Глава 1 Административная ответственность: общая характеристика
1.1Понятие и признаки административной ответственности
Административная ответственность представляет собой один из видов публично-правовой ответственности, установленной при совершении административных правонарушений, влекущих за собой малозначительное, реальное или потенциальное причинение вреда или ущерба правоохраняемым имущественным и нематериальным интересам.
Меры административного наказания за совершенные административные правонарушения направлены на охрану самых разнообразных отношений, регулируемых частным и публичным правом, - как при реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, так и в сфере функционирования органов публичной власти.
Охрана норм осуществляется не только административной ответственностью, но и другими видами юридической ответственности, следовательно, административная ответственность связана не только с административным правом, но и другими отраслями права.
Административная ответственность представляет собой обязанность лица претерпеть определенные нормами административного права лишения и ограничения за нарушенные охраняемым законом интересы.
Административная ответственность по своей природе и назначению носит карательный, штрафной характер. Административная ответственность это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения правовой нормы, охраняемая государством.
Административная ответственность призвана компенсировать причиненный административным правонарушением вред и являться для правонарушителя наказанием.
Административная ответственность находит свое выражение в административном правоотношении, складывающемся между органом (должностным лицом), уполномоченным совершать действия по привлечению к административной ответственности и лицом, на которое возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия в связи с совершением административного правонарушения.
Для административной ответственности характерны следующие признаки:
- Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения
-Административная ответственность назначается как для физических, так и юридических лиц
-Основания для привлечения к ответственности содержатся в Кодексе РФоб административных правонарушениях (КоАП РФ) , а также в законах субъектов РФ об административных правонарушениях
-Административная ответственность является менее строгой, чем уголовная
- Полномочиями по привлечению к административной ответственности наделяются органы исполнительной власти
-Порядок привлечения к административной ответственности регламентирован административно-процессуальными нормами
-Обжалование решений органов по привлечению к административной ответственности осуществляется в судебном или административном порядке.
1.2 Принципы административной ответственности
Административная ответственность строится на следующих принципах:
-Законности
-Объективной истины
-Вины
-Равенства перед законом
-Неотвратимости ответственности
-Справедливости и целесообразности
-Гуманизма
Административная ответственность назначается только за те противоправные деяния, которые образуют составы административных правонарушений.
Административное наказание должно назначаться в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.
Административная ответственность назначается только деликтоспособномулицу, совершившему противоправное деяние. Мера ответственности за правонарушение не должна выходить за рамки нормы установленной в санкции.
Принцип законности включает в себя положения:
Административная ответственность может иметь место только за те правонарушения, которые образуют составы административных правонарушений. Составы административных правонарушений закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а так же в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Никакие иные законы не могут устанавливать основания административной ответственности.
Административное наказание за совершение административного правонарушения должно назначаться в строгом соответствии с санкцией статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях либо закона субъекта РФ устанавливающей административную ответственность за это правонарушение.
При привлечении лица к административной ответственности должен соблюдаться порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Недопустимо привлечение лица к административной ответственности по аналогии, т. е за совершение действий не образующих в соответствии с действующим законодательством состава административного правонарушения.
Принцип объективной истины выражается в том, что при привлечении к административной ответственности должны учитываться все обстоятельства дела.
Принцип объективной истины включает в себя три элемента:
Всесторонность исследования обстоятельств дела - состоит в познании обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющие значение по данному делу
Полнота рассмотрения обстоятельств дела - означает получение необходимой совокупности доказательств достаточной для подтверждения обстоятельств по данному делу.
Объективность рассмотрения обстоятельств дела - означает беспристрастное изучение всех обстоятельств дела.
Принцип вины:
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина.
Пока не вступило в законную силу постановление суда, органа, должностного лица рассматривающие дело об административном правонарушении лицо считается невиновным.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность за исключением случаев предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Это означает, что вину лица привлекаемого к административной ответственности должен установить и доказать орган или должностное лицо, возбудившее в отношении данного лица дело об административном правонарушении.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Данные положения распространяются, как на физических, так и на юридических лиц.
Принцип равенства перед законом:
Означает то, что лица, совершившие административное правонарушение равны перед законом. Физические лица привлекаются к административной ответственности независимо от полы, расы, национальности, языка. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовой формы.
Принцип неотвратимости ответственности:
Означает то, что лицо независимо от своего социального положения подлежит заслуженному наказанию за совершенное правонарушение. Наказание назначается для каждого в индивидуальном порядке.
Принцип справедливости и целесообразности:
Означает то, что меры административной ответственности должны соответствовать тяжести административного правонарушения. При вынесении решения должны учитываться привилегированные и квалифицированные обстоятельства.
Принцип гуманизма:
Состоит в том, что при привлечении лица к административной ответственности не должны применяться меры, физически унижающие его человеческое достоинство, а для юридических лиц действия наносящие вред репутации организации. Данные принципы закреплены в КоАП и в Конституции РФдобавить сноску на Конституцию.
Глава 2. Юридическое лицо как субъект административной ответственности
2.1 Признаки и особенности административной ответственности юридических лиц
В Кодексе РФ об административных правонарушениях определения юридического лица не дано.
Определение юридического лица закрепляется Гражданским кодексом РФв статье 48 “Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде” .
Кодекс об административных правонарушениях признает юридическое лицо полноправным субъектом административных правонарушений, однако конструкция юридического лица влечет за собой особенности административной ответственности.
Административная ответственность юридических лиц является видом юридической ответственности, которая представляет собой применение уполномоченными органами административных взысканий юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.
В Кодексе об административных правонарушениях достаточное количество составов правонарушений предусматривающих административную ответственность юридических лиц. Особенности административной ответственности определяются характером административного правонарушения как основания возникновения административной ответственности и наступившими правовыми последствиями в процессе применения.
В части 1 ст. 2.1 КоАП дается легальное определение административного правонарушения как противоправного виновного действия (бездействием) физического и юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административное правонарушение является общественно опасным поведением, посягающим на общественный порядок, собственность, личные и имущественные блага граждан.
Так же как и я для физических лиц для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения: объект правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона, объективная сторона.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, охраняемые и регулируемые нормами административного права. А в ряде случаев и нормами конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.
Субъектом правонарушения является юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.
Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии юридического лица в результате, которого был нанесен вред общественным отношениям охраняемые административным правом.
Содержание объективной стороны характеризуют и такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение
Повторность предусмотрена многими статьями КоАП РФ и означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.
Неоднократностью административного проступка признаются совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях.
Признак злостности выражается в четком нежелании правонарушителя подчиниться законным требованиям представителя власти.
Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами.
Субъективная сторона правонарушения выражается в психическом отношении лица к совершаемому деянию.
Элементы объективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).
Однако состав правонарушения,совершаемый юридическим лицом, обладает существенными особенностями в отличие от состава совершаемый физическим лицом. В основном это касается вины.
Вина является необходимым условием ответственности. Невозможно наступление ответственности без наличия вины.
Вина - это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Если правонарушение совершено физическим лицом достаточно легко определитьформу вину. В отношении юридических лиц сделать это достаточно трудно. Юридическое лицо-это фикция, поэтому вопросы вины всегда спорны.
Цель правонарушения - результат, к которому стремится виновный желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.
Мотив- причина, побуждающая виновного к совершению административного правонарушения.
Кодекс об административных правонарушениях закрепил ряд особенностей привлечения к административной ответственности юридических лиц.
Так, частью 1 ст. 2.10 КоАП РФ установлено, что юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности лишь в случаях, когда такой признак субъекта правонарушения прямо назван в статье Особенной части КоАП РФ, закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей ответственность за соответствующие деяния.
Статья 15.5 КоАП РФ устанавливает: “Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей”.
В санкции данной статьи юридическое лицо не названо, то оно не может быть привлечено к административной ответственности за данное деяние.
Круг объектов за посягательства, на которые юридические лица несут ответсвенность уже, чем круг объектов за посягательства, на которые несут ответственность физические лица.
Признаки вины юридического лица, закрепленные в части 2 ст. 2.1 КоАП РФ,значительно отличаются от признаков вины физического лица, которые определяются в статье 2.2 КоАП РФ: “Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусматривается ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению”
В основном к юридическим лицам применяются такие виды наказаний: штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности. В основном за административные правонарушения юридические лица подвергаются штрафу.
Размер штрафа для юридических и физических лиц отличаются. Для физических лиц максимальный штраф 5 тысяч рублей, для должностных 50 тысяч рублей, а для юридических лиц 1 миллион рублей. В некоторых случаях штраф может быть значительно выше. Следовательно, размеры штрафов для юридических лиц значительно больше. Здесь отчетливо прослеживается карательная функция штрафа.
Так же можно выделить такую особенность, что юридическое лицо не может быть участником производства по делам об административных правонарушениях. Защиту прав юридического лица осуществляет его законный представитель.
Ответственность юридического лица может перейти на другое юридическое лицо при его слиянии, преобразовании, разделении и выделении.
2.2 Административное наказание в отношении юридических лиц
Мерами административной ответственности являются административные наказания.
Определение административного наказания дано в части 1 ст. 3.1КоАП РФ .
Административное наказание - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так другими лицами. Административное наказание является разновидностью административного принуждения, административными наказаниями признаются только те взыскания, которые указаны в статьях 3.3. – 3.11. КоАП РФ. Административное наказание не должно наносить вред деловой репутации юридического лица.