Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Понятие и правовые последствия помилования по УК РФ

cool_lady 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2021
Целью данной курсовой работы является самостоятельное изучение института помилования, а также его развернутое изучение в историческом, теоретическом и правоприменительном аспектах. Для достижения указанной целей поставлены следующие задачи: - изучение юридического значение и понятия института помилования; - изучение нормативно правовой базы Российской Федерации; - определение правовой природы и формы института помилования; - попытки охарактеризовать современные проблемы применения института помилования Объектом исследования выступает правовая природа, юридическое значение института помилования, а также его правовое применение. Предметом исследования является теоретические аспекты института помилования, его особенности и отличительные черты.
Введение

Тему курсовой «Понятие и правовые последствия помилования по УК РФ», я выбрал, потому что институт помилования является актуальным в действующем уголовном праве. В Российской Федерации в соответствии с пунктом «в» статьи 89 ныне действующей Конституции, помилование является исключительным правом Президента России. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право на помилование или смягчение наказания. Помилование осуществляется путём издания соответствующего указа главы государства. Стоит понимать, что такое помилование. Это прощение преступников не только с пожизненным сроком. Прошение на помилование могут написать разные категории заключенных. И они могут рассчитывать на снисходительность со стороны главы государства. В основном это не полное освобождение, а снижение сроков заключения. Помилование, в силу части 1 статьи 85 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), осуществляется Президентом России. Согласно части 2 актом помилования осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказание, также назначенное судом ему наказание может быть заменено на более мягкое или сокращено. Вместе с тем, с лиц, уже отбывших наказание, может быть снята судимость. Механизм рассмотрения ходатайств о помиловании описан в указе президента РФ "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" от 28 декабря 2001 года. Если акцентировать внимание на этимологическом содержании, то синонимами слова «помилования» являются: милость, прощение, пощада, благодеяния. Помилование по своему содержание является некой милостью, в отличие от той же самой амнистии, чаще всего бывает уступкой по отношению к власти или неким актом справедливости. Исходя из выше изложенного, можно сформулировать следующее определение помилования – это акт прощения, милосердия со стороны главы государства, применяемый к лицу, осужденному за совершение преступления. Помилование можно рассматривать в двух случаях: как процедуру рассмотрения ходатайства о помиловании и непосредственно как ее результат. Процедура рассмотрения ходатайства о помиловании регламентируется Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Результат его рассмотрения реализуется в Указе о помиловании конкретного осужденного. Многие противники помилования акцентировали внимания на том что практику помилования нельзя признавать совместимой с идеями и принципами правосудия, так как помилования осужденных подрывает и без того шаткий авторитет правосудия, создаёт у отдельной части населения безразличие к запретам, установленным уголовным законодательством. Но стоит отметить, что в 2019 году Президент России Владимир Владимирович Путин подписал только три акта о помиловании. Всего актов о помиловании с 1992 года было подписано 57 тысяч, что составляет 0.6% от всех осужденных. В Великобритании это норма составляет 5%, в Германии и Нидерландах от 15-20%. Данная статистика показывает актуальность такого института как помилование, ведь мировые тенденции развития законодательства направлены к гуманизации органов власти и права в целом. В этом же и заключается проблема применения мер освобождения от уголовной ответственности и наказания путем помилования.
