1 Общая характеристика правового регулирования банкротства
физических лиц
1.1 Основные положения банкротства физических лиц
С 1 октября 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.15 № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в статью 25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и иные нормативные акты внесены изменения, предусматривающие возможность признания банкротом не только индивидуального предпринимателя, но и обычного гражданина Российской Федерации .
Новейшие работы, посвященных банкротству физических лиц, рас-сматривая механизм банкротства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, авторы заостряют внимание на то, что данный механизм является новацией, ранее не известной для законодательства Российской Федерации. Вопрос о возможности признания гражданина-дебитора, не занимающегося предпринимательской деятельностью, в качестве банкрота на протяжении долгих лет, по существу, был «заморожен» .
Закон о банкротстве в своей первоначальной редакции содержал главу Х, которая полностью была посвящена банкротству граждан. Но данная процедура не принималась в силу пункта 2 статьи 231 Закона о банкротстве, который гласил, что «предусмотренные законом положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы» .
Соответственно, если и стоит говорить о том, что данная процедура является новой, то с некоторым уточнением. Еще 18 лет назад принимая, действующий до сих пор, Закон о банкротстве законодатель признавал возможным банкротства физических лиц, но по ряду причин нормы, регулирующие банкротство не применялись. По состоянию на 2020 год данную процедуру можно назвать «обычной», в плане того, что о её существовании знает практически каждый гражданин нашей страны, на слуху у обывателей, далеких от юриспруденции, экономики организации и экономики банков. Думаю, данная «популярность» у этой процедуры возникла из-за:
1. Нововведений в 2015 году, которые действительно были нужными «долгожданными» в истории нашего государства в следствии предыдущего кризиса и других влияющих на финансовое благополучие граждан факторов.
2. По статистике, у каждого второго-третьего гражданина нашей стра-ны есть дебиторская задолженность и соответственно может заинтересовать гражданина к ознакомлению с такой процедурой.
3.Среди юристов, практикующих адвокатов появилась относительно новая адвокатская и судебная практика, соответственно появился интерес и желание внести свой вклад в дальнейшее развитие адвокатской и судебной практики по данному вопросу.
Введение в законную силу указанных положений было отложено на неопределенный срок. По моему мнению, в экономической сфере нашего государства произошли масштабные события, которые побудили законода-тельство обратить внимание на данную процедуру особое внимание и ввести её в действие. О необходимости изменения подхода к законодательному регулированию отношений несостоятельности граждан-дебиторов сигнализировал экономический кризис 2008 года, когда многие граждане-заемщики, прежде всего по валютным кредитам, не смогли исполнить свои денежные обязательства перед банками. На территории России появилась заметная прослойка граждан, которые попав в сложную финансовую ситуацию, были не в состоянии в срок погасить свои задолженности. Данные обстоятельства могли бы вывести на повестку дня вопрос о необходимости изменения подхода к банкротству граждан. Однако этого не произошло. По мнению А.А. Алексеева это было вызвано тем, что «кризис 2008 года достаточно быстро прошел, серьезной девальвации рубля удалость избежать, цены на нефть во второй половине 2009 года вернулись на высокий уровень, и экономическая ситуация в стране стабилизировалась» .
Начиная с конца 2013 года, Россия вступала в затяжной экономиче-ский кризис, который был обусловлено резким ослаблением российского рубля по отношению к иностранной валюте. Это было вызвано стремитель-ным снижением мировых цен на нефть, от экспорта которой во многом зависит доходная часть бюджета Российской Федерации. В современной литературе при характеристике экономического положения России зачастую используется выражение «нефтяная ига», которое показывает зависимость российской экономики от экспорта нефти и газа.
Существует понятие в экономике – ресурсное проклятие, которое при-менимо и к России. Суть состоит в том, что государства с большими запаса-ми природных ресурсов зачастую менее экономически развиты, чем государства с меньшим их количеством. Данная характеристика экономического положения России позволяет понять, насколько страна зависима от цен на экспорт природных ресурсов в особенности нефти и газа. Усугублению кризиса способствовало введение экономических санкций в отношении России в связи с событиями на Украине. Реальные доходы населения уменьшаются, и это в сочетании с высокими кредитными ставками коммерческих банков затрудняет исполнение гражданами своих кредитных обязательств. Во многих регионах ситуация с розничными кредитами обострилась настолько, что может начаться массовый отказ граждан от исполнения своих кредитных обязательств, что может спровоцировать системный финансовый кризис .
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и от-дельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирова-ния реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» гласит, «что мировая практика регулирования процедур банкротства исходит из признания института «потребительского банкротства» благом для добросовестного гражданина, поскольку позволяет ему в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество» .
П. Хлюстов в своей работе обращает внимание на то, что во всех цивилизованных странах уже достаточно долгое время используется процедура, помогающая таким людям, – банкротство. Суть идеи банкротства физического лица крайне проста: дать возможность начать жить с чистого листа. Лучше всего эту идею можно охарактеризовать лозунгом «В новую жизнь без старых долгов» .
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на со-здание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Напрашивается вывод о том, что закрепление процедуры банкротства в отношении физических лиц в действующем законодательстве не право законодателя, а его обязанность. Известно, что провозглашение России социальным государством не есть констатация факта построения такового, а закрепление на уровне Конституции цели, к которой можно и нужно стремиться .
Как видится, механизм банкротства физических лиц можно расцени-вать как проявление социальной политики государства, так как в идеальном варианте данный закон должен служить лишь добросовестным гражданам, попавшим в тяжелое положение в силу объективных причин, чьи усилия на преодоление препятствий самостоятельно не увенчались успехом. Между тем законодательство о банкротстве физических лиц не предполагает и не должно предполагать процедуру банкротства в качестве бюрократического механизма засвидетельствования отсутствия имущества и невозможности расплатиться с долгами.
Но, к сожалению, в России уже есть наклонности к тому, что банкротство физических лиц рассматривается как юридическое списание долгов. Верховный Суд Российской Федерации в определении от 23.01.2017 № 304-ЭС16-14541 по делу № А70-14095/2015 указал на то, что суды не имеют права прекращать производство по делу о банкротстве физического лица в случае, если у него отсутствует какое-либо имущество для погашения требований кредиторов .(23)
Мы можем наблюдать противоречивую ситуацию, когда в период за-тяжного кризиса, в условиях снижения реального заработка граждан, при наличии огромного числа потенциальных банкротов (лиц не в состоянии справиться с бременем долгов) законодатель вносит изменения в Закон о банкротстве, следствием чего является вступление в силу положений о банкротстве граждан и указывает на то, что «потребительское банкротство благо для добросовестного гражданина».
Длительная разработка механизма потребительского банкротства была связана с правовой проблемой, направленной на расширение возможностей урегулирования задолженности физических лиц и на определение правовых оснований для предоставления рассрочки на уплату долга гражданину-дебитору, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве. Как известно, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в свое время высказывался против создания льготных режимов для граждан, поскольку опасался увеличения количества дел в арбитражных судах .
Не стоит спорить с тем, что возможность гражданина, не способного справиться с образовавшейся задолженностью, быть признанным банкротом есть благо. Об этом наглядно свидетельствует зарубежный опыт. Но видится, что в нашей стране данный институт, в первую очередь, необходим для снятия экономической напряженности. Это была вынужденная мера, а не желание оптимизировать Закон о банкротстве и предоставить обычным физическим лицам те же привилегии, которыми обладали юридические лица. Законодатель настаивает на социальной направленности политики в отношении банкротства физических лиц. В некоторой литературе встречаются иные точки зрения на сущность института банкротства физических лиц. Суть в том, что те, кто считают процедуру банкротства физических лиц принятой в интересах граждан – заблуждаются. Заблуждения, или мифы, о банкротстве граждан они условно сформулировали следующим образом:
1. Банкротство граждан предназначено для бедных слоев населения.
2. Банкротство гражданина невозможно без наличия у него долга в сумме не менее 500 тыс. руб.