1. История создания Всеобщей декларации прав человека
Права человека – неотъемлемый элемент человеческой личности и человеческого бытия. Поэтому процесс формирования концепции прав человека прошёл длительный путь, связанный с историей развития общества. Начало его восходит к первым формам общественной жизни людей, вызвавшей необходимость регулирования их поведения в окружающем мире.
Идеи естественного равенства людей – равенства по природе, столь существенные для понимания прав человека, были высказаны древнегреческими софистами (Протагор, Антифонт, Ликофрон) и китайскими мыслителями (Мао-Цзы, Конфуций) ещё в VI-IV вв. до н.э. В VI в. до н.э. греческий архонт Солон разработал Конституцию, закрепляющую принципы демократического устройства общества, касающиеся привлечения к ответственности чиновников за произвол по отношению к населению .
Наиболее типичные взгляды на человека, государство, свободу изложил Аристотель (384 – 322 до н.э.). По Аристотелю государство обязано заботиться о свободных, а не рабах. Поэтому и правами граждан обладали только свободные .
Идеи равенства всех людей можно найти и в раннем христианстве. Характерны такие постулаты: «каждый получает награду по своему труду; где нет закона, там нет и преступления; какой мерой мерите, такой отмерено будет и вам».
Древнеримским юристам принадлежит заслуга в разработке понятия субъекта права и равенства перед законом. «Под действие закона должны попадать все», - утверждал Цицерон. Следует отметить, что философские идеи не получали адекватного отражения в законодательстве в условиях классового общества в Древней Греции и Римском государстве. Права человека рассматривались законом как привилегия только рабовладельцев, исключая огромную массу людей.
Аналогичная тенденция характерна для периода средневековья, с его сословно-иерархической структурой, где права человека являлись привилегией отдельных сословий, а равенство прав обуславливалось принадлежностью к одному и тому же сословию. Вместе с тем сословная ограниченность прав человека не умаляет значения английского документа – «Великой хартии вольностей» 1215г. Она положила начало трудному пути образования правового государства. Обратим внимание на ряд статей, имеющих особую принципиальную важность .
Статья 38. Впредь никакой чиновник не должен привлекать кого-либо к ответу (на суде, с применением ордалий) лишь на основании своего устного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей.
Статья 39. Ни один свободный человек не будет осужден или заключен в тюрьму или лишен владения или объявлен стоящим вне закона или каким-либо иным способом и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по закону приговору равных ему и по закону страны.
Статья 40. Никому не будем продавать права и справедливость, никому не будем отказывать в них или замедлять их.
Хотелось бы отметить, что в XVII – XVIII вв. в Беларуси действовали сторонники «натурального права»: Ф. Скорина, С. Будный, М. Литвин, А. Волон и другие. Так. Вслед за Аристотелем и Цицероном Ф. Скорина утверждал, что «всякое цивилизованное житьё должно строиться на законопослушании». Он выступал за приоритет права. Мыслитель любил повторять: «Когда в обществе отсутствует законопослушание и господствует своеволие и беззаконие, то это – общество не людей, волчья стая» .
Однако ключевую роль в формировании естественно-правовой концепции прав человека играли философы-просветители XVI-XVIII вв.: англичанин Локк, американцы Пэйн и Джефферсон; французы Руссо, Монтескье, Вольтер; голландец Гроций. Их идеи, касающиеся равенства людей, неотчуждаемости таких прав, как право на жизнь, свободу и безопасность, которыми они наделены от рождения, получили закрепление в конституционном и ином законодательстве периода буржуазных революций и становления буржуазных государств: в Англии – в Петиции о правах 1628г. и «Билле о правах» 1689г.; в Америке – Декларация о правах Вирджинии 1776г. и Декларации независимости США 1776г., «Билле о правах» 1791г.; во Франции – Декларации прав человека и гражданина 1789г .
Итак, к началу разработки Всеобщей декларации прав человека имелась сложившаяся концепция прав и свобод человека, получившая закрепление в конституционном законодательстве наиболее развитых государств того времени .
Вопрос о необходимости разработки Декларации прав человека возник в ходе разработки Устава Организации Объединенных Наций (далее ООН). Почему именно в тот период проблема создания механизма международной защиты в области прав человека стала столь актуальной и насколько правомерно было связывать ее с созданием новой организации? Причины сводились к следующему:
1) Вторая мировая война сопровождалась вопиющим нарушением прав человека фашистскими режимами Германии, Италии, Японии, которые, по словам французского юриста Р. Кассена, действовали «с беспрецедентной варварской методичностью». Разработка универсального международного документа, закрепляющего основные права и свободы, должна была создать убежденность международного сообщества в их первостепенной важности для человеческого существования;
2) вполне оправдано увязывание проблемы защиты прав человека с деятельностью создаваемой международной организации, направленной на обеспечение мира и безопасности. Реализация прав и свобод возможна только в условиях мира и стабильности. Любой вооруженный конфликт сопровождался их грубым нарушением, и наоборот. Попрание прав человека неоднократно приводило к вооруженным конфликтам .
Инициатива США в постановке вопроса о разработке Декларации прав человека объяснялась активной деятельностью американских неправительственных организаций (Американский институт права, Комиссия по обеспечению мира, Американская группа планирования), которым принадлежала идея разработки Декларации прав человека и включение её в текст Устава ООН либо в качестве приложения к нему. Такой же позиции придерживались латиноамериканские государства . Под давлением американских организаций правительство США на конференции по выработке Устава ООН в Думбартон-Оксе в 1944г. с участием представителей СССР и Великобритании приняло компромиссный вариант: включить в будущий Устав только статьи, касающиеся целей и задач ООН в области прав человека. Эту позицию США и латиноамериканские государства отстаивали на Сан-францисской конференции в мае-июне 1945г., принявшей окончательный вариант Устава ООН. Благодаря их настойчивости большинство государств, в том числе СССР и Великобритания, проголосовали за включение в Устав статей, определяющих стратегию ООН в области прав человека.
Таким образом, в Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. Одной из главных целей ООН провозглашалось «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций» .
Итак, первым объектом нормотворческой деятельности ООН должны стать основные права человека. С этой целью на основе резолюции Экономического и социального совета (далее ЭКОСОС) от 16 февраля 1946г. была создана Комиссия по правам человека, мандатом которой являлась разработка международных деклараций или конвенций по вопросам гражданских свобод. В состав Комиссии вошли представители стран, принадлежащих к разным континентам – Европа (Англия, Франция, Бельгия), Америка (США, Чили), Азия (Китай, Индия), Африка (Египет), Австралия, и к различным политическим системам (СССР, Украина, Белоруссия, Польша), что нацеливало работу Комиссии на обобщение различных доктринальных подходов, идеологий и национального законодательства.
Для подготовки Декларации была создана временная рабочая группа, в состав которой вошли Элеонора Рузвельт, французский профессор Рэне Кассен, философ по образованию Шарль Малик (Ливан), получивший образование в Гарварде и заменивший впоследствии Элеонору Рузвельт на посту председателя Комиссии по правам человека. Уже на 2-й сессии Комиссии по правам человека, проходившей в декабре 1947г., был представлен практически законный проект Декларации, подготовленный Кассеном, основанный на «Документированных заметках» Департамента по правам человека Секретариата ООН. После обсуждения Комиссии он был отправлен на замечания правительствам.
На 3-й сессии (июнь 1948г.) Комиссия по правам человека, после изучения немногочисленных замечаний правительств, завершила работу над проектом Декларации и представила его в ЭКОСОС, который направил его для окончательной доработки и принятия в III Комитет Генеральной Ассамблеи ООН, проходившей в Париже с сентября по декабрь 1948г .
Острые дебаты и разногласия возникли между представителями социалистических и западных стран по поводу содержания прав человека . Запад считал, например, что социальный прогресс, права и свободы человека можно обеспечить лишь на основе создания, укрепления и развития рыночной экономики. Советский Союз исходил из того, что общественный прогресс, права человека и демократия могут быть достигнуты в результате уничтожения капитализма и победы коммунизма .
За принятие Всеобщей декларации прав человека проголосовали 48 делегаций из 56 присутствовавших. При этом воздержались 8 делегаций (в том числе СССР, УССР, БССР) .
Выступая по мотивам голосования, представители СССР и других социалистических стран отметили, что они воздержались, так как этот документ нарушает суверенитет государств, не содержит целый ряд предложений, внесенный ими, а также не гарантирует осуществления основных прав и свобод.
В бывшем Советском Союзе Всеобщая декларация прав человека впервые была опубликована в 1989 году (Литературная газета. 1989. 25 января), когда начался процесс демократизации тоталитарного коммунистического режима, в БССР – в конце 60-х годов (Усеагульная дэкларацыя правоy чалавека. Мн.: Выд. «Бюро iнфармацыi ААН», 1969).
Сегодня мы можем только сожалеть, что в течение 40 лет наш народ был фактически отлучен от идей подлинной свободы, стремления к счастью и человеческому достоинству, равенства людей в своих правах, уважительного отношения друг к другу, добра и справедливости, которые во все времена вдохновляли человека на возвышенные поступки и благородные дела .
Всеобщая декларация прав человека – основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи. Ее назначение – служить «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства» в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в ней прав и свобод .
В ознаменование важности как этого документа, так и самого социально-гуманитарного явления было решено 10 декабря провозгласить Днем прав человека .
Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных, - стало важным этапом в развитии международных отношений. Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеей ООН, и поэтому она носила лишь рекомендательный характер. В то же время при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором и нормотворческом процессе значительную роль играет обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы, провозглашенные во Всеобщей декларации, рассматриваются в настоящее время государствами в качестве юридически обязательных обычных и договорных норм. При этом следует иметь в виду, что изложенные в Декларации нормы постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все новых и новых международных соглашений.
Принятие Всеобщей декларации прав человека подтвердило возможность сотрудничества государств с различным общественным строем в области прав человека. Государства-члены ООН смогли достигнуть договоренности относительно тех общих для них принципов, которыми они должны руководствоваться в интересах соблюдения прав человека. Было установлено, какие основные права и свободы должны подлежать всеобщему уважению. Принятие Всеобщей декларации прав человека стало поворотным, эпохальным событием в жизни народов. Впервые в документе приведен перечень основных прав и свобод человека, дана оценка этому общественному явлению, как жизненно необходимому фактору развития мировой цивилизации.
2. Всеобщая декларация прав человека как один из документов Международного Билля о правах человека
Современное человечество имеет ряд международных документов, в которых закреплены общепринятые права и свободы человека. В системе Организации Объединенных Наций к настоящему времени заключено свыше 60 различных соглашений по правам человека. Этими документами охвачен широкий круг проблем, которыми обеспокоено все человечество. Основной из этих документов – Международный билль о правах человека. Он включает в себя Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и Второй факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни .
Разработка и принятие в рамках ООН Билля о правах человека ознаменовали качественно новый этап в развитии международных норм по правам человека. Речь шла уже не о каких-то отдельных правах, о защите какой-то особой категории лиц, а о правах всех индивидов во всех сферах общественной жизни. Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и поэтому не является юридически обязательным документом .
Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей.
Концепция прав и свобод человека, закрепленная во Всеобщей декларации, состоит из следующих компонентов:
- основополагающие принципы прав человека;
- классификация прав и свобод человека;
- права человека и общества;
- соотношение прав личности и государства .
Преамбула раскрывает причины разработки Декларации. Они сводятся к следующему:
? Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества.
? Стремления людей является создание такого мира (общества), где люди «будут иметь свободу слова и свободу убеждений и будут свободны от страха, нужды» (иначе, для нормальной жизнедеятельности человека нужно обладать всем комплексом прав как гражданских, политических, так и социально-экономических).
? Права человека должны иметь надежную правовую защиту, чтобы «человек не был вынужден прибегать к восстанию в качестве последнего средства против тирании и угнетения».
? Устав ООН накладывает обязанности на государства «содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека». Огромное значение для выполнения этой обязанности имеет «всеобщее понимание характера этих прав и свобод», что достигается регламентацией в универсальном международном документе.
? Закрепление прав и свобод в едином документе создает условия для просвещения и образования в области прав человека, содействуя таким образом их уважению, принятию национальных и международных мер для их «всеобщего и эффективного признания и осуществления» .