ГЛАВА 1. Сущность и понятие технологического образования школьников
1.1. Этапы становления технологического образования в России
Еще задолго до появления педагогических теорий в многовековой практике трудового воспитания молодежи Древней Руси было отведено важное место. Традиции, обычаи и ритуалы сформировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и трудолюбие были на одном из первых мест.
При установлении феодальных отношений морально-этические нормы приобретают классовый характер. Правящий класс относился к труду, особенно к физическому, с возрастающим презрением, считая его уделом простых людей. Однако работа оставалась жизненно важной потребностью для большинства населения, что обусловило необходимость формирования у молодого поколения позитивного отношения к работе, определенного объема практических навыков и тяжелой работы. Этот процесс проводился в основном в семье и послужил основой для народной педагогической мысли. Народная педагогика мудро рассматривала трудовое и трудовое воспитание не только как необходимое условие подготовки к практической деятельности, но и как средство общего физического и духовного развития молодого поколения. Именно с этого времени мы пришли к поговоркам, Притчам и т. д, где теме труда отводится важное место [10, с. 36-37].
Передача профессиональных навыков и умений у восточных славян шла по пути «братчин» - партнерств, объединяющих людей одной профессии. Здесь они готовили молодых людей к определенному ремеслу. Кстати, такая же «магазинная» система была в западных странах. Его существование растянулось с IV по XVIII в. и исторически отражено в названиях городских кварталов. Торгово-ремесленные поселения-слобода росли вокруг городов, которые на Руси в середине XVII в. их было уже 254. Переход к производственному периоду вызвал появление крупных предприятий с новой организацией труда, с механизмами, которые работали на водной энергии. Эти объективные процессы вызвали необходимость предоставления молодым людям базовых общих и профессиональных знаний, навыков и умений в дополнение к трудовому образованию. Для возведения храмов и зданий требуются знания геометрии, математики, умение делать строительные кирпичи, строительный раствор, известковый грунт для настенных росписей, знание строительных технологий. В кузнечном деле, литье оружия, судостроении и текстильном производстве повсеместно требовались грамотные, трудолюбивые люди, знакомые с различными навыками.
Наиболее радикальные усилия в этом направлении были предприняты Петром I, который провел важные реформы в области образования и культуры. Была предпринята попытка широко распространить грамотность (и не только среди правящих классов), были открыты цифровые школы и значительно выросли типографии. В этих условиях роль трудового воспитания в семье как исходной предпосылки подготовки к жизни выходила за рамки просто семейных интересов. Стало необходимым обеспечить базовую профессиональную подготовку младшего технического персонала и квалифицированных рабочих, не говоря уже об инженерах, моряках, строителях, военнослужащих, учителей, картографов и других специалистов.
Первая в России - созданная по приказу Петра I в 1701 году в Москве - школа математических и навигационных наук стала едва ли не первой настоящей школой в Европе, из которой вышли специалисты широкого профиля. И открывшись чуть позже, артиллерийские и инженерные училища стали готовить кадры не только для армии и флота, но и для промышленного производства.
Великие люди всегда играли важную роль в формировании образования (и это прослеживается на протяжении всей истории человечества). Это был талантливый, интеллигентный, понимающий практическую необходимость организации «для суверенного интереса» систематический тренинг молодых людей, активных личностей, положивших начало действующей системе трудового обучения. Имена Виллима Ивановича Геннина (1676-1750) и Василия Никитича Татищева (1686-1750) прочно связаны в истории России не только с образованием промышленности на Урале, но и с созданием и развитием системы трудовое и профессиональное образование. Школа нового типа - так называемые шахтерские и фабричные школы, в которых изучалось черчение и механика, токарное, столярное, режущее, паяльное и пробное искусство, - соединяла века с современными образовательными учреждениями.
Дворянин Татищев считал, что нужно учить детей крестьян (как мальчиков, так и девочек): до 10 лет - чтению и письму, а с 10 до 15 лет - различным ремеслам. Его инструкции по организации, содержанию, методикам обучения и воспитания, требования к учителям абсолютно вписываются в современные подходы. Это на самом деле один из первых дидактиков и методистов общего начального и профессионального образования, уже тогда продумавших критерии, ценность которых вечна. Для лучшего восприятия приведем только один пункт из его «Учреждений, в соответствии с которым должен действовать приказ русских школьников», приведя текст в современной транскрипции: «Учитель - это человек, который учит детей читать и писать, или что-то другое. Науки и знание полезных правил и человеческой жизни. И в этом он для них как отец, а не как многие родители. Он должен, по совести, не только в их учении, но и во всех их поступках, отношениях и действиях, как отец к своим детям, имеют твердый и усердный надзор. И они не ленивы и откладывают все четко и четко в лучшую сторону и убедительно показывают. И поскольку известно, что дети смотрят на образ жизни своих старших и старательно следуйте этому, по этой причине учитель должен быть разумным, кротким, трезвым, не пьяницей, не дракой, не блудником, не вором, не лжецом, от всех злых и неприличных поступков, чтобы его добро и честно жизнь - это модель для его учеников, иначе не только перед Суд Божий, но и перед Его Высочеством суд за каждое преступление и проступок должен отвечать »[10, с. 38].
Обратите внимание, как четко выражены моральные критерии личности учителя, и у Татищева все еще есть много моментов, которые сегодня почти полностью приемлемы в отношении отношений между учителями и учениками. Чтобы еще раз осознать, насколько трудными были наши предки, давайте посмотрим, как Татищев формулирует в своих документах педагогические вопросы преподавания «декоративно-прикладного искусства». Основными из них он считает: «предпрофессиональное обучение с общим образованием», сочетание знаний по математике, геометрии, рисованию и рисованию с формированием практических навыков в процессе производственного обучения; понимание учениками сути выполняемой работы, стремление их улучшить; определение профессии ученика с учетом его способностей и интересов; материальное вознаграждение школьника за работу, выполненную в процессе производственного обучения.
Согласитесь, ни один современный учитель не откажется ни от одной строки положений, перечисленных выше.
Михаил Ломоносов (1711 - 1765) и Иван Иванович Бецкой (1704 - 1795) внесли значительный вклад в борьбу с невежеством, за широкое распространение науки и образования, которому Россия обязана открытием первой женской школы - Института дворянские девы в Петербурге Александр Николаевич Радищев (1749-1802) с его «Беседой о работе и праздности» и другие.
Прогрессивные учителя и деятели народного образования в России в период капиталистического развития (60 - 90-е годы XIX века) последовательно создавали казну национальных профессиональных школ. Вот краткий список их работ, дающий представление о направлениях развития.
Николай Платонович Огарев (1813 - 1877) разработал основы национальных сельскохозяйственных школ. Из школьного курса вы помните, какие идеи о работе высказывал Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Дмитрий Иванович Писарев (1840–1868) был сторонником реального воспитания, как он писал в своей книге «Школа и жизнь» [10, с.39].
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) считал труд важнейшим средством воспитания, а его статья "Необходимость ремесленных школ в столицах" (1868) стала важной вехой в подготовке рабочих. Николай Александрович Корф (1834 - 1883) разработал концепцию педагогических и ремесленных мастерских в начальной школе.
Евгений Николаевич Андреев (1829-1889) заложил основы многих современных программ и уставов учебных заведений в своей работе «Правильная формулировка, социальная значимость и экономическая сторона технического образования». Иван Алексеевич Вышнеградский (1831 - 1895) в 1884 году сделал «Общий нормальный план промышленного образования в России» - первый документ, который достаточно полно определил первоначальные положения создания системы профессионального образования. Среди тех, кто разработал основные вопросы трудового воспитания и профессионального образования, - Карл Юрьевич Цирул (1857–1924), преподаватель труда и методов трудового обучения в Санкт-Петербургском институте учителей (а затем и в Институте Герцена). Следует также упомянуть Петра Алексеевича Кропоткина (1842–1921) - одного из теоретиков анархизма, он занимался различными науками и представил в своих статьях взгляд на проблемы сочетания умственного труда с физическим и общим образованием с трудовым и физическим воспитанием.
Система образования в дореволюционной России ничем не уступала европейской и американской. Более того, как будет показано позже, разработанные системы, в частности «русские», использовались во многих странах мира.
