Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Тренинг позитивного общения как средство построения конструктивного взаимодействия в юношеском возрасте

vika_glad 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 106 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.02.2021
Юношеский возраст является одним из трудных и противоречивых в жизни каждого человека. Этот возраст является переходным этапом от детства к взрослой жизни. Юношеский возраст это период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости. Люди в этом возрасте могут быть не удовлетворены собой, тревожны, а, следовательно, это выражается в осторожном отношении к окружающему миру.
Введение

Актуальность исследования. Проблема общения является одним из важнейших направлений человеческой деятельности. Все психологи едины в признании важности общения в формировании личности в юношеском возрасте, как периода консолидации основных структурных компонентов личности. Формирование перспективы будущей жизни человека зависит от того, как развивается общение. Поэтому изучение проблем общения становится очень актуальным. Его актуальность резко возрастает на этой стадии развития общества, когда происходит внезапное изменение социальных отношений, характера личностных взаимодействий, нравственных норм, ценностей и т. д. Анализ работ по проблеме общения показывает, что это психологическое явление изучается многими авторами, как зарубежными, так и российскими. Леонтьев А.Н. считает, что общение является определенным аспектом деятельности, поскольку оно присутствует в любой деятельности как ее элемент. Соковкин В.М. анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимное влияние. Ананьев Б.Г. подчеркнул, что особой и основной характеристикой общения как деятельности является то, с помощью чего человек строит отношения с другими людьми. Важность общения с точки зрения психологии развития рассматривалась как в зарубежной, так и в российской психологии. Левин К., представитель гештальт-психологии, рассматривал общение в юношеском возрасте с точки зрения социально-психологического феномена. Левин К. считает, что в этом возрасте расширяется жизненный мир растущего ребенка, круг его общения, групповая принадлежность и тип людей, которые становятся для него эмоционально значимыми. Эльконин Д.Б. рассматривал важность общения в юношеском возрасте с точки зрения историко-культурной теории. Он отметил, что в подростковом возрасте общение не теряет своей значимости. Благодаря общению ребята строят отношения, участвуют в различных мероприятиях. Все исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) и другие психологи отрочества и юности, так или иначе, соглашаются признать огромную важность общения со сверстниками для юношей и старших школьников. Отношения со сверстниками лежат в основе жизни молодого человека и старшеклассника, во многом определяя все другие аспекты их поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что, хотя в младшем школьном возрасте основой для объединения мальчиков часто является совместная деятельность, то для юношей и старшеклассников, напротив, привлекательность занятий и интересов в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. Для ребят этого возраста важно не только находиться со своими сверстниками, но, что самое важное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Как показывают исследования Koнa И.С., именно неспособность, невозможность достичь такой ситуации часто является причиной недисциплинированности и даже преступления подростков и юношей. Это сопровождается повышенной конфликтностью ребят по отношению к их группам, членами которых они являются. Важность для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально различна в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения и потребительских ориентациях. Несмотря на стремление к независимости, юноши «скоро» нуждаются в жизненном опыте и помощи более старшего поколения. С возрастом значение взрослых для юношей возрастает (Мудрик А.В.). Таким образом, анализ работ по проблеме коммуникации показывает, что при некоторых различиях авторских подходов к проблеме коммуникации у исследования много общего, и главное - это признание роли общения в формировании личности. Все вышеприведённые факты стали основанием для обращения к теме нашего исследования. Объект исследования: конструктивное взаимодействия в юношеском возрасте. Предметом исследования: тренинг позитивного общения как средство построения конструктивного взаимодействия в юношеском возрасте. Таким образом, учитывая все вышесказанное можно определить цель данной работы: сформировать навыки конструктивного взаимодействия среди людей юношеского возраста с помощью тренинга конструктивного общения. Для достижения поставленной цели в работе предусматривалосьрешение задач: 1) Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования. 2) Сформировать выборку, подобрать диагностический инструментарий. 3) Провести исследование, обобщить полученные результаты, сформулировать выводы. Гипотеза исследования: Одним из средств формирования стратегий конструктивного взаимодействия в юношеском возрасте является тренинг. Такой тренинг будет эффективен, если в него включены следующие разделы: знакомство и сплочение группы; формирование навыков коммуникации; профилактика стресса; поведение в конфликтных ситуациях; формирование комплекса стратегий конструктивного взаимодействия и рефлексия. Методы исследования: 1) Организационные: - наблюдение для формирования выборки; - эксперимент. 2) Эмпирические: - опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»; - «Диагностика склонности к агрессивному поведению» А. Ассингера; - анкета для определения особенностей поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях; - экспериментальная программа «Тренинг позитивного общения». 3) Методы математико-статистического анализа: - метод процентных соотношений; - угловое преобразование Фишера ?*. Положения, выносимые на защиту: 1. Одним из средств формирования стратегий конструктивного взаимодействия в юношеском возрасте является тренинг. 2. Такой тренинг будет эффективен, если в него включены следующие разделы: • знакомство и сплочение группы; • формирование навыков коммуникации; • профилактика стресса; • поведение в конфликтных ситуациях; • формирование комплекса стратегий конструктивного взаимодействия и рефлексия. Научная новизна исследования состоит в следующем: - уточнена сущность категории «конструктивное взаимодействие»; - выявлены особенности процесса формирования опыта конструктивного взаимодействия людей юношеского возраста; - выявлены этапы формирования опыта конструктивного взаимодействия людей юношеского; - выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия людей юношеского возраста. Практическая значимостьсостоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в деятельности педагогов-психологов, в работе классных руководителей массовых школ, педагогам учреждений дополнительного образования. Исследование проводилось на базе ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» Советское подразделение. В нем приняло участие 57 человек. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Особенности конструктивного взаимодействия в юношеском возрасте в работах педагогов и психологов 8 1.1 Конструктивное взаимодействие: понятие и сущность 8 1.2 Средства, способы, условия и техники формирования конструктивного взаимодействия 25 1.3 Психологические особенности юношеского возраста. Взаимодействие в юношеском возрасте 31 Глава 2 Организация исследования 48 2.1 Описание методов исследования 48 2.2 Характеристика выборки исследования 53 2.3 Тренинг позитивного общения: содержание, основные направления работы 55 Глава 3. Эмпирическое исследование эффективности тренинга позитивного общения как средства построения конструктивного взаимодействия в юношеском возрасте 58 3.1 Изложение результатов исследования 58 3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 63 Выводы 65 Заключение 66 Список используемой литературы 67 Приложения 74
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999. - 624с. 2. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности-М.:Наука, 1981.-С. 19-44. 3. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. - 240с. 4. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2002. -364 с. 5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2004. - 591с. 6. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: Дис. канд.пед.наук. -М., 1975. -201с. 7. Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск,2000. - 464с. 8. Батаршев A.B. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999-176 с. 9. Бодалев В.В. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. - 200с. 10. Бодалев А. А Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. - 304 с. 11. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности- М., Международная педагогическая академия, 1995.-209с. 12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М.: Филимъ, 1996. -472 с. 13. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. -М., 1978. -324 с. 14. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М., 1984. - 200с. 15. ВилюнасВ.К. Психологический механизм мотивации человека. М., 1990.-288 с. 16. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для педагогических институтов / Под ред. A.B. Петровского. М., 1979 - 288 с. 17. Волков Б.С. Психология ранней юности. М., 2001. - 96 с. 18. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах. М.: Новая школа, 1993. - 160с. 19. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика - Пресс, 1999 - 536 с. 20. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999. - 272с. 21. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. -Новосибирск: Изд-во Новосиб унив-та; М.: Совершенство, 1997. -198 с. 22. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000. - 464с. 23. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М.:Русский язык,1989. 683с. 24. Добрынин Н.Ф., Бардиан A.M., Лаврова Н.В. Возрастная психология. Курс лекций.-М., 1985.-201 с. 25. Дубовская Е. М., Кричевский Р. П. Социальная психология малой группы. М.: МГУ, 1991. - 452 с. 26. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. -Минск,1996. 399с. 27. Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1994. 18 с. 28. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. -М.: Логос, 1999. -384 с. 29. Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Самара: Самарский Дом печати, 1997. - 235 с. 30. Каган М.С. Мир общения: Проблемы субъективных отношений. -М.: Политиздат., 1988. -356 с. 31. Калашникова М .Б. Учет возрастной сензитивности при организации возрастной работы с подростками // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Консорциум «Социальное здоровье России». М., 2001. -№ 1. - С.7-16. 32. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение М., 2000.-274 с. 33. Ковалев А.Г. Психология личности-М.: П., 1965.-194 с. 34. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи- М.: Знание, 1987.-63 с. 35. Кон И.С. Психология старшеклассника М.:П., 1982.-207 с. 36. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. - 175 с. 37. Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведения конфликтующих сторон.// Иностранная психология. 1993. Т1. -№2. - С.87-93. 38. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. Спб.: Речь, 2000. -408 с. 39. Леонтьев A.A. Психология общения. -М.: Смысл, 1997. -365 с. 40. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с. 41. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-317 с. 42. Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии //Вопросы философии. -1979. №8. -С.34-47. 43. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии.-1957.№5.-С.142-154. 44. Мясищев В. H. Психология отношений: Избр. психол. тр. / Под ред. А. 45. Новикова Л. И. Коллектив и личность. М.: Знание, 1974. - 234 с. 46. Обозов H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания М., 1981. С. 8092. 47. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. - 374с. 48. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. -М., 1997.-944 с. 49. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории.-СПб.: ИГУП, 1999 592 с. С.195-202 50. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. -351 с. 51. Петровская J1. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Из-во МГУ, 1982. - 167с. 52. Петровская J1.A. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. -М.: Изд-во МГУ, 1989. -216 с. 53. Петровский В. А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М.: Педагогика, 1983. - 356 с. 54. Потылко Г.П. Этико-психологические основы общения. -М., 1993. -143 с. 55. Практическая психология образования./ Под ред И.В. Дубровиной. -М., 1997.-528с. 56. Проблема общения в психологии /Под ред. Б.Ф. Ломова. -М.: Наука, 1981.-280 с. 57. Прутченков A.C. Тренинг коммуникативных умений: Метод разработки занятий. -М.: Новая школа, 1993. -47 с. 58. Психология конфликта./ Сост. и ред. Н.В.Гришиной. СПб, 2001. -448с. 59. Психолого-педагогический словарь. Ростов-н /Д, 1998. - 544 с. 60. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.-М., 1994.-320 с. 61. Роберт М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988.-340 с. 62. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Воспитание учащихся: теория и методика. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. - 282 с. 63. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2006. -712 с. 64. Рудина Л. М. Формирование конструктивного мышления как повышение адаптивности индивида в современном мире // Молодёжная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы. Москва: Инт инноваций, 2000. - С.121-123. 65. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.- 128с. 66. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования педагогической толерантности у старшеклассников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000. 210с. 67. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. М., 1986. - № 6. - с. 612. 68. Смирнов B.C. К вопросу о понимании сущности феномена «конструктивное взаимодействие».// Научно-технический сборник №1./ Сост. С.С. Гусев, Науч.ред. В.П. Комаров. Кострома: КВВКИУРХБЗ, 2005. -0,1 п. л. 69. Сулимова Т. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов.-М.: 1996.- 171с. 70. Тимонин А. И., Тимонина JI. И., Кучина А. В. и др. Теоретические основы социального воспитания детей и подростков во внешкольных объединениях. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2005.-216 с. 71. Толерантность дорога к миру, согласию, справедливости: Конфликты и пути их разрешения. - Иваново, 2003. - 207с. 72. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: педагогическая антропология / Избр. Пед. соч. в 2 т. М.: Педагогика, 1974. Т. I.e. 229-547. 73. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: стуктурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999. - 672 с. 74. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-С. 224 75. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной М.: Педагогика 1987 184 е., С.25. 76. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В.Дубровиной-М.: Педагогика, 1989.-169 с. 77. Харчев А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990. - 222с. 78. Хозе С.Е. Взрослеть в делах. М.: Знание, 1980. - 96с. 79. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. -Киев: Высшая школа, 1995. -159 с. 80. ЧугуноваО.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2000. - 22 с. 81. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2002.- 136 с. 82. ЩурковаН. Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 116 с. 83. Юсупов И. М. Психология общения. Казань, 1991. - 212с. 84. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.-528с.
Отрывок из работы

Глава 1 Особенности конструктивного взаимодействия в юношеском возрасте в работах педагогов и психологов 1.1 Конструктивное взаимодействие: понятие и сущность Современная наука уделяет большое внимание проблемам, связанным с изучением контактов между людьми. Жизнедеятельность современного общества невозможна без активного взаимодействия его членов друг с другом. Качественные и количественные характеристики взаимодействия влияют на эффективность работы во всех сферах общественной жизни. В наиболее общем виде в философских и общественных науках взаимодействие, по мнению Яценко Н.Е., понимается как универсальная форма общения между телами и явлениями, выражающаяся в их взаимном влиянии и изменении [84, 425]. В психолого-педагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Для рассмотрения этого явления необходимо определение, основанное на организации совместной деятельности. Познание и взаимное влияние людей друг на друга, считает Бодалев А.А., это неотъемлемый элемент любой совместной деятельности. Характер их взаимодействия и результаты, которых они достигают в совместной деятельности, во многом зависят от того, как люди отражают и интерпретируют свою внешность и поведение и оценивают способности других [9, 137].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 64 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 89 страниц
2700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg