ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ФЕСТИВАЛЕЙ И ПРАЗДНИКОВ
1.1 Типология фестивалей и праздников. Формы проведения фестивалей и праздников
Фестивали - одна из самых популярных в мире форм культурно-массовых мероприятий.
Фестиваль - (франц. Festival, от лат. Festivus праздничный) массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, циркового или киноискусства.
Очень важно различать понятия «фестиваля» и «праздника».
Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день.
Основное отличие заключается в том, что праздник - это событие, которое дает повод к проведению фестиваля.
Ни в одном из энциклопедических изданий или монографических исследований в области искусств нет развернутого определения фестиваля как организационно-художественной формы. Единственное определение этого термина дает словарь русского языка С.И.Ожегова: «Фестиваль - широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств» [47, с.86]. Безусловно, это определение несет в себе отпечаток понимания значения фестиваля, прежде всего, как общественно-политической, а не художественной акции, характерной для культурной политики советского времени.
Фестивали условно можно разделить по жанрам: театральные, музыкальные, танцевальные, фестивали кино, литературные, фестивали профессий, товаров. Они бывают более или менее массовыми. Самые демократичные фестивали - для всех, на улицах города.
Разделение фестивалей по видам достаточно условно, так как современный фестиваль, благодаря разнообразию включенных в него событий, может носить смешанный характер. В зависимости от времени и места проведения фестивали могут быть сезонными (в зависимости от времени года, события), закрытыми (когда основные мероприятия фестиваля проходят на закрытых площадках, в камерной обстановке) и проводящимися «под открытым небом», когда основная часть событий происходит на открытых площадках, на фоне ландшафтных пейзажей.
В зависимости от масштабности проведения фестивали подразделяются на городские, региональные, областные, всероссийские, международные, а так же этнические и межкультурные.
В зависимости от идейной направленности:
- профессиональные (фестивали по профессиональной направленности, могут быть посвящены новым технологиям, используемым в профессиональной сфере - РR технологии, рекламные приемы, и т.д.)
- исторические, ретроспективные (воссоздающие историческое событие, эпоху, легенды и обряды местности, на которых этот фестиваль проводится). Примером могут служить фестиваль средневековья в Старой Ладоге, фестиваль саамов в п. Ловозеро, фестиваль викингов в Финляндии и т.п.
- фестивали современных технологий (демонстрация лучших достижений в области развития техники, транспорта, компьютерных технологии). Примером является британский фестиваль машин, канадский фестиваль «Arcadia», посвященный компьютерным технологиям, международный фестиваль мультипликации в Бразилии.
В зависимости от основной аудитории: детские, юношеские, категорийные (в зависимости от категории, профессии, квалификации участников), всеобщие.
В зависимости от вида искусств, представленного на конкурсную программу для оценки: художественные фестивали (рисунок, живопись, пластичные фестивали, кинофестивали, фестивали художественной самодеятельности, литературные, спортивные, смешанные (фестивали творчества).
К данной категории фестивалей относятся и музыкальные, которые в свою очередь подразделяются на:
- монографические (посвящены музыке одного композитора, группы);
- тематические (посвящены определенной эпохе, жанру или стилистическому направлению);
- фестивали творчества, исполнительского искусства (как профессионального, так и самодеятельного творчества)[34, с.112].
Художественный контекст, который является для любого фестиваля доминирующим, во времена нормативного, идеологизированного управления художественными процессами, оказывался едва ли не второстепенным и вспомогательным по отношению к политическим установкам на создание видимости реальности, интернациональности, народности и партийности советской многонациональной культуры. Современные художественные задачи фестивальной практики значительно более многообразны, чем банальное обрамление тех или иных партийно-политических задач, и приведенное определение для современной культурной жизни является совершенно недостаточным.
Попробуем более внимательно рассмотреть особенности фестиваля. Любой, даже самый продолжительный фестиваль, имеет четкие календарные сроки его проведения. Фестивальные мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства страны, региона, города, концертного или театрального зала. Фестиваль как культурная акция предполагает наличие своей аудитории, на которую ориентирована его художественная концепция.
Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения.
Временные характеристики каждого фестиваля определяют его статус в ряду других событий культурной жизни города, региона, страны, взаимодействие с региональной и местной экономикой и культурной инфраструктурой, объемы и источники финансирования, численность постоянно действующего оргкомитета, уровень административных расходов и т.п.
Фестиваль может функционировать и как систематически повторяемая культурная акция и как единовременная. Практика единовременных культурных акций в последние годы используется все меньше и меньше. Это фестивальные проекты, организуемые международными культурными институтами ЮНЕСКО, Международной ассоциацией детских театров. Такие фестивальные проекты не имеют четкой периодичности проведения, их организаторы стремятся каждый последующий фестиваль провести в одной из стран - членов международных институтов[38, с.72-73].
Финансирование такого рода проектов, как правило, ориентировано на следующие источники:
- гранты культурных комиссий международных политических институтов, таких как ЮНЕСКО, Совет стран Баренцева Евро-арктического региона;
- гранты самих культурных организаций и средства их национальных комитетов;
- средства национальных комитетов.
Фестивали народного творчества дают мощный всплеск всем направлениям творческой деятельности.
Фестивали народного творчества являются важнейшей формой этнической социализации. Они создают культурную среду, дающую возможность всем этносам почувствовать свою сопричастность к современным процессам. Это и возрождения национальных обычаев, традиций, ремесел.
Фестивали выступают самым доступным способом передачи народной культуры. Способствуют не только возрождению и сохранению культуры этноса, но и консолидации общества, укреплению дружбы и взаимопонимания в республике, важным средством формирования этнической толерантности.
В условиях современной социально-экономической и культурной жизни Беларуси одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.
Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, табу, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме.
Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, подлинно народного характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.
У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается "праздник". В знаменитом сборнике "Пословиц русского народа" празднику посвящено несколько десятков колоритных, емких крылатых высказываний: "У Бога всегда праздник", "Всякая душа празднику рада", "И дурак знает, что в Христов день - праздник"… (В. Даль) [19, с.43].
Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник - не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Не случайно с давних пор всякий народный праздник - не только "неработный день", но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию.
Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое "лицо". Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование народных праздников - дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.
Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей - основной, хотя и двойственный по природе, феномен народного праздника. На фестивале и празднике народного творчества, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному.
Содержание фестиваля или праздника народного творчества основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей. В подавляющем большинстве основные народные праздники всегда приурочивались к началу и завершению сельскохозяйственных работ, в которых принимал участие весь "мир". Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие - аграрным ожиданиям и достижениям, третьи - счастливым семейным датам и т. д., но все они - проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа. Общенародные праздники для многих одаренных личностей - шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия в формах нравственно-религиозной, обрядно-ритуальной, музыкально-песенной или спортивно-физической. Древним грекам праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих потребностей эстетическими средствами. Детские народные праздники - комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных типах культур детские праздники - это праздники взрослых, где детям не запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными персонажами ритуального действия. Детские праздники - не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно-просветительской программы [42, с.63].
В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного праздника (обрядовый) и определенный набор обязательных действий (ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую конструкцию. Обязательными элементами такой конструкции являются:
- "зачин" праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества);
- "разгул" и "перелом" (воспроизведение участниками многочисленной череды тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на две половины - "до середины" и "после нее");
- "спад" (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).
Обрядовые традиции народных праздников сохранили свою воспитательную силу "по сей день" и поэтому там, где они еще используются, почти не изменили своей содержательной и организационной специфики в наши дни.
Любой народный праздник создавался в свое время и на века с позиции "рациональности", т. е. разумности. Иначе говоря, имел для народа (помимо эстетического) еще и непременное практическое значение. С одной стороны, народный праздник выполнял развлекательную функцию, а, с другой, "вооружал" молодых - подрастающее поколение - определенными жизненно-практическими знаниями и нравственными убеждениями, устойчивыми положительными эмоциями. Говоря о функционировании традиционных народных праздников в современной жизни, следует отметить, что на сегодня это проблема, так как мы чаще всего имеем дело ни с их настоящими (архаичными, аутентичными) образцами, а с восстановлением отдельных деталей, порою лишь отдаленно напоминающих свой исходный прототип.
С другой стороны, попытка, хоть и не без погрешностей, вернуть праздникам их исконное ритуальное время, возродить традиционные праздничные формы народной культуры - огромная услуга, оказываемая истории прогрессивным человечеством, своеобразный конечно, но по истине бесценный "подарок" поколений предыдущих поколениям последующим. Для поколений же настоящих - это социально-значимое (ликвидирующее дегуманизацию личности и общества) заполнение в сознании людей, возникшего в результате бесконечных государственных реформ и перестроек жизни, культурного вакуума, вызванного, по утверждению специалистов, именно исчезновением из жизни наших современников элементов традиционной народной обрядово - праздничной культуры. В этом смысле проблема рациональной организации народного праздника становится целью изучения специфики вопроса культурологами, педагогами, социологами и др. специалистами [16, с.26].
Фестивали народного творчества проводят по всему миру. К примеру, Международный Фестиваль-конкурс Фольклора в Каталонии (Festival Folclуrico de Cataluсa). Он содействует сохранению и пропаганде национальных традиций, этнической культуры различных национальностей, укреплению межнациональных связей. Международный Фестиваль Фольклора в Каталонии - это культурное мероприятие, направленное на пропаганду мира, дружбы, братских отношений и солидарности народов мира, посредством народного искусства танца и музыки, посредством богатых традиций и почитаемых народных стандартов самовыражения и общения.
Общаясь на языке фантазии и творчества, представители разных народов мира встречаются и, обмениваясь самым сокровенным: творениями культурного и художественного выражения, которые были очерчены их вековыми обычаями. Это помогает им, посредством соучастия и языка творчества, прокладывать путь к новым формам общения. Потому, что нам всем известно, что язык искусства устраняет все имеющиеся преграды: культурные, общественные, экономические, и другие., оставляя уровень общения свободным. Фестиваль проводится испанским фестивальным комитетом Fiestalonia Milenio совместно с мэрией Ллорет де Мар (Испания, Коста Брава) и начинается с большого парада мира и дружбы, в стенах мэрии.
Таким образом, можно отметить, что классификация праздников и фестивалей народного творчества весьма разнообразна.
?
1.2 Место этнических праздников и фестивалей
Обсуждение проблем культурной идентичности становится все более актуальным и острым в современной России. Факторы, определяющие сегодня потенциал государства и регионов имеют ярко выраженное культурное измерение. Процессы регионализации страны требуют мобилизации внутренних культурных ресурсов в контексте формирования регионального и городского менталитета, новых территориальных идентичностей, новых региональных образов.
К исследованиям региональных культурных ландшафтов большой интерес проявляет сфера туризма. Туризм в современном обществе является благоприятной средой, в которой общество потребляет в целях своего духовного и физического развития все накопленные человеком культурные ценности. С одной стороны, культурное разнообразие дестинаций генерирует и усиливает туризм. С другой стороны, именно туризм позволяет максимально раскрыть индивидуальность и самобытность той или иной территории.
Высокая коммуникативность способствует преодолению замкнутости культур и этнических стереотипов, а культурный плюрализм предполагает признание факта существования многочисленных этнокультурных общностей с присущими им обычаями и нравами, отличающихся друг от друга.
Учитывая тот факт, что современных туристов в городах привлекают не только сохранившиеся материальные культурные объекты прошлого, но все больше атмосфера города, образ жизни местного населения, распространенной практикой является организация и проведение этнических фестивалей как ресурсов репрезентации этничности.
Праздничное пространство фестиваля – преображенное пространство, оно обусловлено смыслом праздника, определяет особую форму общественного поведения и узнаваемо участниками праздничных действий. В праздниках отражается история и культура этнической группы, специфика менталитета народа.
Наличие у региона или города событийного календаря, который включает этнические фестивали, способно актуализировать интерес к достопримечательностям, а также вносить вклад в формирование привлекательного имиджа дестинации. С этническим праздником связана особая символическая сторона материальной культуры, в которую входят костюмы, украшения, декорации, кухня, специальные временные сооружения. Во время праздника символы и знаки заполняют всё культурное пространство и позиционируют его этническую идентичность.
Этнические фестивали и праздники как нельзя лучше отвечают потребностям современного туриста, который ищет в других странах и регионах культурные различия и локальные идентичности. По словам Бернхарда Вальденфельса, «стремлению к новизне родственен вкус к незнакомому, чуждому и чужеродному вплоть до экзотического и причудливого. То, что заявляет о себе здесь, есть — в отличие от нового — не только нечто иное: это есть нечто иного рода, т. е. нечто инородное, ибо оно взрывает границы привычного опыта» [1, с.12].
Имеют место распространенные сегодня жалобы туристов на то, что города все больше становятся похожи друг на друга - что когда приезжаешь в новый город в качестве туриста, то видишь там то же самое, что уже видел в других городах. о реальности утраты национально-культурной самобытности городов в результате процессов глобализации На наш взгляд, именно праздничная культура этноса с её яркими и многозначными символами позволяет сформировать в представлении туристов привлекательный и уникальный образ территории.
Российские регионы активизировали деятельность по возрождению этнической культуры через популяризацию фестивалей и праздников. Системный подход к проектированию событийных мероприятий, с соблюдением баланса элементов народных традиций и элементов современности, уже дает хорошие результаты в регионах.
Показательным является опыт Сибири, роль фестивалей и праздников в социокультурном пространстве которой достаточно велика. Они позволяют в игровом, зрелищном виде транслировать события исторического прошлого, способствуют формированию этнической и региональной идентичности, позволяют воспитывать толерантное отношение друг к другу представителей разных этносов. Фестивальное движение не только стимулирует культуротворческую активность этнических общин, но и способствует репрезентации и конструированию культурной идентичности, адресованной представителям других этносов – туристам, что способствует улучшению межкультурной коммуникации.
Следует признать, что туристский потенциал большинства фестивалей этнических культур Сибири явно недооценен. Они представляют собой культурные мероприятия, ориентированные на местных жителей. Исключением является фестиваль «Мир Сибири», который можно рассматривать как туристский проект.
Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири» проводится ежегодно с 2003 г. в селе Шушенское, расположенном на юге Красноярского края. В настоящее время он активно продвигается на международном туристском рынке, что, в свою очередь, способствует узнаванию этнических традиций региона. Фестиваль представляет богатство многонациональной и самобытной Сибири через язык музыки, понятный по всему миру. Для туристов предлагают знакомство с ремеслами, участие в этнических обрядах, просмотры этнических фильмов, показ народных театральных представлений.