Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТУРИЗМ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР КАК ФОРМА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

vika_glad 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.02.2021
Региональный туристический кластер является достаточно важной формой пространственной организации в условиях развития рыночных отношений, заранее определяя современные требования к организации различных видов деятельности, в том числе туризма. Сектор туризма стабильно развивается во многих регионах Российской Федерации. Применение кластерного подхода к пространственной организации туризма позволяет учитывать самоорганизующийся характер развития туристско-рекреационной деятельности, такие важные характеристики, как одновременная конкуренция и сотрудничество между организациями.
Введение

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что туристская деятельность заметно отражается на социально-экономических системах. В контексте постиндустриальных преобразований заметны переход к туризму и модернизация экономики. В финансовой структуре Российской Федерации сфера услуг значительно возросла. Исследование схем размещения объектов и пространственной организации туризма представляет как теоретический, так и практический интерес. В процессе глобализации и регионализации исследования в области туризма приобретают большее значение. Прямое заимствование западного опыта недопустимо по причине того, что рыночные отношения в нескольких российских регионах все еще не развиты должным образом. Национальные подходы к исследованию пространственной организации туристической деятельности не предусматривают такие характеристики, как инновации и конкурентоспособность, а также плохо выявляют самоорганизующийся характер деятельности. Сопоставление отечественного и зарубежного подходов к анализу пространственной организации туризма содействовало идее выделения особого типа производственных систем в сфере услуг и туризма «регионального туристского кластера»[1, с. 43]. Целью данной работы является исследование и выявление закономерностей организации и функционирования регионального туристского кластера как конкурентной формы пространственной организации туристской деятельности. Для данной цели решались следующие задачи: 1. Изучить понятие «региональный туристский кластер», его основную структуру, механизмы, признаки и этапы образования, положение понятий, которые характеризуют пространственную организацию туризма; 2. Сформулировать и задействовать методику оценки процесса формирования регионального кластера и стадий его развития; 3. Определить закономерности пространственной организации туризма в виде кластеров; 4. Разработать методику зонирования туристского кластера на примере Челябинской области; 5. Выявить элементы, признаки, иерархическую структуру, факторы образования кластера в Челябинской области, оценить его состояние на сегодняшний день. Объект исследования —закономерности образования и функционирования регионального туристского кластера. Предметом исследования является туристский кластер Челябинской области "Синегорье". При подготовке данной работы были учтены отечественные разработки теоретических основ организации производства (Ю.Г. Саушкин, В.И. Азар, А.А. Ткаченко); методологические концепции (Н.С. Мироненко, В.С. Преображенский, И.Т. Твердохлебов, Д.В. Николаенко, Ю.А. Веденин, Е.А. и др.) Заметную роль сыграли кластерная теория и иные подходы к развитию территории (А. Мальмберг, А. Маршалл, Д. Майлат, А. Вебер,М. Портер, Дж. Фридман, Ф. Перу). Важные методы изучения: типология и классификация, зонирование, сравнительный, картография, математический анализ (кластерный, статистический анализ, интегрированные показатели, построение матриц), экспертная оценка, описательный географический анализ. В выпускной работе: 1. Обозначено понятие «региональный туристский кластер», которое можно понимать как форма пространственной организации туризма, которая представлена набором организаций в сфере услуг и смежных отраслей, сотрудничеством, что приводит к усилению работы системы в целом и отдельных предприятий. 2. Представлена структура регионального туристического кластера и его компонентная составляющая. 3. Выявлена закономерность образования регионального кластера как серии внутрирегиональных узлов, которые связаны друг с другом дополняющими друг друга действиями для формирования некой сети. Центральный узел (более развитый) играет роль связующего звена в общей сети и выполняет координирующую и объединяющую функции. 4. Показана иерархическая структура кластера: микроуровень (внутрирегиональный туристский кластер), мезоуровень (региональный туристский кластер), макроуровнь (межрегиональный и трасграничный туристский кластер). Важные положения, выносимые на защиту: 1. Определение «региональный туристский кластер», его функциональная структура, составляющие, факторы формирования и факторы, которвеограничиваю развитие. 2. На основе методологии региональный туристский кластер Челябинской области идентифицирован и классифицирован как существующий в динамичном развитии. 3. Выделены имеющиеся и потенциальные внутрирегиональные кластеры Челябинской области "Синегорье". Значимость исследования заключается в возможности применения его полученных результатов региональными и федеральными властями, консалтинговыми и инвестиционными предприятиями, научными компаниями при формировании программ динамичного развития территорий. Концепция развития туризма в Челябинской области может быть преподнесена как приоритетного направления, что значительно увеличит конкурентоспособность региона как туристского центра на национальном и международном уровне. Представленная форма пространственной организации туризма дает возможность развивать эту отрасли в рамках региональной социально-экономической системы Челябинской области, поможет разрешить вопрос трудовых ресурсов, приведет к общему росту социально-экономических показателей. ?
Содержание

Введение 3 Глава 1. Географический подход к исследованиям пространственной организации туризма 7 1.1. Эволюция взглядов на территориальную организацию туризма 7 1.2. Территориальная организация туристско-рекреационного пространства на основе кластерных подходов 17 Глава 2. Характеристика регионального туристского кластера челябинской области 32 2.1. Процесс формирования и современное состояние регионального туристского кластера 32 2.2. Кластерный анализ 41 Заключение 64 Список использованной литературы 67
Список литературы

1. Александрова, А. Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма / А. Ю. Александрова. – Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2007. – № 5. – С. 43–62. 2. Александрова, А. Ю. Особенности создания туристских кластеров в России (на примере Вологодской области) / А. Ю. Александрова, Ю. Л. Владимиров. – Текст : непосредственный // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2016. – № 1(10). – С. 47–58. 3. Андреева, А. А. Формирование туристско-инновационного кластера в регионе / А. А. Андреева, Ю. Л. Владимиров. – Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 1(49). – С. 230–233. 4. Богомолова, Е. С. Теоретико-методологические основы управления развитием туристско-рекреационного комплекса региона : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг» : автореф. дис. на соиск. учен. степени д-ра эконом. наук / Богомолова Елена Сергеевна ; Майкопск. гос. технолог. ун-т. – Санкт-Петербург, 2008. – 40 с. – Место защиты :Санкт-Петерб. гос. ун-т. – Текст: непосредственный. 5. Ваганова, О. В. Органы власти в становлении инновационного кластера: региональный аспект / О. В. Ваганова, Г. Н. Лихошерстова. – Текст : непосредственный // Вестник Брянского государственного университета. – 2011. – № 3. – С. 71–109. 6. Елеева, З. Б. Туристская индустрия 10 лет спустя: прогноз развития отрасли / З. Б. Елеева. – Текст : непосредственный// Турбизнес. – 2009 – № 10. – С. 64–66. 7. Елисеева, В. Я. Краткий очерк истории Челябинской области / В. Я. Елисеева. – Челябинск :Юж.-Урал, 1965. – 516 с. – Текст: непосредственный. 8. Жиляков, Д. Е. Кластерный подход к формированию конкурентоспособной региональной экономики / Д. Е. Жиляков. – Текст : непосредственный // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2010. – № 7-1(78). – С. 27–34. 9. Жигарь, О. В. Мой город – Челябинск: учеб. пособие для учащихся 3-4кл./ О.В. Жигарь, Е.А. Колесник, Т.А. Коркина;ред. Т.Г. Калинина, Ю.А. Калинина ;худ. О.В. Данилова. – Челябинск: ООО Издат. Центр «Взгляд», 2001. – 64с.:цв.ил. – (Азбука юного гражданина). – Текст : непосредственный. 10. Зорин, И. В. Население и рекреация / И. В. Зорин, В. М. Кривошеев. – Текст : непосредственный // Окружающая среда и население. – Москва : Финансы и статистика, 1981. – С. 60–71. 11. Зорин, И. В. Туристский терминологический словарь / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов ;Рос.междунар. акад. туризма. – Москва : Советский спорт, 1999. – 662, [1] с. – ISBN 5-85009-588-8. – Текст : непосредственный. 12. Колотова, Е. В. Рекреационное ресурсоведение :учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности "Менеджмент" / Е. В. Колотова. –Москва : Рос. междунар. акад. туризма, 1999. – 135 с. : ил. карт. – (Туристское образование- успех карьеры / Рос. междунар. акад. туризма). – ISBN 5-86700-028-1. – Текст : непосредственный. 13. Кружалин, В. И. Научные основы формирования туристско-рекреационных кластеров на принципах государственно-частного партнерства / В. И. Кружалин – Текст : непосредственный // Устойчивое развитие туризма: стратегические инициативы и партнерство : сб. материалов IIIмеждунар. науч.-практич. конф. (Улан-Удэ, 09-11 июня 2009 г.). – Улан-Удэ, 2009. – С. 308–316 с. 14. Кропинова, Е. Г. Кластер как экономико-географическое понятие в региональных исследованиях туризма / Е. Г. Кропинова, А. В. Митрофанова. – Текст : непосредственный// Теория социально-экономической географии: современное состояние и перспективы развития: материалы междунар. науч.конф.(Ростов-на-Дону, 4–8 мая 2010 г.) / под ред. А. Г. Дружинина, В. Е. Шувалова. – Ростов на Дону: Изд-во ЮФУ, 2010. – С. 284–287. 15. Каргашина, Д. А. Совершенствование маркетинговой деятельности туристского агентства «Кольцо Урала-Тур» / Д. А. Каргашина – Текст : электронный // Студенческий научный форум. – 2012. – № 2. – URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/0450.pdf (08.06.2020). 16. Лагунов, А. В. Особо охраняемые природные территории Челябинской области: на пути к системе / А. В. Лагунов.– Текст: непосредственный // Проблемы экологии, экологического образования и просвещения в Челябинской области : тезисы докладов VII регион. науч.-практ.конф.(09 декабря 2004 г., Челябинск) / гл. ред. В. В. Латюшин ;Челяб. гос. педагог. ун-т. – Челябинск: [Изд-во ЧГПУ], 2004. – С. 112–123. 17. Лихошерстова, Г.Н. Диагностика кластерного регионального развития РФ / Г.Н. Лихошерстова. – Текст : непосредственный // Граница - среда инноваций: формирование умных приграничных территорий : материалы III Междунар. молодеж. форума перспективного сотрудничества, (Грайворон, 30 июня 2012 г.) / Администрация Грайворон. р-на, Департамент кадровой политики администрации Белгор. обл., Департамент образования, культуры и молодеж. политики Белгор. обл., НИУ БелГУ ; под ред.: А.И. Головина, М.Л. Кучерявенко, К.В. Харченко . – Белгород, 2012. – С. 29–34. 18. Лизунова, Л. А. Оценка потенциала спелеоресурсов Южного Урала / Л. А. Лизунова, Т. Н. Третьякова. – Текст : непосредственный // Сервис и туризм : материалы докл. III Междунар. студенческой конф. (29-31 мая 2015 г., Ханты-Мансийск). – Ханты-Мансийск : Югорский государственный университет, 2015. – Ч. 1. – С. 158–168. 19. Литвинова, В. В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона / В. В. Литвинова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2011. – № 4 (1). – С.161–169. 20. Миронкина, С. П. Промышленность Челябинской области / С. П. Миронкина. – Челябинск:Юж. Урал, 2006. – 245с. – Текст:непосредственный. 21. Миролюбова, Т. В. Государственное управление развитием экономики региона: кластерный подход : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; региональная экономика» : автореф.дис. на соиск. учен. степени д-ра эконом. наук / Миролюбова Татьяна Васильевна; Перм. гос. ун-т. – Москва, 2009. – 38 с. – [Место защиты: Высш. шк. приватизации и предпринимательства]. – Текст: непосредственный. 22. Природа Челябинской области / сост. Ф. Я. Кирин. - Челябинск: Юж.-Урал кн. изд-во, 1964. – 243с. : ил., карт. – Текст:непосредственный. 23. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы) : федеральная целевая программа : утверждена постановлением Правительства РФ от 02 августа 2011 г. № 644. – Текст : электронный // Федеральное агентство по туризму. Министерство экономического развития Российской Федерации : [официальный сайт]. – URL: https://www.russiatourism.ru/content/2/section/28/detail/28/ (дата обращения 02.06.2020). 24. Романов, А. А. География туризма :[учеб. пособие]/ А. А. Романов, Р. Г. Саакянц. – (ОАО Тип. Новости). –Москва : Совет. спорт, 2005 460, [3] с. – ISBN 5-9718-0039-6. – Текст: непосредственный. 25. Скрипов, А. С. Челябинск. XX век : 1901-2000 / А. Скрипов. – Челябинск, 2000. – 325с. : ил., портр. – ISBN 5-89851-025-7 – Текст: непосредственный. 26. Свиридов, К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг / К. С. Свиридов. –Текст : непосредственный // СПб.– 2003. – С. 180–311. 27. Соколова, Ю. А. Региональный аспект развития туризма / Ю. А. Соколова. – Текст : непосредственный // Российская туристская газета. – 2009. – № 4 –С. 35–40. 28. Плужников, И. А. Содержание и границы туристского кластера / И. А. Плужников. – Текст : электронный // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-granitsy-turistskogo-klastera (дата обращения: 08.06.2020). 29. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов :Федеральный закон № 362-ФЗ : [принят Государственной Думой 24 ноября 2017 года : одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 года]. – Текст : электронный // Гарант : информ.-правовая система. –URL: https://clck.ru/NsZDx (дата обращения: 08.06.2020). 30. Шепелев, Ю. Г. Туристско-рекреационные кластеры – механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развитием регионов / Ю. Г. Шепелев, Ю. А. Маркова. – Текст : электронный //RussianJournalofEducationandPsychology. – 2012. – № 3.–URL: https://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 08.06.2020).
Отрывок из работы

Глава 1. Географический подход к исследованиям пространственной организации туризма. 1.1. Эволюция взглядов на территориальную организацию туризма. На протяжении десятилетий активно развивались представления о пространственной организации туризма, его основных элементах и факторах, влияющих на них. Данная тема весьма значима в рекреационной географии и географии туризма. Однако, несмотря на большой объем работ, посвящённых этой проблеме, многие аспекты не были полностью изучены, что определяет теоретическую значимость и актуальность систематизации существующих научных идей. Теоретической основой исследования является концепция туристской системы, центрально-периферийная модель пространства, а также доктрина территориальной системы досуга (ниже - ТРС), туристско-рекреационный кластер. [1, с. 43-44]. Проведя анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов, в работе выделяем 3 основных этапа исследований, охватывающих период со второй половины 20-го века и по настоящее время. Здесь представлены особенности каждого этапа с обзором доминирующих теорий, основных положений и подходов, а также выявление соответствующих аспектов территориальной организации туризма на данном этапе, факторов, влияющих на их трансформацию.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg