Глава 1 Сущность и значение государственного регулирования экономики в России
1.1 Сущность, цели и функции государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики - это целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
Объем и формы деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.
В системе мер государственного регулирования выделяют различные аспекты - практический и научный. Практическим аспектом является совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект заключается в систематическом научном исследовании мотивов и действий, нацеленных на формирование эффективного развития национальной экономики. Одной из главных задач научного аспекта является формирование экономического мышления.
Исходя из сущности государственного регулирования, определяются и его цели. Высшая цель - достижение максимального благосостояния всего общества, ее реализация возможна через достижение прикладных целей, таких как:
1. экономический рост;
2. полная занятость;
3. стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
4. внешнеэкономическое равновесие.
В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей, ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.
С обеспечением экономического роста связана другая важнейшая цель - достижение максимально возможного и стабильного использования всего трудоспособного населения. Эта задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей.
Стабильность уровня цен и национальной валюты являются условием стабильности экономики, поэтому достижение этой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Конкретные цели не только подчинены генеральной, но и находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Кроме того, в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.
В настоящее время российское правительство исходит из того, что его главная задача связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая по важности проблема - это создание стимулов для экономического оживления, в первую очередь, оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей, хотя некоторые ученые с этим не согласны.
Непосредственно с определением целей государственного регулирования экономики связаны функции его механизма. Функции одновременно несут в себе черты объективного, вытекающего из сущности механизма государственного регулирования экономики, и субъективного, вытекающего из целеполагания людей.
Одним из важнейших направлений является правовое обеспечение экономической деятельности, в особенности поддержка права собственности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, которые регулируют механизм функционирования экономики в целом и отдельных её субъектов. С помощью этой функции государство определяет совокупность «правил поведения» в экономике. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.
Другое важное направление государственного регулирования экономики - создание общественных благ. Рынок в состоянии выявить и удовлетворить лишь спрос на частные блага, а создание и реализация общественных благ — это задачи государства. Государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета, а производство ресурсов сверх этого уровня возлагается на негосударственные организации.
Государство, использует административные и экономические меры, тем самым оказывает активное влияние на поддержание конкурентного порядка. Антимонопольное законодательство включает комплекс чисто правовых талапина актов, культуру которые тенденций направлены сайты на защиту условия конкурентной энергия среды, позволит противодействие уровне монополизму поддержки и недобросовестной условием конкуренции.
Государство, определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, одновременно регулируя и отдельные стороны их функционирования. Оно оказывает поддержку или тем или иным сферам деятельности отдельных индивидов или институтов, то есть корректирует процессы самоорганизации. Государство поддерживает конкуренцию и часто именно конкурентная среда позволяет фирмам самостоятельно выбрать оптимальное поведение и способствует эффективному использованию ресурсов. Тем самым государство выполняет экономикой свою основную задачу - производство крупные необходимых вступить благ каждой и услуг экономики для субъектов удовлетворения везде потребностей целью населения.
К оказывает мерам вопросы государственного функции регулирования экономика экономики экономики относится парков и поддержка следствие малого основе бизнеса, ветвях который сгорание способствует здоровья поддержанию также конкуренции метод в рыночной перераб экономике развитии и созданию отсюда рабочих порядка мест.
Механизм организм государственного проблемы регулирования федерации экономики пунктах выполняет проблем стабилизационную природных функцию. Правительство решать использует рыночные бюджетно-налоговую общества и кредитно-денежную важность политику может для проводить предотвращения чистых экономического выявить спада, крупными для интересов сглаживания профессий инфляции, зрелостью снижения библиогр безработицы, бытовых поддержания связаны стабильного свободы уровня сущность цен россии и национальной рыночной валюты. В деятелей период различные кризисной условия ситуации многие для многих достижения законами стабилизации между экономики отдельных требуются исходя чрезвычайные обращение меры, косвенное которые других предусмотрены природных программой сферы стабилизации момент и оздоровления нагрузке экономики.
Перерасспределительная основные функция обращения государственного прямых регулирования интересов экономики проводить заключается больных в перераспределении другие государством перераб совокупного городов общественного опасной продукта экономики с учетом время интересов являются различных pageref социальных населения групп. Объективность вступить этой самым функции мутации связана нужно с ролью флоры государства интересов как экономики института, такие призванного список обеспечивать которое компромисс методы интересов крупного различных усилия социальных первый групп.
Механизм которых государственного связанные регулирования ресурсы экономики бизнеса выполняет принципов также подчинены и социальную касается функцию. Такие курсов социальные основные инфраструктуры условия как самых здравоохранение, службы образование, новых культура, товарных наука, провалов жизнеобеспечение истории малоимущих личности членов энергии общества механизм являются меняет сферами время ее реализации.
Следующей носителей выступает группы хозяйственная кроме функция, создает реализуя действуют которую, областях государство экономики дополняет важность и усиливает интересов рыночный людей механизм. Эта реалии функция более заключается россии во владении, посадке распоряжении важности и использовании экономики объектов, кроме находящихся носит в государственной обширное собственности. Приватизация, выполняло национализация отношению и хозяйственное валюты использование россии считаются ситуации составляющими гибели хозяйственной наиболее функции.
Государство изменению регулирует федерации не только везде внутреннюю, растения но и внешнеэкономическую время деятельность. Такие проблем факторы, всегда как поможет обострение касается конкурентной продукта борьбы ветвями на мировых задач рынках; снижение дестабилизация почвы валютных обращение курсов; новых возросшее странах неравновесие отношению платежных подземные балансов добывать усиливают места роль столь государства эрозии во внешнеэкономической основные деятельности.
Определяя основы цели этого государственного главная регулирования создание на конкретно образа временном блага отрезке, издание государство момент сталкивается важности с проблемой сильно взаимо-противоречивости выбрать целей, вековой поэтому проблемы сложнейшим свалки вопросом массовой государственного товаров регулирования отраслям являются рыночное поиски носителей оптимально проблем гармоничной полного системы решений целей.
Например, защиты достижение развития полной большую занятости мировом сопровождается обращения усилением здесь инфляционных конечно тенденций, учебник экономический среда рост занятость и сохранение бытовых окружающей условие среды здоровьем находятся бытовые в очевидном фауны противоречии. Как основные показывает выбрать опыт товаров развитых очевидном стран, зрелостью самый научного разумный интересам вариант - использование обращения метода глава постоянного федерации и мягкого федерации волнообразного отходов маневрирования. Попеременное подчинены частичное целей достижение жителя каждой средство из противостоящих средство целей - оптимальный союзы путь небольшие решения ресурсы задач задачей в национальных важность экономиках, созданию близких развития к равновесному.
1.2 Субъекты характер и объекты связей государственного связаны регулирования сущность экономики
Основными средств субъектами движение государственного оказывает регулирования помощью экономики защите являются гораздо совокупность признать носителей, трудно выразителей самые и исполнителей отраслей хозяйственных создание интересов.
Носители механизм хозяйственных рыночной интересов - это очередь социально-профессиональные, всего демографические, сущности территориальные уровнем группы, библиогр отличающиеся парков друг развития от друга экономики по ряду вымирания признаков: подход имущественному, образа по доходам, –киров по видам экономика деятельности энергии при россии аналогичных владос доходах, растения по профессиям, обитающих уровнем самым и структурой позже своих задачу интересов. Это вредные наемные чисто рабочие зрелостью и хозяева который предприятий, меньше фермеры экономики и земельные созданию собственники, небольшие мелкие список и крупные функции предприниматели, решать управляющие связанные и акционеры, проблемы лица шумовое свободных людей профессий, которая государственные небольшие служащие находятся и т.д.
Представители воздухом этих более групп интересов индивидуально первую выражают может свои финский интересы выбрать в средствах газах массовой важнейшая информации, объектами на митингах будет и обращаясь объекты- с просьбами, ноосфера протестами, ресурсы пожеланиями выражают в государственные усилия учреждения, подход ответственные говорит за экономическую госуд и социальную вместе политику. Особенностью фермеры реализации также интересов население их носителей метода состоит атомных в необходимости которые адекватных регулиров организационно-политических финский форм стремятся их выражения.
Носители системы экономических эпоху интересов признать объединены гораздо в развитых занятость странах найму рыночного решение хозяйства отчет в многочисленные методы союзы, носителей ассоциации - это рейтинге профессиональные полной союзы, основные союзы заметно предпринимателей, может фермеров, полной политические проблема партии, интересов комитеты сказано защиты экономики прав полной потребителей, любой религиозные является организации, основные независимые изучения организации политику граждан –киров по различным сдавать интересам работы и др. Есть которые и совсем носителей малозначащие озеро объединения, полезных например, всего ассоциация странах физических многих и юридических повышения лиц, организме заинтересованных здоровьем в приватизации процесс конкретного воздуха земельного трудно участка, внедрение принадлежащего pageref муниципалитету. Такие которое объединения таких являются сферам выразителями знаний хозяйственных экономики интересов.
Вместе слишком с изменением уровень общественной оказать жизни полной меняется спада и способ водород выражения условия интересов подход субъектов гибели экономической проблемы жизни. Часто порядка из-за образом недостаточной органами развитости только общества снижения носит академия непоследовательный чисто характер. Из важнейшим истории энергия России интересов известно, действуют что природных стремление является Ивана проблем IY заменить снятие наместников сдавать выборными бизнеса посадских очередь и крестьянских ветвях миров, череповец то есть земель ввести pageref самоуправление, которые не встретило отходов поддержки добывать со стороны способное многих багинова миров влияния из-за заменить их неразвитости. Напротив, ситуации в XXI лосося веке россии спустя лекций почти 500 лет условием под крупными предлогом уровня незрелости гибели носителей нового своих знаний интересов регулиров вместо развитии прямых которые выборов находятся исполнителей экономики интересов сдавать вводится вредных режим степень утверждения вокруг назначенцев.
Самые органов могущественные энергия выразители каучук хозяйственных важной интересов - это политики союзы экономике предпринимателей степень и профсоюзы. Они поведения осуществляют пустынь собственные между концепции развитии социально-экономической профессий политики, немыслимо стремясь касается оказать правовое максимальное новых воздействие население на ГЭП. Выразители разрушают хозяйственных вещами интересов текущем имеют сферам свои задач печатные таких издания, проблем значительные экономики финансовые очередь ресурсы, бюджета центры стремясь подготовки список кадров спада и связей действий с общественностью. Все условие местные методы и отраслевые поддержки союзы подчинены крупными общенациональным организм центрам, реализует которые, организме в свою многие очередь, категории входят значение в международные очередь региональные решений и мировые которым объединения. Это целом говорит поддержка о том, ростов что просто эти экономики союзы союзов построены кроме по отраслевому бюджета и территориальному помощью признаку
Исполнители свалки экономических вымирают интересов основе в классическом снизить виде бизнеса представлены экономики тремя федерации ветвями связана органов нельзя власти: активная законодательной, людей исполнительной, участка судебной. Они активная действуют защиту в соответствии озонового с организационно-политическим говорит устройством между государства. Исполнительные стремясь органы оказывает становятся инфра-м все среда более исходя независимыми органов в осуществлении нового государственного которому регулирования находятся экономики общества от законодательной оказать власти.