Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

vika_glad 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2021
В нашей работе исследована проблема организации кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству в группе младших школьников. Из основных факторов развития и воспитания детей начальной школы является ознакомление с декоративно-прикладным творчеством. Именно кружковые занятия делают обучение своеобразным и интересным, увлекательным.
Введение

Актуальность исследования. Диссертационное исследование посвящено проблеме развития творческой активности обучающихся младшего школьного возраста средствами кружковых занятий декоративно-прикладного творчества, а также изучения основ народного художественно-педагогического опыта. По словам В.А. Сухомлинского [69], дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе. Каждый год в первый класс приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят все быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях - все больше. Вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов. Тенденция к равнодушию страшна. Проблема развития творческих способностей является актуальной проблемой в современной начальной школе. Развитие творческих способностей у учащихся чрезвычайно важно для их эффективной учебы и будущей профессиональной деятельности. Этому способствует глубокое усвоение учащимися системы знаний, стимулирование их участия в исследованиях, проводимых в учебных заведениях, самостоятельная работа, поддержка научных интересов. Содержание художественно-педагогического образования народного декоративно-прикладного искусства как одного из важного компонента эстетического воспитания и развития творческой активности школьников с современным взглядом на возрастающую роль человеческого фактора подчеркивает значимость рассматриваемой проблемы. Актуальность данной проблемы определяется ее недостаточной теоретической изученностью, дефицитом эмпирических данных, недостаточной разработанностью подходов, средств и методов психологического сопровождения детей. Принципиально важными для нашего исследования являются труды по общей педагогике Ю.К.сБабанского [7], И.Я.сЛернера [50], М.Н.сСкаткина [66], В.А.сСластенина [67], которые позволили нам обогатить наше понимание сущности и закономерностей процесса обучения, разработку гипотезы об условиях использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в развитии творческой активности школьников. Выявлению психологических особенностей учащихся; способствовали работы, посвященные: проблемам развития детского творчества: H.H.сВолкова [18], Л.С.дВыготского [21], Е.И.сИгнатьева [34], В.И.лКириенко [39], B.C.сКузина [46], Л.Ф.сОбуховой [44], которые позволили более полно проанализировать художественно-творческую активность и своеобразие детского изобразительного, декоративного творчества; как ее необходимый компонент. Значительный вклад в разработку теории и методики преподавания изобразительного искусства» внесли; труды Т.С.сКомаровой [41], В.С.сКузина [47], Б.М.сНеменского [56], Н.Н.сРостовцева [64], Н.М.сСокольникова [68], А.С.сХворостова [73], Е.В.сШорохова [76], ТЛ.сШпикаловой [77]. База, развития народного декоративно-прикладного искусства, коллективная сущность его становления и развития отражены в трудах таких авторитетных исследователей народного творчества, как П.Г.сБогатырев [13], В.М.сВасиленко [15], B.C.сВоронов [20], М.А.сНекрасова [55], А.Б.сСалтыков [65] и др., которые позволяют рассматривать потенциал декоративно-прикладного искусства в качестве огромной воспитательной силы, способствующей развитию творческой активности личности. Цель исследования – выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития творческой активности младших школьников средствами кружковых занятий декоративно-прикладного искусства. Объект исследования: кружковые занятия декоративно-прикладное творчества в образовательном пространстве начальной школы. Предмет исследования: общедидактические и методические условия развития творческой активности младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству. Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что развитие творческой активности младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству на кружковых занятиях в группе младших школьников будет более эффективным, если: - декоративно-прикладное искусство рассматривать как важный составной компонент развития творческой активности школьников; - использовать в содержании обучения изобразительному искусству различные виды декоративно-прикладного творчества (обработка металла, камня, глины, дерева) с учетом исторически сложившихся художественных традиций и творческих принципов народного искусства; - изучать декоративные качества природных художественных материалов, используемых в прикладном творчестве и учитывать их педагогический потенциал как эффективное средство развития творческой, активности школьников; - разработать общедидактические и методические условия, способствующие развитию творческой активности школьников с помощью декоративно-прикладного искусства. Задачи исследования: 1) раскрыть сущность психолого-педагогических основ организации кружковых занятий по декоративно-прикладному творчеству в группе младших школьников; 2) рассмотреть организацию кружковых занятий по декоративно-прикладному творчеству в образовательном пространстве начальной школы; 3) разработать и адаптировать опытно-экспериментальную программу и методики исследования приобщения младших школьников к декоративно-прикладному искусству, способствующие развитию их творческой активности. Методологической основой являются научные концепции о преподавании народного декоративно-прикладного искусства оказали работы: В.А.сАнуфриева [3], В.Г.сАфанасьева [59], М.С.сКагана [37], С.М.сКовалева [40], Р.И.сКосолапова [61], В.А.сРазумного [62], А.К.сРычкова [55], И.Т.сФролова [77]. В теории учебно-воспитательного процесса мы опирались на научные труды С.И.сАрхангельского [4], Ю.К.сБабанского [7], Н.С.сБоголюбова [], И.Д.сЗверева [30], И.Я.сЛернера [50], И.Т.сОгородникова [74], М.Н.сСкаткина [66], В.И.сСластенина [67]. Важное значение для нашего исследования имели также работы ученых педагогов Л.И.сБожовича [14], И.П.сВолкова [19], А.С.сМакаренко [53], А.И.сНикифорова [57], Л.И.сНовиковой [58], В.А.сСухомлинского [69], М.Г.сТайчинова [71], В.Н.сШацкой [75], С.Т.сШацкого [75] и др. Методы исследования: - теоретические методы: изучение и анализ научной литературы в аспекте темы исследования; количественно-качественный анализ результатов методического эксперимента; - эмпирические методы: тестирование учащихся, проверка ученических работ, проектирование кружковых занятий, методический эксперимент. Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное автономное образовательное учреждение «Саха политехнический лицей» г.бЯкутска, в котором принимали участие 32 ученика младшего школьного возраста. Новизна исследования состоит в изучении вопросов об организация кружковых занятий по декоративно-прикладному творчеству в группе младших школьников в образовательном процессе начальной школы. Основные этапы исследования были определены следующим образом: Первый этап (сентябрь 2019 – октябрь 2019) – организационно-констатирующий. На данном этапе изучена и проанализирована литература по теме исследования. Проведена работа по теоретическим аспектам организации кружковых занятий декоративно-прикладного творчества в группе младших школьников. Второй этап (ноябрь 2019 – февраль 2020) – организационно-констатирующий эксперимент. На данном этапе проведена опытно-экспериментальная работа по организации кружковых занятий декоративно-прикладного творчества в группе младших школьников. На третьем этапе (март 2020 – май 2020) – контрольно-обобщающий эксперимент. В ходе исследования нами разработан комплекс методических приемов по организации кружковых занятий декоративно-прикладного творчества в группе младших школьников. Теоретическая значимость исследования проявляется в возможности использования предлагаемых методических разработок в образовательном процессе начальной школы, на практических занятиях по методике преподавания отдельных предметов в вузе. Практическая значимость исследования проявляется в возможности использования предлагаемых методических разработок в образовательном процессе начальной школы, на практических занятиях по методике преподавания отдельных предметов в вузе. Структура магистерской диссертации состоит из введения, основной части из двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе освещаются теоретические аспекты организации кружковых занятий по декоративно-прикладному творчеству в группе младших школьников. Во второй главе дается опытно-экспериментальная работа по организации кружковых занятий по декоративно-прикладному творчеству в группе младших школьников. Кроме того, приведены модели примерных кружковых занятий по декоративно-прикладному творчеству. Положения, выносимые на защиту: 1. Процесс организации кружковых занятий в группе младших школьников как системно организованного, последовательного, личностно-ориентированного освоения декоративно-прикладного творчества на основе теоретических аспектов. 2. Условия организации кружковых занятий в группе младших школьников как системно организованного, последовательного, личностно-ориентированного освоения декоративно-прикладного творчества на основе опытно-экспериментальной работы. 3. Варианты примерных занятий по декоративно-прикладному творчеству в образовательном пространстве начальной школы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………..…………………………………………………………3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Методологические и психолого-педагогические исследования развития творческой активности младших школьников в процессе обучения декоративно-прикладному искусству ……………….….…………………………………………. 9 1.2...Декоративно-прикладное творчество как средство воспитания и развития младших школьников ……………………………..……………………… 20 1.3. Особенности организации кружковых занятий в начальной школе …. 30 Выводы по первой главе……………………………………………………… 36 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1. Анализ деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Саха политехнический лицей» г.сЯкутска потььразвитиютььтворческихюььспособностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………….. 39 2.2. Констатирующий эксперимент: организация, содержание и результаты……………………………………………………………………………. 48 2.3. Опытно-экспериментальная работа на кружковых занятиях по декоративно-прикладному творчеству в группе младших школьников ………… 56 Выводы по второй главе……………………………………………………… 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .…….………………………………………………………... 66 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……..………….……...... 68 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………...................................... 74
Список литературы

1. Айбазова М.Ю. Мир красоты и восприятия эстетической культуры в народной педагогике Карачая. – Пятигорск. – 1999. – С. 125. 2. Анисимов В.П. Искусство и нравственность: к проблеме определения предмета арт-педагогики // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – №2. – С. 7-9. 3. Ануфриева В. А., Войтюк С. А. История и культура. – Красноярск – 2008. – С. 543. 4. Архангельский С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. – М. – 1975. – С. 92. 5. Ахмедова Э. М. Артпедагогическое пространство как инновационная среда творческого развития дошкольника // Вектор науки ТГУ. – 2011. – 3(6). – С. 36-38. 6. Афонькин С.Д. Вырезаем и складываем. – СПб. – 2009. – С. 171. 7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М. – 1982. – С. 172. 8. Батурина Г., Байер. Цели и критерии эффективности обучения// Сов. педагогика. – 1975. – №4, С. 41-49. 9. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: Уч. пособие для студентов художественной графики факультетов пед. ин. – М. – 1977. – С.186. 10. Бернпггейн Н.А. Общая биомеханика. Основы учения в движении человека. Под ред. Центр, ин-та труда. М.: РИО ВЦСПС. – М. – 1926. – С.416. 11. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. – М. – 1993. – С.149. 12. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критерия качества усвоения знаний. // Сов. педагогика – 1968 – N4, С.52-69. 13. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М. – 1971. – С. 496. 14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. – М. – 1968. – С. 464. 15. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М. – 1977. – С. 464. 16. Венгер Л. А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольника. – М. – 2008. – С. 248. 17. Волков В.Г. Организации восприятия действительности в обучении подростков изобразительному искусству в системе внеклассных и внешкольных занятий. – М. – 1981. – С. 174. 18. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. – М. – 1950. – С. 508. 19. Волков И.П. Учим творчеству. – М. – 1982. – С.107. 20. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. – М. – 1972. – С. 350. 21. Выготский Л.С. Проблемы психологического развития ребенка. М. – 1956. – С.519. 22. Галич А.Е. Наглядность в системе обучения рисунку. – М., 1992. – С. 173. 23. Гальперин П.Я. Психология мышления о поэтапном формировании умственных действий. – М. – 1966. – С. 236. 24. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М. –1988. – С. 464. 25. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. – М. – 1972. – С. 423. 26. Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов. – М. – 1995. – С. 177. 27. Желтоухов Ю.П. Эстетическое воспитание школьников на внеклассных занятиях по труду. – М. – 1970. – С. 16. 28. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М. – 1982. – С. 160. 29. Заззо Р. Эволюция графической способности и речи ребенка. – М. –1968. – С. 152. 30. Зверев И.Д. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М. – 1980. – С. 270. 31. Зинченко В.П. Движения глаз и формирование образа. Вопросы психологии. – М. – 1968. – С. 217. 32. Зорина JI.Я Дидактические основы формирования знаний старшеклассников. – М. – 1978. – С. 128. 33. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М. – 1961. – С. 224. 34. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М. – 1968. – С. 32с. 35. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью. – М. – 1982. – С. 264. 36. Кагальняк А.И. Особенности сравнения учащимися конкретных объектов в зависимости от их количества и характера. // Вопросительная психология. – 1972. – №4 – С.93-99. 37. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. – 1987. – № 4. – С.28 – 32. 38. Кершешптейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. – М. – 2014. – С. 214. 39. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М. – 2009. – С. 304. 40. Ковалев С.М. Психология личности. – М. – 1970. – С. 382. 41. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. – М. – 1970. – С. 151. 42. Комарова Т.О. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М. – 2006. – С. 120. 43. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М. – 1975. – С. 720. 44. Крутецкий Р. А. Психология обучения и воспитании школьников. – М. – 1976. – С. 300. 45. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. – М. – 1984. – С. 318. 46. Кузин В. С. Психология. Учебник. – М. – 2003 – С. 256. 47. Кульчицкая И. Ю. Роль педагогики в современном образовании // Мир науки, культуры и образования. – 2014. – 2(45). – С. 12-13. 48. Ларионова, Е. А. Декоративно-прикладное искусство. //Социальная сеть работников образования. – 2015. - №6. – С. 23-28. 49. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М. – 1985. – С. 174. 50. Лернер И.Я Дидактические основы методов обучения. – М. – 1981. – С. 186. 51. Лосюк П.В. Нравственное воспитание школьников в процессе овладения декоративно-прикладным искусством. – М. – 1974. – С. 128. 52. Любарская Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников. – М. – 2009. – С. 168. 53. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М. – 2019. – С. 560. 54. Малышева А.Н. Аппликация в школе. – М. – 2006. – С. 480. 55. Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. – М. – 1989. – С. 220. 56. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. – М. – 1981. – С. 192. 57. Никифоров А.И. Сказочная энциклопедия. – М. – 2005. – С. 349. 58. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды – М. – 2010. – С. 335. 59. Петрова Г.А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками. – Казань. – 1973. – С. 124. 60. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М. – 2007. – С. 86. 61. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства. – М. – 1978. – С. 184. 62. Разумный В.А. Содержание и формы эстетического воспитания учащихся современной общеобразовательной школы. – М. – 1982. – С. 166. 63. Решетников В. И. О некоторых показателях умственного развития учащихся. // Новые исследования в педагогических науках. – М. – 1976. - №8 – С. 126-132. 64. Ростовцев Н. И. История методов обучения рисованию. – М. – 1981. – С. 192. 65. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. – М. – 2001. – С. 298. 66. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М. – 1980. – С. 96. 67. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. – М. – 1976. – С. 160. 68. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М. – 2008. – С. 365. 69. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. – М. – 2006. – С. 297. 70. Тихомирова О. С. Декоративное рисование в начальных классах // Дошкольное воспитание. – 2004. – №3. – С. 35 - 37. 71. Тайчинов М. Г. Воспитание и самовоспитание школьников. – М. – 2001. – С. 160. 72. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М. – 1974. – С. 438. 73. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М. – 1981. – С. 175. 74. Чекалова А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. – М. – 1962. – С. 67. 75. Шацкая В.Н., Шацкий С.Т. Эстетическое воспитание школьников. – М. – 1964. – С. 146. 76. Шорохов Е.В. Композиция. – М. – л 1986. – С. 207. 77. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М. – 208. – С. 190. 78. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. – М. – 1926. – С. 402. 79. Юсов Б. П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии. // Теория эстетического воспитания. – М. – 1994. - №3. – С. 43-55. 80. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. – М. – 2000. – С. 108.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Методологические и психолого-педагогические исследования развития творческой активности младших школьников в процессе обучения декоративно-прикладному искусству По словам замечательного педагога В.А.Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе. Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умений. Чем раньше в своей жизни мы сталкиваемся с каким-либо занятием, тем более простым и привычным оно кажется потом. Но интересным и необходимым для нас оно становится, только когда в этом занятии есть возможность выразить и проявить себя, когда в нем есть место творчеству. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество - надежный резерв жизненной активности, увлеченности. Решая проблемы воспитания поколения, не трудно понять значение творчества в процессах воспитания. И, казалось бы, чего проще: бери и учи школьников творчеству - техническому, научному, художественному. Но эта проблема не так проста, как кажется. Сфера искусства рассматривается как пространство, помогающее формированию социально-эстетической активности личности и развитию творческих способностей. Проблема развития творческих способностей у учащихся чрезвычайно важна для их эффективной учебы и будущей профессиональной деятельности и привлекает внимание, как педагогов, так и психологов. Развить способности – значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии. Целый ряд исследований психологов и педагогов, методистов и учителей направлен на изучение различных сторон проблемы детского творчества. В одних исследованиях изучается психологическая природа творческой деятельности (Л.С.сВыготский [21], В.П.сЗинченко [31], Б.М.сТеплов [70] и др.), в других – как отношение личности к предметам и явлениям окружающей действительности (И.П.Волков [19], Б.П.сНикитин [74], Н.Е.сЩуркова [59] и др.). Проблема творческих способностей относится к одной из главных в педагогике, потому что от ее решения зависит обоснованный и более правильный выбор ребенком будущей профессии в соответствии со своими задатками. В науке выделяются различные уровни освоения личностью деятельности: обучение, воспроизведение, учение, творчество. Понятие «творчество» рассматривается в разных источниках по-разному.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg