Глава 1 Теоретические аспекты профилактики аддиктивного поведения подростков средствами физической культуры
1.1 Сущность и содержание понятий аддикции и психологической устойчивости личности
В современной психологической и клинической практике нередко можно встретить использование терминов «зависимость» и «аддикция» как синонимов. Это оправдано лишь частично. Прежде всего, потому, что «психологическая зависимость» – значительно более широкое определение, в то время как термины «аддикция», «аддиктивное поведение» подразумевают специальные виды психологических феноменов.
Кратко соотнося все эти понятия, можно сказать: всякое аддиктивное поведение является зависимостью, но не всякая зависимость – аддикция. Рассмотрим определение, представленное в учебно-методическом пособии А.В. Гоголевой (2003) «Аддиктивное поведение и его профилактика»: аддиктивное поведение (аддикция от англ, addiction – пагубная, порочная склонность) – «одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций» [3].
Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, встречая психологический дискомфорт, человек стремится уйти от реальности, пытается искусственным путем изменить свое психическое состояние так, что создается иллюзия безопасности, восстановления равновесия. Но подобный уход от проблем представляет собой ограниченный и малоэффективный способ выживания. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта.
Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса.
Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ «борьбы» с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляется аддикту как путь наименьшего сопротивления. Межличностные отношения слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий, немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи [24].
Взаимодействие же с неодушевленными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегда гарантирован. Неодушевленными предметами легко манипулировать, поэтому растет уверенность в способности контролировать ситуацию. Манипулятивный стиль переносится и в сферу межличностных контактов. Таким образом, во взаимодействии аддиктивной личности с миром происходит специфическая переориентация: «одушевляются» предметные отношения с аддиктивными агентами и «опредмечиваются» межличностные отношения.
Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводят к отрыву от реальности [3].
Итак, аддикция – это одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
При этом А.В. Гоголева (2003) отмечает, что психологическая устойчивость – это относительно устойчивое конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающую степень уравновешивания человека с внешней средой за данный период времени. Психологическая устойчивость зависит от отражаемой объективной ситуации и определяется психическим складом человека, это наш психологический стержень, крепость духа, несгибаемость [3].
Исследователи применяют различные термины относительно психологической устойчивости: «психическая устойчивость к стрессу», «психическая устойчивость к вредным привычкам аддиктивного характера» и др. В работах большинства авторов не представлено обоснование для использования этих терминов и практически не рассматривается их содержание [3].
Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности. Устойчивость не следует понимать как фиксированность психических качеств, застылость психических механизмов. Это совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.
Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. К составляющим психологической устойчивости необходимо отнести:
– способность к личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов;
– относительную (не абсолютную) стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения
– развитую волевую регуляцию.
Итак, психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в котором объединены: уравновешенность (равновесие), соразмерность; стойкость, стабильность (постоянство); сопротивляемость (резистентность).
При этом Л.В. Куликов (2010) отмечает, что психологическую устойчивость личности можно рассматривать как синтез отдельных качеств личности и способностей. Насколько она выражена – зависит от множества факторов. Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Он отмечает, что это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде. Автор перечисляет следующие «факторы социальной среды:
– факторы, поддерживающие самооценку;
– условия, способствующие самореализации;
– условия, способствующие адаптации;
– психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т.п.) [14].
Так же Л.В. Куликов (2010) выделяет личностные факторы психологической устойчивости «Отношения личности (в том числе к себе)»:
– оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;
– философское (иногда, ироничное) отношение к трудным ситуациям;
– уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое общение;
– терпимость, принятие других такими, какие они есть;
– чувство общности (в адлеровском смысле), чувство социальной принадлежности;
– удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли;
– достаточно высокая самооценка;
– согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального) [14].
Таким образом, в этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов, влияющих на психологическую устойчивость. При наличии этих факторов сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным (апатия, уныние, депрессивное состояние, тревога), а настроение сниженным, неустойчивым. Если факторы социальной среды поддерживают самооценку, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению повышенного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению снижению настроения и появлению состояния дезадаптированности. Настроение выступает тем звеном, через которое сниженная из-за внешних или внутренних причин психологическая устойчивость обусловливает изменения в психическом состоянии в негативном направлении [14].
1.2 Причины и факторы риска аддиктивного поведения у подростков
Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию [24].
Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.
По данным М.И. Буянова (1990) и А.В. Гоголевой (2003), под воздействием аддикций чаще всего оказываются несовершеннолетние от 11 до 17 лет. Различные опьяняющие вещества хотя бы раз пробовали 85% подростков. Причем у такого же процента опрошенных поставщиками наркотических средств являлись знакомые и друзья. Главной причиной возникновения аддиктивного поведения у подростков, а также привыкания к психотропным веществам является ошибочное мнение взрослых, что эту проблему должна решать наркология. На самом деле детский и подростковый алкоголизм и наркомания являются единым целым, а проблему нужно решать на психолого-педагогическом уровне [2].
Аддиктивное поведение – склонность подростка к приобретению вредных привычек, пагубная склонность к чему-либо. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить своё психическое состояние посредством приёма некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности.
Процесс употребления ПАВ, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций, принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции.
Рассмотрим причины аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение признается многофакторным явлением. Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах аддиктивного поведения. К ним в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности и социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку.
Наиболее распространенная классификация причин, обусловливающих возникновение аддиктивности у подростков включает причины следующего характера: социально-экономического, конституционально-биологического, социального, индивидуально-психологического.
Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы: причины глобального характера и традиционные. К причинам глобального характера относят интеграцию нашей страны в мировую рыночную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Традиционные причины – это причины, свойственные только нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения, например, толерантное отношение к таким явлениям как алкоголизм и табакокурение [6].
К причинам конституционально-биологического характера относят наследственную отягощенность подростка нервно-психическими заболеваниями, из-за которых он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного или наркотиков [6].
В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые проявляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма. Некоторые существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными. Понятие нервно-психические отклонения включает умственную отсталость, эмоционально-волевые отклонения и следствия органического поражения головного мозга разной степени выраженности. Так, по данным А.Г. Данилина (2000), среди подростков с признаками пьянства 24,8% составляют психопаты; 12,4% – лица с отдаленными последствиями органического поражения головного мозга и психопатизации личности; 10% – олигофрены; 9% – лица с прочими психическими нарушениями [4].
Потребность в психоактивных веществах связано и с минимальными мозговыми дисфункциями. К ним относятся незначительные нарушения нормального процесса созревания мозговых структур. Такие нарушения могут возникнуть вследствие родовой травмы, воздействия инфекции, токсических веществ, радиоактивного излучения.
Следующей группой отклонений в психическом развитии являются психопатии и акцентуации характера [11]. Наиболее тесно связаны с употреблением психоактивных веществ неустойчивый, гипертимный, эпилептоидный, возбудимый, истероидный типы акцентуаций характера у подростков. Чаще всего среди подростков с аддиктивным поведением встречаются акцентуации характера по неустойчивому типу. Это и понятно: изменить свое настроение от отрицательного к положительному они обычно стремятся с помощью чувственных наслаждений, а психоактивные вещества как раз и дают этот эффект «в чистом виде», без каких-либо духовных усилий или продуктивной деятельности с их стороны.
Социальные причины – это влияние на детей и подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в т.ч. огромное влияние средств массовой информации и успешность или неуспешность адаптации ребенка в образовательном учреждении.
Наиболее опасными являются семейные факторы, ведь для формирования личности подростка важны события, происходящие в семье, и их значение для него. Этими факторами могут быть:
Неблагоприятная семейная атмосфера, особенно, если родители злоупотребляют медикаментами или страдают от психических заболеваний. Так, 75% подростков, поступающих на обследование в связи с употреблением психотропных веществ или на лечение от наркомании – росли в неблагополучных семьях; до 90% правонарушителей – выходцы из неблагополучных семей; 76% пьющих подростков воспитывались в неблагополучных, а 50% – в неполных семьях [2].
Неумелое воспитание, что особенно опасно для подростков с трудным характером и неуравновешенным поведением. Это может быть гиперпротекция, т.е. повышенная опека ребенка, лишение его самостоятельности, чрезмерный контроль за поведением. В результате ребенок вырастает безвольным, во всем зависит от влияния окружающей микросреды или от лидера, более активного, чем он сам.
Во втором варианте подросток вообще выходит из-под контроля родителей, становясь неуправляемым.
Гипопротекция – пониженное внимание к ребенку. Родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями подростка. Воспитание по типу гипопротекции, по сути, оставляет ребенка «один на один» с жизненными трудностями. В этом случае психотропные вещества выступают для него универсальным средством для решения всех его жизненных проблем [3].
Неконгруэнтность в общении, т.е. несоответствие слов родителей интонации и мимике. Часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка. Слушая поучения родителей, подросток чувствует их неискренность, глубоко спрятанное равнодушие. Такое положение может сложиться в семьях с появлением мачехи или отчима.
Еще более негативные последствия дает альтернатирующее воспитание, т.е. неустойчивое эмоциональное отношение со стороны родителей, особенно матери. Похвала или упрек зависят от настроения родителей. Поэтому подросток, желая поднять свое настроение, прибегает к искусственному способу регулирования психического состояния, например, к употреблению психотропных веществ.
Отсутствие взаимопонимания в семье и заботы к детям со стороны родителей. Ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью и поэтому, вырастает озлобленным, агрессивным.
К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:
1. Подражание более старшим подросткам или авторитетным сверстникам. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие вещества.
2. Стремление соответствовать значимой для подростка группе сверстников. Группирование со сверстниками – свойство подросткового возраста. Собираясь в группе, многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку. Рано или поздно «для настроения» или «для смелости» они начинают употреблять спиртное и принимать наркотические вещества. Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми, он становится предметом насмешек, что очень болезненно для столь уязвимого возраста. Поэтому подростки легко поддаются отрицательному влиянию [24, с.113].
3. Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неустойчивость характера). Именно личностные особенности вызывают отклонения в поведении, напряженность в социальных контактах, что, в свою очередь, может быть связано с возникновением у подростка потребности изменить свое психическое состояние. Следовательно, влечение подростка к употреблению психоактивных веществ является симптомом более общего личностного неблагополучия.
4. «Протестные» реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов).
5. Попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания.
6. Подчинение давлению и угрозам.
7. Любопытство [24].
Другие факторы риска аддикции связаны с взаимодействием детей с социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество). Вот некоторые из этих факторов:
– неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;
– неудачное участие в школьных мероприятиях;
– неспособность справиться с общественными задачами;
– принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми
– позитивное отношение к поведению употребляющих психоактивные вещества в школе, среди сверстников и в обществе [3].
Существует и группа защитных факторов, которые не всегда являются абсолютно противоположными факторами риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы включают:
– крепкие семейные узы;
– положение, когда родители следят за своими детьми, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи;
– успех в школьных мероприятиях;
– крепкая связь с социальными – например, семьей и школой, религиозными общинами;
– соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ [6].
Таким образом, причины аддиктивности подростков сложны и многоаспектны. Но, тем не менее, ни одна из этих причин не является решающей, не может выступать как основополагающая в возникновении аддиктивного поведения конкретного подростка. Сочетание различных факторов возникновения психической зависимости от алкоголя или наркотиков, интенсивность их влияния, безусловно, имеют значение, однако, главная роль принадлежит все же переживанию подростком своей жизненной ситуации, его психологической устойчивости. Именно этим и объясняются те реальные факторы и жизненные наблюдения, когда один ребенок из самой неблагоприятной среды, отрицательной семейной атмосферы, вырастает достойным человеком, а другой, из вполне благополучной, обеспеченной семьи, занимающей довольно высокое социальное положение, становится наркоманом или алкоголиком.
1.3 Организационно-педагогические особенности построения физического воспитания подростков с направленностью на профилактику аддиктивного поведения
Профилактика аддиктивного поведения молодёжи – это активная работа по привлечению молодёжи группы риска к выбору альтернатив алкоголю, наркомании и других видов аддикций. Это конкретные последовательные действия, включающие в себя первичные беседы с молодыми людьми, мотивационную деятельность, индивидуальную работу.
Под профилактикой зависимого поведения в настоящее время понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ, а так же предупреждения развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ) [1].
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ или специфической активности, вызывающих болезненную зависимость.
Вторичная профилактика направлена на предотвращение формирования аддикции, предполагает работу с людьми, эпизодически употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни.
Третичная профилактика (или реабилитация зависимых) направлена на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями. На данном этапе предполагается проведения комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями и токсикоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, образовательное учреждение, к общественно полезной деятельности [1].
На всех этапах профилактики приоритетное значение приобретает использование средств и методов физической культуры и спорта для формирования жизнеспособности личности, ее психологической устойчивости, умений и навыков удовлетворения своих базовых потребностей, а также активная позиция против негативных социальных явлений. Профилактическая работа с подростками проводится с целью отвлечения их от «вредных привычек», за счет целенаправленной организации физического воспитания.
Дефицит двигательной активности, характерный для современной жизни, вызывает дискомфорт в растущем организме, стремление к поиску «острых» ощущений, к выходу «за рамки дозволенного». Даже с таких позиций становится очевидным, что привлечь подростков к систематическим физкультурно-спортивным занятиям, открыть им мир спорта – значит, во многом помочь избежать опасности аддиктивного поведения.
Физическое воспитание опирается в своей основе на принципы сплочения малых групп (спортивной команды): воспитание в команде строится на принципах взаимовыручки и солидарности, являясь реальной альтернативой наркотикам. Именно поэтому вовлечение в занятия физической культурой и спортом могут рассматриваться как создание реального противовеса развитию подростковых субкультур асоциальной направленности.
Исследователями Н.Я. Копыт и П.И. Сидоровым (1986) отмечается, что, решая задачи по коррекции личностных особенностей, способствующих употреблению психоактивных веществ, методы и средства физической культуры способствуют повышению эффективности проводимых педагогами, психологами, медицинскими работниками психокоррекционных и профилактических мероприятий [11].
Так, регулярные и постоянные занятия физической культурой формируют волевые качеств. Умение ставить реальные, достижимые цели и добиваться их способствует коррекции уровня притязаний, повышает уверенность в себе. С помощью занятий физической культурой подростки обучаются конструктивному выражению своей агрессии, снижается тревожность, импульсивность, реализуется склонность к рискованному поведению в социально приемлемых формах. Обучение методам саморегуляции позволяет снимать психоэмоциональное напряжение, достигать душевного спокойствия и т. д.
Занятия физической культурой повышают способность выдерживать интенсивные или необычные нагрузки, высокий уровень активации, чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение. Формируется оптимистичный взгляд на жизнь. Личность подростка становится более устойчивой к стрессу. Все это, как отмечают специалисты, является залогом психологической устойчивости к аддиктивному поведению.
Физическая культура и спорт являются эффективным механизмом для самореализации, самосовершенствования и самовоспитания подростка, для его самовыражения и развития.
Исследователи Н.Я. Копыт и П.И. Сидоров (1986) указывают, что индивидуально дозированная физическая нагрузка способствует снижению обеспокоенности, эмоционального напряжения учеников, имеет выраженный антистрессовый эффект и нормализует психоэмоциональную сферу, снижает агрессивность, увеличивает уверенность в себе, улучшает самочувствие, способствует снятию фрустрации.