Актуальность исследования. Диссертационное исследование посвящено проблеме развития творческой активности обучающихся младшего школьного возраста средствами кружковых занятий декоративно-прикладного творчества, а также изучения основ народного художественно-педагогического опыта.
По словам В.А. Сухомлинского [69], дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе.
Каждый год в первый класс приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят все быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях - все больше. Вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов. Тенденция к равнодушию страшна.
Проблема развития творческих способностей является актуальной проблемой в современной начальной школе. Развитие творческих способностей у учащихся чрезвычайно важно для их эффективной учебы и будущей профессиональной деятельности. Этому способствует глубокое усвоение учащимися системы знаний, стимулирование их участия в исследованиях, проводимых в учебных заведениях, самостоятельная работа, поддержка научных интересов.
Содержание художественно-педагогического образования народного декоративно-прикладного искусства как одного из важного компонента эстетического воспитания и развития творческой активности школьников с современным взглядом на возрастающую роль человеческого фактора подчеркивает значимость рассматриваемой проблемы.
Актуальность данной проблемы определяется ее недостаточной теоретической изученностью, дефицитом эмпирических данных, недостаточной разработанностью подходов, средств и методов психологического сопровождения детей.
Принципиально важными для нашего исследования являются труды по общей педагогике Ю.К.сБабанского [7], И.Я.сЛернера [50], М.Н.сСкаткина [66], В.А.сСластенина [67], которые позволили нам обогатить наше понимание сущности и закономерностей процесса обучения, разработку гипотезы об условиях использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в развитии творческой активности школьников.
Выявлению психологических особенностей учащихся; способствовали работы, посвященные: проблемам развития детского творчества: H.H.сВолкова [18], Л.С.дВыготского [21], Е.И.сИгнатьева [34], В.И.лКириенко [39], B.C.сКузина [46], Л.Ф.сОбуховой [44], которые позволили более полно проанализировать художественно-творческую активность и своеобразие детского изобразительного, декоративного творчества; как ее необходимый компонент.
Значительный вклад в разработку теории и методики преподавания изобразительного искусства» внесли; труды Т.С.сКомаровой [41], В.С.сКузина [47], Б.М.сНеменского [56], Н.Н.сРостовцева [64], Н.М.сСокольникова [68], А.С.сХворостова [73], Е.В.сШорохова [76], ТЛ.сШпикаловой [77].
База, развития народного декоративно-прикладного искусства, коллективная сущность его становления и развития отражены в трудах таких авторитетных исследователей народного творчества, как П.Г.сБогатырев [13], В.М.сВасиленко [15], B.C.сВоронов [20], М.А.сНекрасова [55], А.Б.сСалтыков [65] и др., которые позволяют рассматривать потенциал декоративно-прикладного искусства в качестве огромной воспитательной силы, способствующей развитию творческой активности личности.
Цель исследования – выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития творческой активности младших школьников средствами кружковых занятий декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования: кружковые занятия декоративно-прикладное творчества в образовательном пространстве начальной школы.
Предмет исследования: общедидактические и методические условия развития творческой активности младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что развитие творческой активности младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству на кружковых занятиях в группе младших школьников будет более эффективным, если:
- декоративно-прикладное искусство рассматривать как важный составной компонент развития творческой активности школьников;
- использовать в содержании обучения изобразительному искусству различные виды декоративно-прикладного творчества (обработка металла, камня, глины, дерева) с учетом исторически сложившихся художественных традиций и творческих принципов народного искусства;
- изучать декоративные качества природных художественных материалов, используемых в прикладном творчестве и учитывать их педагогический потенциал как эффективное средство развития творческой, активности школьников;
- разработать общедидактические и методические условия, способствующие развитию творческой активности школьников с помощью декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность психолого-педагогических основ организации кружковых занятий по декоративно-прикладному творчеству в группе младших школьников;
2) рассмотреть организацию кружковых занятий по декоративно-прикладному творчеству в образовательном пространстве начальной школы;
3) разработать и адаптировать опытно-экспериментальную программу и методики исследования приобщения младших школьников к декоративно-прикладному искусству, способствующие развитию их творческой активности.
Методологической основой являются научные концепции о преподавании народного декоративно-прикладного искусства оказали работы: В.А.сАнуфриева [3], В.Г.сАфанасьева [59], М.С.сКагана [37], С.М.сКовалева [40], Р.И.сКосолапова [61], В.А.сРазумного [62], А.К.сРычкова [55], И.Т.сФролова [77].
В теории учебно-воспитательного процесса мы опирались на научные труды С.И.сАрхангельского [4], Ю.К.сБабанского [7], Н.С.сБоголюбова [], И.Д.сЗверева [30], И.Я.сЛернера [50], И.Т.сОгородникова [74], М.Н.сСкаткина [66], В.И.сСластенина [67].
Важное значение для нашего исследования имели также работы ученых педагогов Л.И.сБожовича [14], И.П.сВолкова [19], А.С.сМакаренко [53], А.И.сНикифорова [57], Л.И.сНовиковой [58], В.А.сСухомлинского [69], М.Г.сТайчинова [71], В.Н.сШацкой [75], С.Т.сШацкого [75] и др.
Методы исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ научной литературы в аспекте темы исследования; количественно-качественный анализ результатов методического эксперимента;
- эмпирические методы: тестирование учащихся, проверка ученических работ, проектирование кружковых занятий, методический эксперимент.
Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное автономное образовательное учреждение «Саха политехнический лицей» г.бЯкутска, в котором принимали участие 32 ученика младшего школьного возраста.
Новизна исследования состоит в изучении вопросов об организация кружковых занятий по декоративно-прикладному творчеству в группе младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Основные этапы исследования были определены следующим образом:
Первый этап (сентябрь 2019 – октябрь 2019) – организационно-констатирующий. На данном этапе изучена и проанализирована литература по теме исследования. Проведена работа по теоретическим аспектам организации кружковых занятий декоративно-прикладного творчества в группе младших школьников.
Второй этап (ноябрь 2019 – февраль 2020) – организационно-констатирующий эксперимент. На данном этапе проведена опытно-экспериментальная работа по организации кружковых занятий декоративно-прикладного творчества в группе младших школьников.
На третьем этапе (март 2020 – май 2020) – контрольно-обобщающий эксперимент. В ходе исследования нами разработан комплекс методических приемов по организации кружковых занятий декоративно-прикладного творчества в группе младших школьников.
Теоретическая значимость исследования проявляется в возможности использования предлагаемых методических разработок в образовательном процессе начальной школы, на практических занятиях по методике преподавания отдельных предметов в вузе.
Практическая значимость исследования проявляется в возможности использования предлагаемых методических разработок в образовательном процессе начальной школы, на практических занятиях по методике преподавания отдельных предметов в вузе.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, основной части из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе освещаются теоретические аспекты организации кружковых занятий по декоративно-прикладному творчеству в группе младших школьников. Во второй главе дается опытно-экспериментальная работа по организации кружковых занятий по декоративно-прикладному творчеству в группе младших школьников. Кроме того, приведены модели примерных кружковых занятий по декоративно-прикладному творчеству.
Положения, выносимые на защиту:
1. Процесс организации кружковых занятий в группе младших школьников как системно организованного, последовательного, личностно-ориентированного освоения декоративно-прикладного творчества на основе теоретических аспектов.
2. Условия организации кружковых занятий в группе младших школьников как системно организованного, последовательного, личностно-ориентированного освоения декоративно-прикладного творчества на основе опытно-экспериментальной работы.
3. Варианты примерных занятий по декоративно-прикладному творчеству в образовательном пространстве начальной школы.