Глава 1. Теоретические аспекты учета и контроля операций с денежными средствами
1.1.Понятие денежных средств организации, цели и задачи их учета
Денежные средства организации - это совокупность денег, которые находятся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в чековых книжках, выставленных аккредитивах, переводах в пути и денежной документации [26].
Денежные средства являются наиболее ликвидным активом любой организации, характерным признаком которого является их быстрая оборачиваемость [22].
Сумма денежных средств организации формирует общую платежеспособность организации.
Денежные средства находятся в непрерывном движении. Ими рассчитываются с покупателями, с поставщиками и подрядчиками, с бюджетом и внебюджетными фондами, с заказчиками, с работниками, с банками, с различными юридическими и физическими лицами.
Денежные средства представляют собой составную часть оборотных активов. Они поступают на счета предприятий от покупателей и заказчиков за проданные товары и оказанные услуги, от банков в виде ссуд, от учреждений и организаций в порядке временной помощи и прочее [26].
Исходя, их всех вышеперечисленных определений данного понятия можно дать более полное обобщенное определение. Денежные средства организации – это наиболее ликвидная доля оборотных активов организации. Источник формирования денежных средств всегда зависит от организационно-правовой формы, а так же от вида деятельности организации. Не смотря на все многообразие размещения, денежные средства отражаются только в активе баланса организации.
На денежных расчетах основываются взаимоотношения с государственными налоговыми структурами, контрагентами (поставщиками и покупателями), внебюджетными фондами, сотрудниками компании, ее партнерами, собственниками и учредителями.
От наличия определенного свободного объема собственных денежных активов и правильного распределения финансовых потоков зависит платежеспособность и надежность организации [21].
Исходя из важности денежных средств, как оборотного актива организации, можно выделить основную цель их учета. Эта цель заключается в контроле поступления и расходования денежных средств в части их рационального использования и приумножения[22].
Основными задачами учета денежных средств и денежных документов являются:
1. контроль правильности документального оформления всех операций, проводимых с денежными средствами;
2. контроль законности указанных операций, проведенных с денежными средствами;
3. контроль своевременности и полноты отражения в бухгалтерском учете операций, проведенных с денежными средствами;
4. контроль сохранности и движения денежных средств;
5. проведение инвентаризации денежных средств, денежных документов и анализ результатов проведенных инвентаризаций;
6. своевременное обеспечение денежной наличностью исходя из потребностей организации [35].
Контроль денежных средств, в составе имущества организации, должен осуществляться с особой тщательностью. Должно проводиться документирование и отражение в соответствующих регистрах бухгалтерского учета всех процессов, связанных с хозяйственной деятельностью организации.
Существует ряд законодательных актов, регламентирующих контроль и анализ всех видов активов организации. Учет денежных средств проводится на основании ФЗ «О бухгалтерском учете», Гражданского, Налогового и Трудового кодексов, ПБУ и плана счетов. В качестве части оборотных активов денежные средства всех видов учитываются в активной части баланса [21].
Со стороны владельца должен существовать жесткий контроль денежных средств организации. Оценку основным показателям работы может дать анализ финансовых потоков. К основным показателям работы организации относятся ликвидность, рентабельность и платежеспособность организации за исследуемый период времени. Отчет о движении денежных средств, согласно ПБУ 23/2011, является дополнением к бухгалтерскому балансу предприятия и форме о прибылях и убытке. Он составляется учитывая все виды деятельности предприятия (текущую, финансовую, инвестиционную) и показывает перемещение денежной массы в динамике. Финансовая политика организации на следующий отчетный период формируется исходя их результатов анализа отчета о движении денежных средств. Доходность деятельности организации непременно зависит от эффективности использования свободных денежных активов, а так же своевременного и грамотного управления их потоками.
Денежные средства, которые входят в состав оборотных активов, могут распределяться по следующим видам: наличные; безналичные; денежные документы (эквиваленты денежной массы). В современных организациях одновременно применяются все существующие формы, что дает возможность их быстрого распределения и включения в финансово-хозяйственную или инвестиционную деятельность [21].
Более 70 % всех взаиморасчетов осуществляется с помощью банковской системы. На сегодняшний день самым востребованным и наиболее безопасным видом хранения финансовых средств любого юридического лица являются безналичные денежные средства. Для этого в банковской организации открывается определенный счет (расчетный, валютный, кредитный, депозитный и прочие) в зависимости от потребностей организации.
С помощью безналичных денежных средств происходит расчет с организациями-подрядчиками, поставщиками, погашаются проценты и суммы задолженности по кредитным договорам, а так же производятся налоговые платежи в бюджетные организации. Денежные средства от реализации производимой продукции, товаров, работ, услуг и прочие поступления зачисляются на расчетные счета организаций. Существуют некоторые случаи, в которых при необходимости организация открывает счет в банке для зачислений определенного назначения (аккредитивы, резервные и накопительные фонды).
Работа с иностранной валютой всегда предполагается в тех случаях, когда организация осуществляет внешнеэкономическую деятельность. Организация должна открывать валютный счет, для выполнения денежных обязательств с иностранными контрагентами. Данная мера предусмотрена действующим законодательством.
Существует лимит наличных денежных средств, которые могут находиться в кассе организации. Существуют различные источники поступления наличных денежных средств, ими могут быть: выручка от реализации продукции; возврат неиспользованных денежных средств подотчетным лицом; снятие средств с активов компании и прочее. Некоторая часть ценных бумаг, а так же ликвидных денежных документов может храниться в сейфе организации. Объем данных оборотных активов обычно регламентируется исходя их текущих нужд организации на основании внутренних документов организации. Объем наличных денежных средств в кассе организации может превышать установленный лимит только в течение трех рабочих дней, после истечения данного срока наличность отправляется на расчетный счет. Денежные средства, не выданные на оплату труда в срок, депонируются и передаются в банковский сейф. Кассы организации, работающие с наличными денежными средствами, должны быть оборудованы в соответствии с требованиями безопасности, кассир в таком случае несет полную материальную ответственность [20].
1.2.Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств
Государством установлен ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, которые составляют правовое регулирование бухгалтерского учета.
Российским правительством осуществляется общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета. Оно разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухгалтерский учет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухгалтерского учета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухгалтерского учета в соответствии с рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов [34].
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
2. Принцип единства системы требований к бухгалтерскому учету;
3. Принцип установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, он включает упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, которые имеют право применять эти способы в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4. Принцип применения международных стандартов, которые являются основой для разработки федеральных и отраслевых стандартов;
5. Принцип обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
6. Принцип недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному надзору в сфере бухгалтерского учета [11].
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, которые имеют разный статус. Некоторые из документов обязательны к применению, например, Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету, а некоторые носят всего лишь рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
Существует следующая четырехуровневая система, в которой представлены нормативные документы, регулирующие движение денежных средств в зависимости от их назначения и статуса:
1-й уровень — нормативно-правовой, он включает в себя регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухгалтерского учета в России.
2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня проводится при помощи различных положений по бухгалтерскому учету и его ведению, утверждаемых федеральной исполнительной властью.
3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, которые утверждаются министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Данные методологические рекомендации формируются на основе или для разъяснения документов 1–2-го уровней.
4-й уровень. Это уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухгалтерского учета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных организациях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации представленных в них законных норм. Эти документы являются локальными для организаций и утверждаются их руководителями [34].
К первому уровню нормативно-правового регулирования учета денежных средств относятся:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I-II. Утвержден Федеральным законом № 51-ФЗ 30.11.1994 года.
2. Закон о бухгалтерском учете. Утвержден Федеральным законом №402 – ФЗ 06.12.2011 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета [11].
Ко второму уровню нормативно-правового регулирования учета денежных средств организации относятся:
1. ПБУ 3/2006. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено Приказом Минфина России №154н 27.11.2006 (ред. от 09.11.2017). Настоящее Положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) [4].
2. ПБУ 4/99. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ №43н 06.07.1999 (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018). Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений [5].
3. ПБУ 9/99. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». Утверждено приказом Минфина РФ № 32н 06.05.1999 N (ред. от 06.04.2015). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации [6].
К третьему уровню нормативно-правового регулирования денежных средств организации относят:
1. Положение Банка России "О правилах осуществления перевода денежных средств" № 383-п от 19.06.2012 (ред. от 11.10.2018).
2. Приказ Минфина России "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" № 34н 29.07.1998 (ред. от 11.04.2018). Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете". Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации [7].
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина РФ №94н от 31.10.2000 (ред. от 08.11.2010).
4. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ № 60н от 09.07.2007.
5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010). Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Под организацией в дальнейшем понимаются юридические лица по законодательству Российской Федерации (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета [8].
6. Указание Банка России "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" № 3210-У 11.03.2014 (ред. от 19.06.2017). Настоящее Указание на основании Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций, а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства [9].
1.3.Основные задачи и функции системы внутреннего контроля за движением денежных средств организации
Без определенных финансовых средств ни одна организация не может осуществлять свою деятельность, независимо от организационно-правовой формы.
Денежные потоки требуют более оперативного управления в существующих условиях становления рыночных отношений.
Наличные и безналичные денежные средства – это два основных вида, в которых могут выражаться финансовые средства организации. Ведение учета наличных денежных средств ведется в кассе (в рублях, инвалюте), а безналичных - на счетах в банке (на расчетном счете, специальном счете, депозитах) [27].
В каждом экономическом субъекте должен быть организован внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни [11].
Руководитель организации совместно с главным бухгалтером должны организовать, учитывая специфику деятельности организации, такую систему внутреннего контроля, которая смогла бы обеспечить наименьшие потери денежных и материальных средств на любой стадии производственной, финансовой и хозяйственной деятельности [32].
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
2. Принцип единства всей системы требований к бухгалтерскому учету;
3. Принцип установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, которые имеют право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4. Принцип применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
5. Принцип обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
6. Принцип недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета [1]
Система внутреннего контроля (СВК) — это совокупность организационной структуры, а так же методик и процедур, которые приняты руководством определенной организации в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности. Данная система включает в себя в том числе надзор и проверку, которые организованы внутри данной организации ее силами, а именно:
• Соблюдение всех требований законодательства Российской Федерации;
• Полнота и точность отражения операций и оформления документации бухгалтерского учета;
• своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
• Своевременное предотвращения ошибок и искажений;
• Точное исполнения приказов и распоряжений;
• Обеспечение сохранности имущества организации [33].
На основании Рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору можно сделать вывод, что критически важным компонентом управления, а так же основой для обеспечения безопасности и устойчивости хозяйственных операций является эффективная система внутреннего контроля.
«Эффективная система внутреннего контроля призвана обеспечивать реализацию целей и задач организации, с тем, чтобы организация могла достигать долгосрочных целей в области рентабельности и поддерживать надежную систему финансовой и управленческой отчетности. Помимо этого, такая система будет способствовать соблюдению законов и регулятивных норм, а также политики организации в разных областях деятельности, принятых планов, внутренних правил и процедур и снижать риск непредвиденных убытков или подрыва репутации организации»[30].
Любая организация ежедневно производит разные формы расчетов в денежной форме. Непрерывный процесс движения денежных средств внутри компании и за ее пределами полностью характеризует деятельность организации. Неправильное обращение с потоками денежных масс несомненно приводит к сокращению доходов или появлению убытков организации, исходя из этого контроль денежных средств является незаменимым для любой организации [25].
Основными целями внутрихозяйственного контроля за движением денежных средств являются:
• организация и создание такой системы внутреннего контроля в организации, которая должна включать в себя комплекс мероприятий, которые могли бы полностью исключить риск при осуществлении финансовой деятельности и обеспечить рациональное и экономное использование финансовых ресурсов;
• организация и осуществление постоянного предварительного, текущего и последующего контроля учета денежных средств организации;
• выявление всех предпосылок и условий к совершению утрат, недостач и мошенничеству с денежными средствами;
• своевременное выявление искажений и ошибок в бухгалтерском и налоговом учете;
• разработка и осуществление мероприятий, направленных на получение максимальной прибыли при осуществлении разрешенной коммерческой деятельности, укрепление финансовой устойчивости предприятия (организации) на основе мониторинга произведенных контрольных процедур внешними и внутренними контрольными органами;
• организация целенаправленной подготовки организации к внешним ревизиям и проверкам, которые проводят органы государственного и внутриведомственного контроля [27].
При проведении мониторинга существующей практики работы отдельных структурных подразделений внутреннего контроля в области учета и движения денежных средств можно заключить, что основными задачами являются:
1. Осуществление контроля выполнения требований документов, которые регламентируют порядок ведения учетных операций с денежными средствами.
2. Совершенствование организации бухгалтерского и налогового учета в организации и повышение его роли в рациональном и экономическом использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
3. Всестороннее изучение постановки учета и внутрихозяйственного контроля сохранности собственности организации, установленного контроля за сохранностью собственности организации, установление полноты, своевременности и достоверности отражения хозяйственных и финансовых операций в первичных документах, учетных регистрах и отчетности, контроль за осуществлением мероприятий прогрессивных форм и методов учета, оптимизация и автоматизация учетных работ.
Внутренний контроль над денежными средствами организации должен выполнять следующие функции:
1. Отдельное хранение и отдельный учет денежных средств организации.
2. Своевременный учет всех операций, произведенных за наличный расчет.
3. Хранение в кассе только необходимого остатка наличных денежных средств .
4. Проведение периодических проверочных подсчетов остатков в кассе.
5. Физический контроль хранения денежных средств.
6. Контроль над поступлениями денежных средств организации.
Контролем движения денежных средств является контроль изменения остатков денежных средств в кассах организации и банковских счетах организации.
Необходимым условием деятельности организации, целью которой является извлечение прибыли, является движение денежных средств. Движение денежных средств обеспечивает непрерывность процесса производства товаров и услуг, бесперебойность снабжения материалами или товарами, своевременность отгрузки и реализации продукции. Для оформления и закрепления хозяйственных связей между организациями используются договора, в соответствии с заключенными договорами одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другая - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
В контроль зха движением денежных средств организации обычно включаются следующие виды контроля:
• оперативный, повседневный контроль. Оперативный контроль – это ежедневный контроль сохранности наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе организации;
• контроль правильности и своевременности проведения расчетов с бюджетом, банками, сотрудниками;
• контроль соблюдения форм расчетов, которые установлены в договорах с покупателями и поставщиками [24].
Контроль - это неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является обнаружение отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования денежных средств на более ранней стадии. Для того, чтобы иметь возможность принять превентивные меры, а в отдельных случаях привлечь виновных сотрудников к ответственности, получить материальную компенсацию за причиненный ущерб, а так же провести мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем [28].
В результате написания первой главы выпускной квалификационной работы по теме «Бухгалтерский учет и контроль денежных средств в организации» мной были рассмотрены теоретические аспекты учета и контроля операций с денежными средствами, а именно:
1. дано понятие денежных средств организации, рассмотрены цели и задачи учета денежных средств организации;
2. рассмотрено нормативно-правовое регулирование учета денежных средств;
3. выявлены основные задачи и функции системы внутреннего контроля за движением денежных средств организации.?
Глава 2. Бухгалтерский учет денежных средств в ООО «Вайлдберриз
2.1.Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Вайлдберриз