С целью успешной реализации масштабных инфраструктурных проектов общероссийского значения, необходима интеграция усилий и интересов органов государственной власти и частного бизнеса для достижения максимального результата в рамках этого сотрудничества. Сейчас государственно-частное партнерство (далее ГЧП) является универсальным и эффективным механизмом. Его значение в России постоянно возрастает, создавая базис для развития экономики. Анализ применения механизма ГЧП на федеральном и региональном уровнях, говорит о том, что при эффективной структуре этого механизма и оптимальном выборе форм ГЧП, его использование выгодно для государства, частного сектора и для населения. Имеющиеся диспропорции в экономике не позволяют использовать рыночное саморегулирование отраслей экономики для увеличения инвестиционной привлекательности регионов России.
С учетом ухудшения в 2014 года ситуации во внешней экономике и кредитно-финансовой сфере становится актуальным развитие институтов взаимодействия бизнеса и власти, что является важным условием создания эффективной экономической политики, повышения инновационности экономики и развития инфраструктуры. Взвешенное формирование и совершенствование механизмов ГЧП будут создавать необходимые условия для притока инвестиций в экономику страны, развития регионов, снижения нагрузки на бюджет при реализации инфраструктурных проектов. Государство сможет предоставлять большее количество публичных и государственные услуг, используя имеющиеся ресурсы в инвестиционном механизме развития территории, за счет привлечения и использования частного капитала для решения государственных задач. При этом, управление рисками проектов со стороны государства, гарантирует частному бизнесу снижение инвестиционных рисков. Последовательное воплощение государственными органами власти принципов ГЧП способствует созданию условий для привлечения частных инвесторов в регионы.
На основании вышеизложенного возникает необходимость проведения исследований, направленных на совершенствование отношений власти и частного бизнеса в форме ГЧП с целью создания согласованного сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления с частными бизнес-структурами для эффективного функционирования экономики страны и регионов в условиях глобальной конкуренции.
Значительную роль приобретает создание эффективной институциональной среды в субъектах РФ, повышающей их инвестиционную привлекательность и способствующей достижению стабильных темпов социально-экономического роста.
Власть и бизнес не могут быть изолированными друг от друга. С одной стороны субъекты предпринимательства ищут наиболее выгодные условия, которыми располагает регион, а с другой стороны органы власти создают условия благоприятные для развития бизнеса на территории, чтобы привлечь капитал, следовательно, и получить доходы от налогов для социально-экономического развития региона. Задачу привлечения бизнеса на определенную территорию решает инвестиционная политика органов власти данной территории с помощью различных инструментов. Для некоторых общественно значимых целей без прямого финансирования из регионального бюджета не обойтись, в силу их масштабности, поэтому все чаще становится актуальна форма государственно-частного или публичного частного партнерства. Что это такое, и как при этом региональная власть реализует инвестиционную политику, мы рассмотрим в данной статье на примере Новосибирской области.
Чтобы рассмотреть, как регион реализует инвестиционную политику при публичном частном партнерстве, необходимо определить терминологическую базу. Существует много мнений среди ученых-экономистов по определению понятия «инвестиции», и если их проанализировать, то можно выделить основные признаки, тем самым передать сущность понятия.
Инвестиции определяются через такие характеристики как:
1. целенаправленные вложения, в виде денежных средств, ценных бумаг, имущества, имущественные права и др.
2. приносящие доход инвестору;
3. вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности;
4. имеют определенный срок.
Инвестиционная политика органов власти региона – это правила и принципы, определяющие направления и инструменты активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов
Актуальность написания данной работы обусловлена тем, что в Российской Федерации на нормативном уровне происходят как попытки правового регулирования государственно-частного партнерства на всех уровнях законодательства, так и уже нашли закрепление некоторые формы сотрудничества государств и бизнеса. При этом на уровне правовой доктрины не завершено формирование относительно целостного представления об институте государственно-частного партнерства: его сущности, дефиниции, принципов, правовой природы, форм реализации.
Наличие большого количества противоречивых концепций и взглядов на государственно-частное партнерство является свидетельством возрастающего интереса к данному явлению, но явно не дает законодателю четкого доктринального инструментария для эффективного нормативно-правового регулирования. В связи с этим распространение практики государственно-частного партнерства в России происходит не так интенсивно и результативно, как бы хотелось.
Наличие в ряде субъектов Российской Федерации нормативных актов, регламентирующих государственно-частное партнерство, не позволяет говорить о целостности и системности правового регулирования данных отношений ввиду отсутствия их правовой регламентации на федеральном уровне, хотя в этом направлении ведется работа.
Как следствие, концессионному законодательству, закрепляющему институт концессионных соглашений в России в контексте государственно- частного партнерства, присуща некоторая фрагментарность, что осложняет правоприменительную практику.
Данные обстоятельства, в совокупности, лишь подтверждают необходимость глубокой и всесторонней разработки относительно единого доктринального подхода к государственно-частному партнерству в целом и к концессии как его формы в частности, в целях выработки сбалансированной нормативно-правовой политики в данной области.
Теоретические основы управления развитием экономики регионов и проблем реализации ГЧП основываются на научных трудах отечественных и зарубежных учёных. Научное обоснование развития экономики регионов посредством ГЧП представлено в трудах: А. М. Воротникова, А. Г. Зельднера, А. В. Баженова, Ю. В. Рагулиной, Б. Акитоби, В. А. Сидорова, А. В. Белицкой, Е. М. Бухвальда, В. Г. Варнавского, М. А. Дерябиной, Г. Шварца
В. А. Кабашкина, А. В. Клименко, и др.
Отечественные экономисты О. А. Сивушкина, О. В. Никулина, О. В. Малиновская, В. М. Пуганова, рассматривают ГЧП как инструмент государственного регулирования инвестиций и инноваций на макроуровне.
Особенности институциональных форм ГЧП современной российской экономики рассматриваются в трудах В. Ю. Солдатенкова, П. С. Гагариной, В. В. Романова, Э. В. Талапиной, Е. Б. Козловой, Н. Н. Манько. Алгоритмы оценки эффективности и рисков ГЧП детально исследованы российскими учёными, среди которых С. Е. Литовченко, Е. А. Дынин, Я. В. Семенов, В. А. Евсеев, А. Д. Нефедьев.
Несмотря на данные исследования проблем развития ГЧП, институциональные механизмы, используемые при взаимодействии государства и бизнес-структур на региональном уровне, недостаточно изучены. Современная теория государственного регулирования экономики регионов не имеет единого категориального аппарата, отсутствует единая классификация форм и механизмов ГЧП. Необходима оценка эффективности механизма ГЧП на региональном уровне. Это определило цель работы и позволило сформулировать её задачи.
Целью диссертационного исследования является научное обоснование теоретических методов нацеленных на совершенствование механизма ГЧП и инвестиционной политики на уровне субъекта РФ. Цель диссертационного исследования определило решение следующих задач:
1 обобщить и выявить дополнительные признаки ГЧП на основе анализа научно-методических и нормативно-правовых источников;
2 определить недостатки институциональных форм ГЧП для сторон партнерства на уровне региональной экономики;
3 выдвинуть предложения по совершенствованию системы отношений ГЧП в субъекте РФ с учетом особенностей нормативно-правового регулирования партнерства;
4 предложить совершенствование модели развития механизма ГЧП;
5 разработать предложения по модернизации институциональной среды субъекта РФ с целью повышения потенциала ГЧП;
Объектом исследования является система ГЧП, как инструмент экономического развития Новосибирской области.
Предметом исследования является комплекс организационно- экономических отношений при реализации механизма ГЧП в Новосибирской области.
В работе использованы аналитический, системно-структурный, исторический, сравнительный, формально-логический методы.
Аналитический, сравнительный и системно-структурный методы использованы при определении дефиниции государственно-частного партнерства, его признаков, правовой природы и принципов.
Исторический метод использован для ретроспективной характеристики концессионного соглашения как правовой формы государственно-частного партнерства.
Формально-логический метод использован при анализе нормативного материала.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методических подходов и инструментария, нацеленных на совершенствование механизма государственно-частного партнерства в регионе и малом городе, в том числе:
1 Выполнена систематизация и сделаны дополнения к признакам ГЧП, которые отличаются от других форм взаимодействия бизнеса и государства на базе научно-методических и нормативно-правовых источников, где раскрывается экономическая сущность ГЧП: приоритет публичных интересов; долгосрочный характер; социальная значимость; разграничение ответственности между партнерами по рискам. Это позволило выработать задачи развития механизма ГЧП, сделать управление партнерством более функциональным в разрезе сопряжения интересов государства и бизнес- сообщества.
2 Выявлены недостатки форм ГЧП, позволяющие определить приоритетность развития отношений в субъекте РФ.
3 Выдвинуты предложения по усовершенствованию системы отношений ГЧП в Новосибирской области на основе выявленных особенностей, включая нормативно-правовое обеспечение ГЧП зарубежного и российского законодательства: более четкое разграничение форм и моделей ГЧП; устранение противоречий с действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере ГЧП; формирование единого понятийного аппарата; выделение системы правовых норм, определяющих «распределение рисков в рамках проектов ГЧП».
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в разработке базы для дальнейшего совершенствования форм и механизмов ГЧП в современных реалиях российской экономики. Выводы и положения диссертации могут быть использованы органами государственной власти при разработке инструментов управления и развития экономики региона и малого города в сфере ГЧП, а частным бизнесом – для выявления конкурентных преимуществ участия в ГЧП.
Предложения могут быть использованы в образовательной сфере при чтении курсов «государственное регулирование экономики», «государственная экономическая политика», «региональная экономика и управление», «инвестиции» и др. Основными источниками исследования являлась специализированная юридическая литература: учебники, пособия, публикации в периодических изданиях.
В частности, внимание акцентируется на мнении следующих специалистов: А. Н. Шохина, Э. В. Талапиной, В. Е. Сазонова, В. А. Игнатюка, А. И. Губанова, Н. С. Широкова, С. В. Шорохова, Д. А. Любинина, В. К. Андреева, Н. Г. Дорониной, Н. Г. Семилютина, Н. Н. Манько, Е. Г. Седлецкой, А. А. Родина, Н. В. Курысь, Д. Ю. Засыпкина, А. В. Белицкой, В. Н. Лисицы, А. И. Попова, С. А. Зинченко, О. Г. Ломидзе, В. В. Галова, С. А. Сосна, С. В. Васильевой, Д. А. Махиня, О. В. Харитонова и других авторов.
Особое место среди источников исследования занимают нормативные правовые акты: международные акты, акты федерального законодательства, в том числе акты конституционного правосудия и законодательства субъектов Российской Федерации.
Так, особое внимание уделено Федеральному закону №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральному закону от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».