Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ УМЕНИЙОСУЩЕСТВЛЯТЬ СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

vika_glad 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.02.2021
Формирование умений смыслового чтения на данный момент является потребностью современного общества в целом и каждого отдельного человека в частности. Смысловое чтение - весьма широкое понятие, понимание которого хоть и имеет определенные особенности у разных ученых в различных областях науки, но все же обладает общей для всех сутью. Смысловое чтение - это понимание прочитанного, способность видеть «между строк» и умение делать собственные выводы на основе изученных текстов.
Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в наше время в стране произошло много перемен в образовании. Изменилось отношение к получению знаний и обучению. Это стало заметно и в школе. Если книга и чтение раньше находились на особом положении, то сейчас они уходят на второй план. С этим трудно смириться, потому что в истории человечества чтение всегда играло важную роль: чтение - один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 34% взрослых россиян уже не читает. Происходит процесс уменьшения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».[27] Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать - тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Если человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная. Современному обществу нужен человек, умеющий получать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать. Особый этап в жизни ребенка – это начальная школа. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения. Перед учителем ставится очень важная задача - привить интерес учащихся к чтению, научить их «читать». Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.А. Менчинской и многих других ученых. Процесс чтения рассматривали и такие учёные, как Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М.Филатов, И.А.Зимняя. Долгое время в начальной школе в практике обучения чтению усиленный акцент делался на повышение темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально получать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает - летает, да ничего не понимает». В современном обществе умение школьников читать, не должно ограничиваться лишь овладением техникой чтения. Чтение рассматривается как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её. Исходя из этого, можно сформулировать противоречие исследования: с одной стороны, по ФГОС НОО необходимо формировать у младших школьников умение смыслового чтения, а с другой стороны, педагогам недостаточно методического обеспечения по формированию у младших школьников умения смыслового чтения. Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии формирования у третьеклассников умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров. Объект исследования: процесс литературного развития младших школьников. Предмет исследования: формирование у третьеклассников умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров. Гипотеза исследования: процесс формирования у третьеклассников умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров будет происходить эффективнее, если: 1) определено содержание понятия «сформированность умений осуществлять смысловое чтение текстов разных жанров»; 2) разработан проект педагогической технологии формирования представлений у третьеклассников умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров на основе исходного уровня их сформированности, включающий четыре модуля: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и диагностико-результативный. Задачи: 1. Уточнить содержание понятий: «литературное развитие младших школьников», «сформированность умений осуществлять смысловое чтение текстов разных жанров». 2. Проанализировать психолого-педагогические основы формирования умений осуществлять смысловое чтение текстов разных жанров. 3. Определить критериально-уровневую характеристику и на ее основе выявить исходные уровни сформированности умений третьеклассников осуществлять смысловое чтение текстов разных жанров. 4. Методически обосновать проект педагогической технологии формирования у третьеклассников умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров. Методологическая основа исследования: 1. Исследование процесса формирования навыков смыслового чтения текстов различных жанров у третьеклассников (О.В.Кубасова, В.А.Лазарева, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова, Г.М.Грехнева, К.Е.Корепова, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Джеджелей). Для решения намеченных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы (педагогической, психологической, методической), эмпирические методы педагогический эксперимент (констатирующий этап эксперимента). Этапы исследования: На первом этапе (сентябрь – октябрь 2019г) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Полученные данные позволили определить цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать гипотезу. На втором этапе (ноябрь – декабрь 2019г) проводились отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме; уточнялась общая гипотеза; проводился констатирующий этап эксперимента. На третьем этапе (декабрь 2019г – май 2020г) разрабатывался проект педагогической технологии формирования представлений о умении осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров у третьеклассников, оформлялись результаты исследования. Практическая значимость состоит в том, что разработанный проект педагогической технологии формированияу третьеклассников уменийосуществлять смысловое чтение текстов различных жанровможет быть использован в практике учителями начальных классов. Экспериментальная база исследования: МБОУ «СШ №3» г.Нижневартовск 3 «В» класс. В эксперименте приняли участие 24 человека, обучающихся по «Школа России», учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список литературы, приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ УМЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ 1.1. Литературное развитие младших школьников.....………………………….8 1.2. Методические основы процесса формирования у третьеклассников умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров.....……..…………………………..………………………………………14 1.3. Психолого-педагогические особенности третьеклассников ……..........24 Выводы по первой главе………………………………………………………...30 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ УМЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ 2.1. Методика проведения констатирующего эксперимента...………………..32 2.2. Уровни сформированности третьеклассников умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров………………….40 2.3. Проект педагогической технологии формированияу третьеклассников уменийосуществлять смысловое чтение текстов различных жанров ….. ……………….…..…………………………………………………………………46 Выводы по второй главе……………………………………………………….....63 Заключение…………………………………….……………………………........64 Список литературы.....…………………………….….……………………..….66 Приложения……………………………………….…………………………......72
Список литературы

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011. - 152 с. 2. Балталон Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ - М.: Издание Т-ва А.И. Мамонтова, 1914. - 202 с. 3. Беленькая Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми-девяти лет - М.: ВЦХТ, 2005. - 144 с. 4. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс: до и после. - 2012. - №1. - С. 1-3. 5. Бунеева Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) // Образовательные технологии: сборник материалов - М.:Баласс, 2008. - С. 65-89. 6. Волкова Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - №2. - С. 200-204. 7. Выготский Л.С. Мышление и речь - М.: Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1991. - 476 с. 9. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования - М.:КомКнига, 2006. - 144 с. 10. Граник Г.Г. Как учить работать с книгой - М. : Мой учебник, 2007. - 256 с. 11. Граник Г.Г. Когда книга учит: Педагогика, 1991. - 192 с. 12. Дидро Д. Избранные атеистические произведения - М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. - 475 с. 13. Доблаев Л.П. Анализ и понимание текста: Метод. пособие –М.: Издательство Саратовского университета, 1987. - 69 с. 14. Елачич Е.А. Основные задачи детского чтения // Русская школа за рубежом. - 1923. - №2-3. - С. 130-138. 15. Жинкин Н.И. Механизмы речи - М.: Издательство АПН РСФСР, 1958. - 402 с. 16. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011. -223 с. 17. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком- дошкольником // Дошкольное воспитание. - 1948. - №9. - С. 34-41. 18. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности М.: Издательство - Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. - 432 с. 19. Ковалева Г.С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000 // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2005. - №14. - С. 105-129. 20. Коновалова Е.Ю. Современные подходы по формированию умений чтения, фиксации и воспроизведения учебной информции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2010. - №3. - С. 67-71. 21. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие –М.: СПб. МиМ, 1997. - 286 с. 22. Кузьмин Е.И. Читать или не читать... Зачем России Национальная программа поддержки чтения? // Вестник ЮНЕСКО. - 2007. - №6. - С. 22-25. 23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учеб. пособие - М.: Издательство УРАО, 1999. - 175 с. 24. Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия- практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений - М.:Эксмо, 2007. - 512 с. 25. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии - М.: Издательство МПСИ, 2004. - 535 с. 26. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики - М.: Издательство Моск. ун-та, 1981. - 584 с. 27. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения - М.: Смысл, 2009. - 423 с. 28. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. - СПб.: «Искусство - СПб», 1998. - С. 14-285. 29. Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное и речевое развитие школьников. – СПб., 1992. – С. 68. 30. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 классы – М.: 2007. 31. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения- М.: «Педагогика», 1976. - 224 с. 32. Морозова Н.Г. О понимании текста // Известия АПН РСФСР. - 1947. - №7. - С. 191-239. 35. Мосунова Л.А. О теоретических основах развития полноценного восприятия художественной литературы // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - №1. - С. 136-141. 36. Мосунова Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: дис. ... д-ра психол. наук - Москва, 2006. - 291 с. 37. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. Пособие -М.: СПб. : КАРО, 2009. - 144 с. 38. Национальная программа поддержки и развития чтения (проект). // Школьная библиотека. - 2006. - №9-10. С. 20-43. 39. Невуева Л.Ю. Паузативные характеристики выразительного (смыслового) чтения у младшего школьника // Научные исследования в психологии. - 1978. - №1. - С. 42-46. 40. Нечаев А.П. Психологические основы разных типов процесса чтения у детей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Издательство МГУ, 1980. - С.8-11. 41. Нижегородцева Н.В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №2. - С.257-262. 42. Нижегородцева Н.В. Результаты исследования психологической структуры учебной деятельности на основе методологии системогенетического подхода // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - №25. - С. 51-56. 43. Обласова Т.В. Специфика отбора учебных текстов для развития учебно-информационных умений школьников в процессе изучения литературы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - №150. - С. 41-49. 44. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы - М.:Тривола, 1998. - 352 с. 45. Полозова Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1990. - 256 с. 46. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – М.: Самара : «БАХРАХ-М», 2009. - 672 с. 47. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников - М.: Педагогика, 1982г. 48. Рубинштейн М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой - М.: Мир, 1927. - 310 с. 49. Сапа А.В. Поколение Z- поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №2. - С. 24-30. 50. Сапа А.В. Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1. - С. 71-80. 51. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - №5. - С. 23-42. 52. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с. 53. Соколов А.Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 192 с. 54. Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собр. соч. : в 9 т. - М.: Искусство, 1989. - Т. 6. - С. 233-235. 55. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы –М.: СПб, 1908. - 464 с. 56. Ушинский К.Д. Собрание сочинений // Собр. соч. : в 7 томах. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1949. - Т.5 - 591 с. 57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 06 октября 2009 г. - М.: Просвещение, 2014. - 35 с. 58. Цукерман Г.А. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. - 2015. - №1. - С. 284-300. 59. Эльконин Д.Б. Как научить детей читать // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - С. 323-349.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ УМЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ. 1.1. Литературное развитие младших школьников Название параграфа не соответствует содержанию! В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов[47]. Важное значение для развития младших школьников имеют уроки чтения. В системе предметов начального цикла литературному чтению отводится особая роль, поскольку оно – не только предмет обучения, но и мощное средство воспитания и развития ребёнка. Основная цель учебного предмета «Литературное чтение»– формирование функциональной грамотности высоконравственной и патриотической личности школьника через его читательскую деятельность, способность эмоционально воспринимать текст, понимать и воссоздавать прочитанное произведение, реализовать личностное восприятие прочитанного в продуктивно-творческой деятельности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 39 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 61 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg