Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Самоотношение девушек и юношей с разным уровнем интернет-зависимости

vika_glad 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2021
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы. В первой главе рассмотрены теоретические основы исследования самоотношения юношей и девушек с разной степенью интернет-зависимости. Определили, что самоотношение рассматривается как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности.
Введение

Актуальность. Эпоха информационных технологий, компьютеризация современного общества, быстрые глобальные коммуникации и повсеместное распространение интернет, несомненно, оказывают колоссальное влияние на жизнь человека и его личность. Такое влияние имеет как позитивные, так и негативные последствия. Опасный и разрушительный для личности путь от сужения круга интересов к уходу от реальности в виртуальный мир, а также способы коррекции интернет-зависимости – широко обсуждаемая проблема. Основным потребителем интернет-продукта является юношеская аудитория, представляющая собой 48% пользователей по результатам опросов фонда «Общественное мнение». Для молодого поколения интернет – это основное средство образования и личной коммуникации, в связи с чем, длительность и частота пользования интернет неуклонно растет. Юноши и девушки «втягиваются» в виртуальный мир, в результате у многих из них искажается восприятие реальности и своего «я». Современная молодежь в интернет-среде зачастую выдает себя за других людей, утаивая свои истинные качества и черты. Следствия сильной вовлеченности в Интернет-среду со временем начинают активно проявляться в различных сферах деятельности. Появляются сложности с учебой, учащаются межличностные конфликты, происходит инфантилизация личности и наблюдается очевидный регресс [4]. Проблематика психологической зависимости (или аддикции) от Интернета в целом, а также от отдельных интернет-сервисов представляет собой «растущую» тему современных медико-психологических исследований: хотя наличие соответствующей зависимости не зафиксировано в официальных документах из-за недостаточности свидетельств, оформленных по правилам доказательной медицины, однако специалисты-аддиктологи активно занимаются сбором эмпирических данных, позволяющих всесторонне охарактеризовать феномены, которые в будущем, как предполагается, будут способствовать признанию интернет-зависимости в качестве реального заболевания, заслуживающего внимания психологов и психотерапевтов. Активное изучение интернет-зависимости зарубежными и отечественными специалистами началось не так давно. В 1998 году были предприняты первые попытки выявления психологических особенностей, связанных с интернет-зависимым поведением [28, 34]. Позднее ученые связывали следующие личностные особенности с интернет-зависимостью: шизоидные проявления, интроверсия и позиционирование себя одиноким, агрессивные проявления и отчуждение от других, стремление к остроте ощущений, понижение персонального личного контроля и нарциссизм, низкий порог оценки своего «я», малая степень развития эмоционального интеллекта, малая персональная результативность в реальности в сопоставлении с повышенной – в интернет-среде [4]. Российские ученые выявили корреляцию интернет-зависимости и алекситимии, степени выраженности способностей к эмпатии [21].Однако, несмотря на большое количество исследований, достаточно большой объем накопленных сведений, остается недостаточно изученной специфика самоотношения юношей и девушек с интернет-зависимость. Это подтверждает своевременность проведения исследования самоотношения юношей и девушек с разной степенью интернет-зависимости, его актуальный характер. В качестве проблемы исследования мы выделяем противоречие между высокой значимостью формирования в юношеском возрасте адекватного отношения к собственному «я» для таких важных аспектов жизни человека как включенность в различного рода социальную деятельность, профессиональное самоопределение и самовыражение, выбор спутника жизни, создание семьи и недостаточностью разработанностью проблемы самоотношения юношей и девушек с интернет-зависимостью, мероприятий по психологической поддержке и профилактике интернет-зависимости. Целью настоящего исследования является установление связи между уровнем самоотношения юношей и девушек и интернет-зависимостью разной степени. Объектом исследования является феномен самоотношения. Его предметом – самоотношение юношей и девушек с разным уровнем интернет-зависимости. В качестве основной гипотезы исследования выступало предположение о связи между уровнем самоотношения юношей и девушек и степенью интернет-зависимости. В качестве частных гипотез служили следующие положения: - чем выше уровень интернет-зависимости у юношей и девушек, тем ниже уровень самоотношения; - высокий уровень интернет-зависимости негативно коррелирует с самоуважением; - высокий уровень интернет-зависимости негативно коррелирует с аутосимпатией; - высокий уровень интернет-зависимости положительно коррелирует с внутренней неустроенностью. Обоснованием выдвинутой гипотезы служат установленные психологами факты связи интернет-зависимости с негативным отношением к своему «я», высоким уровнем внутренней конфликтности, с пониженной оценкой своего «я» по отношению к успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению. В тоже время люди с низкой степенью интернет-зависимости демонстрируют позитивное самоотношение, адекватную оценку собственного «я», низкий уровень внутренней конфликтности, выраженную целеустремленность, ориентированность на успех, выраженную самоценность и самоуважение[24]. Достижению поставленной цели и проверке выдвинутой гипотезы служит решение следующих задач: 1) охарактеризовать самоотношение как психологический и социальный феномен; 2) раскрыть понятие интернет-зависимости как формы аддиктивного поведения личности; 3) изучить предпосылки развития интернет-зависимости у юношей и девушек; 4) эмпирическим путем исследовать связь между самоотношением