Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТУРИЗМ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР КАК ФОРМА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

vika_glad 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.02.2021
Региональный туристический кластер является достаточно важной формой пространственной организации в условиях развития рыночных отношений, заранее определяя современные требования к организации различных видов деятельности, в том числе туризма. Сектор туризма стабильно развивается во многих регионах Российской Федерации. Применение кластерного подхода к пространственной организации туризма позволяет учитывать самоорганизующийся характер развития туристско-рекреационной деятельности, такие важные характеристики, как одновременная конкуренция и сотрудничество между организациями.
Введение

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что туристская деятельность заметно отражается на социально-экономических системах. В контексте постиндустриальных преобразований заметны переход к туризму и модернизация экономики. В финансовой структуре Российской Федерации сфера услуг значительно возросла. Исследование схем размещения объектов и пространственной организации туризма представляет как теоретический, так и практический интерес. В процессе глобализации и регионализации исследования в области туризма приобретают большее значение. Прямое заимствование западного опыта недопустимо по причине того, что рыночные отношения в нескольких российских регионах все еще не развиты должным образом. Национальные подходы к исследованию пространственной организации туристической деятельности не предусматривают такие характеристики, как инновации и конкурентоспособность, а также плохо выявляют самоорганизующийся характер деятельности. Сопоставление отечественного и зарубежного подходов к анализу пространственной организации туризма содействовало идее выделения особого типа производственных систем в сфере услуг и туризма «регионального туристского кластера»[1, с. 43]. Целью данной работы является исследование и выявление закономерностей организации и функционирования регионального туристского кластера как конкурентной формы пространственной организации туристской деятельности. Для данной цели решались следующие задачи: 1. Изучить понятие «региональный туристский кластер», его основную структуру, механизмы, признаки и этапы образования, положение понятий, которые характеризуют пространственную организацию туризма; 2. Сформулировать и задействовать методику оценки процесса формирования регионального кластера и стадий его развития; 3. Определить закономерности пространственной организации туризма в виде кластеров; 4. Разработать методику зонирования туристского кластера на примере Челябинской области; 5. Выявить элементы, признаки, иерархическую структуру, факторы образования кластера в Челябинской области, оценить его состояние на сегодняшний день. Объект исследования —закономерности образования и функционирования регионального туристского кластера. Предметом исследования является туристский кластер Челябинской области "Синегорье". При подготовке данной работы были учтены отечественные разработки теоретических основ организации производства (Ю.Г. Саушкин, В.И. Азар, А.А. Ткаченко); методологические концепции (Н.С. Мироненко, В.С. Преображенский, И.Т. Твердохлебов, Д.В. Николаенко, Ю.А. Веденин, Е.А. и др.) Заметную роль сыграли кластерная теория и иные подходы к развитию территории (А. Мальмберг, А. Маршалл, Д. Майлат, А. Вебер,М. Портер, Дж. Фридман, Ф. Перу). Важные методы изучения: типология и классификация, зонирование, сравнительный, картография, математический анализ (кластерный, статистический анализ, интегрированные показатели, построение матриц), экспертная оценка, описательный географический анализ. В выпускной работе: 1. Обозначено понятие «региональный туристский кластер», которое можно понимать как форма пространственной организации туризма, которая представлена набором организаций в сфере услуг и смежных отраслей, сотрудничеством, что приводит к усилению работы системы в целом и отдельных предприятий. 2. Представлена структура регионального туристического кластера и его компонентная составляющая. 3. Выявлена закономерность образования регионального кластера как серии внутрирегиональных узлов, которые связаны друг с другом дополняющими друг друга действиями для формирования некой сети. Центральный узел (более развитый) играет роль связующего звена в общей сети и выполняет координирующую и объединяющую функции. 4. Показана иерархическая структура кластера: микроуровень (внутрирегиональный туристский кластер), мезоуровень (региональный туристский кластер), макроуровнь (межрегиональный и трасграничный туристский кластер). Важные положения, выносимые на защиту: 1. Определение «региональный туристский кластер», его функциональная структура, составляющие, факторы формирования и факторы, которвеограничиваю развитие. 2. На основе методологии региональный туристский кластер Челябинской области идентифицирован и классифицирован как существующий в динамичном развитии. 3. Выделены имеющиеся и потенциальные внутрирегиональные кластеры Челябинской области "Синегорье". Значимость исследования заключается в возможности применения его полученных результатов региональными и федеральными властями, консалтинговыми и инвестиционными предприятиями, научными компаниями при формировании программ динамичного развития территорий. Концепция развития туризма в Челябинской области может быть преподнесена как приоритетного направления, что значительно увеличит конкурентоспособность региона как туристского центра на национальном и международном уровне. Представленная форма пространственной организации туризма дает возможность развивать эту отрасли в рамках региональной социально-экономической системы Челябинской области, поможет разрешить вопрос трудовых ресурсов, приведет к общему росту социально-экономических показателей. ?
Содержание

Введение 3 Глава 1. Географический подход к исследованиям пространственной организации туризма 7 1.1. Эволюция взглядов на территориальную организацию туризма 7 1.2. Территориальная организация туристско-рекреационного пространства на основе кластерных подходов 17 Глава 2. Характеристика регионального туристского кластера челябинской области 32 2.1. Процесс формирования и современное состояние регионального туристского кластера 32 2.2. Кластерный анализ 41 Заключение 64 Список использованной литературы 67
Список литературы

1. Александрова, А. Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма / А. Ю. Александрова. – Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2007. – № 5. – С. 43–62. 2. Александрова, А. Ю. Особенности создания туристских кластеров в России (на примере Вологодской области) / А. Ю. Александрова, Ю. Л. Владимиров. – Текст : непосредственный // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2016. – № 1(10). – С. 47–58. 3. Андреева, А. А. Формирование туристско-инновационного кластера в регионе / А. А. Андреева, Ю. Л. Владимиров. – Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 1(49). – С. 230–233. 4. Богомолова, Е. С. Теоретико-методологические основы управления развитием туристско-рекреационного комплекса региона : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг» : автореф. дис. на соиск. учен. степени д-ра эконом. наук / Богомолова Елена Сергеевна ; Майкопск. гос. технолог. ун-т. – Санкт-Петербург, 2008. – 40 с. – Место защиты :Санкт-Петерб. гос. ун-т. – Текст: непосредственный. 5. Ваганова, О. В. Органы власти в становлении инновационного кластера: региональный аспект / О. В. Ваганова, Г. Н. Лихошерстова. – Текст : непосредственный // Вестник Брянского государственного университета. – 2011. – № 3. – С. 71–109. 6. Елеева, З. Б. Туристская индустрия 10 лет спустя: прогноз развития отрасли / З. Б. Елеева. – Текст : непосредственный// Турбизнес. – 2009 – № 10. – С. 64–66. 7. Елисеева, В. Я. Краткий очерк истории Челябинской области / В. Я. Елисеева. – Челябинск :Юж.-Урал, 1965. – 516 с. – Текст: непосредственный. 8. Жиляков, Д. Е. Кластерный подход к формированию конкурентоспособной региональной экономики / Д. Е. Жиляков. – Текст : непосредственный // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2010. – № 7-1(78). – С. 27–34. 9. Жигарь, О. В. Мой город – Челябинск: учеб. пособие для учащихся 3-4кл./ О.В. Жигарь, Е.А. Колесник, Т.А. Коркина;ред. Т.Г. Калинина, Ю.А. Калинина ;худ. О.В. Данилова. – Челябинск: ООО Издат. Центр «Взгляд», 2001. – 64с.:цв.ил. – (Азбука юного гражданина). – Текст : непосредственный. 10. Зорин, И. В. Население и рекреация / И. В. Зорин, В. М. Кривошеев. – Текст : непосредственный // Окружающая среда и население. – Москва : Финансы и статистика, 1981. – С. 60–71. 11. Зорин, И. В. Туристский терминологический словарь / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов ;Рос.междунар. акад. туризма. – Москва : Советский спорт, 1999. – 662, [1] с. – ISBN 5-85009-588-8. – Текст : непосредственный. 12. Колотова, Е. В. Рекреационное ресурсоведение :учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности "Менеджмент" / Е. В. Колотова. –Москва : Рос. междунар. акад. туризма, 1999. – 135 с. : ил. карт. – (Туристское образование- успех карьеры / Рос. междунар. акад. туризма). – ISBN 5-86700-028-1. – Текст : непосредственный. 13. Кружалин, В. И. Научные основы формирования туристско-рекреационных кластеров на принципах государственно-частного партнерства / В. И. Кружалин – Текст : непосредственный // Устойчивое развитие туризма: стратегические инициативы и партнерство : сб. материалов IIIмеждунар. науч.-практич. конф. (Улан-Удэ, 09-11 июня 2009 г.). – Улан-Удэ, 2009. – С. 308–316 с. 14. Кропинова, Е. Г. Кластер как экономико-географическое понятие в региональных исследованиях туризма / Е. Г. Кропинова, А. В. Митрофанова. – Текст : непосредственный// Теория социально-экономической географии: современное состояние и перспективы развития: материалы междунар. науч.конф.(Ростов-на-Дону, 4–8 мая 2010 г.) / под ред. А. Г. Дружинина, В. Е. Шувалова. – Ростов на Дону: Изд-во ЮФУ, 2010. – С. 284–287. 15. Каргашина, Д. А. Совершенствование маркетинговой деятельности туристского агентства «Кольцо Урала-Тур» / Д. А. Каргашина – Текст : электронный // Студенческий научный форум. – 2012. – № 2. – URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/0450.pdf (08.06.2020). 16. Лагунов, А. В. Особо охраняемые природные территории Челябинской области: на пути к системе / А. В. Лагунов.– Текст: непосредственный // Проблемы экологии, экологического образования и просвещения в Челябинской области : тезисы докладов VII регион. науч.-практ.конф.(09 декабря 2004 г., Челябинск) / гл. ред. В. В. Латюшин ;Челяб. гос. педагог. ун-т. – Челябинск: [Изд-во ЧГПУ], 2004. – С. 112–123. 17. Лихошерстова, Г.Н. Диагностика кластерного регионального развития РФ / Г.Н. Лихошерстова. – Текст : непосредственный // Граница - среда инноваций: формирование умных приграничных территорий : материалы III Междунар. молодеж. форума перспективного сотрудничества, (Грайворон, 30 июня 2012 г.) / Администрация Грайворон. р-на, Департамент кадровой политики администрации Белгор. обл., Департамент образования, культуры и молодеж. политики Белгор. обл., НИУ БелГУ ; под ред.: А.И. Головина, М.Л. Кучерявенко, К.В. Харченко . – Белгород, 2012. – С. 29–34. 18. Лизунова, Л. А. Оценка потенциала спелеоресурсов Южного Урала / Л. А. Лизунова, Т. Н. Третьякова. – Текст : непосредственный // Сервис и туризм : материалы докл. III Междунар. студенческой конф. (29-31 мая 2015 г., Ханты-Мансийск). – Ханты-Мансийск : Югорский государственный университет, 2015. – Ч. 1. – С. 158–168. 19. Литвинова, В. В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона / В. В. Литвинова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2011. – № 4 (1). – С.161–169. 20. Миронкина, С. П. Промышленность Челябинской области / С. П. Миронкина. – Челябинск:Юж. Урал, 2006. – 245с. – Текст:непосредственный. 21. Миролюбова, Т. В. Государственное управление развитием экономики региона: кластерный подход : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; региональная экономика» : автореф.дис. на соиск. учен. степени д-ра эконом. наук / Миролюбова Татьяна Васильевна; Перм. гос. ун-т. – Москва, 2009. – 38 с. – [Место защиты: Высш. шк. приватизации и предпринимательства]. – Текст: непосредственный. 22. Природа Челябинской области / сост. Ф. Я. Кирин. - Челябинск: Юж.-Урал кн. изд-во, 1964. – 243с. : ил., карт. – Текст:непосредственный. 23. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы) : федеральная целевая программа : утверждена постановлением Правительства РФ от 02 августа 2011 г. № 644. – Текст : электронный // Федеральное агентство по туризму. Министерство экономического развития Российской Федерации : [официальный сайт]. – URL: https://www.russiatourism.ru/content/2/section/28/detail/28/ (дата обращения 02.06.2020). 24. Романов, А. А. География туризма :[учеб. пособие]/ А. А. Романов, Р. Г. Саакянц. – (ОАО Тип. Новости). –Москва : Совет. спорт, 2005 460, [3] с. – ISBN 5-9718-0039-6. – Текст: непосредственный. 25. Скрипов, А. С. Челябинск. XX век : 1901-2000 / А. Скрипов. – Челябинск, 2000. – 325с. : ил., портр. – ISBN 5-89851-025-7 – Текст: непосредственный. 26. Свиридов, К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг / К. С. Свиридов. –Текст : непосредственный // СПб.– 2003. – С. 180–311. 27. Соколова, Ю. А. Региональный аспект развития туризма / Ю. А. Соколова. – Текст : непосредственный // Российская туристская газета. – 2009. – № 4 –С. 35–40. 28. Плужников, И. А. Содержание и границы туристского кластера / И. А. Плужников. – Текст : электронный // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-granitsy-turistskogo-klastera (дата обращения: 08.06.2020). 29. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов :Федеральный закон № 362-ФЗ : [принят Государственной Думой 24 ноября 2017 года : одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 года]. – Текст : электронный // Гарант : информ.-правовая система. –URL: https://clck.ru/NsZDx (дата обращения: 08.06.2020). 30. Шепелев, Ю. Г. Туристско-рекреационные кластеры – механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развитием регионов / Ю. Г. Шепелев, Ю. А. Маркова. – Текст : электронный //RussianJournalofEducationandPsychology. – 2012. – № 3.–URL: https://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 08.06.2020).
Отрывок из работы

Глава 1. Географический подход к исследованиям пространственной организации туризма. 1.1. Эволюция взглядов на территориальную организацию туризма. На протяжении десятилетий активно развивались представления о пространственной организации туризма, его основных элементах и факторах, влияющих на них. Данная тема весьма значима в рекреационной географии и географии туризма. Однако, несмотря на большой объем работ, посвящённых этой проблеме, многие аспекты не были полностью изучены, что определяет теоретическую значимость и актуальность систематизации существующих научных идей. Теоретической основой исследования является концепция туристской системы, центрально-периферийная модель пространства, а также доктрина территориальной системы досуга (ниже - ТРС), туристско-рекреационный кластер. [1, с. 43-44]. Проведя анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов, в работе выделяем 3 основных этапа исследований, охватывающих период со второй половины 20-го века и по настоящее время. Здесь представлены особенности каждого этапа с обзором доминирующих теорий, основных положений и подходов, а также выявление соответствующих аспектов территориальной организации туризма на данном этапе, факторов, влияющих на их трансформацию.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Туризм, 50 страниц
17000 руб.
Дипломная работа, Туризм, 60 страниц
900 руб.
Дипломная работа, Туризм, 53 страницы
2200 руб.
Дипломная работа, Туризм, 111 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg