Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ФИЛОСОФИЯ

Даосизм как философия и образ жизни

cool_lady 270 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2021
Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной - не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности. Объект исследования является философия древнего Китая, предметом исследования ¬– даосизм. Цель данной работы – рассмотреть даосизм как философию и образ жизни. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, перечня использованной литературы.
Введение

Китай - одно из древнейших цивилизованных государств мира. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии. Уже в первобытном обществе появляются первые ростки философии. Люди в первобытном обществе, исходя из собственного трудового опыта, стремились понять мир природы, что послужило основой для зарождения материалистических взглядов. Одновременно из-за крайне низкого уровня развития производительных сил, ограниченности знаний об окружающем мире и бессилия перед могучими силами природы появились примитивные религиозные взгляды. Орудия труда, оружие и предметы повседневного обихода, находимые в могилах, относящихся по времени к первобытнообщинному строю, свидетельствуют о том, что у людей первобытного общества уже появилось представление о бессмертии души и они считали, что после смерти душа продолжает существовать, должна заниматься трудом, жить и охранять себя. Кроме того, в условиях первобытнообщинного строя зародилось представление о необходимости поклонения духам предков. Однако в условиях первобытнообщинного строя могли появиться лишь ростки философских идей. Философия, как теория познания окружающего мира, как сравнительно целостное мировоззрение, зафиксированное в письменной форме, возникла только в рабовладельческом обществе. В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной - не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности. Объект исследования является философия древнего Китая, предметом исследования ¬– даосизм.
Содержание

Введение 3 1. История возникновения даосизма 5 1.1. Основатели даосизма 6 1.2. Лао-цзы 8 2.Основные идеи даосизма 15 3. Философия даосизма 18 3.1. Дао дэ цзин и путь Дао 18 4. Даосизм как образ жизни 22 Заключение 27 Список использованной литературы 29
Список литературы

1. Лао-цзы. Обрести себя в Дао. М., 1999. 2. Даосизм: история возникновения и развитие. Лобода Е. Б.-- М.: Саттва, 1993. 3. А. Е. Лукьянов. Истоки Дао: древнекитайский мир. М., Инсан , 1992.
Отрывок из работы

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДАОСИЗМА Само название Дао дэ цзя - "школа Дао-дэ". Одно из главных направлений древнекитайской философии и национальной религии Китая. Возник во 2-й половине I тысячелетия до н. э. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы, род. в 604 г. до н. э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) Учение даосизма изложено в трактатах, названных по именам этих мыслителей (трактат "Лао-цзы" более известен под названием "Дао дэ цзин"). В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что трактат "Чжуан-цзы" появился около 300 до н. э., приблизительно в то же время что и "Лао-цзы", в связи с чем датировка возникновения даосизма передвигается с VI-V вв. до н. э. (как считалось ранее) к IV-III вв. до н. э. Даосизм - философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных "трех учений" (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Впервые как целостное идейное формирование под именем "школа Пути и благодати" дао дэ цзя, воспроизводящем название основополагающего даосского трактата Канон Пути и благодати (Дао дэ цзин), было определено в ряду шести философских школ (лю цзя) Сыма Танем (2 в. до н.э.) и зафиксировано его сыном Сыма Цянем (2-1 вв. до н.э.) в заключительной 130 главе первой династийной истории Ши цзи. Данное название было сокращено до бинома "школа Пути" (дао цзя), сохранившегося до наших дней, в расширенной классификации философских школ Лю Синя (46 до н.э. - 23 н.