юношей и девушек с интернет-зависимостью разной степени; 5) сформулировать практические рекомендации, которые могут быть применены в процессе профессиональной подготовки психологов в ВУЗах, а также в рамках профессиональной деятельности практических и прикладных психологов. Методологической базой исследования послужили принцип системности и принцип детерминизма. Принцип системности введен в психологическую науку Б. Ф. Ломовым. С позиции системности психологические факторы самоотношения личности изучаются как сложноорганизованные и взаимосвязанные единицы структуры личности. Данный принцип используется в нашем исследовании для изучения взаимосвязей между уровнем самоотношения и интернет-зависимостью разной степени. Принцип детерминизма, наиболее значительный вклад в разработку, которого в отечественной психологии внес С. Л. Рубинштейн, рассматривался в нашей работе в форме положения о причинности самоотношения как совокупности факторов, предшествующих во времени их формированию. Относительно исследуемой проблемы мы полагаем, что определенный уровень самоотношения может быть детерминирован степенью вовлеченности в интернет-среду. Теоретическую основу исследования составили посвященные психологической категории самоотношения и проблеме интернет-зависимости разработки отечественных и зарубежных ученых, среди которых следует выделить работы А. Е. Войскунского, Г. А. Виленской, Е. В. Васиной, Н. Кузнецовой, В.Л. Малыгина, К. Янг и др. В исследовании использовался следующий комплекс методов: 1. Методы сбора теоретической информации: анализ психологической литературы, сравнение, обобщение и синтез представленных в ней данных по теме исследования. 2. Методы сбора эмпирической информации: стандартизированный самоотчет. 3. Методы обработки и анализа эмпирических данных: статистический анализ с помощью коэффициента Стьюдента, коэффициента линейной корреляции, метод качественного анализа данных. Базой эмпирического исследования выступали факультет психологии, философии Воронежского государственного университета. Объектом исследования служили студенты мужского и женского пола возрастом от 17 до 20 лет. Общий объем выборки испытуемых составил 130 человек. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в его рамках произведено обобщение и сопоставление наиболее актуальных научных сведений о влиянии интернет-зависимости на уровень самоотношения юношей и девушек. Тем самым систематизируются и расширяются теоретические представления об изучаемом феномене, существующие в современной психологии личности. Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе выявления степени интернет-зависимости можно предполагать какой уровень самоотношения будет присущ определенным личностям. На основе этих данных можно будет отбирать кандидатов на определенные должности, которые требуют высокого уровня самоотношения. Кроме того, Апробированные в исследовании конкретные методики могут найти применение в диагностической и исследовательской работе психологов в рамках психологии личности, бизнес-психологии. Новизна проведенного исследования заключается в том, что в его рамках впервые в психологии предпринята попытка установления связи между уровнем самоотношения юношей и девушек и интернет-зависимостью разной степени. Кроме того, в результате теоретического анализа систематизированы знания о влиянии интернет-зависимости на уровень самоотношения личности, полученные в рамках разных научных дисциплин, приводятся данные исследований. Исследование проводилось в период с 2019 по 2020 годы и включало в себя следующие этапы: - первый этап (октябрь – ноябрь 2020 года): изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования, уточнение категориального аппарата, выдвижение гипотезы исследования; - второй этап (декабрь – февраль 2020 года): разработка программы эмпирического исследования, уточнение теоретических аспектов исследовании и его гипотезы, проведение пилотажного исследования, корректировка эмпирического исследования; - третий этап (март – май 2020 года): осуществление основного эмпирического исследования, обработка, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов и психологических рекомендаций, целостное оформление выпускной квалификационной работы. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав – теоретической и эмпирической, – заключения, списка литературы, включающего 37 источников. Ключевые слова: самоотношение, открытость, саморуководство, самоуверенность, аутосимпатия, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликность, личность, самоактуализация, самопривязанность, интернет-зависимость, пользователь интернет, интернет-среда. Keywords: self-attitude, openness, self-leadership, self-confidence, self-sympathy, self-worth, self-acceptance, internal conflict, personality, self-actualization, self-attachment, Internet addiction, Internet user, Internet environment.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретические основы исследования самоотношения юношей и девушек и интернет-зависимости 9 1.1. Понятие самоотношения в психологии и его структура 9 1.2. Интернет-зависимость как форма аддиктивного поведения личности 12 1.3. Предпосылки развития интернет-зависимости у юношей и девушек 18 Вывод по первой главе 29 Глава 2. Эмпирическое исследование уровня самоотношения юношей и девушек и интернет-зависимости разного уровня 32 2.1. Организация и методы исследования 32 2.2. Анализ результатов исследования 37 Вывод по второй главе 60 Глава 3. Разработка рекомендаций по психологической поддержке и профилактике интернет-зависимости у юношей и девушек 62 3.1. Комплекс мероприятий, направленный на поддержание психологической устойчивости у юношей и девушек с разной степенью интернет-зависимости 62 3.2. Методические рекомендации по профилактике интернет-зависимости юношей и девушек 68 Вывод по третьей главе 70 Заключение 72 Приложение А Приложение Б
Список литературы

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете: Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000. – 431 с. 2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете. Под редА.Е.Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000. – С. 11-39. 3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 612 с. 4. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000. – С.100-131. 5. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. – СПб.: Речь, 2007. – 190 с. 6. Егоров А.Ю. Психология девиантного поведения. – СПб.: СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2016. – 282 с. 7. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с. 8. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета. Труды по социологии образования. – М.: ЦСО РАО, 2000. – Т.5. Вып.7. – С.431-460. 9. Колышко А.М. Психология самоотношения: учеб. пособие / А.М.Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2004 – 102 с. 10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с. 11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с. 12. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – М.: Медицина, 1985. – 407 с. 13. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин. – М.: Мнемозина, 2010. – 136 с. 14. Пантелеев С. Р. Методика исследования самоотношения. – М.: Смысл, 1993. – 32 с. 15. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: монография. – М.: Издательство Моск. ун-та, 1991. – 100 с. 16. Психология. Полный энциклопедический справочник / сост. и общ. ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2017. – 896с. 17. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. – М.: АН СССР, 1957. – 328 с. 18. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство Московского Университета, 1983. – 284 с. 19. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. – М.: Издательство Московского психологосоциального института, 2002. – 432 с. 20. Арендачук И.В. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития / И.В. Арендачук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 17. – № 4. – С. 434 – 438. 21. Васина Е.В. Взаимосвязь интернет-зависимости и проявлений алексимитии в раннем юношеском возрасте / Е.В. Васина // В сборнике: Социокультурные проблемы современного человека. Часть 1. Оформление. ФГБОУВО «НГПУ». – 2018. – С. 18-24. 22. Виленская Г.А. Исследования психологии интернета в «Психологическом журнале»: некоторые итоги и перспективы / Г.А. Виленская // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40. – № 4. – С. 5-14. 23. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – Т. – 25. – № 1. – С. 90-100. 24. Войскунский А. Е. Симпозиум по проблеме зависимости от Интернета. Вопросы психологии / А.Е. Войскунский // Педагогика, 2009. – № 4. – С. 165–167. 25. Войскунский А. Е. Личность в сети: становление и современное состояние киберпсихологии. Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве. Материалы Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. – Аспринт Иркутск, 2016. – С. 17-26. 26. Гаджиева К.А. Самоотношение подростков с отклоняющимся поведением / К.А. Гаджиева // Психология, социология и педагогика. – 2015. –№ 1(40). – С. 129-133. 27. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью. Вопросы психического здоровья детей и подростков. – Т. 5. № 2 – 2005. – С. 20-27. 28. Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N 4(33). – С. 4 29. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева – СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт, 1991. – №1. – С. 8-15. 30. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин. – М.: Мнемозина, 2010. – 136 с. 31. Мулдагалиева Ж.Ж. Интернет-зависимость как форма аддиктивного поведения у подростков / Ж.Ж. Мулдагалиева // В сборнике: Инновационные технологии в образовании и науке. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2017. – С. 249-250. 32. Пелипас, В.Е. Состояние проблемы наркотиков и наркоманий в Российской Федерации / В.Е. Пелипас, А.Д. Мирошниченко // Вопросы наркологии. – 2012. – № 3–4. – С.91–95. 33. Рыбалтович Д.Г., Зайцев В.В. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. – 2011. - №40 (45). – С. 23-34. 34. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. – 2002. – т. 22. – № 1. – С.113-117. 35. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. – 2000. – №2. – С.24-29. 36. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]. – URL: http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml (дата обращения: 10.04.2020). 37. Шевченко И.В. Некоторые психологические особенности общения посредством интернета [Электронный ресурс]. – URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/shevchenko (дата обращения: 11.04.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ 1.1 Понятие самоотношения в психологии и его структура Несмотря на наличие многочисленных исследований понятия самоотношения, единого подхода все еще не выработано. Отечественные и зарубежные психологи активно изучают данный феномен. В работах ученых представлено значительное разнообразие психологических категорий, которые используются для описания содержания самоотношения. Широко используются следующие понятия обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. Их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий как «установка» (Д. Н. Узнадзе), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «отношение» (В. Н. Мясищев), «аттитюд»(M. Rosenberg, R. Wylie, S. Coopersmit), «социальная установка» (И. С. Кон, Н. И. Сарджвеладзе), «чувство» (С. Л. Рубинштейн) [9, с. 3-4]. Такое разнообразие определений и отсутствие четкого единого определения рассматриваемого понятия, способствовало тому, что указанные выше термины считаются синонимами по отношению друг к другу. Однако за каждый термин отражает определенное психологическое содержание, таким образом представляется возможным детально разобраться в содержание самотношения человека. Чаще всего используют следующие категории: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе».
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 89 страниц
2700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg