Глава 1. Анализ торговой деятельности на мировом рынке ювелирных изделий
1.1 Современные особенности торговли ювелирными изделиями
Ювелирные изделия - особый товар. Их оборот контролируется государством с целью защиты прав изготовителей ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, потребителей, а также государственных интересов в этой сфере.
Основные нормативные документы при работе с драгоценными металлами и драгоценными камнями - Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ) и Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция N 231н).
Ювелирные изделия из драгоценных металлов, реализуемые в розничной торговле, должны соответствовать требованиям, установленным ОСТ 117-3-002-95 "Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия" (введен 1 января 1996 года).
Особенности торговли этим видом продукции изложены в разделе VII Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (далее - Правила N 55).
Основное требование к ювелирным изделиям - наличие на них оттиска пробирного клейма (пробы). А на продукции российских предприятий - еще и именника производителя. Ограненные бриллианты и изумруды продают только при наличии сертификата на каждый камень или партию.
Информация, предназначенная для покупателя, об изделиях из драгоценных металлов и камней помимо сведений, которые указываются для прочих товаров, должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах, извлечения из стандартов о порядке клеймения и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм.
Изделия из драгоценных металлов и камней, выставленные для продажи, группируют по их назначению и навешивают на каждое из них опломбированные ярлыки, а также снабжают индивидуальной упаковкой.
При этом на ярлыках указывают наименование изделия и его изготовителя, вид драгоценного металла, артикул, пробу, массу, вид и характеристики вставок из драгоценных камней, цену изделия, а также цену за 1 грамм изделия без вставок.
Покупатель может потребовать взвешивания товара, которое производится на специальных весах (п. 67 Правил N 55). Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и реквизиты продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара и подпись лица, непосредственно продавшего изделие. А на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.
Федеральным законом от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ лицензирование деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (в том числе розничной торговли ювелирными изделиями, товарами, бывшими в употреблении, предметами антиквариата) не предусмотрено.
Вместе с тем в соответствии с Инструкцией о порядке ведения специального учета... утвержденной приказом Минфина России организации и индивидуальные предприниматели должны встать на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора, в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию. Это нужно сделать перед началом работы с драгоценными металлами и камнями.
Одновременно все заявители представляют для ознакомления учредительные документы (учредительный договор и устав или положение) с дополнениями и изменениями или их копии. Копии должны быть заверены нотариально.
Заметьте, что процедура постановки на специальный учет не зависит от вида прав на владение помещениями (собственность, аренда, пользование и т.д.).
В течение пяти рабочих дней после приема документов инспекция принимает решение о постановке заявителя на спецучет. Отказать могут только в исключительных случаях: если в документах обнаружены недостоверные данные, не хватает каких-либо документов, или же если заявитель обратился не в ту инспекцию. Затем фирме (предпринимателю) выдается свидетельство о постановке на специальный учет, а также карта постановки, заверенная в инспекции. Свидетельство выдается на пять лет.
Если головная организация и ее обособленное подразделение находятся в районе деятельности одной инспекции, то подразделению выдаются копии свидетельства и карты головной организации. Если же они становятся на специальный учет в разных инспекциях, то подразделению выдаются оригиналы, а их копии затем направляются в головную организацию.
Ломбарды и предприятия, занимающиеся скупкой и куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Об этом сказано в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ). Следовательно, в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма они обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программу его осуществления (п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Разработанные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями правила внутреннего контроля должны включать следующие разделы:
-Порядок документального фиксирования информации;
-Критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенности деятельности предприятия;
-Обеспечение конфиденциальности информации, ее хранение и использование;
-Квалификационные требования к ответственному лицу, к подготовке и обучению кадров.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6 организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, предоставляют правила внутреннего контроля на согласование в соответствующий надзорный орган. Таким органом является Пробирная палата России (приказ Минфина России от 23 мая 2003 г. N 153).
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, предоставляют на согласование правила внутреннего контроля в Комитет РФ по финансовому мониторингу.
Ювелирные изделия приобретают непосредственно у производителей (организаций и индивидуальных предпринимателей) и перепродавцов. В обоих случаях продавец выписывает накладную, а если он является плательщиком НДС, то еще и счет-фактуру на данные изделия, на основании которых их приходует покупатель. Фактическую стоимость ювелирных изделий и антиквариата формируют с учетом требований ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденного приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н. Отличительной особенностью торговли этими изделиями является метод списания себестоимости. Из-за уникальности каждого изделия используется метод списания по себестоимости каждой единицы (п. 17 ПБУ 5/01). Этот же метод списания разрешен и в подпункте 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ. Так что расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом в этом случае не будет.
Ювелирные изделия не относятся к товарам, на которые изготовитель обязан устанавливать гарантийный срок. Это следует из статьи 5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Перечня товаров длительного пользования. Изготовитель лишь имеет право устанавливать гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка он обязан удовлетворить требования покупателя, установленные в статье 18 этого Закона.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 55, если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем в разумный срок, но в пределах двух лет со дня покупки. Либо это можно сделать в пределах более длительного срока, установленного в соответствии с федеральным законом или договором. Если обнаруженные недостатки товара нельзя устранить, покупатель может по своему выбору потребовать его замены товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного ремонта или возврата уплаченной суммы.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. При возникновении спора о причинах недостатков магазин обязан провести независимую экспертизу товара за свой счет.
По данным исследования ВЦИОМ, 19% россиян самым надежным способом хранения своих сбережений считают приобретение золота и драгоценностей.
Ювелирные изделия относятся к элитным товарам, предметам роскоши, позволяющим подчеркнуть статус владельца, его положение в обществе, поэтому спрос на них является крайне эластичным: при снижении платежеспособности населения практически сразу уменьшается объем продаж ювелирных изделий. Ювелирные украшения — это первое, что люди перестают покупать при уменьшении своего достатка, и последнее, что приобретают в период роста благосостояния.
Для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо выбрать наиболее подходящий формат торговли, от которого зависит ассортимент реализуемых товаров, ценовая политика, сбытовая политика, а также система продвижения товаров в магазине. Основные форматы торговли - торговые сети магазинов и независимые магазины.
На рынке ювелирной продукции на сегодняшний день наблюдается тенденция развития крупных торговых сетей. Розничные сети занимают доминирующие позиции, именно они определяют основное направление развития ювелирной торговли.
Преимущество торговых сетей в том, что им проще договориться с производителем об эксклюзивных поставках, скидках, сроках оплаты.
Многие розничные ювелирные сети выбирают бизнес-модель, которая предусматривает присоединение их к крупным ювелирным заводам, стремящимся занять лидирующие позиции в ювелирной рознице. Наличие собственной сети позволяет производителям сократить сроки оплаты за поставленную продукцию и ускорить оборачиваемость товаров. По оценкам РБК, ассортимент таких сетей более чем на 70% формируется за счет собственного производства.
Многие розничные ювелирные сети имеют собственные учебные центры для обучения и повышения квалификации сотрудников, поэтому персонал магазинов ювелирных сетей, как правило, обладает высоким профессионализмом, специальными знаниями и необходимыми навыками. Учебные центры также проводят тренинги, направленные на развитие корпоративной культуры и повышение корпоративного духа.
Однако это не значит, что независимые розничные магазины и небольшие ювелирные сети обречены. В условиях работы рядом с крупными торговыми сетями розничные магазины выигрывают за счет лучшего знания покупателей, индивидуального подхода в обслуживании, а также более тщательного формирования ассортимента предлагаемых ювелирных изделий.
При управлении ассортиментом ювелирного магазина целесообразнее всего применять сочетание маркетингового и конкурентного подходов.
Маркетинговый подход основан на выявлении потребностей покупателей, а конкурентный — на изучении ассортимента конкурентов. Таким образом, зная, что желает приобрести клиент, и определив, какие товары не представлены в ассортименте сетей, можно сформировать требуемый ассортимент. Ещё одним возможным направлением работы с ассортиментом небольших розничных магазинов, является узкая специализация отдельной товарной группы, например, золота, столового серебра или авторских украшений.
Розничные ювелирные магазины также используют метод реализации товаров, применяемый крупными ювелирными сетями и производителями, - торговлю через сеть Интернет. Интернет-продажи имеют определ?нные плюсы: во-первых, это наименее затратный канал сбыта; во-вторых, современные технологии позволяют полноценно экспонировать товар в онлайн; в-третьих, существует много удобных способов оплаты и доставки товаров. Таким образом, интернет-торговля является современным форматом торговли.
На сегодняшний день розничными ювелирными магазинами широко используется маркетинговая технология «shop-in-shop» («торговая точка в торговой точке»). Суть данной технологии в том, что небольшой магазин размещается в торговом комплексе и работает под его крышей на правах арендатора или за определённый процент от выручки. Владельцы торговых комплексов и сетей заинтересованы в такой аренде.
У предприятий ювелирной розничной торговли различных форматов есть два пути развития: либо вести конкурентную борьбу в одиночку, либо консолидировать усилия в рамках профессионального объединения и работать над увеличением спроса на ювелирную продукцию и повышением имиджа ювелирной отрасли.
В целом ювелирные изделия можно охарактеризовать, как товары с высокой ценовой чувствительностью, или эластичного спроса, то есть такие товары, объем которых значительно меняется при изменении цены. Действительно, желающих приобрести ювелирные изделия гораздо больше, чем тех, кто может себе это позволить.
Покупка ювелирных изделий, как правило, полностью или частично планируются покупателями, объем импульсных незапланированных покупок невелик. Конечно, возможно, что пришедшая за серьгами покупательница приобретет еще и кольцо, но в целом покупка украшения, скорее всего, была запланирована.
Для большинства покупателей денежные траты, связанные с покупкой украшения, являются значительными. Как известно, чем большую долю в доходе покупателя составляют траты на покупку, тем тщательнее он подходит к выбору товара: дольше обдумывает, сравнивает разные предложения, цены и готов потратить много времени на поиск желаемого варианта.
Следует сказать и об особом отношении людей к драгоценным камням и металлам. На протяжении многих тысячелетий им приписывались различные легенды, свойства и значения. Этим объясняется особое эмоциональное отношение покупателей к ювелирным изделиям.
Все эти отличительные особенности влияют на продажи ювелирных изделий. Продажа ювелирных изделий - процесс достаточно щепетильный и сложный. К тому же постоянно возрастает конкуренция на ювелирном рынке. Большинство покупателей ориентируются на скидки и на стоимость за грамм. Зачастую, не обращая должного внимания на дизайн и качество украшений. Покупатель способен выбирать компанию, в которой готов произвести покупку. У него есть выбор. И сейчас он достаточно велик. Ювелирные компании заинтересованы в том, чтобы товар купили именно у них, совершив покупку, пришли в следующий раз или порекомендовали другим.