Следует отметить, что ни один компонент обучения не претерпел таких реформ, как труд, за эти годы. В одном из первых документов Советского правительства, «Положении о Единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.), отмечалось, что труд рассматривается как один из важнейших компонентов обучения, воспитания и всестороннего развития. личности. Однако при реализации принципа создания единой трудовой школы среди работников общественного образования возникли разные точки зрения. Точка зрения о том, что трудовое обучение должно занимать ведущее место в школьной системе образования, на какое-то время оказалась решающей. Но через некоторое время в школе была введена так называемая интегрированная, или проектная, система образования, согласно которой элементы знаний по основам науки были сгруппированы вокруг конкретных рабочих задач учащихся, трудовая база комплексного проектного обучения в большинство школ было ограничено природной средой и сезонной работой. [10, с. 41-47]
С середины 20-х годов стало очевидным, что массовые общеобразовательные школы не реализуют комплексные программы. В 1927 году школа вернулась к предметному обучению. Начало индустриализации страны вызвало повышенное внимание к трудовому обучению. Это становится главной целью образовательной системы общеобразовательных школ.
Однако в марте 1937 года приказом Наркомпроса, подписанным наркомом А. С. Бубновым, трудовое обучение в общеобразовательных школах было отменено. Произошла окончательная национализация школы, и была сформирована авторитарная система образования. Главным был контент, прошедший «научно-марксистское исследование». Такая система образования не нуждалась в труде, поскольку даже препятствовала формированию личности в нужном направлении.
Но стране нужна техническая интеллигенция, и участие молодежи «в кампании за технологии» приняло форму клубных и развлекательных мероприятий.
В начале 50-х годов быстрый технический прогресс вновь поставил проблему подготовки учащихся к продуктивной работе перед общеобразовательной школой.
Надо обратить внимание на то, что проблемы трудового обучения в школах неизбежно и тесно связаны с социально-экономическими изменениями в стране.
Но "хрущевская оттепель" закончилась. И в то время, когда весь мир осваивал новейшие технологии, а трудовые обязанности в развитых странах приобретали новые функции, отечественную школу обвиняли в подготовке огромных масс дешевой и низкоквалифицированной рабочей силы. Идеологическим ядром школы и педагогики в теории и идеологии является апофеоз труда, призванный двигать рабочих. Прежде всего, на молодежь, на новые супер-усилия. Какие красивые слова были произнесены - «трудовой энтузиазм», «коммунистическое отношение к труду». Но появление аббревиатуры OPPT (общественно полезный продуктивный труд), не подкрепляемое ничем, кроме внушаемой педагогической самодостаточности, привело к тому, что разрыв между реальной производительной деятельностью и имитируемой стал поразительным. Когда бурные речи о пресловутой школьной реформе закончились, время либерального романтизма, называемое перестройкой, высветило не очень впечатляющие «достижения».
Таким образом, оказалось, что прежние ориентиры были утрачены, хотя постепенно определялись направления демократизации трудового обучения - его дифференциация, многовариантность содержания и форм, свобода выбора последних с учетом интересов и возможностей учеников и учителя. Два явления, характерные для переходного периода, произошли одновременно:
из-за кризиса в промышленности почти повсеместно было сокращено трудовое обучение, которое зависело от базовых предприятий;
по большей части экономически эффективные (точнее, выгодные для школ, предприятий, детей и взрослых) формы вовлечения учащихся в трудовую деятельность сохранились и стали сильнее. [10, с. 41-47]
От чего должен исходить учитель? Прежде всего, чтобы понять, что труд как составная часть системы образования существует тысячи лет. Это было, есть и остается средством обучения, позволяющим влиять на развитие личности. Умение и изобретательность были и всегда будут необходимы в жизни, независимо от того, каких высот в научно-техническом прогрессе человечество не достигло.
Трудовая составляющая системы образования также важна как организатор жизни школьников, что требует совместных согласованных усилий. Формы общественного сознания. Подражание, взаимное стимулирование позволяет насытить жизнь команды, и, что немаловажно, нет необходимости фиксировать только определенный уровень производительности. Это может быть художественная и эстетическая, дизайнерская и строительная деятельность или другие виды деятельности, связанные с производительным результатом. Важно только, чтобы потребности детей обогащались стремлением к внутреннему улучшению и заботой о людях. Утверждение собственного достоинства и достоинства, дружбы и справедливости других людей.
Технологическое образование претерпело много изменений, и некоторые из них сыграли значительную роль. Один из них находился на территории Калужской области. Это первая экспериментальная станция, основанная Станиславом Теофиловичем Шацким.
В истории создания и эксплуатации Первой экспериментальной станции народного образования можно выделить следующие 4 периода развития:
1912-1918 - период возникновения в обществе «Детский труд и отдых» идеи организации экспериментальной станции, рожденной необходимостью педагогической практики.
1919-1921. Период создания и формирования Первой экспериментальной станции, первые попытки «почувствовать» связи между школой и социальной средой. Существует активная подготовка учителей, которые должны быть в состоянии реализовать на практике идею связи школы с окружающей средой, быть как учителями, так и исследователями педагогического процесса.
Период с 1922 по 1928 год - время наибольшего подъема в работе Первой опытной станции. Школа служит центром обучения детей окружающей среде, она регулирует и координирует образовательное воздействие семьи и общества. В этот период профессорско-преподавательский состав станции создает интересные примеры работы в области методов обучения, труда, эстетического и физического воспитания.
Последний период существования - 1929-1932 годы отмечен постоянным стремлением руководства станции укрепить связь школы с социальной средой. Школы станции являются центрами культурной революции. Деятельность Первой экспериментальной станции неотделима от общего развития единой трудовой школы, которая является прекрасным примером организации работы с детьми в 20-е годы и отражает в своей истории трудный, порой болезненный, но героический, восхищающийся нами с мужеством и смелостью, самый интересный этап жизни советской школы.
1.2. Понятие технологического образования
Образование является неотъемлемой частью человеческой культуры и общества. Поэтому для выявления основных особенностей образования необходимо проанализировать особенности культуры, в которой оно развивается. Культура имеет материальные и духовные формы. Материальная культура включает совокупность материальных ценностей, средств производства и предметов труда. Духовная культура понимается как система идей, убеждений, знаний, нравственных норм, качеств и свойств человека. Сегодня понятие культуры охватывает все аспекты человеческой и социальной деятельности. Основополагающим компонентом общей культуры является технологическая культура. Несмотря на разнообразие культурных типов, на каждом этапе общественного развития преобладает та или иная универсальная культура. Универсальность культуры состоит в том, что она имеет систему гносеологических принципов, характерных для определенной эпохи. Универсальная культура является доминирующей в обществе и определяет содержание других типов культур и всех аспектов человеческой жизни, то есть она связывает общество изнутри.
Исторически сложилось четыре типа универсальной культуры. Для «естественных» цивилизаций древности была присуща первая универсальная - мифологическая культура. Вторая универсальная культура - космологическая, которая была характерна для средней «естественной» цивилизации. Третий этап культуры связан с движением к новому типу культуры - антропологическому.
С конца девятнадцатого века человечество начало осваивать четвертую универсальную культуру - технологическую. Разработка и внедрение технологий привели к созданию машинного, а затем механизированного и автоматизированного производства. Во второй половине двадцатого века человечество переживает третью промышленную революцию. Создание компьютеров привело к появлению информационного мира и высоких, высокотехнологичных технологий. Количество информации, используемой людьми, резко возросло. Кроме того, существуют такие универсальные технологии, как волокно, лазер, электронный луч, плазма. Космические технологии набирают силу. Сегодня технологии пронизывают все сферы жизни - от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.
Таким образом, в обобщенном виде технологическую культуру можно понимать как уровень развития трансформирующей активности человека, выражающийся в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия. с природой, обществом и технологической средой.
Технологическая культура, будучи одним из видов универсальной культуры, влияет на все стороны жизни человека и общества. Он формирует технологическое мировоззрение, основанное на системе технологических взглядов на природу, общество и человека. Неотъемлемой частью является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидуальной научно-технической среды и мыслительной способностью к трансформационной деятельности. Неотъемлемой частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, навыках и умениях выполнять технологическую деятельность в соответствии с законами красоты. Технологическая культура оказывает влияние на задачи и содержание молодого поколения. В общеобразовательной системе также проводится технологическая подготовка учеников, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к трансформационной деятельности с использованием научных знаний. Общими целями технологического образования являются оснащение школьников технологическими знаниями, развитие технологических навыков и развитие технологически важных личностных качеств.