После окончания Холодной войны и появления на политической карте мира нового субъекта международных отношений – Российской Федерации прежняя биполярная система международных отношений перестала существовать, а вместе с ней исчезла основная угроза, угроза применения ядерного оружия. С тех пор отношения между Россией и США начинают рассматриваться в контексте стратегического партнерства и взаимной выгоды.
Россия в 1991 г. начинает переживать глубокий экономический, политический и социальный кризис, вызванных переходом от плановой экономики к рыночной. Россия оказалась не готова к реалиям капиталистического мира свободной конкуренции и очень быстро ситуация в стране обернулась крахом всей экономики, а вместе с тем и образовательной сферы.
На фоне этого в России разворачивают свою деятельность множество международных, но преимущественно американских правительственных и неправительственных организаций, декларировавшие своей целью помощь в переходе российской экономики на рыночные рельсы, помощь в проведении реформ, поддержке культуры, науки и образования.
Проводимая американскими фондами политика способствовала налаживанию новых контактов не между представителями власти России и США, а между народами этих стран. Все более заметную роль в российско-американских отношениях начинают межличностные отношения.
Актуальность: проблема до сих пор принадлежит к числу тех, что активно обсуждается как в экспертном сообществе, так и в обществе в целом. Оценки, выставляемые деятельности американских организаций до сих пор сильно разнятся – от обвинений в работе на ЦРУ с целью развала страны, до слов благодарности за спасение российской науки и системы образования.
В течении многих лет, основой двухсторонних отношений между СССР и США было соперничество во многих областях: экономической, политической и особенно в военной, однако только к концу ХХ века, когда вместо СССР стала Россия острота давнего соперничества спала и начался новый этап отношений, в котором появилось стремление к сотрудничеству.
Зачастую проблемы во взаимоотношениях между людьми из разных стран связаны с непониманием уклада жизни друг друга, жизненных ценностей и приоритетов. Носителем культуры, национальных и общественных ценностей всегда является отдельный человек. Отношения и сотрудничество между культурами – это прежде всего отношения и сотрудничество между отдельными личностями, а не между министерствами, особенно в таких чувствительных областях как в области науки, образования и культуры.
Хронологические рамки исследования – конец 1991 г. – начало 2015 г.
Выбор верхней хронологической рамки обусловлен появлением в 1991 г. нового субъекта мировой политики – Российской Федерации, началом деятельности американских правительственных и неправительственных организаций и фондов на территории России, и началом двухстороннего сотрудничества в сфере высшего образования между Россией и США. Нижняя хронологическая рамка обуславливается введением США экономических санкций в отношении России в ответ на присоединение Республики Крым к России в марте 2014 г и ответными шагами РФ на секционную политику США.
Географические рамки: Россия и США.
Цель работы заключается в том, чтобы комплексно проанализировать исторический опыт российско-американского сотрудничества в сфере высшего образования с момента образования Российской Федерации в 1991 г. до введения антироссийских санкций в 2014 г.
Объект исследования: образовательный аспект в отношениях между Российской Федерацией и США в 1991-2014 гг.
Предмет исследования: воздействие американских правительственных и неправительственных организаций и фондов на образовательные процессы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить нормативно-правовую базу по вопросам российско-американского сотрудничества в образовательной сфере.
2. Исследовать программы обмена между Россией и США
3. Проследить внешнеполитические цели США в отношении России.
4. Исследовать деятельность американских государственных и негосударственных организаций, фондов на территории России в период с 1991-2014 гг.
5. Определить проблемы, которые возникли в ходе сотрудничества России и США.
6. Проанализировать поддержку образовательной сферы американскими партнерами.
Методологической основой стали принципы:
1. Принцип историзма позволил оценивать исторические события, связанные с российско-американским сотрудничеством в сфере образования. науки и культуры с точки зрения свидетелей тех событий и непосредственных их участников.
2. Принцип объективности дает возможность изучать проблему, связанных с образовательным аспектом в отношениях России и США как с точки зрения отечественных исследователей, так и с позиции американских авторов.
3. Аналитический метод помогает выявить свойства, признаки и особенности объекта исследования. Использование аналитического метода при изучении источников и литературы по проблеме исследования позволило обнаружить причинно-следственные связи. Таким образом была прослежена закономерность смены политического курса Российской Федерации в начале 2000-х гг. и прекращение деятельности крупных американских организаций и фондов на территории России.
4. Хронологический метод позволил структурировать исследование и установить хронологические рамки.
Тема российско-американских отношений всегда представляла особенный интерес, как у отечественных исследователей, так и их американских коллег. Стратегическая важность двухсторонних отношений между двумя сверхдержавами обуславливает большое количество работ по этой проблематике. К сожалению, в советский период истории подобного рода исследования были сильно идеологизированы и была полна эмоциональными фразами вроде: «Администрация Рональда Рейгана выступила в "крестовый поход" против Советского Союза, против социализма» , как писал в своей монографии советский историк Н.Н. Яковлев.
Российско-американские отношения начала 1990-х гг. у российских исследователей вызывают положительную реакцию. Так А.Д. Богатуров и В.А. Кременюк в своей статье писали, что «...падение коммунистического режима в СССР и переход к демократическим формам правления вызвали у определенной части российских политиков и интеллектуалов эйфорию...надежды на то, что интересы Америки и России будут чуть ли не
автоматически совпадать по всем вопросам» . Правда, ближе к середине и к концу 1990-х гг. оценки таких отношений стали более резкими и неоднозначными. Это прослеживается в работах таких российских авторов как как O.A. Колобов, С.М. Рогов, A.C. Макарычев, Т.А. Шаклеина. Неоправдавшиеся надежды в конце концов привели к ухудшению отношений между Москвой и Вашингтоном. Стали все чаще возникать противоречия по тем или иным вопросам двухстороннего и международного сотрудничества, в частности по проблеме движения НАТО на Восток, вступление России в ВТО и бомбардировки Югославии.
Сотрудничество России и США в области науки и образования, предоставление российским гражданам возможности обучения, стажировки, проведения исследований или ознакомление с имеющимися научными достижениями за рубежом, способствовало росту контактов между гражданами России и американцами. Методы и направления поддержки российского образования и науки, используемые американским правительством и неправительственными организациями, широко представлены в работах российских и американских исследователей, таких как A.A. Ярыгин, H.A. Цветкова, И.Г. Дежина, М.Г. Макарычева, Е.Е. Рябцева, И.Ю. Егоров, Э. Крачфилд, JI. Аффельман . Большинство из них говорили о пользе обмена опытом и получения путем непосредственного общения с зарубежными коллегами новых знаний, которые могут способствовать позитивной трансформации в российской системе подготовки современных специалистов международного уровня.
Для реализации поставленной цели данного исследования были привлечены следующие источники:
Официальные документы российских и американских государственных органов.
Основополагающим источникам, послуживший трамплином для развития российско-американского сотрудничества в образовательной сфере в начале 1990-х гг. стала Хартия российском-американской дружбы и партнерства от 15 июня 1992 г. подписанная Президентами России и США Борисом Ельциным и Джорджем Бушем , в котором сказано, что «Соединенные Штаты полностью поддерживают усилия Российской Федерации по созданию демократического государства и общества, основанных на верховенстве права и уважения основных прав человека».
Источником, подтверждающим налаживание межправительственного диалога между Россией и США в научно-технической сфере, стало соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о научно-техническом сотрудничестве от 16 декабря 1993 г.
Государственный акт США в поддержку свободы и развитых экономических отношений в России и развивающихся евроазиатских демократиях от 1992 г., Стратегия национальной безопасности США 1994 г., Основные положения концепции внешней политики РФ от 23 апреля 1993 г., Федеральный закон «О некоммерческих организациях», от 12 января 1996 г. и другие; дают возможность оценить внешнеполитические приоритеты обоих государств на международной арене и в отношении друг друга, в частности в гуманитарной области, а также позволяют увидеть развитие отдельных процессов, происходивших внутри каждой страны.
Для изучения общей информации об обменных программах между Россией и США на протяжении всего хронологического периода исследования были привлечены информационные материалы посольства США в Москве и других правительственных и неправительственных организаций, таких как Программа Фулбрайта и др.
Информационные материалы американских неправительственных фондов (Фондов Джорджа Сороса, Макартуров, Карнеги и др), работающих в России, позволяют проследить тенденцию их развития, расширения или закрытия различных образовательных и научных программ в период с 1991 г. по 2014 гг.
Так же для решения поставленных перед выпускной квалификационной работой задач были проанализированы научно-исследовательские работы государственных и общественных деятелей, принимавших непосредственное участие в развитие отношений в образовательной сфере с американскими партнерами.
Таким образом, источником можно считать книгу В.И. Бахмина «О фондах в России» , так как ее автор был директором по координации программной деятельности Института «Открытое общество» в 1990-е — начале 2000-х годов; в начале 1990-х годов возглавлял-Департамент по международному гуманитарному и культурному сотрудничеству МИД Российской Федерации. В книге освещается специфика работы благотворительных фондов в России. Раскрываются особенности стратегии и принципы управления фондами, процедуры проведения конкурсов и виды оказываемой поддержки. Так же обобщается опыт реализации зарубежными фондами благотворительных проектов в Российской Федерации.
Статья Андрея Кортунова «Сотрудничество в сфере высшего образования между Россией и США: от технического содействия к поиску новой модели» подводит итоги более чем 15-летнего двухстороннего сотрудничества России и США как по линии американских фондов, так и по линии межуниверситетского сотрудничества.
Также были привлечены статьи, анализирующие отдельные периоды сотрудничества России и США – при администрации Клинтона , приадминистрации Дж. Буша-младшего , при первой и второй администрациях Б. Обамы и президентстве Д.А. Медведева . Так же пристальное внимание попытке «перезарузки» российско-американских отношений в надежде возобновить здоровое сотрудничество.
Немаловажной частью исследования стали источники личного происхождения, то есть мемуары. За последнее время в свет вышло достаточное количество мемуаров государственных и общественных деятелей последнего десятилетия ХХ века. Данные документы представляют особую ценность для анализа их взгляда и оценок по исследуемой проблеме.
Мемуары американских политиков С. Тэлботта и госсекретаря М. Олбрайт помогли оценить внутренние процессы и противоречия в кругах американской правящей элиты, имевшие место при принятии тех или иных решений, затрагивающих внутреннюю и внешнюю политику США. Мемуары российских политиков Е.Т. Гайдара и Е.М. Примакова позволили посмотреть на политические процессы, происходящие в российской внутренней и внешней политике глазами их непосредственных участников, а также проанализировать ответные действия нашей страны на внешнеполитическую деятельность США.
В соответствии с поставленными перед исследованием задачами оно состоит из введения, основной части из трех глав, в которых последовательно анализируются поставленные проблемы, заключения и списка источников и литературы.
В первой главе рассматриваются программы обмена между Россией и США, внешнеполитические цели Соединенных штатов в отношении России, а также методы, используемые ею для достижения своих задач во внешнеполитической деятельности.
Вторая глава целиком посвящена анализу деятельности американских правительственных и неправительственных организаций, программ и фондов на территории России в период с 1991г. по 2014 г.
В третьей главе рассматривается поддержка российского высшего образования со стороны американских партнеров.
В заключении подводятся итоги исследования и делаются соответствующие выводы.