Глава I Правовая характеристика легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем
Для правильной квалификации преступных посягательств, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, необходимо учитывать следующее.
Федеральным законом от 07 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, определена как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Предметом преступления являются денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое или недвижимое имущество, приобретенные преступным путем как в России, так и за ее пределами.
В п. 21 постановления от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что «при постановлении обвинительного приговора по ст. 174 УК РФ или по ст. 174.1 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путес либо в результате совершения преступления». Вместе с тем из этого разъясненися не следует, что к моменту привлечения лица к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 174 УК РФ, оно должно быть осуждено за основное (предикатное) преступление. Уголовная ответственность за легализацию может наступить и в случае, например, совершения сделок по легализации имущества, которое заведомо для лица добыто преступным путем лицами, не привлеченными к уголовной ответственности ввиду истечения сроков давности либо ввиду неустановления этих лиц. Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества может быть установлен и судом, рассматривающим уголовное дело об отмывании преступных доходов . Важно лишь, чтобы субъект привлекаемый к уголовной ответственности за легализацию, осознавал, преступное проихождение имущества, с которым он совершает финансовые операции и иные сделки.
Финансовые и другие сделки, о которых говорится в рассматриваемых статьях, это действия (независимо от формы и способа их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами ими в задействованном хозяйственном проекте, дарение или наследование) с денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, ценными бумагами, иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Как подчеркнул Пленум Верховного Суда, ответственность по ст. 174 и 174.1 УК РФ наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенным преступным путем имуществом (п. 19 постановления от 18 ноября 2004 г. №23).
Субъект преступления – общий. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию, распоряжению указанными денежными средствами или иным имузеством.
Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации доходов, необходимо установить факт осознания ими того обстоятелсьвта, что финансовая операция или другая сделка с их участием осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенным преступным путем, и желание совершить такие действия.
Правовая характеристика легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем необходима в целях установления обстоятельств подлежащих доказыванию по уголовному делу, круг этих обстоятельств должен быть определен на начальном этапе производства предварительного расследования по уголовному делу.
?
Глава II Особенности первоначального этапа расследования легализации доходов, приобретенных преступным путем
Как показывает изучение следственной практики, большинство преступлений экономической направленности так или иначе связано с легализацией денежных средств или иного имущества, добытого преступным путем.
Легализация преступных доходов по своей природе - деяние без видимого ущерба. В результате чрезвычайно высокой латентности данного вида преступления. Следовательно, своевременное и наиболее полное выявление информации о преступлении - одна из основных задач борьбы с легализацией преступных доходов, которая, по нашему мнению, должна разрешаться на первоначальном этапе расследования.
Общепризнанной в уголовно-процессуальной и криминалистической науках является точка зрения, согласно которой предварительное расследование по любой категории преступлений подразделяется на ряд этапов: этап производства первоначальных следственных действий и последующий этап предварительного расследования.
К одной из главных особенностей первоначального этапа расследования, преступлений, связанных с легализацией преступных доходов относится большое значение эффективного использования оперативно-розыскной информации. Кроме того, действенное противодействие «отмыванию» преступных доходов требует теоретических и практических знаний не только уголовного и уголовного-процессуального законодательства, но и специального, к которому относится законодательствао в области банковского дела, небанковских финансов, налогооблажения, бухгалтерского учета, другой относящейся к процессу легализации экономической деятельности.
2.1. Проведение доследственных проверок по уголовным делам, связанным с легализацией (отмыванием) денежных доходов, приобретенных преступным путем
Расследование легализации (отмывания) денежных доходов, приобретенных преступным путем, начинается со стадии возбуждения уголовного дела, иначе говоря, с проведения доследственной проверки.
В соответсвии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Используя комплекс проверочных мероприятий следователь обязан проверить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок, установленный законом.
По мнению Н.И. Газетдинова, на стадии проведения доследственной проверки для принятия законного и обоснованного решения, в порядке ст. 145 УПК, следователем должен быть решен ряд вопросов:
1. Имеется ли поводи и основания к возбуждению уголовного дела?
2. Содержатся ли в информации достаточные сведения о признаках преступления?
3. Имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу?
4. Какие меры необходимо принять для сохранения и закрепления следов преступления?
5. Имеется ли необходимость в проведении дополнительной доследственной проверке по сообщению о преступлении, и какие при этом необходимо произвести действия? .
Совместная работа следователя и оперативных сотрудников начинается с момента регистрации сообщения о преступления и продолжается до направления его в суд.
При этом, на стадии возбуждения уголовного дела можно отметить такое участие следователя в этом процессе, как ознакомление с результатами ОРД и определение методов и сроков реализации имеющейся информации, а также возможности задержания причастных к отмыванию преступных доходов лиц. Действия следователя и оперативных сотрудников по обнаружению признаков «отмывания» преступных доходов, установлению причастных к преступлению лиц и розыску преступных доходов, и имущества, полученного преступным путем должны составлять целостный и динамичный процесс от начала взаимодействия до его окончания. Эта позиция издавна считается наиболее ценной, много десятилетий является аксиомой в криминалистике и тесно связанной с ней теории ОРД .
Основной задачей следователя в ходе проведения доследственной проверки является деятельность по выработке рекомендаций для оперативных сотрудников, в каждом конкретном случае индивидуально, с целью определения процессуальной допустимости и необходимого объёма доказательств для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, либо своевременно (до возбуждения уголовного дела) определить, что цель оперативно-розыскных мероприятий (выявление достоверной и достаточной информации для возбуждения уголовного дела) не может быть достигнута.
Результатом взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками, должно явиться принятие обоснованного и законного решения о возбуждении уголовного дела, после чего следователь как лицо, самостоятельно определяющее ход расследования уголовного дела, должен определить направления розыска, установить обстоятельства, подлежащие доказыванию, собрать доказательства виновности совершающих легализацию лиц, на основании постоянного отслеживания поступающей информации, провести в рамках уголовного дела реализацию имеющихся материалов и задержать подозреваемых лиц с предметами (денежными средствами) преступного происхождения.
Однако едва ли это реализуется на практике. Поспешность в принятии решения о возбуждении уголовного дела в условиях недостаточной осведомленности следователя о событиях легализации и причастности к ней субъектов влечет трудности в проверке информации следственным путем, поскольку и без того сокрытые для следователя доказательства могут быть быстро уничтожены: путем пересмотрения системы криминальной конспирации, усиления контрразведывательной и разведывательной деятельности в среде правоохранительных органов через коррумпированных сотрудников.
Если первоначальная следственная версия в ходе расследования не подтверждается, это приводит к затягиванию сроков расследования уголовного дела, а в большинстве случаев по расследованию «отмывания» денежных доходов - к прекращению уголовных дел .
Следует отметить, что типичная следственная ситуация, возникающая на первоначальном этапе расследования «отмывания» денежных доходов, приобретенныъ преступным путем, как правило, характеризуется следующими признаками:
- имеются обоснованные данные, свидетельствующие о легализации преступных доходов;
- установлены лица, подлежащие привлечению к ответственности за данное преступление;
- местонахождение денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем, известно (неизвестно).
Существенной проблемой, возникающей в ходе проведения доследственной проверки по фактам легализации, является вопрос о допустимости доказательств. Наиболее частым возражением против использования результатов оперативнорозыскной деятельности в качестве доказательства по уголовному, является довод о том, что соответствующие доказательства получены с нарушением закона, и поэтому не имеют юридической силы, не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при вынесении обвинительного приговора.
Однако доказательства, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, признаются допустимыми, если они получены в соответствии с требованиями УПК РФ.
Например, следователь до возбуждения уголовного дела вправе давать устные рекомендации по проведению оперативно-розыскных мероприятий по вопросам собирания доказательств, которые отвечают требованиям УПК и могут быть положены в основу обвинения (ст. 89 УПК РФ). Учитывая, что проведение оперативно-розыскных мероприятий во многих случаях требует возбуждения уголовного дела и невозможны в рамках материала проверки, устные рекомендации следователя должны помочь избежать получения недопустимых доказательств. Так, А.А. Краюшкин считает, что процесс закрепления сведений, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, можно условно разделить на этапы:
1. Собственно закрепление сведений, полученных оперативным путем (проводится до передачи материалов следователю).
2. Включение полученных материалов в уголовный процесс (приобщение их к материалам дела).
3. Проверка уже вовлечённых в уголовное дело сведений способами уголовного процесса, придание им уголовно процессуальной формы .
Проведение доследственной проверки по уголовным делам свзанным с легализацией (отмыванием) денежных доходов, приобретенных преступным путем имеет своей целью установить достаточные обстоятельства, указывающие на признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ.
2.2. Производство предварительного расследования по уголовным делам, связанным с легализацией (отмыванием) денежных доходов, приобретенных преступным путем
При наличии достаточных данных, свидетельствующих о признаках совершения легализации, следователь, в соответствии со ст. 146 УПК РФ, выносит постановление о возбуждении уголовного дела.
Кроме того следует отметить, что после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, первоначальный этап расследования продолжается в построении следственных версий. Версии должны строиться путем сопоставления исходной информации с криминалистической характеристикой легализации преступных доходов (о которой мы говорили в первой главе), в зависимости от возникших в ходе расследования ситуаций.
При наличии у следователя теоретического подхода к организации расследования в принципе и к построению следственных версий - в частности, сложности первоначального этапа расследования легко преодолимы.
Только после построения, анализа, отработки и исключения версий следователь может уяснить, какова модель (способ совершения) «отмывания» и какая её фаза протекает в настоящий период времени, от этого зависят не только возможность закрепления отдельных доказательств, но перспективы всего расследования .
План расследования по уголовному делу должен предусматривать одновременные действия следователя по ещё не отработанным версиям и по проверке иных возможных версий, выдвинутых взамен опровергнутых.
В научной литературе специалисты в области права пишут о том, что легализации преступных доходов представляет собой динамичный процесс, в котором не исключаются совершенно неожиданные варианты действий преступников. Не каждый следователь способен закончить расследование до конца, поэтому дела по расследованию легализации должны находиться в производстве опытных следователей, последний должен отлично разбираться в финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и банков. В некоторых случаях следователю следует привлечь к расследованию опытных в финансовых и иных неюридических вопросах лиц .
На начальном этапе расследования легализации преступных доходов следователь должен быть сориентирован на проверку достоверности фактических данных, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, на собирание новых доказательств и предупреждение возможных попыток заинтересованных лиц скрыть следы преступления.
Представляется, что на первоначальном этапе расследования обоснованно и эффективно использование фактора внезапности для успешного продолжения расследования. Целесообразно применить задержание, произвести неотложные следственные действия (о которых мы поговорим в следующей главе) и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на сбор первичной доказательственной базы и изъятие денежных средств (иного имущества), приобретённого заведомо преступным путём.
?
Глава III Следственные действия, проводимые на первоначальном этапе расследования по уголовным делам, связанным легализацией (отмыванием) денежных доходов, приобретенных преступным путем
При производстве предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным по факту легализации (отмывания) денежных средств, производство следственных действий на первоначальном этапе имеет особое значение.
В теории уголовного судопроизводства и криминалистики под следственными действиями принято понимать производимые в порядке установленном УПК РФ действия дознавателя, следователя, суда, направленные на собирание и проверку доказательств по уголовному делу. Стоит заметить, что дефениция «следственное» означает, что при его производстве происходит собирание и проверка доказательств, то есть формирование доказательственной базы по уголовному делу.