Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста. А также он полезен для здоровья.
Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно - координационный характер. При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.
Важной особенностью волейбола являются сложные коллективные тактические действия. В волейболе нет заранее определенной последовательности выполнения игровых приемов и постоянного ритма. В каждой ситуации действия отдельных игроков команды различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи.
С эволюцией правил постепенно развивается техника и тактика волейбола. Игра проводится в 3 касания с третьим завершающим ударом через сетку, который стал нападающим. Для противостояния нападающему удару появляется техника блокирования. Техника волейбола дифференцируется, она включает такие элементы как подача, нападающий удар и блокирование [21].
Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.
Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что современный волейбол характеризуется увеличением атакующих действий, для организации которых необходима специализация технической и тактической подготовки игроков с учетом игровых функций [4].
При этом нападающий удар рассматривается как решающий фактор достижения успеха в волейбольном матче. Проблема спортивной техники и методика обучения нападающему удару остаются одними из актуальных в теоретическом и прикладном значении в современном волейболе [11].
Во всех образовательных учреждениях волейбол включен в учебную программу, наряду с гимнастикой, легкой атлетики, лыжной подготовкой. Он широко практикуются в урочной и во внеурочной деятельности, используются в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Обращение к специальной литературе показало, что вопросы методики обучения и совершенствования нападающего удара рассмотрены достаточно полно. Это в первую очередь исследования А.В. Беляева; Ю.Д. Железняка; Ю.Н. Клещева; А.В. Суханова; А.Г. Фурманова и других. Более детальный анализ этих работ показал, что предложенные авторами упражнения для совершенствования нападающего удара во многом адресуются квалифицированным спортсменам, и эти упражнения во многом не подходят юным волейболистам, не отвечают их техническим и физическим особенностям.
Нападающий удар – это, пожалуй, самое привлекательное в технике игры в волейбол. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам. По направлению атаки удары различают: «по ходу», когда направление мяча соответствует направлению разбега, нападающий удар с переводом – когда направление полета мяча не совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком
Согласно комплексной программе эта учебная тема осваивается в 9-м классе. И здесь обучение осуществляется расчлененным способом, выделяя в данном техническом приеме фазы разбега. Прыжок, мах, удар по мячу с приземлением.
Обучение разбегу проводится в обратной последовательности. То есть вначале изучается перекат с пятки на носок, а затем, соответственно последний, второй и первый шаги разбега. Перекат с пятки на носок необходим для того, чтобы с наибольшим эффектом перевести горизонтальную скорость разбега в вертикальную скорость выпрыгивания, а так же погасить чрезмерное движение тела вперед после отталкивания. Спустя несколько повторения перекатов с пятки на носок это движение выполняется с выпрыгиванием вверх. Внимание акцентировать на том, чтобы после выпрыгивание вверх приземляться на то же место от которого произведено отталкивание.
После освоения переката с пятки на носок переходим к последующему шагу в разбеге – скачку. Строим учащихся на одной линии так, чтобы правая нога стояла впереди, левая несколько сзади. Игроки махом левой ноги делают скачок с одновременным присоединением правой ноги приземляются на пятки, затем выполняют перекат, обращая внимание на смежности движений. После нескольких упражнений добавляем еще один шаг.
Средний шаг. Средний шаг или второй шаг - это самый большой шаг. Повторяем вышеприведенные упражнения, но уже начиная движение с правой ноги. И так, делаем длинный шаг правой ногой, махом левой ноги выполняем скачок, приземление на пятки, перекат и выпрыгивание. Здесь обращаем внимание на то, чтобы перед отталкиванием от опоры стопы были расположены параллельно и учащиеся приземлялись точно на место отталкивания. Первый шаг корректирует движение по отношению к летящему мячу и считается самым коротким по длине и продолжительным по времени выполнения. Из исходного положения правая нога впереди начинаем движение с левой ноги и далее все так же как сказано выше. Высота прыжка зависит от быстроты и согласованности выполнения движения при запрыгивании. Это мах руками вниз-назад, преставление правой ноги, мах руками вперед-вверх с одновременным отталкиванием от опоры.
Движение на зонах начинается с пригибания туловища, далее поднимается и отводится назад плечо, локоть затем предплечья и кисть. Руки вначале идут вместе до уровня лица, затем наблюдается только активная работа бьющей руки. Приведенный выше движения рекомендуется выполнять сначала в упрощенных условиях, то есть стоя на место, затем с мячом, в прыжке. Удар начинается с энергичного сокращения мышц живота. Туловище выпрямляется, одновременно начинает движение рука. Отдельные части тела включаются в работу последовательно: вначале движется плечо, затем предплечья и кисть, эффективность нападающего удара завит от заключительного движения кистью. Скорость этого движения нарастает постепенно, достигая наибольшей величины в момент касания с мячом. Удар по мячу выполняется в верхней точке прыжка выпрямленной рукой. Во время удара кисть напряжена и в момент касания мяча работа наиболее активна. После удара игрок мягко опускается на площадку начиная приземление на носки. Руки после удара сгибаются в локтевом суставе. Кисти на уровне лица.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках физической культуры в общеобразовательной школе
Предмет исследования: обучение технике нападающего удара в
волейболе на уроках физической культуры в 9-х классах общеобразовательной школы
Цель исследования: выявить и обосновать особенности обучения технике нападающего удара в волейболе на уроках физической культуры в 9-х классах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить средства и методы нападающего удара в 9-х классах.
3. Осуществить подбор и апробацию комплекса упражнений, направленного на обучение техники нападающего удара на уроках физической культуры обучающихся 15-16 лет.
Теоретическая значимость: состоит в том, что на основании методической литературы была изучена методика обучения технике нападающего удара в волейболе на уроках физической культуры в 9-х классах общеобразовательной школы.
Практическая значимость: состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы, могут быть использованы на уроках физической культуры для обучающихся при изучении раздела «Спортивные игры (Волейбол)»