Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Реализация принципа наглядности на уроках математики в начальных классах

cool_lady 9751 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2021
Цель квалификационной работы. Доказать успешное влияние средств наглядности на усвоение знаний и уровень сформированности умений и навыков учащихся начальной школы, что только эффетивное использование средств наглядности позволит повысить на уроке качество усвоения новых знаний, уровень сформированности умений и навыков. Задачи квалификационной работы: 1.Определить психолого-педагогическую, образовательную эффетивности реализации наглядности в начальной школе; 2.Проанализировать результатов работы с применением наглядности и без нее; 4. Определить влияние средств наглядности на качество усвоения знаний, уровень сформированности умений и навыков, учащихся начальных классов и разработать систему наглядных пособий для использования их на уроках математики при изучении задач. 5. Предложим вывод о том, что если учитель систематически использует наглядность на уроках, то это способствует прочному усвоению знаний, развитию памяти и внимания. Объект квалификационной работы: Научные труды ученных исследовавшись процесс обучения математики, методические пособии, учебники начальных классов по математике. Предмет исследования. Эффективные методы на уроках математики для начальных классов. Методы квалификационной работы: Методы исследования: наблюдение за деятельностью педагогов, педагогический эксперимент, обработка результатов классификационной работы. Структура квалификационной работы: Работа состоит из введении, 2 глав, 4 параграфов, заключении и список использованных литератур.
Введение

Актуальность квалификационной работы. В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядности. Это значит, что методы использования наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Без наглядности образ урока, как такового, быть не может, быть не должно. К.Д.Ушинский писал: «Кто не замечал над собой, что в памяти нашей сохраняются с особой прочностью те образы, которые мы воспринимаем сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро. Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно над ними мучиться, но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их на лету» [18.45]. Наглядные пособия активирует познавательные интересы учеников начальных классов, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют крепкую усвоению знаний, усвоению связи научных знаний с жизнью, экономят время учителей. С использованием наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников. Поэтому содержание нашей квалификационной работы заключается в том, что несоответствии требований к использованию наглядных методов обучения, влияющих на усвоение учебного материала младшими школьниками и практическим уровнем их использования на уроке. В педагогической практике имеется такая цитатат: «Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что это – острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей» [19.123]. В современной обучении остро становится проблема наглядности и использовании интерактивных методов. Причина в том, что безгранично расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь. Раньше наглядность в обучении носила почти исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, таблицы, показывали обозначаемый им предмет или его изображение, портреты, рисунки. А сейчас основной задачи наглядности считается базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. Область применения наглядности при обучении никем еще точно не определена. Педагогические опыты показывают, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь. Педгогу надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь организовать уроки с эффетивными наглядностями. «Иные люди много знают, - говорил М. И. Калинин. Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначит такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринялся слушателями». Из этого можно делать вывод, что этап организации первичного восприятия учебного материала, предопределенный в начальной школе психическими особенностями учеников и комплексом учебный воспитательных заданий на уроке, при его адекватном приложении обеспечивает активизацию разных органов чувств и соответственно, закрепления выучиваемого в памяти и его лучшее усвоение. Особенно предмет математики требует использовать разных, логических наглядностей. При подготовке наглядности по математики для детей начинающих учебу в школе, на каждом уроке математики детям приходится встречаться с различными числительными. Это затрудняет пнятие детей и затрудняет обучение учителя. Исправление неправильного задачи, ошибок в на уроке математики отнимают у детей и учителя много времени, столь необходимого для усвоения основ математики. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания. Еще Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «всё, что ...можно, предоставлять для восприятия чувствам». Требование, чтобы знания черпались учениками прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью. Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить сформировать у учащихся понятия. Основоположник наглядной обучения К.Д. Ушинский подчеркнул: «Педагог, который желает что-либо крепко отметить в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, ощущение мышечных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус участвовали в акте запоминания» [18.145]. Использование наглядных методов в предметах младших классов очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний, кроме того, педагоги начальных классов имеют потребность в реализации эффективных методов использования наглядности. Таким образом, можно говорить о том, что использование наглядных пособий занимало умы ученых и педагогов на протяжении всей истории педагогики и остается актуальной проблемой сегоднишнего дня.
Содержание

Глава 1. Теоретические основы реализации принципа наглядности на уроках математики в начальных классах 1.1. Наглядные пособия и их практическое применение 1.2. Значение средств наглядности при обучении младших школьников математике Глава 2. Практические аспекты применения наглядных пособий при изучении математики в начальной школе 2.1. Особенности реализации принципа наглядности на уроках математики в начальных классах 2.2. Результаты педагогического эксперимента Заключение Литературы Приложение
Список литературы

1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с. 2. Бабанский Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. М., 2002. – 298 с. 3.Брадис В.М. «Методика преподавания математики в средней школе»,М.1971г. 4 Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 2004. 479с 5.Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1, 2. - М.:Пассим, 1995.-77 с. 6.Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. – 335 с. 7.Барковец Н.К. Межпредметные связи – одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1989. 8. Вороговская А.И. Об организации и формах обучения шестилетних детей на уроках математики. М.: Просвещение, 1990. 9. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. – М., 2003. – 420 с. 10. Дубровина И. В., Андреева А. Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. — М., 2002. 11. Занков Л. В. Различные формы сочетания слова и наглядности в обучении. — М., -1991. 12.Коменский Я.А. Великая дидактика. Из пед. соч. Т.1 М.: Педагогика, 1974. 13. Методика преподавания математики в начальных классах. М.2006 г. 14.Неймарк М.С. «Опыт экспериментального исследования направленности личности подростка». «Вопросы психологии», 1963, № 1 и «Изучение направленности личности подростка», «XVIII Международный психологический конгресс». М, 1965. 15.Начальная школа № 8 – 2001. (стр. 99 - 104) 16. Петренко Т.В., Рысбаева Г.А. Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №3-2. -С. 164-167;URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6772 (дата обращения: 26.02.2 17. Степаненко Г.А. «Использование средств наглядности на уроках математики в начальной школе» Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3 (часть 2) – С. 164-167 18. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию родного слова. Т.4 М.: Педагогика, 1968 19. Подласый И. П., Педагогика начальной школы. -М., 2000 20. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.: ил. 21. Пышкало А.М. Средства обучения математике. М.: Просвещение, 1980. 22. Песталоцци И.Г. Лебединая песня. Из пед. соч. Т.2 М.: Педагогика, 1971. 23. .Подласый И.П.Педагогика начальной школы: М:.2003г. 24. Савченко А.Я. Дидактика начальной школы.- Киев,1997г. 25. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н., Педагогика. Издат. центр Академия, -2002. 26.Соловков И.А. Начальное образование в России. – М.: Прометей, 1992.Российская Педагогическая Энциклопедия. – М.: 1993. 27.Столяр А.А. Педагогика математики: Учеб. пособие для физ.-мат.фак. пед . ин-тов. – Мн.: Выш.шк., 1986. – 414с.:ил. 28. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В.П. Зинченко. — М., 1989. 29. Тест Равена. Электронный ресурс. azps@azps.ru. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Полевщикова А. М.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы реализации принципа наглядности на уроках математики в начальных классах Наглядность - это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с векон веков. Впервые определение принципу наглядности дано Ян Амос Коменским. Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено “золотое правило” дидактики: “Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие – либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Наглядность особенно важна в обучении математике ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления (при правильном ее применении). Я.А.Коменский гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имеющийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками. [12. 345]. Вслед за Коменским большое внимание принципу наглядности уделял и Жан-Жак Руссо. Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самостоятельности, сообразительности, умения наблюдать. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность – сама природа, сами жизненные факты, с которыми ребенок непосредственно знакомится. Более глубокое, чем у Я.А. Коменского обоснование наглядности дал Иоганн Генрих Песталоцци. Он считал, что без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, невозможно развивать мышление и речь ребенка. Песталоцци не был знаком с педагогической системой Коменского в целом, но знал его учебные книги. Это дало ему право утверждать: “Когда в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же, собственно, я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания” [22.67]. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский исходя, из психологических особенностей детского возраста так же большое значение придавал принципу наглядности. Наглядное обучение, по словам К.Д. Ушинского, такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком [18.46]. В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребёнком и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [18. 16]. Это – один из основных принципов дидактики. В дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другими наглядностями. Во время уроков возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загружать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся усвоить и обдумать наиболее существенные вопросы. Беспорядочное применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Например на уроке природоведение природы наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлечённого мышления учащихся [1. 345]. В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. На уроке, посвященном той же теме, учитель сам рассказывает о свойствах наблюдаемого предмета и показывает их. Умение хорошо освоить свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с его закономерностями, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности. На практике обучении встечаются такие случии, что некоторые учителя не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно. Знают, только больше использовать на уроках наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. Некоторые учителя тратят много сил и времени на подбор и изготовление наглядных пособий. Исходя из такой проблемы, становится задача найти конкретное применение наглядности, т. е. найти такой метод внесения её в педагогический процесс, который обеспечил бы не формальное применение наглядности, а действительное её использование. В современной школе для усиления наглядности учителя стараются использовать технические средства обучения: мультмедийные средства, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры и другие аппараты и приборы. В то же время учителя иногда слышат и предостерегающие советы, нельзя увлекаться наглядностью, надо быть осмотрительным в применении наглядных пособий. Поэтому, наглядности вот уже насколько столетий является одной из основных проблем дидактики. Сейчас понимание роли наглядности в учебном процессе значительно изменилось. Содержании наглядности в учебном процессе стало рассматриваться в тесной связи с методами, с необходимостью и целесообразностью применения именно данного средства наглядности на данном конкретном этапе учебного процесса. Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. В основном великие ученные принципы наглядности разделили на разные виды. Я.А.Коменский считал следующие принципы обучения основными: • обучающим; • содержанию обучения; • обучающимся. Великий педагог К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: современность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность. К дидактическим принципам он относил также: • прочность знаний и навыков • сознательность и активность обучения; • 3) последовательность; • 4) наглядность [12.34]. Многолетние попытки разработать проблемы дидактических принципов в работах исследователей нового времени привело нас к такому результату: основополагающих, общепризнанных следующие принципы: • сознательности и активности; • наглядности; • систематичности и последовательности; • прочности; научности; • доступности; Как мы в начале подчеркнули, вопросы наглядности всегда решались в зависимости от общедидактических концепций, от целей и задач урока. Принцип наглядности стал рассматриваться не как вспомогательный, а как один из важных принципов в обучении начальных классов. Во время уроков в методике преподавания сравнительно-грамматического метода из средств наглядности наибольшее распространение получили грамматические таблицы. Во время глобализации изменились методы преподавания и взгляды на роль и место наглядности в обучении. В начальных классах воспитательная, образовательная работа должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований школьной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Познание окружающего мира дошкольниками и младшими школьниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками, ощущениями вообще, отсюда необходимость для детей наглядного обучения, которая строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей этого возраста. Первостепенное значение в обучении младших школьников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления. В основном обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях по предметам. Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда может и отвлекать детей. Обосновывая принцип наглядности обучения, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть “опыт, сообщаемый нам через посредство наших чувств” [18.23]. В разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. В концепции Ушинского нет той переоценки наглядности, какая характерна для Коменского, и нет того формализма и педантизма при знакомстве детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци. Ушинский отвел наглядности надлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление. Педагог значительно распростронял и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, рассказа и так далее. Наглядность особенно важна в обучении математике ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления. Вороговская А.И. утверждал, развитие ребенка в учебном процессе – это естественное явление жизни. Обьязанности педагога состоит в том, чтобы при организации учебного процесса применялись такие методы обучения и воспитания, которые учитывали бы возрастные, индивидуальные особенности ребенка, уровень развития познавательных и творческих способностей. В этом и заключается главная проблема обучения и воспитания. На тему наглядности Вахтеров писал специальное педагогическое сочинение под названием «Предметный метод обучения». Он доказал, какие интересы и способности развивает у детей наглядное обучение, определил некоторые наглядное обучение в начальной школе фундаментом, на котором ученики опираются. В данном педагогическом труде Вахтеров стремился показать взаимосвязь дидактики с частными методиками обучения [8.58]. Как и в учебных книгах К.Д. Ушинского, в учебных книгах Вахтерова художественные тексты органически связаны с научно-популярными, и все это, подчеркиваем, иллюстрируется разнообразной наглядностью. Приемы обучения должны быть согласованы с природой изучаемого предмета, вытекать из сущности предмета обучения. Этот принцип, замечает Вахтеров, должен быть положен в основу методики каждого учебного предмета. Итак, принцип наглядности остается одним из главных и ведущих принципов дидактики и сегодня. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них: • Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком. • Применять запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче, быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной. • Саблюдать правилу, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. • Никогда не ограничивать наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения должно развивать мышления учащихся. • При использовании наглядности не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. • Надо применять наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся. • Наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях. • Чрезмерное количество наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное. При увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей. • Можно изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия. Лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися. • Научно обоснованно применяйть инновационные наглядности: телевидение, видеозапись, слайды, полиэкранную проекцию, компьютерные презентации; • Использовавшись наглядности учитель должен направлять учащихся к внимательности, наблюдательности, культуру, мышлению, конструктивному творчеству, интерес к учению. • Организовать наглядность как одно из средств связи с жизнью. • С возрастом учащихся предметная наглядность должна более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления. • Учитель должен использовать наглядности, сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством. Подитоживая вышесказанных мнений ученных и анализов придем к такому выводу, что наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, облегчает весь процесс обучения. 1.1.Наглядные пособия и их практическое применение. Виды наглядных пособий Ранние времена и с разной мерой объективности эту проблему рассматривали К.Д. Ушинский, И. Песталоцци, А.Дистерверг и другие педагоги. Известно, что первые впечатления от воспринятых объектов и первичные воссоздания сведений о них глубоко чеканятся в памяти, потому так важно не очень трудно исправить. Наглядные пособия – содержительное и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Проблема наглядных пособий рассматривается в различных работах таких известных педагогов и психологов, как И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, Г.Ф. Красножонова, А.М. Прихожан, Р.С. Немов, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин и др. Поэтому сущность проблемы исследования заключается в несоответствии требований к использованию наглядных методов обучения, влияющих на усвоение учебного материала младшими школьниками, и практическим уровнем их использования на уроке. Принцип наглядности, наглядные методы учебы и пособия издавна является важной сферой психологических, педагогических и методических исследований. В разные периоды развития науки эту проблему рассматривали К.Д. Ушинский (основоположник отечественной наглядной учебы) И.Песталоцци, А. Дстерверг, Л.В. Занков, В.О. Шаталов и много других ученых. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Активное применение учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на ведущих представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должны прийти наглядные методы обучения — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Ряд современных исследователей считают, что причины, объясняющие, почему у одних детей развита познавательная активность, а у других нет, следует искать, прежде всего, в самом начале организованного школьного обучения, так как именно в то время допускаются просчеты, следствием которых является слабое развитие познавательной мотивации. Для решения данной проблемы выделяют различные пути и средства, одним из способов развития познавательной активности является применение наглядных средств обучения, что объясняется возрастными особенностями младших школьников. Наглядное пособие - один из основных принципов преподавания учебных предметов. Создание ярких образов, представлений способствует усвоению знаний. Понятно, что процесс познания не ограничивается зрительным образом действительности и восприятием модели, картины, условной схемы. Мышление, абстрагируясь от конкретных образов, устанавливает свойства, внутренние и внешние связки объекта или явления с другими объектами или явлениями, раскрывают те их стороны, которые непосредственно на зрение не воспринимаются. Все же такая более высокая степень познания базируется на законах реального восприятия мира. В процессе учебы созерцания обычно соединено с мышлением, активизирует и конкретизирует его. В результате изучения этого вопроса нами выявлено, что необходимость использования наглядных пособий в начальной школе предопределяется особенностями мыслительной деятельности младших школьников – доминированием наглядно-образного вида мышления. В психологическом же плане применения средств показа наглядно основывается на большом значении чувственного восприятия для изучения свойств предметов и явлений действительности. Чувственное познание в учебном процессе может выступать и как самостоятельная сторона развития личности молодого школьника, и как средство формирования абстрактных понятий. Таким образом, наглядность обучения – это одно из важнейших условий, что обеспечивает успешное формирование у учеников всех форм мышления, служит для них источником получения объективных научных знаний, развития вещания и самостоятельного понимания материала. В процессе восприятия объекта рядом с восприятием участвуют память и мышление. Образ объекта, который воспринимается является наглядным только тогда, когда ребенок анализирует объект, сопоставляет его с уже приобретенным опытом. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Степень наглядности может быть разным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, от уровня развития ее познавательных способностей, знаний, степени наглядности начальных образов восприятия. Принцип наглядности выходит из самого процесса восприятие, осмысление и обобщение учениками учебного материала. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, участвует в развитии абстрактного мышления, во многих случаях является его почвой [5]. Использование наглядности на уроке должно быть целеустремленным и методически оправданным. А это требует серьезного подхода к их адекватному выбору. Следовательно, целесообразно выделить такие требования к использованию наглядности в учебном процессе начальной школы: • соответствие наглядности уровню развития наблюдательности учеников; • интерес учеников к рассматриваемым наглядным объектам; • связок содержания наглядного пособия по опыту учеников. • Соответствие наглядности содержания учебного материала; • выделения важнейших признаков предмета; • эстетическое оформление наглядности; • своевременное использование наглядности; • умеренное использование наглядности; • соответствие наглядности психологическим закономерностям восприятия; Знание дидактичных требований к наглядности и методическим особенностям ее использования поможет избежать распространенных в школьной практике недостатков и ошибок. Правильно подобранная и использованная наглядность активизирует учебно-воспитательный процесс и сформирует у школьника соответствующие знания, навыки и умения. Учитывая основные теоретические положения, перед учителем следует поставить задание: • проводить процесс учебы грамоты на наглядной основе; • содержание наглядности приводить в соответствии с природой выучиваемого материала; • создать средства показа наглядно условия перехода школьника к абстрактному мышлению; • при демонстрировании наглядности учесть психологические характеристики детей данного возраста; • выбирая к уроку средства показа наглядно, принимать во внимание учебную цель урока, микросреду школы, уровень готовности детей, их эмоциональное состояние, возраст, резервы учебного времени. Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он взаимодействует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала выше, чем запоминания словесного материала. Конкретно-образный характер восприятия и памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации. Это особенно надо знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса. При этом необходимо иметь в виду последние исследования психологов, которые отмечают, что наглядные средства обучения должны точно отражать характерные признаки и свойства объектов, изучаемых в данный момент, т.к. остальное, несущественное отвлекают внимание детей. Поэтому наглядный материал не должен быть чрезмерно броским, пестрым и ярким, при этом пособие должно появляться только в период работы с ним, после чего его следует убирать. В итоге ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир в многообразии составляющих его предметов и явлений, использовать это богатство чувственного опыта в своей разнообразной практической и умственной деятельности. Восприятие и осознание учениками учебного материала должно опираться на имеющиеся в их памяти представления, на их чувственный опыт или опорные знания, которыми они завладели раньше или во время изучения родственных предметов. Однако в этом опыте могут быть представления поверхностные и невыразительные, нечеткие и неточные, неправильные и искаженные. Опорой же для усвоения новых знаний могут быть только выразительные, четкие и правильные представления. Поэтому для успешной учебы в школе важное значение имеет формирования у детей конкретных образов, представлений об окружающем мире, чувственного (сенсорного) опыта (sensos - чувство, сенсорный опыт – чувственный опыт, который состоит из разных представлений памяти). Важное значение в начальной учебе школьников имеет обеспечение следующей и последовательности процесса усвоения знаний – от чувственного осмысления к понятийному обобщению и использованию в системе практической деятельности. Однако опыт показывает, что при соблюдении других составляющих процесса усвоения знаний в современной массовой школе не учитывается один из его этапов – обеспечение первичного восприятия учебной информации. Этот этап учителя считают необязательным и уделяют ему чрезвычайно мало внимания.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg