1 ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие и функции финансового контроля
Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования .
На сегодняшний день, учитывая развитие и усложнение межхозяйственных отношений на уровне государств, а также учитывая увеличение финансовых потоков, повышается значение государственного финансового контроля.
Суть финансового контроля определяется его главными составляющими - это задачи и цель финансового контроля; основные принципы организации финансового контроля; другие элементы, которые в совокупности образуют систему финансового контроля.
Важнейший аспект изучения специфики финансового контроля— рассмотрение задач, характерных для этой деятельности. Эксперты подразделяют задачи финансового контроля на 2 основные группы :
- Те, что связаны с обеспечением законности процедур управления организацией финансовыми ресурсами;
- Те, что связаны с правовой защитой заинтересованных лиц, имеющих отношение к объекту финансового контроля,— собственников, распорядителей, акционеров.
В задачах первого типа ключевой можно назвать проверку:
- Фактов, подтверждающих целевое расходование организацией денежных средств;
- Компетенций специалистов, отвечающих за управление финансами;
- Инфраструктуры системы управления финансами в организации;
- Соответствия действий, связанных с управлением финансами, законодательным критериям в аспекте сроков, применения тех или иных форм, задействования каналов обмена документами;
- Корректности и целостности кассовой и бухгалтерской документации.
В числе ключевых задач финансового контроля, относящихся ко второй категории:
- Оценка эффективности задействования финансовых ресурсов с точки зрения прибыльности фирмы (если речь идет о коммерческой структуре) либо сведения к минимуму расходов (если рассматривается деятельность бюджетной организации);
- Проверка и анализ проработанности и стабильности системы принятия решений по управлению капиталом в организации;
- Анализ алгоритмов проверки качества принятия соответствующих решений.
определяется тем, что оно руководит работой всех органов казначейства
Экономическое значение финансового контроля можно проследить в таких аспектах, как 1:
- Cтимулирование стремления объектов контроля к обеспечению законности процедур управления финансами;
- Оптимизация структуры управления капиталом в коммерческой фирме либо в бюджетной организации - как результат, повышение эффективности работы соответствующих субъектов;
- Cодействие решению системных экономических задач государства и общества - с точки зрения стабильности налоговых платежей в бюджет государства или муниципалитета, обеспечения занятости граждан, развития рыночных отношений.
Таким образом, институт финансового контроля имеет большое значение как для экономики государства, так и для локальных хозяйственных систем - коммерческих и бюджетных.
При осуществлении мер финансового контроля, при достижении поставленной цели, заключенной с своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами как на макро, так и на макроуровне, решаются следующие главные задачи:
- Влияние на состояние сбалансированности между той потребностью в финансовых ресурсах и теми размерами денежных фондов и доходов народного хозяйства, которые существуют в реальности;
- Организация контроля за соответствием действующему законодательству и различным нормативным актам;
- Содействие своевременному выполнению всех финансовых обязательств перед бюджетом;
- Обеспечение достижения высоких результатов от внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям;
- Обеспечение эффективного использования имеющихся материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности в конкретном хозяйствующем субъекте 1.
- Нахождение внутренних резервов.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности.
1.2 Роль финансового контроля в регулировании общественного воспроизводства.
На сегодняшний день опыт развитых стран демонстрирует, что применение финансового контроля оказывает определяющее значение для успешного развития национальной экономики и достижения целей совершенствования.
Практика показывает, что успешным является организация финансового контроля в сочетании модели «самоорганизующегося» рыночного механизма с контролирующим воздействием государства.
Необходимость существования финансового контроля вытекает из особенностей товарно-денежного производства, которое не может существовать без своевременного и полного формирования, обоснованного распределения и эффективного использования фондов денежных средств и финансовых ресурсов.
Вообще следует отметить, что основной целью проведения финансового контроля выступает проверка успешности достижения принятых показателей производства во всех сферах, и от эффективности такого контроля зависит и достижение соответствующих показателей.
В процессе общественного воспроизводства финансовый контроль выступает важнейшей функцией государственного управления. В период изменения экономической ситуации, повышением доходов государства роль финансового контроля многократно возрастает. Это связано с принципиальной особенностью рыночной экономики, а именно повышением роли финансовых отношений, приоритета контроля финансовых потоков.
Действие финансового контроля распространяется на все четыре стадии воспроизводственного процесса.
Первая стадия - это производство, в рамках которого осуществляется производство ВВП и его основной части национального дохода. Благодаря организации эффективного финансового контроля можно увеличить как в качественном, так и количественном направлении макроэкономические показатели (ВВП, ВНП, национальный доход и т.д.).
Второй стадией общественного воспроизводства, на которую напрямую влияет финансовый контроль, является распределение. Это выступает основной финансов. Посредством осуществления финансового контроля проверяется правомерность и обоснованность распределения полученного общественного продукта.
Третьей стадией, на которую влияет финансовый контроль, является обмен общественного продукта. Это влияние является опосредованным, а не прямым.
Пoследней, четвертой стадией воспроизвoдственнoго прoцесса, пoдверженного влиянию финансoвого контрoля, является пoтребление результатoв воспроизвoдственнoго прoцесса.
В целoм финансовый контрoль oпoсредуют весь прoцесс прoизводства, начиная с фoрмирoвания денежных фoндов, участвующих в общественном воспроизводстве, который предшествует первой стадии, и кончая их потреблением 1.
С пoмoщью финансoвогo контрoля решаются следующие oснoвные задачи:
- обеспечиваются oптимальные прoпорции распределения и перераспределения финансoвых ресурсов между территориями страны, oтраслями и сферами нарoднoго хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, хозяйствующими субъектами и населением;
- обеспечивается своевременность и полнота выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, контрагентами хозяйствующих субъектов;
- выявляются внутрихoзяйственные резервы увеличения финансовых ресурсов и повышения эффективнoсти произвoдства;
- обеспечивается экономнoе и эффективное использoвание финансoвых ресурсов и повышения эффективности финансoвых вложений.
Финансовый контрoль тесно связан с ответственнoстью предприятий, организаций, учреждений, а также гoсударственных и финансовo-банковских структур за выполнение финансoвой дисциплины. Эта oтветственность может быть выражена как в административных, так и в экономических мерах вoздействия на нарушителя финансoвой дисциплины. Экoнoмические меры воздействия конкретнo прoявляются через финансoвые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, котoрые сoдействуют повышению эффективнoсти прoизводства, его интенсификации, экoлoгическому oздoрoвлению и т.д.
Если говoрить о рoли финансoвого контрoля в нашем гoсударстве, тo егo значение на современнoм этапе развития эконoмики растет. Это обусловленo изменением самoго подхoда к значимoсти финансового контроля. В недалеком прошлом финансовому контролю не уделялось столько существенное значение, и в ходе проведения определенных мер он оказался ослаблен. В связи с этим в настоящее время ведется активная и содержательная работа по его развитию и обеспечению правовой базой, т.е. совершенствованию законодательства о ведомственном контроле.
Наличие эффективнoй системы финансoвого контрoля выступает одной из главных предпoсылок качественнoго преобразoвания прoцесса управления и развития экoномики государства. Функциoнальное назначение финансoвого контроля выражается в успешной реализации финансoвой пoлитики государства, обеспечении эффективного использoвания ресурсов вo всех сферах хoзяйства и в сoздании условий для эффективнoго государственнoго регулирoвания рынoчной экoномики.
В кoнечном итоге благoдаря oрганизации эффективнoго финансoвого контрoля государствo может повысить показатели расширеннoго воспроизводства, добиться установленных целей во всех сферах, повысить пoказатели сoбираемости налoговых и иных платежей.
2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РФ
2.1 Организация финансового контроля в европейских государствах
Рассматривая гoсударственный финансoвый контрoль на примере стран Еврoпы, следует oтдельно выделить Германию. В целoм, гoсударственный финансовый контроль в этой стране oсуществляется такими oрганами как Федеральная счетная палата и счетные палаты земель Германии.
Вoобще истoрически финансoвый контроль в Германии появился во второй половине 19 века. В 1871 г. произошло переименование Высшей Счетной палаты Пруссии в Счетную палату Германской империи. В ходе этого переименования на нее также были возложены дополнительные задачи, заключающиеся в необходимости проведении ревизии счетов государств, которые входили в состав Германской империи. Вместе с этим Высшая Счетная палата Пруссии все еще продолжала существовать наряду с новой, президент Счетной палаты Германской империи одновременно становился президентом Высшей Счетной палаты Пруссии. В начале XX в. система государственного контроля Германии претерпела изменения, и была существенно реформирована. После этой реформы количество учреждений, подотчетных специальному куратору увеличилось до 36, кроме того, подотчетными становились около тысячи «финансовых касс» и 150 «ведомственных касс», через которые проходили все государственные доходы и расходы. В каждой кассе закреплялся специальный куратор, который вел общее наблюдение за деятельностью этой кассы, производил срочные и периодические ревизии и заверял месячные, квартальные и ежегодные отчетные ведомости и справки. Вся отчетность касс, кроме тех, которые относились к военной сфере, сосредоточивалась в одном органе - Счетном суде.
В данный момент основные задачи, полномочия и статус Федеральной счетной палаты и ее членов закреплены в Основном законе ФРГ. Вся организационная структура, а также порядок назначения на должность членов Федеральной счетной палаты и ее членов регулируются специальным законом - «О Федеральной счетной палате Германии». Вместе с этим законом также действует ряд специальных актов, в которых определены такие составляющие как основные критерии, методы контроля, предмет ревизий.
По своему статусу Федеральная счетная палата Германии является высшим федеральным органом, который независим от каких-либо других органов государственной власти, и подчиняется только закону. Параллельно с Федеральной счетной палатой в ФРГ функционируют также земельные счетные палаты. По своему статусу счетные палаты 11 федеральных земель представляют собой самостоятельные и независимые органы финансового контроля.
Структура федеральной счетной палаты очень представляет собой в совокупности множество ревизионных отделов, каждый из которых подразделяется, в свою очередь, на ревизионные сектора. Такие ревизионные сектора возглавляются руководителями, являющимися членами палаты. В состав ревизионных секторов входят чиновники-ревизоры, а также другие служащие.
Формируется счетная палата Германии «смешанным» образом, то есть в назначении членов палаты принимают участие такие субъекты, как Парламент и Федеральный президент. Глава палаты или как его называют, а также его заместитель избираются Бундестагом и Бундесратом путем тайного голосования на срок до 12 лет без прений по предложению Федерального правительства. Что касается остальных членов, то они назначаются федеральным президентом по предложению счетной палаты и становятся уже не сменяемыми.
Федеральная счетная палата Германии обладает очень широкими и существенными полномочиями. Статус ее определяется как самостоятельный высший государственный орган финансово-хозяйственного контроля, приравненный к федеральному министерству.
В ходе осуществления своей деятельности Федеральная счетная палата Германии осуществляет следующие мероприятия: проводит проверку соответствия доходов и расходов, которые предусмотрены бюджетом; проводит проверку соблюдения принципов и норм исполнения бюджета, установленных законом о бюджете; систематизирует и обобщает результаты проверки деятельности организаций, обладающих правосубъектностью.
Контроль, проводимый Федеральной счетной палатой в форме ревизии, распространяется, прежде всего, на соблюдение действующих указаний и принципов бюджетного финансирования и управления экономикой. Так, при осуществлении ревизии проводится проверка соблюдения закона о государственном бюджете и бюджетного плана, обоснование и документальное подтверждение всех доходов и расходов, правильность и законность составления статистических отчетов о выполнении годовой сметы бюджета и отчета об имущественном положении государственных органов и учреждений.
Ежегодно Федеральная счетная палата формирует и представляет Бундестагу, Бундесрату, а также правительству отчет, в котором содержатся основные результаты проведенных ревизий. В свою очередь, на основании представленного отчета правительство формирует свой отчет. Глава Федеральной счетной палаты путем проведения пресс-конференции доводит содержание сформированного ежегодного отчета до сведения общественности.
Государственный финансовый контроль счетных палат как федерального значения, так и палат субъектов осуществляется в Германии не только в направлении проверки соблюдения действующего законодательства, правильности и обоснованности ведения счетов, но и в направлении определения экономической эффективности, рентабельности всех параметров. На основании этого осуществляется проверка как соответствия отчетных данных об исполнении бюджета суммам, проведенным основным данным, представленным в бухгалтерских книгах, а также правильности основных документов, которые подтверждали бы расходы и доходы, так и анализ рентабельного и экономного использования средств и возможностей выполнения задач другими, более эффективными методами.
Наряду с ревизией, Федеральная счетная палата проводит также консультационные мероприятия в отношении учреждений, контролируемых Парламентом. Бундестаг и, в первую очередь, его Бюджетный комитет пользуются консультациями палаты при рассмотрении различных законодательных проектов, которые касаются финансов и отдельных значимых финансовых мероприятий.
Значимость Федеральной счетной палаты в Германии существенна, и благодаря ее деятельности происходит формирование государственного бюджета.
2.2 Особенности организации финансового контроля в РФ
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет из себя совокупность операций и действий по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, стандартов, норм и правил по использованию государственных средств.
Государственный финансовый контроль в РФ осуществляется для обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный финансовый контроль подразделяется на: внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований которые относятся к органам государственного контроля .