Актуальность исследования обусловлена тем, что в наше время в стране произошло много перемен в образовании. Изменилось отношение к получению знаний и обучению. Это стало заметно и в школе. Если книга и чтение раньше находились на особом положении, то сейчас они уходят на второй план. С этим трудно смириться, потому что в истории человечества чтение всегда играло важную роль: чтение - один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 34% взрослых россиян уже не читает. Происходит процесс уменьшения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».[27]
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать - тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Если человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная.
Современному обществу нужен человек, умеющий получать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать.
Особый этап в жизни ребенка – это начальная школа. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения.
Перед учителем ставится очень важная задача - привить интерес учащихся к чтению, научить их «читать». Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.А. Менчинской и многих других ученых. Процесс чтения рассматривали и такие учёные, как Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М.Филатов, И.А.Зимняя.
Долгое время в начальной школе в практике обучения чтению усиленный акцент делался на повышение темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально получать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает - летает, да ничего не понимает».
В современном обществе умение школьников читать, не должно ограничиваться лишь овладением техникой чтения. Чтение рассматривается как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.
Исходя из этого, можно сформулировать противоречие исследования: с одной стороны, по ФГОС НОО необходимо формировать у младших школьников умение смыслового чтения, а с другой стороны, педагогам недостаточно методического обеспечения по формированию у младших школьников умения смыслового чтения.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии формирования у третьеклассников умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров.
Объект исследования: процесс литературного развития младших школьников.
Предмет исследования: формирование у третьеклассников умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров.
Гипотеза исследования: процесс формирования у третьеклассников умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров будет происходить эффективнее, если:
1) определено содержание понятия «сформированность умений осуществлять смысловое чтение текстов разных жанров»;
2) разработан проект педагогической технологии формирования представлений у третьеклассников умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров на основе исходного уровня их сформированности, включающий четыре модуля: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и диагностико-результативный.
Задачи:
1. Уточнить содержание понятий: «литературное развитие младших школьников», «сформированность умений осуществлять смысловое чтение текстов разных жанров».
2. Проанализировать психолого-педагогические основы формирования умений осуществлять смысловое чтение текстов разных жанров.
3. Определить критериально-уровневую характеристику и на ее основе выявить исходные уровни сформированности умений третьеклассников осуществлять смысловое чтение текстов разных жанров.
4. Методически обосновать проект педагогической технологии формирования у третьеклассников умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров.
Методологическая основа исследования:
1. Исследование процесса формирования навыков смыслового чтения текстов различных жанров у третьеклассников (О.В.Кубасова, В.А.Лазарева, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова, Г.М.Грехнева, К.Е.Корепова, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Джеджелей).
Для решения намеченных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы (педагогической, психологической, методической), эмпирические методы педагогический эксперимент (констатирующий этап эксперимента).
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь – октябрь 2019г) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Полученные данные позволили определить цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать гипотезу.
На втором этапе (ноябрь – декабрь 2019г) проводились отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме; уточнялась общая гипотеза; проводился констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (декабрь 2019г – май 2020г) разрабатывался проект педагогической технологии формирования представлений о умении осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров у третьеклассников, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость состоит в том, что разработанный проект педагогической технологии формированияу третьеклассников уменийосуществлять смысловое чтение текстов различных жанровможет быть использован в практике учителями начальных классов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СШ №3» г.Нижневартовск 3 «В» класс. В эксперименте приняли участие 24 человека, обучающихся по «Школа России», учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список литературы, приложения.