделялось олимпиадам точных наук (математика, физика, химия). Школьники, побеждающие во Всесоюзных олимпиадах, принимали участие в международных олимпиадах. Проблемами данного периода принято считать нехватку нормативных документов по организации и проведению олимпиад, а также недостаточную разработанность методического обеспечения (сборников, задачников, методических пособий). Третий этап — 90-е гг. XX столетия. Основные деятели: Б. П. Вирачев (физика), О. Ю. Овчинников (физика), И. В. Старикова (физика). Важным достижением данного периода стало принятие в 1993 г. первого «Положения о Всероссийской олимпиаде школьников», где нормативно была прописана схема организации и проведения предметных олимпиад для школьников. Именно в 90-е гг. в периодической печати широко освещаются вопросы, касающиеся предметных олимпиад. На данном этапе возникла проблема спада интереса к предметным олимпиадам среди учащихся, понижения результативности в международных олимпиадах. И также по-прежнему наблюдалась нехватка методического обеспечения. Четвертый этап — 2000–2011 гг. XXI столетия3 . Основные деятели: А. Н. Шарапков (гуманизация режима проведения предметных олимпиад), Л. Б. Огурэ (организация интеллектуального марафона, многопредметной олимпиады), О. Ю. Корсунова (организация интеллектуально-творческих олимпиад), Б. С. Кирьяков (физика). Выделяются следующие особенности периода: централизовано проведение олимпиад, выработаны формы и методы организации, осуществляется информирование общественности о проведении школьных олимпиад посредством сети Интернет. Проблемами, возникшими в этот период, принято считать недостаточную связь между организаторами олимпиад и учителями школ; повышение уровня сложности заданий «от тура к туру, от года к году». На этом этапе исследователями данной проблемы ведется поиск новых форм проведения олимпиад, а также разрабатывается методологическое обоснование. Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, целями и задачами олимпиады на современном этапе являются «пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности, активизация работы спецкурсов, кружков, научных современных обществ учащихся, развитие других форм работы со школьниками, создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации»4 . Б. С. Кирьяков выделяет в исследовании следующие функции олимпиады: обучающую, стимулирующую, контролирующую, адаптационную, представительскую. Основными проблемами проведения и организации школьных олимпиад на современном этапе, по мнению исследователей А. Н. Шарапкова, О. Ю. Корсуновой и Б. С. Кирьякова, являются :
– однообразие и монотонность в проведении туров соревнований;
– отсутствие содержательной обратной связи с детьми-участниками и педагогами;
– преимущественное включение в олимпиадные соревнования детей, успешных в учебе;
– акцент на соревновании, а не взаимодействии между участниками, коммуникативная изоляция участников;
– недостаточное методологическое обоснование; – усложнение заданий не только от тура к туру, но и от года к году при урезании часов на изучение школьной программы;
– подбор заданий без учета возрастных и психологических особенностей учащихся;
– восприятие олимпиады большинством учащихся как «навязанного извне» (учителем, директором, родителями) мероприятия ввиду невозможности самореализации;
– понижение интереса большинства школьников к участию в предметных олимпиадах.
В качестве путей решения названных проблем цитируемые авторы предлагают следующие действия:
– включение в программу олимпиады консультаций, экспертных обсуждений, групповых заданий, нацеленных на пробуждение мотивации к участию в олимпиаде;
– организацию и поддерживание обратной связи с учащимися и их преподавателями с целью получения объективного представления о прохождении олимпиады на местах;
– включение в программу проведения олимпиады формы групповых заданий, проектную деятельность;
– разработку методологической основы организации олимпиад с целью улучшения качества олимпиады;
– разработку заданий с учетом возрастных особенностей учащихся, расположенных в соответствии с основным принципом дидактики «от простого к сложному», а также ориентируясь на базовые знания учащихся.
2.1.Всероссийская олимпиада школьников:история и тенденции развития
В условиях глобализации и нарастания соревновательных тенденций во всех сферах жизни общества главным конкурентным преимуществом любой страны становятся не столько технологии и материальные ресурсы, сколько ее человеческий капитал.Именно от его качества зависят скорость изменений в обществе, гибкость и адаптивность экономики, политическая стабильность. В связи с этим выработка эффективных механизмов выявления и поддержки талантливой молодежи является важнейшим элементом государственной политики. Под поддержкой талантливой молодежи традиционно подразумевается комплекс мер, направленный на поощрение наиболее одаренных и перспективных молодых людей. Как правило, доминирует финансовый подход к решению данной задачи. В частности, в России на протяжении десяти лет проводится в жизнь указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», предусматривающий выплату премий лицам в возрасте от 14 до 25 лет включительно, которые демонстрируют исключительные успехи на различных конкурсных мероприятиях, включая международные и всероссийские олимпиады.
За рубежом похожие практики мы наблюдаем в ФРГ. Федеральное министерство образования и научных исследований Германии предоставляет возможность для получения «Стипендии Германии» талантливым и высоко результативным представителям немецкой молодежи. В Великобритании на территории Шотландии действует целая программа „TalentScotland“, целью которой является поддержка талантливой молодежи в Шотландии и даже привлечение ее из-за рубежа, чтобы одаренные мигранты стали полноценными членами шотландского общества.Однако одни лишь финансовые инструменты проблемы выявления и взращивания молодых талантов далеко не решают.