э.), легшей в основу древнейшего в Китае классификационно-библиографического каталога и вэнь чжи ( Трактат об искусстве и литературе), который стал 30-й главой составленной Бань Гу второй династийной истории Хань шу. В обоих ставших официальными и классическими классификациях сопоставимыми по длительности существования и степени развития являются конфуцианство и даосизм. Определивший его название термин "дао" ("Путь") настолько же шире специфики даосизма, насколько термин "жу" шире специфики конфуцианства. Более того, несмотря на максимальную взаимную антиномичность этих идейных течений, и раннее конфуцианство, и затем неоконфуцианство могли называться "учением дао" (дао цзяо, дао шу, дао сюэ), а приверженцы даосизма - включаться в категорию жу. Соответственно и термин "адепт дао" (дао жэнь, дао ши) применялся не только к даосам, но и к конфуцианцам, а также буддистам и магам-алхимикам. С последним обстоятельством связана проблема соотношения философско-теоретической и религиозно-практической ипостасей даосизма. Согласно традиционной конфуцианской версии, в конце 19 - начале 20 в. преобладавшей на Западе, это разнопорядковые и гетерогенные явления, которым соответствуют различные обозначения: философии - "школа дао" (дао цзя), религии - "учение (почитание) дао" (дао цзяо). В историческом аспекте данный подход предполагает, что первоначально в 6-5 вв. до н.э. даосизм возник как философия, а затем к 1-2 вв., то ли в результате покровительственного влияния имперской власти в конце 3 - начале 2 вв. до н.э., то ли в подражание начавшему проникать в Китай буддизму, радикально преобразовался в религию и мистику, сохранив со своей исходной формой лишь номинальную общность. 1.1. ОСНОВАТЕЛИ ДАОСИЗМА Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма - "Дао Дэ Цзин". Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. Лао-цзы принято считать старшим современником Конфуция, но не исключено, что он жил в более раннюю историческую эпоху. Его философский трактат, "Дао де цзин". Название канонического даоского писания можно перевести как "Книга о Пути и его проявлениях". "Дао означает Путь постижения законов природы. Учение призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным гармонизирующим принципам. Главный учитель даосизма - Лао-цзы, Старый Ребенок, носивший имя Ли Эр. Он "родился от самого себя", из себя же развернул весь мир, и сам же 72 раза являлся миру. Но он же и человек, проживший долгую и неприметную жизнь. Легенда изображает его хранителем царских архивов, старшим современником Конфуция. Лао-цзы встречался с будущим основателем конфуцианства, но прохладно отнесся к вере Конфуция в действенность нравственной проповеди, что, наверное, вполне естественно для знатока человеческой истории. Вконец разуверившись в людях, он сел верхом на буйвола и отправился куда-то на Запад, да так и не вернулся. А на прощание по просьбе начальника пограничной заставы, через которую он покинул Китай, Лао-цзы оставил потомкам небольшую книжку "в пять тысяч слов". Это сочинение, обычно именуемое "Трактатом о Пути и Потенции" (Дао-дэ цзин), стало главным каноном даосизма. Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.), известный также как критик учения Конфуция. Рядом с Лао-цзы в ряду пророков Дао стоит философ Чжуан Чжоу, он же Чжуан-цзы, который был, несомненно, реальным историческим лицом и притом одним из самых влиятельных мыслителей древнего Китая. Время жизни Чжуан-цзы приходится на последние десятилетия IV в. до н. э. - время расцвета свободной мысли и острого соперничества различных философских школ. Чжуан-цзы был большим эрудитом, но предпочитал держаться подальше от самодовольных ученых-спорщиков, подвизавшихся при дворах царей и удельных владык. Много лет он занимал скромную должность смотрителя плантации лаковых деревьев, а потом вышел в отставку и доживал остаток дней в родной деревне. Перед смертью он просил своих учеников не обременять себя похоронами учителя, а бросить его тело в чистом поле, ибо могилой ему станет весь мир. Скромная, непритязательная жизнь и далеко не героическая, даже почти позорная смерть, в глазах самого Чжуан-цзы, явно не умаляли его подлинного достоинства. Ведь истинный даос, говоря словами Лао-цзы, "выходит к свету, смешиваясь с прахом, в суете будней хранит тайну вечности, в многоголосье Земли постигает безмолвие Небес". Пророки Дао существуют для того, чтобы претворить свое существование в неизбывное Присутствие. Они столь же невозможны, сколь и неизбежны, как самое начало "мысли о Дао". Их явление не есть факт хронологии или личной судьбы. Оно знаменует, скорее, пробуждение мысли к своему немыслимому истоку, которое есть сама полнота творческой жизни. 1.2. ЛАО-ЦЗЫ Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы "Престарелый мудрец", "Престарелый младенец" - древнекитайский философ, которому приписывается авторство на классический даосский философский трактат "Дао дэ цзин". Современная наука подвергает сомнению историчность Лао-цзы, тем не менее в научной литературе он часто определяется как основоположник даосизма. Вероятнее всего, образ Лао-цзы собирателен, в основе его лежит жизнь нескольких людей - даосских мистиков-магов (фанши), сюжеты архаических мифов и народных преданий. И еще - страстное желание чувствовать рядом с собой в мире присутствие такой небесной и в то же время глубоко человеческой, теплой мудрости. Древние историки будто бы специально сделали образ Лао-цзы предельно чудесным, и даже в каких-то самых обыкновенных, вполне "посюсторонних" фактах видна запредельность мистической и непознаваемой нами души. Лао-цзы имеет вполне конкретное место рождения, родовое имя, даже государственную должность, но каждый этот обыденный и несколько даже скучноватый факт вдруг становится частью чего-то чудесного, сверхобыденного. Сочетание строгого историзма и мифологического ореола прибавляет еще больше обаяния Лао-цзы. В народной традиции Лао-цзы почитался как божество, его изображения и статуи можно было встретить во многих местных храмах и небольших кумирнях вместе с изображениями Конфуция, Будды и божествами - "хранителями очага". Он - частый герой народных легенд и преданий, а философское начало учения Лао-цзы безболезненно смешивается с волшебством и чудесными превращениями. По одной из народных легенд, Лао-цзы обитает на 33-м небе - на несколько "этажей" выше, чем главенствующее божество народного пантеона - Нефритовый император. Божество Лао-цзы помогает в сказках различным существам обрести бессмертие, "переплавляя" их в чудесной печи или курительнице и даруя им "истинный вид". По другой легенде, Лао-цзы и сам сумел породить себя в "истинном виде": родившись, он через некоторое время вновь "вошел" в утробу своей матери Ли и появился затем уже в "бессмертном" виде. Мотив двойного рождения, при котором первое считается физическим, а другое духовным или "истинным", пришел из практики даосских алхимиков. Когда даос выплавлял пилюлю бессмертия и принимал ее внутрь, то именно она и приводила к появлению в организме "бессмертного зародыша". Лао-цзы же якобы сумел сделать это без всяких искусственных средств. Официальная биография Лао-цзы изложена в "Исторических записках" ("Ши цзи") Сыма Цяня - важнейшем труде по истории древнего Китая, составленном, по всей вероятности, в I в. до н. э., то есть, по крайней мере, через 300-400 лет после предполагаемого рождения мудреца. Имя Лао-цзы, а точнее его прозвище, дословно обозначает "Старый ребенок" или "Старый мудрец". Настоящая же фамилия Лао-цзы, как считает Сыма Цянь, была - Ли, имя - Эр, а взрослое имя - Дань. Поэтому его могли называть то Ли Эр, то Лао Дань - "Старец Дань". Он родился в царстве Чу, уезде Ку, волости Ли, деревне Цюйжэнь. Как часто бывало в Китае, жители деревни составляли один большой клан Ли, поэтому и считается, что родовое имя Лао-цзы было Ли. Ко времени составления биографии Лао-цзы в "Исторических записках" "человек Лао-цзы" почти целиком растворился в мифологическом образе Лао-цзы, и историку Сыма Цяню приходилось использовать в основном народные предания. Например, он упоминает, мягко говоря, необычную продолжительность жизни даоса: "Лао-цзы, возможно, жил более ста шестидесяти лет, а некоторые говорят и до двухсот, так как он следовал Дао и мог дожить до глубоких седин". Казалось бы, зачем мистифицировать образ Лао-цзы и накручивать такое количество чудес вокруг человека, мудрость которого, оставленная на страницах "Дао дэ цзина", не вызывает сомнений? Но чудесный характер этой мудрости доступен лишь духовно развитым людям, он не показной и, как все в раннем даосизме, носит скрытый, убегающе потаенный характер. Проще говоря, он создавался далеко не для простого народа и вообще не был рассчитан на популярное чтение. Вместе с тем привлекательность необычного образа Лао-цзы делает притягательным и тот трактат, который ему приписывается. Этот "перенос чудесности", когда она становится более выпуклой и простонародной, - нередкий прием китайской традиции, то же произошло и с Конфуцием, и с легендарным основателем чань-буддизма Бодхидхармой. Сведений о человеке Лао-цзы немного. Большинство версий сходится на том, что он был старшим современником Конфуция. Об этом говорит не только Сыма Цянь, но и знаменитый даос Чжуан Цзы (Чжуан Чжоу) в главе "Жизнеописание Лао-цзы". Как воспитывался Лао-цзы, у кого обучался - история молчит. Он предстает перед нами уже как абсолютно целостная, завершенная личность. Какое-то время Лао-цзы занимал должность хранителя архивов в царстве Чжоу, и именно там произошла его памятная встреча с Конфуцием. Устные предания добавляют к этому, что одно время Лао-цзы сидел по левую руку от правителя и записывал мудрые высказывания как самого властителя, так и его подданных - мудрецов, которых, несмотря на многочисленные легенды, было немного, и поэтому каждое их свежее слово многократно продумывалось и комментировалось. Исследователи неоднократно пытались высчитать годы его жизни, исходя из его предполагаемой встречи с Конфуцием, даты жизни которого известны сравнительно точно - 551-479 гг. до н. э. Точной даты рождения и смерти Лао-цзы установить так и не удалось, но полагают, что он умер, а точнее, удалился навсегда от людей где-то между 460 и 450 гг. до н. э. Современные специалисты склонны относить его жизнь к более позднему периоду - где-то между 400 и 330 гг. до н. э. В любом случае, все эти даты весьма относительны, так как, по одним сведениям, Лао-цзы дожил до шестидесяти лет, по другим - более чем до двухсот, ибо, как указывал Сыма Цянь, "он пестовал Дао и вскармливал долголетие". В своем долголетии Лао-цзы, скорее всего, действительно пережил Конфуция на пару десятков лет, хотя и был старше его. В отношении того, какую должность занимал Лао-цзы, у исследователей нет особых разногласий. Лао-цзы был хранителем архивов в царстве Чжоу, точнее, историком-хранителем (цаньши ши), как указывает Сыма Цянь. Сама эта должность свидетельствует о высокородном происхождении Лао-цзы, о его прекрасном знании канонов. Но и тут не обходится без разночтений. Чжуан-цзы в главе "Путь Неба" дает иное название должности Лао-цзы - "историк-смотритель архива" (вэй цань ши), что, правда, не многим отличается от варианта Сыма Цяня. А вот "Записки о ритуале" именуют его должность как "старший историк" или "великий историк" (тай ши). Существует и иной вариант - "младший историк" (сяо ши), при этом следует учитывать, что должность "великого историка" обозначала просто чиновника-историописателя и могла включать в себя должность младшего историка. В любом случае в обязанности этих людей вменялось вести подробные хроники дел в государстве. Для традиционной китайской культуры историчность Лао-цзы не имела большого значения. Такой человек просто не мог не быть - будь то в виде физического лица или духовного импульса. К тому же вокруг Лао-цзы сформировались сотни мифов и десятки философских школ. Возникла даже школа Хуан-Лао (Хуан-ди и Лао-цзы), являющаяся, по сути, одним из направлений даосизма, которая, впрочем, быстро исчезла. Примечательно, что Лао-цзы в ней приравнивался к первооснователю мира и "основоположнику" китайской нации. В биографии Лао-цзы немало неясностей и загадок. Касаются они, прежде всего, историзма его жизни, - то, что неважно для китайской традиции, где миф столь же реален, как и сама реальность, и наоборот, для западного исследователя может стать важной темой для исследования. Лао-цзы упоминается, как уже было сказано выше, у Сыма Цяня и у Чжуан-цзы. В последнем случае возникают подозрения, что пассажи с упоминанием даосского учителя - это более поздние вставки, сделанные непосредственно для главы "Поднебесная". Не менее удивительно и другое. Ярчайший последователь Конфуция, Мэн-цзы, будучи сильным полемистом, нападает на учения Ян Чжу и Мо-цзы и ни словом не упоминает о Лао-цзы, хотя, казалось бы, тот - противник достойный. Вероятно, сам трактат ("Дао дэ цзин") был записан никак не раньше середины III в. до н. э., тогда же и появилось имя Лао-цзы. Версия, что сам Лао-цзы не мог написать свой труд, высказывалась давно. Как ни странно, основным доказательством был достаточно простой, но трудно оспоримый довод, - само время, когда предположительно жил Лао-цзы, не располагало к написанию книг. Тогда еще не сложилась традиция философского трактата, которая начинается с Конфуция и Мо-цзы. Сколь ни велико было преклонение китайской культуры перед Лао-цзы, его авторство "Дао дэ цзина" подвергалось сомнениям уже издревле. Правда, первоначально речь шла не об историзме личности Лао-цзы, а лишь о том, мог ли этот человек создать такой трактат. Первые серьезные сомнения были высказаны еще в XII в. Ученый Ван Шипэн заметил: "Весьма сомнительно, чтобы этот текст в пять тысяч иероглифов был написан Лао-цзы". В ту же эпоху стали говорить о нескольких Лао-цзы. Например, ученый-конфуцианец Е Ши считал: "Тот человек, что наставлял Конфуция, - не тот Лао-цзы, что написал книгу. А тот человек, который написал книгу, - не Лао Дань из семьи Ли. Лишь безрассудные люди объединяют этих двух в одного". Скорее всего, нужно различать реального философа Лао Даня - одного из многих на том историческом промежутке - и мудреца Лао-цзы, чье авторство "Дао дэ цзина" принадлежит, пожалуй, к области мифов. Например, известный китайский историк Го Можо сделал такой вывод: "Хотя книга "Лао-цзы" (другое название "Дао дэ цзина" - С. Т.) не принадлежит кисти Лао Даня, но ее основные мысли выработаны именно Лао Данем". Он же считал, что книга написана значительно позже того, как Лао-цзы вел свою проповедь. А вот еще одно предположение, высказанное современным китайским ученым Лю Жолинем: человека, который наставлял Конфуция, звали Лао Дань, он и является великим мудрецом Лао-цзы. А трактат "Лао-цзы" записал некий Ли Эр. А это значит, что Лао Дань и Ли Эр - два разных человека. Лао Дань якобы много рассказывал, был, вероятно, великим мистиком и посвященным, но никогда ничего не записывал, а вот Ли Эр, не отличаясь ни особым величием ума, ни посвящением в эзотерические знания, в эпоху Борющихся царств (475-221 гг.) просто записал наставления Лао Даня. Многие не согласились с его оценкой, но и доказательно опровергнуть его мнение все же не смогли. Слово Лао-цзы таково же, как и его образ. Будучи неприукрашено и символически-всеобъемлюще, оно передает из поколения в поколение дух этого удивительного человека. Для китайской традиции он всегда остается мудрецом, отважившимся на осознание высочайшей степени истинности, сумевшим выдержать ее и передать последователям.? 2.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ДАОСИЗМА Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао ("Путь") – первооснове и закономерности бытия всего сущего. Дао является одновременно и субстанцией-основой, и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества. Как таинственная целостность Универсума, Дао присутствует во всём, но ничем единичным не исчерпывается, не познается разумом и не выражается в словах. Дао также рассматривается как порождающее начало всего сущего – "мать" Поднебесной, и выступает синонимом единого мирового целого – Да куай ("Великий ком"). Дао присуща благая сила дэ ("добродетель"), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (субъекты) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Философия, 9 страниц
300 руб.
Реферат, Философия, 15 страниц
200 руб.
Реферат, Философия, 21 страница
200 руб.
Реферат, Философия, 22 страницы
200 руб.
Реферат, Философия, 20 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg