Глава 1. Проблемы гражданско-правового обеспечения свободы предпринимательской деятельности при осуществлении государственных функций
1.1 Общая характеристика предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Бизнес – как известно , это совокупность понятий, из которых может быть получен общий признак.
Предпринимательство в свою очередь является одной из форм человеческой деятельности. Активность может выражаться как форма её активности , которая определяется поведением. Активность в широком смысле означает использование жизненных сил, а также энергии человека.
Предпринимательство, в данном случае предпринимательство, в системе действующего законодательства основано на специальном предпринимательском праве. Однако отношения, связанные с предпринимательством, регулируются другими отраслями российского законодательства и законодательства, такими как конституционное, гражданское, административное, налоговое, бюджетное и т. д.
Предпринимательская деятельность регулируется гражданским законодательством, указанным в общих положениях Гражданского кодекса РФ. Описание этого определения может начинаться с термина "предприятие", который прямо упоминается в пункте 1 статьи 2 вышеупомянутого Кодекса.
Таким образом, законодатель определяет бизнес как некую самостоятельную деятельность, которая осуществляется на свой страх и риск, направленную на систематическую прибыль от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Не игнорируются также лица в виде иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
Для деятельности устанавливается обязательное условие, соответствующее деловому требованию регистрации лиц, осуществляющих указанную деятельность. Однако осуществлять такую деятельность лицо может без образования юридического лица. В этом случае необходимо быть зарегистрированным как индивидуальный предприниматель, или в случае крестьянско-фермерского дела, оно начинает происходить с момента государственной регистрации крестьянско-фермерского. Эти положения отражены в статьях 23 и 49.51 Гражданского кодекса РФ.
Положения этой статьи не регулируют только гражданское право. Помимо прочего, он имеет право на административную ответственность. Например, наверное, из разъяснений постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих на судах при применении Особой части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" О применении главы 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях дает ссылку на закрепленное в статье 2 Гражданского кодекса РФ понятие предпринимательской деятельности.
Уголовное право, в частности, применяет положения статьи 2 при определении элементов преступления. Например, статья 171 УК РФ требует использовать понятие деятельности, под которой понимается предпринимательская.
Из всех зафиксированных можно сделать вывод, что основная характеристика предпринимательской деятельности, а именно ее признаки, содержит указанные товары под номером 2.
Возвращаясь к основам законодательных актов, можно сослаться на положения Конституции РФ. На уровне Конституции РФ закреплено право заниматься бизнесом.
Это право отражено и в статье 18 Гражданского кодекса РФ, согласно которой граждане могут, в частности, заниматься предпринимательской и любой иной деятельностью, не запрещенной законом.
Устанавливая признак предпринимательской деятельности в виде независимости, законодатель предполагал наличие личного риска и персональной имущественной ответственности. Бизнес-человек несет ответственность за последствия своего бизнеса. Исключением могут быть только форс-мажорные обстоятельства. В этом случае лицо освобождается от ответственности в силу нормы ч. 3 ст. 401 ГК РФ.
Бизнесу нельзя давать исключительные полномочия на действия, а на законодательном уровне есть ограничения. Однако ограничения могут вводиться только на основании федерального законодательства и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, Нравственность, здоровье, права и законные интересы других, обеспечивающие защиту страны и безопасность государства, Как указано в пункте 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, создается режим правового регулирования предпринимательской деятельности на основе гармоничного сочетания государственных и частных интересов, с социальной ориентацией деятельности предпринимателей на основе требований статьи 7 Конституции РФ.
Несмотря на четкое изложение в определении предпринимательской деятельности, подразумевается, что эта деятельность должна быть законной. По смыслу статьи 2 ГК РФ незаконная предпринимательская деятельность включает в себя нарушение нормы о государственной регистрации. Следовательно, это положение относится к общей норме о государственной регистрации юридических лиц, установленной статьей 51 Гражданского кодекса РФ.
Более подробные требования об этой процедуре определены в федеральном закон 08.08.2001 N, 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Одним из основных положений является тот факт, что момент этой регистрации возникает при внесении записи в государственный реестр.
Возможен еще один порядок установления законности предпринимательской деятельности - лицензирование. Однако его требуют не все, а отдельные категории, которые установлены на уровне федерального законодательства в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что понятие бизнеса напрямую установлено гражданским законодательством. Особенности этой деятельности более подробно отражены в других нормативных правовых актах. На основе комплекса законодательства можно определить общую картину предпринимательской деятельности.
1.2 Принципы деятельности органов государственной власти
Известно, что государственные органы имеют определенные полномочия, в том числе касающиеся предпринимательской деятельности.
Как правило, принципы деятельности органов государственной власти, например субъекта Российской Федерации, заключены в государственной и территориальной целостности Российской Федерации; Распространение суверенитета Российской Федерации на всю её территорию; Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; Единство системы государственной власти; Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения баланса полномочий и исключения концентрации всех или большей части полномочий под властью одного органа государственной власти или должностного лица; Разграничение сфер компетенции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих полномочий; Самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
В соответствии с этими принципами органы государственной власти в лице уполномоченных на это органов занимаются регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Аккредитационные органы также руководствуются принципами в соответствии с установленными требованиями. Такие принципы включают осуществление аккредитационных полномочий национальным аккредитационным органом; Компетенция национального аккредитационного органа; Независимость национального органа по аккредитации; беспристрастность; добровольность; Открытость и доступность правил аккредитации; Недопустимость создания национального аккредитационного органа, объединяющего аккредитацию и оценку соответствия и единообразие измерений; Единство правил аккредитации и обеспечение равных условий для соискателей; Обеспечение конфиденциальности информации, полученной в процессе аккредитации и составляющей охраняемую законом государственную, коммерческую и иную тайну, и использование такой информации только в тех целях, для которых она предоставляется; Недопустимость ограничения конкуренции и предотвращения использования аккредитованных лиц; Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, недопустимость ограничений на действительность аккредитации на отдельных территориях и для отдельных хозяйствующих субъектов.
На основе этих принципов власти осуществляют муниципальный контроль и надзор за предпринимательской деятельностью.
Основным актом, на основании которого проводится проверка соблюдения законной предпринимательской деятельности, является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Исходя из вышеуказанного закона, формами организации проверок юридических лиц или индивидуальных предпринимателей являются документарная проверка, полевая проверка, плановые (рейдерские) проверки.
Эти процедуры должны осуществляться в соответствии с установленным законодательством, в том числе Конституцией РФ.
Согласно Конституции, Российская Федерация как демократическое правовое государство гарантирует свободное перемещение товаров, услуг и средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, как это предусмотрено статьями 1 и 8. Следовательно, пункт 34 статьи 1 Конституции устанавливает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, не запрещенной законом, а статья 71 устанавливает регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина субъектами Российской Федерации.
Таким образом, принципы деятельности органов государственной власти по контролю и надзору за соблюдением предпринимательской деятельности представляют многообразие последних, но соответствие Конституции РФ единообразно.