Глава 1. Общая характеристика источников административного права в РФ
1.1 Понятие источников административного права, их признаки и квалификация
Множество ученых на сегодняшний день занимаются изучением источников такой отрасли права, как административное право. Так, например, В.А. Фалейчик, считает, что все источники административного права — это, прежде всего, акты органов государственной власти, которые содержат в себе административно-правовые нормы. По мнению данного ученого, система источников административного права весьма специфична, поскольку обладает следующими характеристиками:
а. общей обязательностью для всех без исключения субъектов;
б. нормативной закрепленностью в официальных государственных актах;
в. системностью;
г. государственной гарантированностью.
Довольно специфическим признаком, является интеллектуально-волевой характер категории. То есть, право не только регулирует общественную деятельность, но также и исходит непосредственно от этого социума. Другими словами, в данной категории проявляется воля и интерес людей.
Источники административного права — это исходящие от уполномоченных государственных органов и должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, иных органов публичной власти, действующих от имени государства или муниципального образования официальные документы, устанавливающие, изменяющие, отменяющие или разъясняющие административно-правовые нормы, т. е. общеобязательные формально определенные правила, регулирующие отношения, возникающие в административно-правовой сфере.
Наиболее общая характеристика источников административного права говорит о данном явлении как о форме выраженности легализированных норм, которая позволяет ознакомиться с ними большому кругу лиц, а также, в зависимости от конкретной ситуации, применить их. То есть в данном случае понятие «форма» и «источник» отождествляются. Суть в том, что выражение права одновременно является сферой его непосредственного зарождения. Например, нормативный акт закрепляет определенные правила, но наряду с этим он входит в юридическую систему государства и является её непосредственной основой. Но помимо терминологии, характеристика источников права должна содержать информацию об их видах, которых на сегодняшний день довольно много.
Стоит отметить, что в систему источников административного права нельзя отнести правовые акты ненормативного характера. Обширность, многообразие отношений предмета административно-правового регулирования влекут за собой большое число нормативных актов. Вследствие этого является полезной их классификация, в особенности по признакам правовых свойств, а также форм правовых нормативных актов.
В настоящее время использование правовых актов при разрешении спорных жизненных обстоятельств является необходимостью. Каждая действующая норма права специфична, но при этом находится в определенной подчиненности от другой нормы права. Свойства, которыми наделяются нормативно-правовые акты, далеко не являются одинаковыми. В этой связи следует выделить акты, которые наделены высшей юридической силой, следовательно, эти акты являются законами и акты, которые находятся в подчинении, акты управления.
На сегодняшний день существует огромное множество источников административного права, среди которых существуют множество смешанных, а также межотраслевых, то есть тех, которые регламентируются различными нормами права.
Таким образом, источники административного права представляют собой совокупность актов органов государственной власти, содержащих административно-правовые нормы.
Общая характеристика источников административного права говорит о данном явлении как о форме выраженности легализированных норм, которая позволяет ознакомиться с ними большому кругу лиц, а также, в зависимости от конкретной ситуации, применить их.
Признаки источников административного права: являются основанием осуществления управленческой деятельности органов (должностных лиц) государства; издаются специально уполномоченными на то органами, должностными лицами; выражают волю принявшего их субъекта; имеют определенную форму, то есть внешнее выражение; обладают строгой иерархичностью; распространение содержащихся в них административно-правовых норм на все отрасли государственного управления; содержащиеся в них нормы рассчитаны на более или менее длительное, или постоянное применение; с их помощью регулируются земельные, финансовые, трудовые и иные отношения, являющиеся предметом регулирования отдельных отраслей права; влекут юридические последствия, то есть создают юридические права и обязанности, и другие.
Юридические нормы включаются в нормативные правовые акты (акты государственных и муниципальных органов), которые являются источниками права. В зависимости от юридической силы все источники административного права можно классифицировать на несколько групп:
а. акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов (Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты Федерального Собрания, законы субъектов РФ и др.);
б. акты Президента РФ (указы);
в. подзаконные акты — акты государственной администрации (постановления Правительства РФ, приказы, постановления, указания федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и др.);
г. акты муниципальных органов (по вопросам административного принуждения, охраны общественного порядка и др.);
д. публичные договоры (международные договоры РФ, федеративные договоры РФ с ее субъектами, административные договоры, которые заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ);
е. акты правосудия, которые признают неконституционными или незаконными действующие нормы, а также обязательные для судов низших инстанций;
ж. административные обыкновения — это локальные нормы, определяющие правила поведения в отдельных государственных организациях. Они не закреплены актом государственной администрации и являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (распределения обязанностей между служащими, существующим порядком визирования документов и т. п.).
Все действующие источники административного права образуют целостную, не самоуправляемую систему, изменить которую могут субъекты, которые принимают нормативные правовые акты, содержащие административно-правовые нормы.
Правовые источники административного права подразделяются также на следующие виды: федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).
В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
- нормативные акты государственных органов;
- нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);
- совместные акты (государственных и негосударственных организаций);
- нормативные акты, принятые в порядке референдума.
1.2 Характеристика и действие нормативно-правовых актов как источников административного права на основе Конституции РФ
Для начала стоит освоить положения Конституции в виде основного и базового источника права всех отраслей, в том числе административного права. Зачастую значение их недооценивается и это приводит к сужению сфер, в которых применимо административное право. В связи с этим происходит уменьшение непосредственного конституционного влияния на «административное правосознание» в виде решающего фактора правотворчества и правоприменения. Установление специфики действия некоторых законов и их определенной совместимости не исключается целостностью законодательного регулирования.
В Конституции Российской Федерации впервые введено понятие "правовая система" (ч. 4 ст. 15) и установлены следующие виды правовых актов: "Конституция", "закон", "федеральный закон", "федеральный конституционный закон", "правовые акты", "нормативные правовые акты", "указы", "постановления", "распоряжения", "решения", "акт", "международные договоры", "устав". "договор", "соглашения". Всего 15 видов актов, в которых нужно правильно разобраться.
Между собой нормативно правовые акты находятся в разных соотношениях. В данной ситуации о как таковой правовой системе позволяет говорить именно системообразующие связи различных видов актов. Однако, в этом есть определенные проблемы, поскольку в любом случае противоречивость политического и социально-экономического развития России порождает юридический хаос. Происходят постоянные изменения правовой системы, поэтому связи, которые есть между актами, нарушаются. Повсеместно видна тенденция понижения эффективности на общественные процессы правового воздействия, а огромное количество правонарушений, преступности в целом всё больше понижает уровень законности в стране.
Необходимо максимально проанализировать и укрепить системные связи нормативно правовых актов и научиться правильно их формировать. Чтобы осуществить это, надо знать как правильно и уместно использовать легальные средства и способы поддержания уже установленных связей между Конституцией Российской Федерации, законами, а также подзаконными актами. Чтобы соблюсти соподчиненность нормативно правовых актов, следует использовать такие средства и способы как:
а. неуклонное соблюдение в правовой системе государства верховенства Конституции РФ и ее наивысшей юридической силы относительно других нормативно правовых актов (таков смысл ст. 15 Конституции Российской Федерации);
б. признание верховенства закона над всеми подзаконными актами;
в. обеспечение функционально-правовой зависимости, когда решение взаимосвязанных задач может повлечь за собой цепь нормативно правовых актов (действие закона всегда порождает юридические связи и отношения, опосредуемые в указах, постановлениях, приказах, локальных актах, корпоративных нормах, в актах народного опроса и голосования);
г. предопределение юридической силы каждого нормативно правового акта по отношению к другим актам (она должна обеспечиваться в случае отклонения такими средствами, как приостановление, изменение, отмена, обжалование, признание акта недействительным. Умелое и своевременное их использование в процессе правоприменения позволит сбалансировать разные нормативно правовые акты и не обострить и так уже существующие юридические коллизии);
д. определение сферы действия абсолютно каждого нормативно правового акта и мест его соприкосновения с другими актами.