ГЛАВА 1.ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Понятие «инвалид» и принципы правового статуса инвалида в Российской Федерации
Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности, тем самым вызывает необходимость его социальной защиты.
Под ограничением жизнедеятельности, в свою очередь, подразумевается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Правовой статус - юридически закрепленное положение субъекта в государстве и обществе. Содержание правового статуса личности составляют признанные законодательством совокупность прав и свобод человека и гражданина.
Основы правового положения личности складываются в плоскости общество-государство-личность и регулируются как внутрироссийскими, так и международными нормами. Международные нормы являются частью правовой системы Российской Федерации Так, Всеобщая декларация прав человека провозгласила универсальный принцип равенства, согласно которому каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия.
Конвенция о правах инвалидов, (далее - Конвенция) участником которой является Россия, утвердила принципиально новое отношение к правовому статусу инвалидов, впервые провозгласив целью государственной политики не помощь, а обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод.
Принцип конституционно-правового статуса человека и гражданина означает юридическое равенство граждан. Конституция гарантирует равенство всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Но, принцип юридического равенства еще не означает фактическое равенство граждан. Лица с ограниченными возможностями физически не равны с другими гражданами. Учитывая это, государство осуществляет в отношении инвалидов особую социальную политику, предусматривающую комплекс мер социальной защиты и социального обеспечения позволяющих уровнять их с другими гражданами.
Конвенция продекларировала общие принципы построения отношений с участием инвалидов:
1) уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать собственный выбор, и независимости;
2) отсутствие дискриминации;
3) полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
4) уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
5) равенство возможностей;
6) доступность;
7) равенства мужчин и женщин;
8) уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Подробнее следует остановиться на принципе запрета дискриминации. Под дискриминацией ФЗ «О социальной защите инвалидов» понимает любое различие, исключение, ограничение причиной которого является инвалидность, а целью - умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина во всех сферах жизни общества и государства. Дискриминация как явление, безусловно, негативное ведет к ограничению правового статуса инвалида и нарушению другого, не менее важного принципа – равенства.
Таким образом, инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья, с устойчивым расстройством функций организма которое, во-первых, приводит к ограничению жизнедеятельности, во-вторых, вызывает потребность его общественной охраны. Правовой статус лиц с узкими способностями характеризуется с одной стороны их юридическим равенством, а с другой потребностью в мерах социальной поддержки, позволяющих инвалидам реализовывать свои права и прямые обязанности наряду с другими гражданами.
?
1.2.Понятия и основные направления реабилитации и абилитации инвалидов
Деятельность в области реабилитации инвалидов в Российской Федерации регламентируется в рамках интернациональных договоров, а также государственного законодательства и других нормативно-правовых актов Российской Федерации (указы Президента Российской Федерации, законы Российской Федерации, федеральные законы, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти). Основным документом страны, который определяет политику Российской Федерации в области реабилитации инвалидов, считается Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон). Закон определяет понятие реабилитации и абилитации инвалидов, их цели, основные направления, требования к организациям, осуществляющим реабилитацию и абилитацию инвалидов.
Законодательством определено, что реабилитация инвалидов предполагает собой систему и процесс абсолютного или неполного восстановления возможностей инвалидов к домашней, социальной, профессиональной и другой деятельности, нацеленные на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья с устойчивым расстройством функций организма, в целях общественной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в социум.
Приводимое определение включает в себя два принципиально важных положения. Во-первых, процесс и цель реабилитации в соответствии с Законом ограничиваются только восстановлением возможностей инвалидов. Между тем согласно Конвенции о правах инвалидов (установлена Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.) (далее — Конвенция), ратифицированной Российской Федерацией , реабилитация призвана предоставить инвалидам возможность для достижения и сохранения максимальной независимости, абсолютных физиологических, интеллектуальных, общественных и высококлассных возможностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.
Абилитация, в свою очередь, представляет собой систему и процесс развития отсутствовавших у инвалидов возможностей к бытовой, социальной, высококлассной и другой деятельности. Кроме того, абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, нацеленных на предотвращение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста (еще никак не адаптировавшихся к общественной сфере), приводящих к утрате способности работать, обучаться и быть хорошо приспособленным к существованию в обществе.
Цель абилитации заключатся в том, чтобы помочь инвалидам получить либо сформировать еще несформированные функции и умения, в отличие от реабилитации, которая предлагает возобновление потерянных функций вследствие травмы либо заболевания.
Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней болезни или получения травмы и проводятся постоянно при условии этапного построения программы. Абилитационные же мероприятия могут начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.
Цель и абилитации, и реабилитации заключается в помощи инвалидам как можно эффективнее социализироваться, организовать и собственную и профессиональную жизнедеятельность.
Законодательством установлены ключевые тенденции реабилитации инвалидов. К ним относятся:
1) медицинская реабилитация, реконструктивная микрохирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортная терапия;
2) профессиональная направленность, общее и профессиональное образование, высококлассная подготовка, помощь в устройстве на работу (в том числе на специализированных рабочих участках), производственное адаптирование;
3) социально-средовая, общественно-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация;
4) социально-бытовая адаптация;
5) физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации в соответствии с Законом учитывает применение инвалидами технических средств реабилитации, формирование требуемых условий с целью предоставления свободного доступа инвалидов к предметам социальной, технической, автотранспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации.
Перечень направлений реабилитации и абилитации инвалидов, определенных Законодательством, не содержит такое направление, как социальное обслуживание. Кроме того Конвенция устанавливает социальное обслуживание как обязательную сферу реализации реабилитационных мероприятий наравне со сферами здравоохранения, занятости и образования.
Концепция долговременного социально-экономического формирования Российской Федерации на период до 2020 года рассматривает реабилитацию и общественную интеграцию инвалидов как одно из направлений долговременной социальной помощи населения и учитывает организационное и институциональное усовершенствование концепций медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, формирование инфраструктуры реабилитационных центров, которые обеспечивают комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, развитие промышленности согласно выпуску нынешних технических средств реабилитации, а также усиление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических компаний.
Организация реабилитации инвалидов осуществляется в согласовании с утверждениями ряда нормативно-правовых актов Российской Федерации. Начальным элементом проведения реабилитационных мероприятий является проведение медико-социальной экспертизы инвалидов и фиксация разработанных на ее основе рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации инвалидов.
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида представляет собой совокупность подходящих для инвалида реабилитационных мероприятий, что содержит в себе отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и иных реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование способностей инвалида к осуществлению конкретных видов деятельности.
Получив индивидуальную программу реабилитации и абилитации, инвалид с целью ее осуществления способен самостоятельно обращаться в профильные организации/учреждения, где с учетом условий Закона ему должны обеспечить надлежащее реабилитационное обслуживание. Существует и другая возможная схема реабилитационного маршрута, предусмотренного установленным порядком. Сведения о рекомендованных инвалиду реабилитационных мероприятиях направляется профильным уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определенным в качестве исполнителей реабилитационных мероприятий:
1) по медицинской реабилитации — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
2) по профессиональной реабилитации — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения;
3) по психолого-педагогической реабилитации — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;
4) по социальной реабилитации — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения;
5) физкультурно-оздоровительных, занятий спортом — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
6) по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, предоставляемых инвалиду, — в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе воздержаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом
Преобладающая часть организаций/учреждений (39,1%) дает реабилитационные услуги в стационарной форме при условии постоянного или временного круглосуточного проживания в предоставляемых жилых помещениях. Второе место по удельному весу принадлежит полустационарной форме предоставления реабилитационных услуг. В данной форме реабилитационные услуги оказываются инвалидам организацией/учреждением в конкретный период времени. Часть подобных организаций/учреждений, предоставляющих реабилитационное обслуживание инвалидам, в их общем числе в целом по Российской Федерации составляет 29%. На дому реабилитационное обслуживание инвалидов предоставляется 22,3% организацией/учреждениями. В комплексной форме — как в стационарных, так и в нестационарных условиях и на дому — реабилитационные услуги предоставляют 9,6% организаций/учреждений.
Таким образом, мы видим, что государство гарантирует инвалидам осуществление реабилитационных мероприятий, приобретение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный список реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ратифицируется Правительством Российской Федерации.