ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие правовой культуры
В переводе с латинского языка «сulturа» означает: «воспитание, обрабатывание, возделывание, развитие». В Риме было принято употреблять «культуру» в словосочетаниях с каким-нибудь объектом, что означало улучшение данного объекта. Например, «сulturа linguа» - совершенствование языка .
Появление слова «культура» в России связывают с изданием двух словарей. Первый раз это слово упоминается в «Карманной книжке для любителей чтения русских книг, газет и журналов». Словарь был выпущен в 1837 году И.Ренофацем. Позже, в 1845 году появляется «Карманный словарь иностранных слов», автором которого является Н. Кириллов. Основной же термин «культура» сформулировал профессор Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данил Михайлович Велланский в своей работе «Основные начертания общей и частной физиологии». Однако, первое время, это слово не было широко распространенно. Его заменяли выражения схожие по значению, такие как: воспитанность, образованность, разум. Так, в словаре Пушкина «культуру» полностью сменяет «просвещение».
С.И. Ожегов в своем словаре под культурой понимает и определенную «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».
При сочетании этих двух определений можно сказать, что культура - это изучение людьми уже имеющихся результатов творчества, т.е. их превращение в способ организации и развития жизнедеятельности человека. Она выражается в различных сферах общественной жизни. Например, в сфере труда, философии, быта, правовых отношений, политики и др. В общем виде культура это все то что создано человеком.
Рассматривая культуру в сфере права, можно сказать что это успехи и достижения в развитии государства и права. Она совершенствует правовую организацию жизни людей. Правовая культура включает в себя как систему идей, ценностей и знаний, так и различные институты права.
В своей книге по теории государства и права И.А. Воронина дает понятие правовой культуры. Правовая культура - это разновидность общей культуры, включающая духовные и материальные ценности, относящиеся к правовой действительности.
Она различается как правовая культура в широком смысле, что означает совокупность представлений людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц и как правовая культура в узком смысле, представляющее собой совокупность представлений людей как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права.
Правовую культуру можно также определить, как способность личности действовать в соответствии с законом, не зависимо от его совести. Не выполнение данных действий, либо действие противоположное им признается некультурным поведением. Оно выражает негативное отношения лица к предписаниям законодательства и влечет его нарушение. От понимания человеком права складывается его осознание и толкование правовой культуры.
Изучая соотношение правовой культуры и правового менталитета для начала необходимо определить, что же такое менталитет. Этот термин часто используют при рассмотрении различных процессов, которые происходят в рамках правовой культуры. По мнению А.В Муруновой «ментальность - это гибкие, вариативные психологические процессы, состояния и формы духовной деятельности, веры, а также инвариантные компоненты, слои и структуры, свойственные различным социальным субъектам и индивидам, различным социальным группам и обществу». Правовой менталитет - результат правовой деятельности, влияние субъектов права, которые наделены как общими чертами, так и своей спецификой. Правовая культура и правовой менталитет схожи по своей структуре . Таким образом, в структуру правовой культуры входят:
1. Право. Оно возникает на определенном этапе развития социальной системы и оказывает влияние на мировоззрение общества.
2. Формирование правовой культуры невозможно без правосознания. Правосознание - это совокупность чувств, которые выражают отношение человека к праву и правовым явлениям общественной жизни. Оно отражает потребности необходимые для развития общества и воздействует на процесс издания, изменения и дополнения действующих нормативно-правовых актов. Правосознание должно состоять из определенных элементов, таких как: знание права, отношение к нему и навыки правового поведения.
3. Правовые отношения - это отношения между людьми, возникающие на основе права, вместе с природными правами и обязанностями, которые закреплены в юридических нормах. Они крепко связаны с деятельностью и поведением общества.
4. Законность правопорядок. Правопорядок означает не противоречие Конституции и неукоснительное выполнение законов всеми членами общества, физическими и юридическими лицами. Правопорядок основывается на нескольких принципах (конституционности, законности, подконтрольности). Законность предполагает точное исполнение и соблюдение требований законов, а также принятие их в строго установленном законном порядке в соответствии с Конституцией.
5. Правовая активность содержит в себе общие и специально-юридические признаки характерные для личности. Правовую активность формируют такие черты как: чувство ответственности, чувство солидарности с правом, чувство справедливости, чувство правового долга, чувство уважения к праву и др.
6. Юридические акты - официальные документы, которые издаются специально уполномоченным органом и направленные на упорядочение общественных отношений. Нормативные акты должны быть ясными и понятными для населения.
7. Правомерная деятельность субъектов означает их правомерное поведение. Правомерным признается поведение, которое не противоречит юридическим нормам, не несет вреда для общества, а наоборот, выполняет в его интересах социально- полезную деятельность.
8. Государственные правовые институты. Институт права составляют определенная группа общественных отношений, каждая из которых регулирует свою сферу деятельности.
9. Последний элемент структуры правовой культуры есть юридическая наука. Она является важной сферой в деятельности человека. Юридическая наука включает в себя знания о праве, правовых явлениях и всех общественных отношений, связанных с правом.
Помимо данных структурных элементов многие авторы включают в правовую культуру правовые учреждения, которые обеспечивают правовой контроль, исполнение и регулирование права. Правовая культура имеет уровни, формы и подвергается оценке.
Подводя итог, можно сказать, что концепция правовой культуры состоит из множества суждений и представлений различных авторов. Каждый дает свое определение правовой культуры, их мнения сходятся в выделении ее уровней, форм и структуры. Говоря об оценке, мы рассматриваем высокий, низкий и средний уровень правовой культуры общества. Его повышение предполагает:
1) работу с гражданами;
2) кадровое обеспечение органов государственной власти;
3) совершенствование деятельности юридических учреждений.
Чем выше уровень правосознание, тем крепче правовое государство. Правовая культура юристов имеет отличия от культуры других граждан и должностных лиц. Она подразумевает более углубленные знания и умение применять их на практике.
Для развития правовой культуры необходимо одолеть юридическую безграмотность граждан и должностных лиц, довести до минимума правовой нигилизм. Поскольку высокий уровень правовой культуры является одним из главных условий формирования правового государства.
1.2 Структура правовой культуры
Итак, правовая культура понимается как особое социальное явление, которому присуще качественное правовое состояние личности и общества, выраженное через духовное состояние, опирающееся на определенную идеологию. Правовая культура отражает определенный уровень законности, выраженный в нормах и юридических документах. Представить в полной мере сущность правовой культуры нельзя, не выделяя ее логическую структуру. Следует, однако, отметить, что вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Структура правовой культуры зависит от того, с позиции какой концепции автор её формулирует. Наиболее устоявшиеся три концепции правовой культуры: - философская; - социологическая; - антропологическая. Согласно философской концепции бытие человека в правовой реальности его мировоззрения формирует соответственные элементы правовой культуры.
В рамках социологического подхода элементы правовой культуры формируются под влиянием правовых норм и ценностей (примером может служить социологический срез обычного права). Антропологический подход, соответственно, дает основание считать элементами правовой культуры любые правовые конструкции и объекты, созданные человеком. Соответственно тому, каких взглядов придерживаются ученые, они расширяют структуру элементов правовой культуры, включают в неё такие элементы, как правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, государственно-правовые институты, юридические акты. Они обосновывают их включение тем, что каждый из указанных компонентов участвует в осуществлении функций правовой культуры и создает её особенности .
С данным утверждением можно согласиться при условии более глубокой классификации элементов, так как их влияние на субъекты правоотношений имеют разную степень. Так, например, правосознание играет исключительно важную роль в процессе формирования правовой культуры. Правосознание, являясь разновидностью общественного сознания, опираясь на право, содержит взгляды концепции относительно окружающего мира. Правосознание и правовая культура тесно взаимосвязаны. Низкое правосознание формирует низкую правовую культуру. Отсутствие соответствующего уровня правовой культуры создает ущербное правосознание и ведет к правовому нигилизму.
Необходимо обратить внимание на то, что понятия правовой культуры и правосознания не тождественны. Правосознание включает еще и правовую идеологию, и правовую психологию. В то же время, например юридическая наука, являясь мощнейшим организатором развития правовой мысли, не может влиять на все субъекты правоотношений в одинаковой степени. Правовая культура активно воздействует на различные правовые явления. Воздействие правовой культуры на социальную реальность и правовую жизнь общества определяется как функции правовой культуры.
Классификация функций позволила выделить следующие направления:
1) познавательно-преобразовательное;
2) праворегулятивное;
3) ценностно-нормативное;
4) правосоциализаторское;
5) коммуникативное;
6) прогностическое.
Познавательно-преобразовательская функция основывается на идеях и справедливости, добра, формировании гражданского общества. Она содействует согласованию общественных и личных интересов, обеспечивает создание правовых и нравственных гарантий общечеловеческих деятельностей. Праворегулятинвая функция обеспечивает гармоничное, динамическое и эффективное функционирование элементов правовой системы, обеспечивая, уравновешивая и консолидируя социальные группы, различные слои населения, направляя их на решение задач правового государства. Ценностно-нормативная функция опирается на такие личностные качества индивидов, как поступки, их критические оценки правовых норм. Часто это происходит путем сопоставления как конкретной юридической ситуации, так и всей социальной системы. Правосоциализаторская отражает те правовые качества личности, которые зависят от многих социальных ориентиров. Важнейшей функцией является коммуникативная, которая обеспечивает общение индивидов в процессе правоотношений, и имеет дуалистический характер. С одной стороны, возникает при общении граждан и представляет сама систему общения, с другой многогранна, содержит много оттенков, выражающихся в специфической языковой форме .
В настоящее время выделяется прогностическая функция правовой культуры, которая комплексно анализирует всю правовую систему, высвечивая её особенности и тенденции. Теоретики права определяют и различные виды правовой культуры по субъектам: правовая культура личности и правовая культура общества. Ряд ученых-правоведов считают, что существует и правовая культура групп лиц, или профессиональная правовая культура. При этом правовая культура личности представляет собой понимание и созидательное выполнение требований права человека в процессе его жизнедеятельности. Правовая культура общества представляет собой сферу материального и духовного функционирования права, то есть национальную юридическую практику в данный исторический период.
Правовая культура общества, группы лиц или личности - это не только элементы социальной системы, но и феномен правовой системы. Интересны же они нам тем, что в их сконцентрирован исторический опыт той или иной цивилизации. Мы можем проследить эволюцию правовых систем и их модулей. Выделяются и другие виды правовой культуры: по уровню развития (традиционная правовая культура, правовая культура модерна и постмодерна); особенностям взаимодействия (открытая правовая культура, закрытая правовая культура, смешанная правовая культура).
Таким образом, рассмотрев основные понятия и функции такого важного и сложного правового феномена, как правовая культура, мы можем сделать некоторые выводы, касающиеся того, что данное явление играет важную социальную функцию в обществе и государстве.
На её формирование влияют социально-экономические процессы, происходящие в данный исторический период: экономические условия, политические изменения; формирование этноса; научно-технический прогресс и иные факторы. Правовая культура может изменяться в соответствии с изменениями, происходящими в социуме. Право и государство находятся в перманентном развитии. Они подвержены взлетам и глубоким кризисам. Соответственно, правовая культура проходит те же этапы. Однако она может повышать свое качество в результате целенаправленной деятельности субъекта права. Для этого может применяться целый комплекс мероприятий на основе богатого инструментария в различных направлениях: совершенствование законодательства, правоприменения, воспитание субъектов через средства массовой информации. На наш взгляд, было бы целесообразно провести масштабный мониторинг правовой культуры, используя возможности юридических факультетов университетов субъектов Российской Федерации. Инициировать фундаментальные научные исследования проблемы. Опираясь на результаты мониторинга и методологические выводы ученых, можно было бы создать выверенную и эффективную систему формирования знаний о праве граждан нашего государства.
ГЛАВА 2 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЕГО СВЯЗЬ
С ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРОЙ
2.1 Понятие и сущность правосознания
Существенную роль в правовой жизни общества играет субъективная сторона правовой действительности - правовое сознание.
Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.
Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания - нравственным, политическим, философским и др. и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.
Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие - так или иначе (умышленно или неумышленно) - допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и т.д.), т.е. у них разное правосознание.
Правосознание - это одна из форм, видов общественного сознания. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины «права» и «обязанности». Прежде всего, какой должна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какими должны быть юридические обязанности, т.е. в правовом долженствовании с акцентом на меру юридических прав и обязанностей. Поэтому правосознание можно определить как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи.
В отечественной юридической литературе часто правосознание определяют как «отражение юридической действительности», а в некоторых учебниках по юриспруденции даже просто как «отражение норм права, законодательства». Правосознание характеризуется отношением людей не только к праву как совокупности официальных правил поведения, закрепленных государством, но и отношением к реальному состоянию правопорядка, ко всем юридически значимым действиям, к тому, что происходит в правоприменительной и правоохранительной деятельности: как правоохранительные органы и судебная власть реагируют на правонарушения и преступность, т.е. отношением ко всей юридической материи права, не только к какому-то одному ее компоненту, но и ко всем юридическим явлениям.
Отношение к юридической действительности выражается и в других формах общественного сознания, так как все они взаимосвязаны и взаимодействуют. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели и стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты отношений должны соизмерять свои поступки. Особенно тесно взаимодействуют правосознание и нравственное сознание. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе их формирования. Правосознание также связано с политическим и религиозным сознанием. Те, кто настроен статически, особо подчеркивают взаимосвязь правосознания с политическим сознанием, рассматривая право как результат политической воли, другие - с религиозным сознанием. Например, известный русский религиозный философ и юрист И. Ильин считал, что правосознание больше всего связано с религиозным сознанием. Он писал, что «эстетический вкус, сам по себе, не может претендовать на верховенство в вопросах правосознания; научное мышление, само по себе, не в состоянии направлять государственного деятеля; и даже совесть может оставить в некоторой беспомощности того, кто ведет борьбу за право. Одна религия оказывается здесь в исключительном положении»
Понятие правосознания является предметом научного исследования многих ученых. Известно, что основными элементами, из которых складывается правосознание, являются отражения правовой действительности, ее познания и отношения человека к ней. В юридической науке понятие правосознание имеет множество значений:
— как знание, т.е. правосознание представляет собой систему знаний о праве, об истории и становлении развития права, его современного состояния и т.д.;
— как отражение, т.е. правосознание есть отражение правовых явлений и представлений о должном правопорядке;
— как отношение, т.е. правосознание выступает отношение человека к действующему праву, к поведению людей, к своим правам и обязанностями;
— как восприятие, т.е. правосознание является интеллектуальным и эмоциональным восприятием правовой информации;
— как представление о праве.
В условиях становлении Российского государства возникает потребность в повышении правосознания обычных граждан, а особенно правосознание профессиональных групп общества, т.к. от них во многом зависит законность, правопорядок и становление российского, демократического, правового и социального государства .
Юристы представляют одну из профессиональных групп российского общества. Особенности правосознания юристов заключается в правовой идеологии и правовой психологии, правовых знаний, ценностных ориентиров, а также чувств, эмоций, которые характерны для данной профессии.
Основным признаком, по которому можно отнести правосознание отдельного лица к правосознанию юриста – это связь с юридической деятельностью.
Под юридической деятельностью понимают трудовую, государственно-властную деятельность уполномоченных органов, которая направлена на достижение задач и выполнению функций (создание нормативно-правовых актов, осуществления правосудия, толкование права и т.д.) .
С.Н. Назаров понимает ее как «нормативно регламентированную систему последовательно осуществляемых субъектом права в установленных процессуальных формах действий, операций и способов, а также используемых средств, направленных на достижение правовых целей» .
Кроме того, важной особенностью профессии юриста является его творческий потенциал, ведь в юридической деятельности исключаются стандарты, стереотипы и прочее. Необходимость проявляется в мышлении.
Н.Я. Соколов определяет правосознание юриста как «одну из коллективных форм правового сознания общества, выступающую в виде системы, правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специально образовательной или практической подготовки» .