Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ЭКОНОМИКА

Развитие сетевых научно-инновационных кластеров в структуре российской экономики

cool_lady 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 21 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2021
Целью работы: рассмотрение кластеров как формы развития уровня конкурентоспособности, а также рассмотрение развития кластеров в России, определение положительных и отрицательных аспектов кластеризации. Основные задачи, поставленые для выполнения работы: - определить и изучить понятие «кластер»; - выявить особенности кластерного подхода к повышению конкурентоспособности отдельных элементов, регионов, экономик; - рассмотреть российский опыт развития кластеров; - выявить достоинства и недостатки экономических кластеров.
Введение

В наше время успешность экономического развития напрямую взаимосвязана с возрождением промышленного подъема, замедление которого наблюдалось в 2001-2003 годах. При этом увеличивается актуальность вопроса об ограничивающем воздействии на темпы экономической динамики сложившейся структуры производства. Перед экономической наукой встает задача познания, описания и разработки механизма промышленной политики, основными целями которого должны являться вопросы обеспечения темпов устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на всех уровнях. Данным целям отвечает создание и улучшение кластерных схем, которые, по сути являются межотраслевыми комплексами, играют роль «точек роста» региональной и национальной экономики, также кластеры позволяют преодолеть структурные ограничения, вдобавок сложившуюся в ряде хозяйственных субъектов многоотраслевую структуру производства. Это все определяет выбор темы данного исследования и ее актуальность. Проблема, исследуемая нами носит комплексный характер. Очень многие зарубежные и отечественные ученые занимаются вопросами управления конкурентоспособностью. Идея кластерного подхода в России приобрела популярность недавно, хотя основоположники теории конкуренции за рубежом очень давно разрабатывают данное направление для целей создания механизмов промышленной политики обеспечения устойчивого роста и конкурентоспособности.
Содержание

Введение 3 1 Экономические кластеры: виды, понятие, условия функционирования и возникновения 4 1.1 Понятие экономического кластера 4 1.2 Виды кластеров 6 1.3 Условия возникновения и функционирования кластера 7 1.4 Кластер как структурный институт конкурентоспособности экономики 9 1.5. Развитие инновационной системы России на основе использования зарубежного опыта создания и развития кластеров 18 Вывод 21
Список литературы

Отрывок из работы

1 Экономические кластеры: виды, понятие, условия функционирования и возникновения 1.1 Понятие экономического кластера Понятие «кластер» по отношению к отраслям и компаниям введено в научный оборот М. Портером, американским экономистом, в 1990 г. в рамках его концепции ромба национальных конкурентных преимуществ, которая является наиболее известной среди всех исследований о национальной и региональной конкурентоспособности. Существует множество видов и определений кластеров, все они либо различаются по масштабам, либо по направленности, но в целом их суть едина: кластер представляет группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, инфраструктуры, комплектующих, специализированных услуг, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, которые взаимодополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний, а также и самого кластера. Взаимодействие предприятий и организаций, которые входят в кластер, представляет совокупность кооперации и конкуренции, то есть происходит постоянный обмен инновациями, кадрами. технологиями, также осуществляется совместное использование инфраструктуры, услуг и рекламно-маркетинговое продвижение. Предприятия и организации, которые составляют кластер, в большинстве своем являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Конкуренция внутри кластера – очень важная движущая сила развития кластера в целом. В ходе постоянных малых конфликтов система оптимизируется и увеличивает свои возможности для участия в глобальной конкуренции. Одновременно возникает распространение ноу-хау, разных технологий (включая организационные) по всей системе взаимосвязей в кластере. Данные инновации быстро становятся основополагающим фактором производства многих фирм, перерабатываются применительно к рыночной стратегии конкретных компаний и приводят к новому витку инновационного развития. Обмен и постоянное взаимодействие информацией внутри кластера приводят к распространению внутренних систем ограничений, которые выражаются в стандартах и типовых процедурах. Распространение типовых процедур и технологий приводит к развитию системы профессиональной подготовки специалистов и упрощает перемещение персонала между хозяйствующими субъектами, что ведет к дальнейшей популяризации знаний. Важной и отличительной чертой кластера является фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны – как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику – все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании своих инновационных систем. В большинстве случаев отрасли промышленности, входящие в кластеры, группируются, исходя из степени межотраслевой циркуляции продукции и знаний, и включают в себя: • потоки технологий, обусловленные приобретением продуктов и промежуточных товаров в других отраслях, а также взаимодействием между их производителями и пользователями; • техническое взаимодействие, выраженное в патентовании, освоении патентов, использовании научных результатов в нескольких смежных отраслях, а также в совместных исследовательских проектах; • мобильность персонала между сегментами кластера с целью распространения лучших достижений управления. Выгоды для бизнеса от развития кластера в целом состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий. Предприятия получают выгоды от принадлежности к кластеру посредством: • повышения эффективности системы поставок сырья, компонентов и комплектующих, более успешного применения субконтрактации; • доступности и качества специализированного сервиса; • доступа различным финансовым ресурсам (например, источники рискового финансирования для новых технологических компаний в кластере информационных технологий); • доступности и качества возможностей для проведения НИОКР; • доступности специализированных и производительных человеческих ресурсов; • построения сети формальных и неформальных отношений, для передачи рыночной и технологической информации, знаний и опыта; • создания системы для выявления коллективных выгод и опасностей, формирования общего видения и продуктивной стратегии развития кластера; • создания системы взаимоотношений бизнес – власть. Типичный кластер состоит из компаний малого и среднего размера, каждая из которых не получает значительных выигрышей от конкуренции с другой входящей в кластер компанией (в противоположность нескольким группам компаний на олигополистических рынках). В то же время компании кластера получают выигрыш от компактного расположения, связанный с использованием специализированных ресурсов (наличие на данной территории квалифицированного персонала и специфичной инфраструктуры, необходимой для осуществления данного бизнеса). Успешное развитие кластеров предполагает массовое производство, обычно ориентированное на мировой рынок. В этом смысле развитие кластеров требует значительной интеграции территории в более широкое экономическое пространство. 1.2 Виды кластеров Существует немало классификаций кластеров в зависимости от разных признаков. В своей работе я остановлюсь на двух из них, показавшихся мне наиболее значимыми и основательными. Первой из рассматриваемых классификаций является выделение двух основных категорий кластеров, сформированных по пространственной и функциональной осям: функционально-связанные системы, которые менее ограничены строго определенными регионами обычно относятся к промышленным кластерам, тогда как пространственные группировки подобных и связанных фирм и отраслей относятся к региональным кластерам. Промышленный кластер фокусируется на конкуренции внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов товаров и услуг. Промышленный кластер, как правило, пространственно не привязан к какой-либо урбанизированной области. В противоположность региональному кластеру, он обладает тенденцией иметь более широкие границы, возможно охватывая весь регион или страну. Региональный кластер – это пространственная агломерация подобной и связанной экономической деятельности, формирующая основу местной среды, способствующая переливам знания и стимулирующая различные формы обучения и адаптации. Такие кластеры, обычно, состоят из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального капитала и географической близости. Другая их особенность состоит в том, что фирмы менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах. В своей статье «Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования» аспирант кафедры «Туризм и культурное наследие» Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского К.З.Адамова разделила кластеры на следующие типы: 1. «Маршаллианские» кластеры – кластеры, в которых мелкие фирмы в одной и той же отрасли используют экономию от масштаба благодаря совместному (вследствие компактного расположения) использованию общих ресурсов. Типично для обувной промышленности Италии, швейных производств Турции, Индии. В настоящее время реализуется программа по формированию подобного сельскохозяйственно-пищевого кластера в Грузии. 2. «Ступицы и спицы» или «радиальные» кластеры. Такие кластеры создаются крупными сборочными предприятиями автомобильной и электронной отраслей промышленности (как, например, в Детройте или Северной Италии). Ключевая черта подобных кластеров состоит в том, что крупная фирма (одна или несколько) выполняет роль «центра», «корневого бизнеса» для региональной экономики. При этом взаимоотношения между «центром» и прочими компонентами кластера могут быть и жесткими, и слабыми. Связи обычно носят иерархический характер, с выраженно доминирующим «центром». Основой механизма существования подобных кластеров является применение субконтрактации и аутсорсинга. 3. «Спутниковый» кластер представляет собой совокупность компаний, ориентированных на поставку товаров, услуг и работ предприятию, внешнему по отношению к кластеру. Такой тип кластеров часто возникает в результате успешной политики привлечения в регион иностранных инвестиций (перемещение производства комплектующих). Фирмы в таких кластерах относительно независимы как от других производителей в той же технологической цепочке, так и от конкурентов в регионе. В то же время конкуренция между «спутниками» ограничена, в том числе и потому, что они зачастую производят различные виды продукции. 4. «Прикованный к государству» кластер – кластер, в котором экономическая активность в регионе привязана к государственному предприятию, такому, как военная база, оборонный завод, университет, или органу государственного управления, связанного с государственным (оборонным) заказом. Данные классификации, по мнению автора, чётко разграничивают кластеры по выделенным признакам, а также достаточно полно отражают специфику выделенных кластеров, поэтому в данной курсовой работе не приведены иные существующие классификации. 1.3 Условия возникновения и функционирования кластера В мировом опыте можно выделить два основных подхода к формированию кластеров: 1) Классический либеральный (англосаксонский) подход предложен в 80-90-е гг. М.Портером и основан на самоорганизации экономических агентов в рамках механизмов "свободного рынка". Использование подобных механизмов не предполагает прямого государственного вмешательства и/или поддержки. 2) Современный европейский подход, называемый "полюса конкурентоспособности", развивается с 2006 г. во Франции и основан на партнерстве бизнеса, центральных и местных властей. Государство заинтересовано в глобальной конкурентоспособности своей экономики и достижении "полюсом конкурентоспособности" мирового уровня, что выражается в оказании различных форм государственной поддержки. Такая поддержка оказывается в рамках реализации стратегий развития территорий. Из данного описания видно, что реальный кластер отличается от аналитически выделяемой совокупности территориально близких предприятий и организаций. Как показал В.В.Никитаев, заместитель директора Департамента Экономического Анализа и Перспективного Планирования Минпромэнерго России, такой конгломерат ("аналитический прото-кластер") может стать реальным кластером при следующих условиях: - наличие соответствующих инфраструктур; - наличие оформленной организационно-коммуникативной структуры, выполняющей управленческие (самоуправленческие) функции и обеспечивающей формирование инновационного сообщества как субъекта развития территории, действующего в партнерстве с бизнесом, центральными и местными властями; - вписанность кластера в рамки промышленной и региональной политики центральных властей, принимаемые местным инновационным сообществом; - использование новых управленческих технологий. В целом зарождение кластера, за редкими исключениями, осуществляется стихийно, под влиянием сочетания определенных факторов, среди которых основополагающим может быть признана предпринимательская инициатива. Основой для формирования кластеров является возможность и/или необходимость совместного использования многими хозяйствующими субъектами одного или нескольких объединяющих факторов, таких как: базовая технология, каналы маркетингового продвижения продукции, система подготовки кадров, система генерации ноу-хау, относящихся к единому продуктовому направлению. Любой кластер проходит через некоторое количество стадий. Они могут не быть одинаковыми для всех кластеров, и темп их развития может меняться. Однако существует внутренняя логика пути, по которому кластеры развиваются, которая делает возможным различить некоторые характерные модели. Даже при том, что точная форма и направление будут зависеть от определенных обстоятельств, кластер проходит через следующие стадии жизненного цикла: 1. Агломерация. Стадия, при которой в регионе существует некоторое количество компаний и других действующих лиц. 2. Возникающий кластер. На данном этапе некоторые участники агломерации начинают кооперироваться вокруг основной деятельности и реализовывать общие возможности через свою связь. 3. Развивающийся кластер. В связи с возникновением или вовлечением новых участников той же или связанной деятельности в регионе, на этой стадии возникают новые связи между всеми новыми действующими лицами. Могут появиться формальные и неформальные институты поддержания сотрудничества. Часто начинают возникать названия, веб-сайты, общее содержание, связанные с регионом и деятельностью. 4. Зрелый кластер. Стадия, в рамках которой зрелый кластер уже достиг некоторой критической массы действующих лиц. Он также развил связи за своими пределами, с другими кластерами, направлениями деятельности, регионами. Существует внутренняя динамика создания новых фирм через их появление, совместные предприятия, путем отделения. 5. Трансформация. Данная стадия характеризуется тем, что с течением времени рынки, технологии и процессы изменяются, так же, как кластеры. Для кластера, чтобы выжить, быть жизнеспособным, избежать застоя и распада, необходимо производить инновации и адаптироваться к изменениям. Он может избрать форму преобразования в один или несколько новых кластеров, которые сосредотачиваются вокруг другой деятельности или просто изменить пути, которыми поставляются продукты и услуги. Особенность кластера является то, что он не оформляется в качестве единого юридического лица и не является единым хозяйствующим субъектом. Само возникновение и развитие кластера в некоторых случаях осуществляется в соответствии с определенным сценарием (например, в случае активного участия в развитии кластера органов власти). Достаточно часто встречается совместное планирование хозяйственной деятельности группами хозяйствующих субъектов, временно объединяющихся для реализации совместных проектов. Справедливо утверждать, что развитие потенциального кластера требует активного вмешательства органов власти, заинтересованных в повышении эффективности экономики территории. В некоторых случаях эффективное развитие кластера требует незначительных усилий, в других – требует реализации масштабных проектов. Ещё одним немаловажным фактором возникновения и существования кластера является географическая локализация. Локализация основных участников кластера, а также транспортная и информационная инфраструктуры обусловливают возможность реализации взаимодействия между участниками кластера – кооперации, обмена технологиями, идеями, подготовленным персоналом. В настоящее время в связи с развитием транспортных сетей и современных средств связи (Интернет, электронная почта) границы кластеров расширяются. 1.4 Кластер как структурный институт конкурентоспособности экономики Структурные и технологические сдвиги в мировой экономике, усиление международной конкуренции, глобализации создали предпосылки для смены устаревшего отраслевого принципа структурирования и управления конкурентоспособностью, отхода от традиционной промышленной политики и перехода к новой сетевой и кластерной системе организации структуры производства. В условиях форсированного развития высоких технологий важнейшими факторами конкурентоспособности становятся инновации, образование и характер взаимосвязи между резидентами, обеспечивающие условия для формирования новых мобильных структурных образований рыночного происхождения – кластеров. Методологической основой развития теории кластеров явились труды М. Вебера, А. Леша, А. Смита, Д. Риккардо, Э. Хекшера и Б. Олина, Ф. Листа, С. Коэна, У. Изарда, Й. Шумпетера, Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского и др. Данные теории определяют в качестве важнейшего фактора формирования кластеров внешние эффекты, связанные с масштабами производства. В экономических теориях урбанизации кластеризация инновационных структур экономики представлена в работах М. Энрайта, С. Розенфельда, П. Потье, Е. Варги, М. Максимовой, Ю. Шишкова, М. Войнаренко, С. Соколенко, С. Раевского, А.Г. Гранберга. Для данного направления характерно исследование «внутренних» факторов развития кластеров. Кластер как экономическая категория, отражающая новые тенденции в сфере формирования конкурентоспособных структур в мировой экономике, была введена в научный оборот Майклом Портером. Он развернул исследование пространственной конкурентоспособности в контексте мировой экономики и обосновал исторические и интеллектуальные предпосылки теории кластеров. В современных условиях применение кластерного подхода рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных механизмов структурного развития экономики. В экономической литературе встречаются разные подходы к определению экономической сущности кластеров. В целом подчеркивается высокий уровень агрегации, охватывающий интегральные связи различных отраслей и секторов экономики в рамках территориальной сетизации. Узость подчеркнутых подходов в том, что кластер как понятийный аппарат и рыночный организационно-структурный институт обладает более широким содержанием, поскольку кроме производственно-технологических особенностей в нем концентрируются и социальные, экономические, институциональные и культурно-ментальные параметры, придающие данному образованию высокий потенциал мобильности, устойчивости и высокой конкурентоспособности. Кластеры – группы взаимосвязанных компаний в рамках определенной территории, их вертикальные и горизонтальные связи укрепляют социальные отношения, создают устойчивые интегрированные сети. Агрегированным свойством кластерного принципа структурирования является особое организованное пространство, создающее мощный стимул для интеграции различных рыночных субъектов. Критериями выгодности являются условия для снижения трансакционных издержек и наличие синергетического эффекта, что увеличивает долю положительных экстерналий в общественном производстве и делает характер взаимодействия рыночных агентов Парето-оптимальным. Институционализация и кооперация инвестиционных и инновационных ресурсов интегрируемых структур, рационализация производственных процессов, оптимизация рисков и снижение энтропии рынка в условиях нестабильной конъюнктуры приводят к формированию синергетического эффекта. Неотъемлемым свойством кластеров является формирование условия для вовлечения инвестиций, так как необходимые для их образования инициатива, инновации, интеграция, информация, интерес являются главными составляющими для привлечения инвесторов. Стратегической задачей внедрения кластерной модели структуры экономики на мезоуровне является изменение психологии предпринимателей, понимания ими возможности взаимовыгодного сотрудничества всех участников кластерного объединения ради общей экономической выгоды, а на макроуровне этот процесс способствует модернизации воспроизводственной, отраслевой, технологической и институциональной структур общественного производства. Характерными чертами развитой кластерной модели структуры экономики являются наличие конкурентоспособных предприятий; наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера; географическая концентрация и близость; широкий набор участников и наличие «критической массы»; наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров. Реализация ключевых компетенций территории присутствия и достижения синергетических эффектов от интегрального функционирования и кооперации – такова мотивация кластера. Сетевое взаимодействие в субъектной интеграции усиливает конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом и создает мощный стимул к агрегированию в рамках единой системы функционирования. Основу сетевой экономики составляют экономические сети. Сеть является, во-первых, как новой организационно-правовой формой взаимодействия и интеграции участников экономической деятельности, так и институтом, определяющим правила взаимодействия и интеграции экономических субъектов, разделяющих близкую систему ценностей. В состав экономических сетей входят на равноправных условиях самостоятельные субъекты, которые строят свои отношения на партнерских началах и по принципу совместной собственности на уровне сети. Экономическая сеть оптимально сочетает централизацию и децентрализацию между членами. Она обеспечивает мобильность, гибкость, прочность и эффективность в соответствии с новыми условиями и требованиями.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Экономика, 20 страниц
200 руб.
Реферат, Экономика, 20 страниц
200 руб.
Реферат, Экономика, 11 страниц
200 руб.
Реферат, Экономика, 15 страниц
200 руб.
Реферат, Экономика, 22 страницы
220 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg