Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Государственный долг и его последствия для национальной экономики

cool_lady 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2021
Целью работы является раскрытие сущности государственного долга, выявление основных проблем управления им и влияние долга на экономику страны. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: ? изучить сущность и структуру государственного долга; ? выделить причины возникновения долга; ? рассмотреть классификацию государственного долга; ? выявить последствия государственного дога; ? рассмотреть методы управления долгом; ? определить пути снижения государственного долга и его состояние на текущий момент. Объектом данной работы является государственный долг, а предметом – государственный долг и его последствия для национальной экономики. Теоретико-методологической основой и информационной базой являются нормативно-правовые документы, законы, сайт ЦБ РФ, а также труды отечественных и зарубежных исследований. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность курсовой работы, выделена цель и поставлены задачи. В первой главе «Теоретические аспекты формирования государственного долга» рассмотрено понятие государственного долга, представлена его квалификация, а также раскрыта структура долга и изучены причины его возникновения. Во второй главе «Влияние государственного долга на национальную экономику страны» выявлены основные последствия государственного долга, рассмотрены методы управления им и представлены пути снижения влияния государственного долга. В заключении сформулированы основные выводы по работе.
Введение

В настоящее время и в современной экономики все вопросы, которые связаны с государственном долгом выглядят особенно актуально. К сожалению, еще ни в одной стране не сложилась единая научная база, которая решала бы проблема государственного долга. И политика, реализуемая в области государственных заимствований, является одной из важнейших составляющей государственной финансовой политики. Ведь именно от ее эффективности зависят множество факторов, таких как международный имидж государства, отношения между политиками, инвесторами, рейтинг и многое другое. К тому же большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета, которое напрямую связано с возникновением государственного долга. Бюджетный дефицит состоит из той суммы, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы Для того чтобы лучше понять сущность государственного долга, необходимо определить причины его возникновения в экономике. Наиболее распространенными причинами образования долга являются войны, стихийные бедствия, социальная политика государства, рост иностранных капиталов. В связи с этим для привлечения дополнительных денежных средств государство берет как внутренние, так и внешние кредиты . Актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга – это важный показатель, который характеризует экономику страны, и его необходимо выплачивать, а средства для этого берутся из бюджетов других уровней в урон другим важным направления.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты формирования государственного долга 5 1.1 Понятие и причины возникновения государственного долга 5 1.2 Структура, виды и формы государственного долга 9 Глава 2 Влияние государственного долга на национальную экономику страны 17 2.1 Последствия государственного долга и методы управления им 17 2.2 Пути снижения влияния государственного долга 22 Заключение 25 Список использованной литературы 28
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Ось-89. 2010. – 25с. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ. 3. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.04.2020) 4. Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». 5. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция). 6. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1. 7. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. М.: «Литературное агентство «Университетская книга». 2017. – 905 c. 8. Бржеский Н.К. Государственные долги России. М.: Книга по Требованию. 2017. – 354 c. 9. Вавилов Ю.Я. Государственный долг. М.: Перспектива. 2017. – 227 c. 10. Кулик А.О. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса. М.: Изд. Аллея науки. 2017. – 117 с. 11. Никифорова В.Д. Государственные и муниципальные ценные. СПб.: Питер, 2018. – 112-119 с. 12. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. – URL: http://www.cbr.ru/. 13. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – URL: https://www.minfin.ru. 14. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. – URL: https://www.nalog.ru. 15. КонсультантПлюс – URL: consultant.ru
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические аспекты формирования государственного долга 1.1 Понятие и причины возникновения государственного долга Государственный долг – это результат финансовых заимствований государства, которые осуществляются для покрытия дефицита бюджета. Так же это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с учетом начисленных процентов, которая должна быть выплачена вместе с процентами к конкретной дате или через определенный срок. Выделяют государственный и общегосударственный долг. Можно так же сказать, что государственный долг являет неизбежным порождением дефицита бюджета. А это в свою очередь является одной из причин возникновения долга. Для оценки государственного долга используются следующие показатели: ? отношение суммы государственного долга к ВВП или ВНП ; ? величина задолженности на душу населения; ? отношение объема внешнего долга к ВВП; ? отношение объема внешнего долга к сумме валютной выручки за год. Принято считать, что если государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, то это является опасным для стабильного развития экономики и устойчивого денежного обращения. Так же стоит отметить, что есть причины возникновения внутреннего и внешнего долга. Следующее можно считать причинами возникновения внутреннего государственного долга: ? дефицит бюджета; ? неэффективная экономическая политика государства; ? завышенные государственные расходы; ? отсутствие полноценных и доступных источников финансирования и неэффективная налоговая система. Рассмотрим подробнее каждую причину, по которой возникает государственный долг. Дефицит бюджета возникает тогда, когда расходы государства превышают над его доходами. Главным источником государственных доходов являются различные виды налогов , которые могут быть подразделены на три большие категории: ? налоги на доходы частных лиц и корпораций; ? налоги на расходы; ? налоги на собственность. Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории: ? потребление в государственном; ? государственные инвестиции ; ? трансферты частному сектору; ? проценты по государственным долгам. Иначе говоря, можно выделить следующие причины возникновения дефицита бюджета страны: ? расходы, вызванные необходимостью развития промышленности; ? накопление государственного долга; ? неэффективная финансовая политика государства; ? коррупция; ? теневая экономика; ? непредвиденные обстоятельства, такие как крупные природные катаклизмы, промышленные катастрофы и другое. Тут, соответственно, есть два пути устранения дефицита бюджета: ? увеличение доходов государства; ? снижение расходов государства. Следующей причиной возникновения государственного долга является неэффективная экономическая политика государства. Необходимо отметить, что эффективность экономической политики государства зависит прежде всего от степени эффективности системы государственной власти. Неэффективная же система государственной власти способна привести к краху страны в считанные годы. Для этого экономическая политика государства обязана включать в себя политику поддержки отечественного товаропроизводителя. При помощи экспортных и ввозных пошлин государства должно регулировать структуру экспорта и импорта . А для этого необходимо: ? не ввозить в страну те товары, которые государство в состоянии производить сама; ? не вывозить из страны в огромных количествах природные ресурсы и сырье. Таким образом экономическая политика должна быть эффективной для страны и населения, иначе же это может привести к образования государственного долга за счет несоблюдения баланса между импортом и экспортом. Еще одной причиной возникновения долга являются завышенные государственные расходы. Государственные расходы представляют собой денежные отношения по распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов государства с целью финансирования общегосударственных программ социально-экономического развития. Данная причина была затронута при рассмотрении дефицита бюджета. Завышенные государственные расходы приводят к тому, что государству необходимо брать взаймы у населения, юридических лиц или же у других стран, а это все ведет к увеличению государственного долга. Следующей причиной формирования государственного долга является отсутствие полноценных и доступных источников финансирования государственных расходов. Ведь главным источником денежных средств, используемые государством на оплату своих расходов, является налогообложение доходов и имущества граждан, фирм и иных организаций. Налогообложение является механизмом изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для решения общенациональных задач. Налогообложение осуществляется разными методами, и выбор наиболее эффективного способа является одна из сложнейших экономических проблем, которую каждой стране приходится решать самостоятельно. Существуют как прямые, так и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются в процессе приобретения благ и товаров, а косвенные – налоги, взимающие в результате надбавки к цене товара. Таким образом, налоги являются основным источником финансирования государственных расходов и их покрытие. Но, к сожалению, данный метод не может использоваться всегда, т.к. чем сильнее налоговый гнет на экономику, тем хуже она развивается. К тому же уровень налогообложения в России и так чрезмерно высок, что негативно сказывается на населении. К этому же относится и неэффективная политика страны. Поэтому на данный момент в России пока что нет другого способа частично перекрывать дефицит бюджета и нет других источников финансирования государственных расходов. Причины, по которым может возникнуть внешний государственный долг, представлены ниже: ? в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний; ? путем продаж государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам. Все вышеперечисленные последствия приводят к спадам в производстве. А это в свою очередь приводит к дефициту бюджету. А попытки уменьшить его при помощи продажи государственных ценных бумаг создают и увеличивают как внешний, так и внутренний государственный долг. 1.2 Структура, виды и формы государственного долга Следует выделить государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства Российской Федерации, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. Рассмотрим основные роли государственного долга и то, какие функции он выполняет. Государство может получить заимствование только для осуществления определенных целей, таких как: ? для погашение внешнего государственного долга или для финансирование собственного бюджета; ? обеспечение гарантий по выполнению контрактного договора перед зарубежными контрагентами; ? для вложений в валютные резервы страны. Государственный долг выполняет следующие функции: ? фискальная. При помощи государственного долга мобилизуются недостающие денежные средства, тем самым идет создание финансовой базы, необходимой для выполнения государством принятых на себя обязательств; ? стимулирующая. То есть происходит ускорение экономического роста с помощью государственных инвестиций, осуществляемых за счёт заимствованных средств; ? контролирующая. Государственный долг влияет на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платёжеспособного спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы в обращении. Государственный долг классифицируется по нескольким признакам. По периодичности обслуживания и погашения бывает капитальный и текущий государственный долг. Капитальный государственный долг – это вся сумма выпущенных, но непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по ним, на определенную дату. Текущий государственный долг состоит их расходов по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Так же стоит отметить, что суммарно весь общегосударственный долг России состоит из нескольких уровней, таких как: государственного (федерального) долга (задолженность Правительства РФ), государственного долга субъектов РФ и долгов муниципальных образований. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. По источнику заимствования, или же от вида валюты, как говорят иначе, государственный долг бывает внутренним (выражается в валюте Российской Федерации) и внешним (выражается в иностранной валюте). Так же помимо классификации по виду валюты, существует и разделение по категории держателей государственных ценных бумаг: резиденты или нерезиденты. Это наиболее важная и значимая классификация государственного долга. Внутренний долг государства состоит из долгов перед своим населением, иначе говоря, из долговых обязательств правительственных органов перед юридическими и физическими лицами. Внешний долг – это долг иностранным государствами, организациями, лицами. Данный вид государственного долга гораздо обременителен для страны, так как необходимо отдавать ценное сырье, товары, оказывать определенные услуги, для того чтобы оплатить проценты и погасить долг. Но если платежи по внешнему долгу составляют около 20-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна автоматически попадает в разряд должников. К тому же привлечение новых займов для этой страны будет весьма затруднительно. По социально-экономическому значению и использованию в качестве инструмента экономической политики государственный долг делится на активный и пассивный. Итак, активная составляющая государственного долга состоит из заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средний и долгосрочный период. Пассивный государственный долг, наоборот, состоит из привлеченных займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета. По сроку государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. К краткосрочному периоду относятся займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный государственный долго – это кредит, взятый на срок до пяти лет, долгосрочный – на срок свыше пяти лет. Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, так как они, как правило, берутся под самые высокие проценты. В связи с этим такие долги стараются консолидировать . Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов. В рамках каждого вида государственного долга можно выделить формы долговых обязательств. Долговые обязательства из себя представляют документ, который оформлен в свободной форме и который выдается заемщиком кредитору при получении займа, то есть кредита. Рассмотрим более подробно каждую форму долгового обязательства. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме: ? кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов; ? государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации; ? договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; ? переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов; ? соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. Долговые обязательства Российской Федерации так же могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет). Долговые обязательства должны погашаться в сроки, установленные конкретными условиями займа. Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации, сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и ее субъектов не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования –10 лет. Кредитные соглашения и договоры заключаются в первую очередь с кредитными организациями, например, с коммерческими банками. За их услугами обращаются субъекты Федерации и муниципальные образования. Чаще всего кредиты Правительству Российской Федерации предоставлялись Центральным банком, который в свою очередь в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения. Но с принятием новой редакции Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Центральный банк не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Государственные ценные бумаги, или же обязательства, которые выпускаются от имени государства или гарантированные им, в развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Рынок ценных бумаг довольно разнообразен и включает в себя множество видов: облигации, векселя, казначейские ноты и другое. Облигации являются наиболее распространенным видом государственных ценных бумаг. Облигация является долговой ценной бумагой, обязательством, которое подтверждает отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу. Облигации государством выпускаются на длительный срок. Так же их можно расценивать как особую форму инвестиций. Облигации считаются наиболее надежными и ликвидными, так как они обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. По степени надежности и важности именно облигации правительства и облигации, гарантированные им, стоят на первом месте. Затем следуют муниципальные облигации, облигации акционерных обществ. В свою очередь облигационные займы классифицируются по нескольким признакам: ? по виду эмиссии облигации бывают на предъявителя и именные. Суть облигации на предъявителя заключается в том, что владелец имеет право на получение по ней каких-либо процентов и основной суммы долга при погашении. В именной облигации указывается имя владельца облигации; ? по виду выплат дохода облигации делятся на процентные и беспроцентные. Доход может либо выплачиваться в виде выигрышей, либо не выплачиваться совсем, но гарантирует получение определенного товара или услуги; ? по характеру обращения облигации классифицируются на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и с ограниченным кругом обращения (нерыночные). Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам, а нерыночные, наоборот, не могут свободно переходить от одного владельца к другому; ? по характеру держателей ценных бумаг облигации делятся на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные; ? так же облигации классифицируются по методам размещения: на добровольные и принудительные. Облигации добровольных займов продаются и покупаются на фондовом рынке. Принудительные займы размещаются согласно постановлению правительства; ? в зависимости от эмитента бывают облигации, выпускаемые центральным правительством, субъектами Федерации и местными органами власти. Государственные гарантии и поручительства выступают формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. Получателями государственных (муниципальных) гарантий являются субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица. Гарант в этом случае несет ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству, а обязательство его перед третьим лицом ограничивается лишь суммой, на которую выдана гарантия. Государственные (муниципальные) гарантии предоставляются чаще всего на конкурсной основе. В договоре о предоставлении гарантии указывается обязательство, которое ею обеспечивается. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Особенность этой формы финансовых отношений состоит в том, что предоставленные гарантии ведут к росту потенциального или скрытого долга. Задолженность возникает лишь в случае возникновения неплатежа. Переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации – это еще одна форма долговых обязательств государства, закрепленная в Бюджетном кодексе РФ. Последней формой государственных федеральных долговых обязательств являются соглашения и договоры, заключенные от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. Сама реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга. Таким образом, можно сделать вывод, что классификация государственного долга обычно выстраивается по нескольким детализированным уровням.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 52 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Экономика, 14 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Экономика, 20 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Экономика, 19 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg