ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ЕЁ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика». Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным — потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально-политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. Замечено, в рамках социально-экономической школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промышленный способ производства и разделение труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес так же, как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне. Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества — человек — начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Для того, чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед нами как конституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии. Социальные права граждан — это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны. Социальные права — это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было. Социальные права — это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта. Социальные гарантии — это обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться. Социальные гарантии — это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Социальные гарантии — это социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы. Социальная льгота — это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость — это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление и называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, исходя из конкретной экономической ситуации и общей политики, которую реализует данное правительство. Поэтому в различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе. Основанием нуждаемости являются необходимые потребности индивида, удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства. Нуждаемость — это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер. Экономические ограничения подразделяются на ограничения материального и морального характера. К первым из них относятся уровень развития производительных сил, ко вторым — устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. К последним имеют отношения принципы, на которых не только выстраиваются отношения, но и которыми они же укрепляются. Установленный принцип, согласно которому удовлетворения потребностей обществом осуществляется через обмен стоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на его потребности. В этом процессе не последнюю роль играет государство, которое укрепляет принцип обмена, делает его господствующим, а тем самым выступает политической причиной появлению нуждаемости у индивидов. Государство и есть одна из политических причин появления нуждаемости, носителями которой являются индивиды, имеющие способность к труду, но не могущие ее реализовать по причине острой конкуренции, которая есть продукт отношений обмена стоимостями. Другой политической причиной нуждаемости является деятельность объединений, политического и профессионального характера, выражающих интерес нуждающихся, и тех, кто может стать таковыми по причине непредсказуемости меновых отношений. Данная причина, не принимая в расчет прямого сговора правительства с профсоюзной и партийной бюрократией или ангажированности этих отношений, работает на расширение сферы нуждаемости индивидов. И последняя причина, которая оказывает влияние на пределы нуждаемости, — социальная. Она складывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальной силы (социальная сила — это обусловленная разделением труда объединительная способность индивидов) наемного труда, являющейся наиболее весомой в совокупности представленных причин.
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
1.2Социально-демографическая политика государства.
Социальная политика российского государства в отношении детей-сирот.
Приемная семья – это замещающая семья, в которой приемная мать одновременно является воспитателем и получает за свой труд заработную плату. На каждого ребенка в приемной семье выплачивается пособие на его содержание до наступления совершеннолетия.
Усыновление является постоянной формой семейного устройства ребенка, при которой между усыновителями и усыновляемым ребенком не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.
По данным Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, в настоящее время в Алтайском региональном банке о детях, оставшихся без попечения родителей, находится около семи с половиной тысяч анкет (т.е. столько детей нуждаются в семейном устройстве).
За 2006 год было усыновлено 116 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 году эта цифра увеличилась до 148 детей. За 2007 год образовалось 91 приемная семья. В этих семьях размещено 135 детей.
Соотношение общего количества детей, нуждающихся в семейном устройстве, и количества детей, получивших новую семью через усыновление или приемную семью (в среднем около 4% от общего количества детей-сирот), остается неутешительным.
Одна из основных задач – семейное устройство нуждающихся детей – не является единственной. Не менее важно обеспечить детям и семьям, принявшим в свою семью ребенка, надлежащую психологическую, педагогическую, юридическую помощь для того, чтобы эти семьи смогли успешно адаптироваться к новым условиям.
Действительно ли новые условия являются трудными для приемных и усыновительских семей? В настоящее время принято говорить о сопровождении приемных семей, и в регионах уже начали создаваться подобные службы. Первые шаги к психологической, юридической и другой помощи приемным семьям уже сделаны. Но есть ли необходимость помогать усыновительским семьям? Проведенное нами эмпирико-социологическое исследование наглядно иллюстрирует, что помощь нужна. Исследование проходило в три этапа и включало в себя написание социальных биографий 4 семей, усыновивших ребенка, экспертный опрос 18 специалистов города Барнаула, в функциональные обязанности которых входит оказание помощи семьям, усыновляющим или усыновившим ребенка, и анкетирование 100 жителей города Барнаула, ориентированных на детную семью и не исключающих для себя восможность усыновить ребенка.
По данным социальных биографий определился ряд проблем, с которыми сталкиваются семьи, усыновившие ребенка. Среди них: недостаточное количество информации о процедуре усыновления, о воспитании усыновленного ребенка. Отсутствие либо неполнота данных о наследственности ребенка, состоянии его здоровья на момент усыновления и при рождении, недобросовестное отношение специалистов в отношении сохранения тайны усыновления, непонимающее со стороны общества отношение к усыновительским семьям.
Среди проблем, с которыми сталкиваются усыновительские семьи, экспертной группой (специалисты органов опеки и попечительства, социальные работники, психологи и другие) названы следующие. 78% экспертов считают основной проблемой со временем проявящуюся наследственность к асоциальному поведению у усыновленного ребенка. 72% экспертов называют наследственные заболевания. Только чуть больше половины экспертов (61%) считают, что в усыновительской семье неизбежны психологические проблемы. Половина экспертов убеждена, что будет трудно скрыть от социального окружения факт усыновления ребенка. Только треть экспертов считает трудной существеющую процедуру усыновления. 28% опрошенных считает, что ребенок может в будущем отказаться от родителей, 17% специалистов предполагает, что существует непонимание со стороны общества. Только два эксперта (11%) называют проблемой то, что родители, усыновившие ребенка, не знают особенностей воспитания усыновленного ребенка. А один эксперт (6%) выражает уверенность, что из усыновленного ребенка невозможно вырастить хорошего человека.
На третьем этапе исследования методом анкетирования было опрошено 100 человек, проживающих в городе Барнауле, ориентированных на детную семью и не исключающих для себя потенциальную возможность усыновления. Данные о «проблемах, с которыми сталкиваются усыновительские семьи, по мнению опрошенных» отчасти характеризуют реальную ситуацию, о которой у респондентов могло сложиться мнение на основе опыта общения с усыновительскими семьями. С другой стороны, результаты, полученные из ответов на этот вопрос, характеризуют страхи, существующие у населения по поводу усыновления детей. Так, 40% опрошенных считает, что у усыновленного ребенка появятся ранее не обнаруженные наследственные заболевания. Немногим меньшее количество респондентов считает (36%), что усыновленный ребенок унаследовал от своих биологических родителей асоциальное поведение. 29% опрошенных считает, что ребенок вырастет и будет искать своих родных родителей, а 19% считает, что ребенок может так и не полюбить усыновителей. Среди «житейских» трудностей респонденты называют трудности в оформлении документов (39%), в сокрытии факта усыновления от окружающих (38%), не знание как нужно воспитывать усыновленного ребенка (15%), трудности при выборе ребенка (14%). Только 9% считает, что окружающие настороженно относятся к усыновительским семьям, 4% полагает, что из усыновленного ребенка не вырастет хороший человек.
Из приведенных результатов исследования явствует, что усыновительские семьи сталкиваются с рядом трудностей, что делает необходимым оказание им определенных видов помощи. Также, исследование выявило неинформированность специалистов в вопросах реально существующих трудностей усыновительских семей и раскрыло предвзятое отношение к усыновляемым детям, проявляющееся в уверенности, что со временем проявится наследственная склонность к асоциальному поведению. Опрос населения показал, что одно из сдерживающих распространение усыновления факторов является ненадежность информации о здоровье и наследственности ребенка.
Программа «Материнский капитал» как фактор регулирования репродуктивного поведения женщин.
Рождаемость - один из главных компонентов воспроизводства населения. В течение длительного времени, а в России вплоть до середины 1980-х годов, она составляла основной ресурс роста населения. Поэтому анализу рождаемости всегда уделялось особое внимание. Демография исходит из того, что рождаемость зависит не только от биологической способности к воспроизведению потомства, но и от социально-экономической структуры общества, существующей системы ценностей, общественной морали, образа и условий жизни людей. Поэтому рождаемость подвержена сильным изменениям, а ее закономерности носят исторический характер.
Показатели рождаемости в сильной степени зависят от репродуктивного поведения и мотиваций людей Часто термин репродуктивное поведение используют, когда говорят о намерении родить ребенка, о желаемом количестве детей и т.д. Когда же речь идет об отказе от рождения, то это явление описывают в терминах планирования семьи и говорят о "регулировании рождаемости", "внутрисемейном контроле над рождаемостью", а в качестве синонима употребляют понятие "контрацептивное поведение".
Репродуктивное поведение в значительной степени определяется уровнем потребности в детях.
Существует определенный стереотип мышления, который связывает ориентацию на многодетную семью с экономической и культурной отсталостью, "стихийностью размножения", а малодетною - с "высоким" уровнем культуры и "сознательным ограничением рождаемости". Это, конечно, очень схематичное представление, не учитывающее индивидуальных потребностей людей.
На репродуктивное поведение влияют как текущие условия жизни, так и события прошлых лет. Современные повседневные события влияют на семейную ситуацию и принятие конкретного решения о рождении ребенка. В то же время, нельзя переоценивать их значение. Если число детей в семье соответствует потребностям супругов в детях, то никакое улучшение экономической ситуации не способно привести к рождению новых детей. Лишь в тех случаях, когда данная потребность не удовлетворена, улучшение условий жизни дает прибавку семьи, да и то не всегда. Аналогичная картина наблюдается и в случае ухудшения экономической ситуации.