Содержание

Введение Глава 1. Правовая природа и применение института помилования 1.1. Правовая природа помилования 1.2. Применение института помилования Глава 2. Правовые последствия помилования 2.1. Последствия помилования в Российской Федерации, погашение судимости 2.2 Правовые проблемы помилования в России Заключение Библиографический список
Список литературы

1) См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 227. 2) Сергиевский Н.Д. Русское уголовное право. Часть Общая. 5-е изд. СПб., 1904. С. 416. 3) Трубецкой Е.И. Труды по философии права / вступ. ст., сост. и примеч. И.И. Евлампиева. СПБ.: Изд-во РХГИ, 2001. С. 519–520. 4) Лист Ф. Учебник уголовного права. Общая часть. М., 1903. С. 323. 5) Таганцев Н.С. Указ. соч. С. 495–496. 6) См., например: Курс российского уголовного права. Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 1999; Уголовное право Российской Федерации: Учебник: В 2 т. / Под ред. Л.В. Иогамовой-Хегай. М., 2002. Т. 1. С. 349. 7) Курс российского уголовного права. Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 1999. С. 700. 8) Вицин С. Время казнить в России закончилось? // Российская юстиция.- 1999. - № 3. – С. 10 9) Корецкий Д. А. Концепция института помилования как проблема уголовной политики // Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (теоретические и практические аспекты реализации): материалы Всерос. науч.-практ. / под ред. А.Я. Гришко – Брянск 2003. – С. 99. 10) Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов. – М., 2002. – С. 343 11) Российское уголовное право: курс лекций / под ред. А.А. Коробеева. – Т.2. – Владивосток, 1999. – С. 364 12)
Отрывок из работы

Глава 1. Правовая природа и применение института помилования 1.1. Правовая природа помилования На мой взгляд, для понимания института помилования в Российской Федерации неосуществимо без определения его правовой природы. С позиции общей теории права установление правовой природы того или иного института имеет основное значение, так как без полного представления о сущности предмета весьма трудно решать другие, без того трудные вопросы, взаимосвязанные с его функционированием. Правовая природа – это юридическая характеристика какого-либо явления, выражающая его специфику, место и функции среди других правовых явлений в соответствии с его социальной природой [1]. Именно проблема выяснения правовой природы помилования вызывала и продолжает вызывать наиболее противоречивые высказывания юристов, что, несомненно, затрудняет не только определение его отраслевой принадлежности, но и назначение, правовое регулирование и применение данного института. Большинство российских ученых дореволюционного периода, исследовавших помилование, считали его институтом уголовного права. Известный русский ученый Н.Д. Сергиевский отмечал противоречивость принадлежности института помилования к государственному и уголовному праву. Он считал, что теоретические основания исходящего от верховной власти помилования входят в область науки государственного права, но поскольку предметом помилования является уголовное преследование или уголовное наказание, решенное приговором суда, то вопрос о помиловании является предметом науки уголовного права [2]. Исходя из этого, получается, чтобы определить правовую природу значит найти место правового явления в системе права с раскрытием его характерных важнейших признаков. Трактовка понятий является одной из главных предпосылок формальной определенности правовых норм, содержащихся в законодательстве, ликвидации противоречий в нормативных правовых актах, повышения их доступности народу. Термин «природа» не является особым юридическим понятием. За пределами права под природой вещей обычно понимается их основное качество или существенный признак. При этом существенным должен считаться только тот признак определяемого понятия, с исключением которого уничтожается само понятие [3]. Когда в работах затрагивается природа того или иного явления, мы в основном подразумеваем основу основ, определившие существование самого явления, его суть, ведущее начало, сущность. В разборе терминологического смысла понятия «правовая природа» определяющее значение имеет присутствие в нем термина «правовая», показывающего на то, что явление определяется с точки зрения права. Также это указывает на то, чтобы понять суть изучаемого предмета, должна быть проанализирована нормативная правовая база. Получается, определение правовой природы позволяет не только дать правовую характеристику юридического явления, понять его место и роль среди прочих, но и обнаружить его начало («правовой корень»), оказывающее непременное влияние на его правовую характеристику. Перейдем непосредственно к такому правовому явлению как помилования и изучим его правовую природу. Институт помилования имеет древнее происхождение. Немецкий правовед Ф. Лист полагал, что "право помилования возникло в эпоху Римской империи" [4]. Американский юрист Х. Дженсен считает по-другому, ссылаясь на исторический факт, относящийся к гораздо более древней эпохе. Он утверждал, что хотя в законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) нет упоминаний о помиловании к преступникам, известен случай, когда Самсуилуна, сын царя Вавилонии Хаммурапи, помиловал раба, подлежащего смертной казни . Учитывая выше указанное, получается, что помилование по своему характеру является милостью, которая исходит от главы государства. Николай Степанович Таганцев – известный русский юрист, криминолог и государственный деятель выделял три вида помилования: - Indulgetia (индульге?нция от латинского слова indulgeo, что означает «в долгу») т.е. неприменение следующего по закону наказания к лицу, признанному в установленном законом порядке виновным в совершении преступления. Такое помилование, по его мнению, представляется целесообразным в тех случаях, когда ходатайство о помиловании исходит от самого суда как органа, способного установить особенности вины подсудимого и несоответствие законной меры наказания преступлению. - Restitutio (реституция, т.е. восстановление) – это прекращение, видоизменение отбываемого наказания, устранение правоограничений, которые следуют за известными наказаниями, определяемые началами справедливости и полезности, требующими соответствия меры наказания действительной вине осужденного. - Abolitio (аболиция, от латинского переводится как «отмена» или «уничтожение») т.е. устранение уголовного преследования. Это значит что помилование может погашать только уголовное преследование, не распространяясь на гражданские последствия преступления, на иски о вознаграждении причиненных убытков. Помилование устраняет саму преступность. Также Н.С. Таганцев отмечал что «право помилования отдельного виновного принадлежит всегда главе государства, по общему правилу оно осуществляется им непосредственно, хотя некоторые законодательства допускают в маловажных случаях перенесение этого права на органы управления подчиненного» [5]. Монтескье, признавая, что право помилования должно принадлежать тому, кто стоит выше судьи и законодателя, а именно суверену, делал намеки, что в Риме ни консул, ни сенат не осуществляли право помилования, и лишь самому народу было предоставлено право отменять свои приговоры. Ряд авторов причисляют помилование к одному из видов освобождения от наказания [6]. Так Софья Григорьева Келина считает, что помилование не устраняет самого факта совершения преступления и, если, лицо совершит преступление снова, то его действия будут признаны рецидивом. Также, по её мнению, помилование не освобождает лицо от исполнения обязательств по гражданскому иску [7]. Стимулирующая роль помилования содержится в том, что оно применяется чаще всего в качестве поощрения за деяния, одобряемые обществом. Санкция за содеянное преступление – исполнение метода принуждения предупредительной функции уголовного права. Помилование, наряду с другими видами досрочного освобождения от наказания, есть проявление метода поощрения, который, а по отношению к методу принуждения оно играет вспомогательную функцию, так как область его применения носит узкий характер. В Российской Федерации по ныне действующему законодательству, помилование осуществляет главой государства – Президентом России. И стоит отметить, что институт помилования существует не только в Российской Федерации, оно известно также ряду демократических стран. Помилование существует с незапамятных времён. Как правило, помилование ассоциируется с абсолютной монархией, где монарх – господин всего живого и не живого, обладает возможностью, как казнить, так и помиловать. С изменением общества, учитывая все исторические аспекты, право помиловать всё также находится в распоряжении главы государства. И всё же учитывая тот факт, что помилование является исключительным правом главы государства, это никак не противоречит концепции правового государства [8]. Сам же акт помилование, является наивысшей формой проявления принципа гуманизма, что регламентировано статьёй 7 ныне действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации. Гуманизм есть ничто иное как «Человечность» или «Человеколюбие». Основой гуманизма является понимания человека человеком, построение таких отношений, которые позволяют создать безопасное общество. В уголовном же праве гуманизм, а именно принцип гуманизма подразумевает, что даже наказание лица совершившего преступление не должно причинять физическую боль и страдания или унижать достоинство гражданина. Подобный подход связывает помилование с понимаем естественных, не отчуждаемых прав того кто совершил преступление и того кто пострадал от этого преступления. С данной позицией согласны ряд авторов. Так, например, Д. А. Корецкий определяет помилование как исключительную меру, которая в отличие от условно-досрочного освобождения может применятся только в единичных случаях, в которых возникали исключительные обстоятельства связанные с поведением осужденного [9]. Помилование есть ничто иное, как прощение, милость со стороны главы государства. Так Н.И. Ветров определяет помилование как акт милосердия верховной власти милосердия верховной власти, один из освобождения лица от отбывания наказания, сокращающий его или заменяющий его более мягким [10]. В. Я. Якушин определяет помилование как акт освобождения от уголовной ответственности, в форме снятия судимости осуществляемый Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определённого лица, признанного судом в совершении преступления [11]. В настоящее время, по ныне действующему законодательству, именно Президент является лицом, которое принимает решение о помиловании. Стоит также обратить внимание, на то что свойственной чертой помилования, является, то что она касается сложных и нетипичных ситуаций. ? 1.2. Применение института помилования Непосредственно перейдем к нормативной правовой базе. Согласно ч. 1 ст. 85 УК РФ помилование осуществляется только Президентом РФ и только в отношении индивидуально-определенного лица. Эта норма соответствует п. "в" ст. 89 Конституции РФ, согласно которому осуществление помилования входит в полномочия Президента РФ, а значит, оно не может быть передано иным лицам. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право на помилование или смягчение наказания. Это значит, что его право не ограничено характером и степенью общественной опасности совершенного преступления, его тяжестью и стадией (оконченное преступление, покушение на преступление и т.д.), размером и видом наказания и особенностями его исполнения. Также помилование, в силу пункта «в» статьи 89, является исключительной компетенцией Президента РФ. Обязательным условием помилования является то, что оно применимо только к лицу, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, то есть к лицу, имеющему в соответствии с ч. 2 ст. 47 УПК РФ статус осужденного. При этом приговор должен быть постановлен с назначением наказания в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 302 УПК РФ. Согласно ст. 176 УИК РФ любой осужденный, в том числе к смертной казни (ч. 1 ст. 185 УИК РФ), вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании, которое подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Акт помилования является особым видом правоприменительного решения, не тождественным содержащемуся в приговоре суда решению о назначении наказания, и как акт милосердия, в силу самой своей природы, не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминированное ему деяние, и постановленные приговором суда по конкретному делу [Определения Конституционного Суда РФ от 11.01.2002 N 60-О и N 61-О, от 19.02.2003 N 77-О, от 21.12.2004 N 466-О, от 21.12.2006 N 567-О, от 15.01.2009 N 276-О-О, N 280-О-О, N 281-О-О, N 282-О-О, N 283-О-О, N 284-О-О.]. Так, порядок рассмотрения ходатайств о помиловании установлен Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (далее - Указ N 1500), которым утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ (далее - Положение). При этом закреплено, что рассмотрению подлежат ходатайства не только осужденных, отбывающих наказание, но и отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость (пп. "в" п. 2 Положения). На территории каждого субъекта РФ образована комиссия по вопросам помилования (п. 1 Указа N 1500), которая готовит заключение по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), который, в свою очередь, вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования. В состав комиссии входят не менее 11 человек из числа граждан РФ, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствовали не менее половины членов комиссии и приняли решение большинством голосов. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах (ч. 3 Указа N 1500). В соответствии с п. 2 Положения помилование применяется: а) в отношении лиц, осужденных судами в РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ; б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ; в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость. Раздел 2 Положения содержит порядок представления ходатайств о помиловании. Так, осужденный должен обратиться к Президенту РФ с ходатайством в письменной форме через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, где оно регистрируется и направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы с уведомлением под расписку об этом осужденного. К ходатайству прилагаются: копии приговора, решений вышестоящих судебных инстанций, извещение о вступлении приговора суда в законную силу, справка о состоянии здоровья осужденного, сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются), анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация, справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию. Копию представления администрация учреждения направляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание. Осужденный вправе просить о приобщении к ходатайству и иных документов, которые, по его мнению, могут иметь существенное значение для решения вопроса о помиловании. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 5 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 7 дней), представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), которое вносит Президенту РФ свое представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость с приложением всех вышеуказанных документов (п. 8 Положения). Список рекомендованных к помилованию лиц подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения, в котором указываются фамилия и инициалы каждого осужденного, статья УК РФ, по которой он осужден (п. 10 Положения). Обязанности указывать мотивы принятого решения Положение не содержит, а, значит, решение об их обнародовании принимается высшим должностным лицом субъекта РФ в каждом конкретном случае индивидуально. Характеристика условно подразделяется на три части: 1) вводная часть; 2) описательная часть; 3) вывод. 1. Вводная часть характеристики. В вводной части сообщаются социально-демографические и уголовно-правовые данные об осужденном. 1.1. Социально-демографические данные: возраст, семейное положение (наличие иждивенцев), состояние здоровья и трудоспособность, образование. 1.2. Уголовно-правовые данные: прежние судимости, квалификация преступления по настоящему делу, назначенный срок наказания, отбытый срок; сведения о снижении срока наказания (ввиду амнистии, помилования и по другим основаниям). 2. Описательная часть характеристики. В описательной части отражаются сведения, характеризующие осужденного за всю часть отбытого срока наказания: 1) наличие поощрений и взысканий; 2) отношение к труду; 3) отношение к общеобразовательному и профессионально-техническому обучению; 4) поступки, свидетельствующие об исправлении осужденного, участие в самодеятельных организациях осужденных, отношение к проводимым культурно-массовым мероприятиям; 5) отношение к законным требованиям администрации; 6) отношение к совершенному преступлению; 7) соблюдение личной гигиены и опрятности внешнего вида; 8) наличие родственных связей, характер взаимоотношений с семьей, материальная и иная поддержка, оказываемая семье; 9) склонность к употреблению алкоголя, наркотических средств или других сильнодействующих веществ; 10) наличие постоянного места жительства. 3. В заключительной части характеристики содержится вывод администрации исправительного учреждения о целесообразности или нецелесообразности помилования осужденного. Вывод должен соответствовать назначению характеристики и отвечать требованиям законодательства. Например: 1. Осужденный характеризуется положительно, администрация учреждения считает целесообразным применение к нему гуманного акта – помилования. 2. Осужденный характеризуется отрицательно, администрация учреждения считает нецелесообразным применение к нему гуманного акта – помилования. Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание. К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании. Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается. Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту его жительства. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, которая не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти). Если осужденный ходатайствует о помиловании в виде снятия судимости, то оно направляется им самостоятельно в комиссию по вопросам помилования, расположенную на территории субъекта РФ, в котором проживает заявитель (п. 6 Положения). Согласно п. 12 Положения при рассмотрении ходатайства принимаются во внимание: а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления; б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; в) срок отбытого (исполненного) наказания; г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства. Сам Указ Президента РФ о помиловании не имеет ссылки на эти или иные мотивы, а фактически содержит лишь резолютивную часть: Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо по его поручению председателем комиссии, и повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования (п. 15 Положения). Последствием акта помилования является освобождение лица от отбывания наказания, которое не влечет возникновения права на его реабилитацию, поскольку им не умаляется значение обвинительного приговора суда, однако при этом акт помилования не лишает лицо права на пересмотр его приговора в кассационном и надзорном порядке. Не освобождает такой акт и от обязанности возместить вред, причиненный преступными действиями. Актом помилования может быть также сокращен срок наказания или оно может быть заменено более мягким его видом. При помиловании применяются положения законодательства о порядке замены смертной казни на иные виды наказания, действующие на момент принятия акта помилования, независимо от времени совершения преступления [Решение Верховного Суда РФ от 27.04.2007 N ГКПИ07-355 (Определением Верховного Суда РФ от 14.08.2007 N КАС07-360 данное Решение оставлено без изменения)]. С осужденного также может быть снята судимость (ч. 2 ст. 85 УК РФ). Снятие судимости согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ аннулирует все правовые последствия, с ней связанные. Акт помилования, являясь внесудебным актом, поскольку принимается без участия суда, вне рамок правосудия, не нивелирует значение приговора, однако может быть обжалован. Верховный Суд РФ принимает и рассматривает по существу в порядке, предусмотренном КАС РФ, административные дела по административным исковым заявлениям об оспаривании Указов Президента РФ "О помиловании осужденных к смертной казни" [Решение Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N АКПИ17-743 (Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 06.03.2018 N АПЛ18-38 данное Решение оставлено без изменения)).]. ? Глава 2. Правовые последствия помилования 2.1. Последствия помилования в Российской Федерации, погашение судимости Последствия помилования, – писал Н.С. Таганцев, – зависят, с одной стороны, от его объема, устанавливаемого самим актом, с другой – процессуального положения дела, к которому этот акт относится. Акт помилования может: 1) устранить возбуждение уголовного дела; 2) прекратить начатое производство с определенными процессуальными ограничениями; 3) повлечь освобождение от наказания; 4) устранить или видоизменить назначенное в приговоре наказание; 5) прекратить или видоизменить отбываемое наказание; устранить последствия наказания[ Таганцев Н.С. Указ.соч. С. 500.]. С позиции познания правовой природы помилования существенным является замечание Н.С. Таганцева об ограничениях действия помилования. Таковыми он считает следующие: а) помилование, устраняя наказуемость, не устраняет преступности, а поэтому деяние, прощенное виновному, может влиять на признание последующего деяния виновного повторением или служить основанием для признания наличности привычки или ремесла; б) последствия наказания, уже понесенного виновным, отменяются только в том случае, если в самом акте помилования об этом особо указано (это правило не относится к тем последствиям, которые уже установили какие-либо права третьих лиц, поэтому помилование не может восстановить расторгнутого брака, возвратить конфискованное имущество и т.п.). Ряд авторов относят помилование к одному из видов освобождения от наказания[См., например: Курс российского уголовного права. Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 1999; Уголовное право Российской Федерации: Учебник: В 2 т. / Под ред. Л.В. Иогамовой-Хегай. М., 2002. Т. 1. С. 349.]. С.Г. Келина пишет: «Оно не устраняет самого факта совершения преступления: если лицо после освобождения от наказания по помилованию совершит новое преступление, оно будет основанием для признания неоднократности и рецидива. Помилование не освобождает лицо от исполнения обязательств по гражданскому иску; актом помилования нельзя вернуть лицу конфискованное имущество или восстановить его в специальном, воинском или почетном звании, если эти дополнительные наказания уже были исполнены»[Курс российского уголовного права. Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 1999. С. 700.].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
680 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
680 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
680 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg