1. Теоретические основы государственного регулирования экономики
1.1 Понятие государственного регулирования экономики
Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются различные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой.
Деятельность государства в рыночной экономике должна быть направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности [5, c. 45].
Государственное регулирование является разновидностью правового регулирования, фактически этот вид правового регулирования является основным, определяющим, поскольку нормы позитивного права, с которых начинается правовое регулирование общественных отношений, устанавливаются преимущественно этой категорией субъектов.
Государственное регулирование в административно-правовой литературе определяется как установление государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировки в зависимости от изменяющихся условий. Оно реализуется в виде нормативно-правового влияния на процессы, совершающиеся в экономике. «Содержание, сфера, методы регулирования во многом определяются особенностями общественных отношений, которые являются объектом его воздействия».
А.М. Лаптева полагает, что государственное регулирование представляет собой определенный процесс, который протекает на двух уровнях. Нормативном и индивидуальном, и данные уровни нередко рассматривают в теории права в качестве видов государственного (правового) регулирования. Но таковыми их можно считать лишь с определенной долей условности, поскольку государственное регулирование, как и любое другое правовое регулирование, не может одновременно быть или нормативным, или индивидуальным. Оно всегда вначале нормативное и лишь затем индивидуальное, т.к. индивидуальное правовое регулирование всегда производно от нормативного и является его продолжением в области индивидуальных, конкретных общественных отношений [7, c. 76].
Государство регулирует экономическую жизнь во всех государствах. Экономисты приводят две основные причины государственного вмешательства в хозяйственную жизнь: прежде всего, так государство обеспечивает институционально-правовую основу деятельности экономических агентов, то есть прописывает «правила игры» через государственные институты; второе, у рыночного механизма есть определенные несовершенства, вследствие чего государство вынуждено решать экономические проблемы, которые не может решить сам рынок.
Таким образом, все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов - цель экономической деятельности государства.
Таким образом, можно определить, что государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основные экономические функции государства:
- правовая - регламентирует порядок организации предпринимательской деятельности, осуществляет контроль за их соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами;
- протекционистская - обеспечивает создание благоприятных возможностей для развития национальной экономики или отдельных секторов и отраслей экономики;
- стабилизационная - направлена на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер;
- хозяйственная - связана непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества, в частности, объектов государственной и муниципальной собственности, а также с корректировкой результатов действия рыночного механизма (производство общественных товаров, распределение ресурсов и т.д.);
- перераспределительная - направлена на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций;
- социальная - обеспечивает поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными материальными условиями, традициями, соотношением классовых сил.
В современный период появляются относительно новые сферы участия государства в экономике: например, регулирование социальных последствий циклических перепадов производства; активная региональная политика, которая позволяет сгладить диспропорции в развитии отдельных районов; внедрение государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций. Заметно усложняется перераспределительная функция, которая ранее обеспечивала в основном содержание госаппарата, обороноспособность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель - способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. Особо выделяется задача социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, призванной обеспечить реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельности [11, c. 73].
Необходимо особо рассказать об основных направлениях государственного вмешательства в экономику страны.
Механизм государственной экономической политики работает по разным направлениям, каждое из которых также называют политикой. Перечислим их. Это, во-первых, налогово-бюджетная, денежно-кредитная, валютная, которые чаще всего принято называть финансовой политикой; далее, промышленная или отраслевая политика. Далее, внешнеэкономическая политика; антимонопольная; научная; образовательная и социальная политики. Все перечисленные направления содержат множество отдельных важных секторов, и их тоже принято называть политикой. Например, в социальной политике выделяют политику цен и доходов, пенсионную и другие.
Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы имеют определенную специфику и существенно различаются по странам. Выбор форм и методов регулирования экономических процессов - творческая, требующая тщательного подхода задача, решение которой возложено на государство.
Будучи собственником государственного сектора экономики и регулируя его деятельность, государство неизбежно вмешивается в хозяйственную жизнь страны, и чем масштабнее госсектор, тем больше масштабы государственного вмешательства в экономику.
1.2 Модели государственного регулирования экономики
В мировой практике сложились три основных подхода к вопросу о роли государства в регулировании экономики: первый, основанный на концепции невмешательства государства в экономические процессы, второй ограничивает роль государства в управлении экономикой.
При этом степень вмешательства государства в экономику зависит от уровня ее развития и конкретных экономических условий, третий подход предусматривает активное вмешательство государства в разработку и реализацию экономической политики [6, c. 89].
Рассмотрим основные модели государственного регулирования экономики.
Меркантилизм. Основой экономической школы в период позднего средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм – это учение французских экономистов XVIII в., суть которого заключалась в том, что государство должно играть активную роль ь в экономической жизни страны с целью содействия обогащению государства. Одну из главных черт меркантилизма составляло отождествление богатства с золотом и серебром.
Меркантилисты считали, что золото и серебро по своей природе являются деньгами, но это неверно, поскольку природа не создает денег, так же как и банкиров и вексельного курса. Источником богатства меркантилисты считали внешнюю торговлю. Видя источник национального богатства во внешней торговле и прибыли от отчуждения, меркантилисты заботились об активном внешнеторговом балансе. Его осуществление, как и в целом, накопление денежных богатств, связывалось с активной деятельностью государства, которое системой административных мер и экономической политикой должно было способствовать притоку в страну золота и серебра. Для осуществления этой задачи меркантилисты выдвинули целую систему мероприятий, способствовавших активной внешней торговле. Различают ранний меркантилизм (XVI в), связанный с утверждением монетарной системы (монетаризм). Вторая стадия - развитой меркантилизм, получивший название мануфактурной системы (XVII в.) [10, c. 102].
Как и монетаристы, представители мануфактурной системы отождествляли богатство наций с золотом и единственным его источником считали внешнюю торговлю. Они были убеждены во всемогуществе денег. Активное вмешательство государства в экономику рассматривалось в качестве важнейшего фактора накопления, укрепления и развития хозяйства страны.
Для меркантилизма характерна интерпретация экономических явлений, вытекающая из признания определяющей роли обращения. Такой подход не был случайным, представляя собой продукт определенных исторических условий, порождённых эпохой первоначального накопления капитала. Меркантилизм сыграл прогрессивную роль, способствуя переходу к рыночной капиталистической экономике.
Приверженцы концепции монетаризма традиционно полагают, что рынки априори конкурентны и способны к саморегуляции, выражающейся в достижении макроэкономического равновесия. Но если сравнивать кейнсианские подходы воздействия государства на экономику с монетаристскими, то станет видно, что монетаризм предлагает жесткие методы государственного вмешательства - изъятие из экономики излишней денежной массы, секвестирование государственного бюджета и др. [11, c. 48].
Неоклассическая модель государственного регулирования экономики.
Теоретической базой неоклассической модели стали концепции классического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер при воздействии на предложение. Многие сторонники экономики предложения считали необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.
Основные трудности на этом пути - высокие налоги и инфляция, поскольку высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоклассики предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставления налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сокращает и доходы госбюджета, и увеличивает его дефицит, что осложняет борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности [12, c. 46].
Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидирование регламента по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в неоклассической модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. Неоклассическое направление выступает за умеренные масштабы государственного вмешательства в экономику. Оно благосклонно относится к институционально-правовой основе государственного вмешательства в экономику, потому что для неоклассиков государство – это, прежде всего гарант соблюдения правил рыночной экономики.
В то же время, признавая в целом провалы рынка как вторую базовую причину государственного вмешательства в экономику, неоклассики скептически относятся к большим размерам государственного бюджета и госсектора.
Неолиберальное направление еще более скептично относится к государственному вмешательству в экономику. Например, российские экономисты либерального направления активно выступают за уменьшение государственного вмешательства в экономику. По словам Е.Г. Ясина, для обеспечения высоких и стабильных темпов экономического роста в современной России «есть единственный реальный путь решения задачи – модернизация на основе частной инициативы. Для этого главное – максимально возможная либерализация экономики, снятие административных барьеров, снижение до минимума участия государства в экономике, сокращение государственных расходов и в целом бремени государства на бизнес».
Данное сокращение государственного регулирования экономики называется дерегулированием.
Неокейнсианское направление провозглашает активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, при этом не оспаривая главенствующую роль рынка в экономике. Неокейнсианцы ратуют за активную социальную роль государства. Например, Джозеф Стиглиц подчеркивает, что «государство может и должно играть существенную роль, не только корректируя провалы рынка, но и обеспечивая социальную справедливость».
Российские экономисты данного направления выступают за усиление государственного вмешательства в экономику. Такое усиление государственного вмешательства в экономику называется государственным интервенционизмом.
Институциональное направление сосредоточивается на роли институтов в хозяйственной жизни. Р. Коуз в своей теореме раскрывает экономический смысл прав собственности и одновременно отводит обвинения рынка в некоторых провалах (на примере решения проблемы экстерналий через более четкое определение прав собственности). Разработанная неоинституционалистами теория общественного выбора исследует политический механизм принятия государством макроэкономических решений, ставя под сомнение его эффективность и на этой основе – вообще эффективность вмешательства государства в экономику.
В современной России до сих пор идут дискуссии между сторонниками большего и меньшего вмешательства государства в экономику, но хотя большинство российских экономистов придерживаются неокейнсианского направления, все-таки государственное регулирование российской экономики находится в руках сторонников неолиберального подхода.