Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Легитимация лоббизма: международный и отечественный опыт

tati.meier 385 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2021
Целью данной курсовой работы является анализ лоббизма в политическом процессе современной России, а также рассмотрение опыта лоббирования в зарубежных странах для сравнения его с отечественным опытом. Достижение поставленной цели осуществлялось через решение следующих задач: 1. Раскрыть понятие и сущность лоббизма; 2. Рассмотреть легализацию лоббистской деятельности в современной России; 3. Изучить и проанализировать нормативно-правовую базу и осуществления лоббистской деятельности в России; 4. Рассмотреть и проанализировать осуществление процесса лоббирования в зарубежной практике; 5. Показать современное состояние проблемы правового регулирования лоббизма в России.
Введение

Лоббизм присутствует в политических системах всех стран, независимо от характера политического режима, политической культуры и исторических традиций. Его природа, степень влияния и особенности функционирования напрямую зависят от уровня развития демократии, налаженных каналов взаимосвязи общества и государства и политической системы в целом. Обладая значительным политическим, экономическим и организационным потенциалом, лоббизм оказывает весомое влияние на политический процесс современных государств. В одних странах, политический лоббизм становится формальным институтом, признается на официальном уровне, в других - игнорируется властями и существует как неформальная политическая практика. Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов. Цивилизованный лоббизм, институционализация которого давно прошла на Западе, оказывает заметное влияние на общество и власть. С одной стороны, лоббизм обеспечивает репрезентацию интересов большинства «заинтересованных групп», предоставляя возможность быть услышанными в органах государственной власти даже совсем небольшим общественным объединениям, не обладающим значительными ресурсами и не имеющим других возможностей влиять на власть. С другой стороны, лоббизм обеспечивает органы власти информацией о тех или иных социальных проблемах, предоставляет экспертные оценки по разрабатываемым государственным проектам и оказывает помощь чиновникам и законодателям в процессе принятия общественно необходимых решений. В условиях трансформации российского общества, когда изменяются прежние и формируются новые социальные отношения, внимание исследователей привлекают проблемы возникновения и развития многообразных социальных практик, выступающих своеобразными формами проявления и реализации общественных интересов определенных социальных групп и общностей. Лоббизм в современной России становится атрибутом социального процесса и социально-экономической жизни. Действует значительное число субъектов лоббизма, которые активно используют различные методы и технологии лоббистской деятельности для реализации представительства своих интересов в органах законодательной, исполнительной и судебной власти как на федеральном, так и на местном уровнях. Вместе с тем к лоббизму проявляется неоднозначное отношение. И в большинстве своем это отношение носит негативный оттенок, связанный с представлением о лоббизме как об инструменте коррупции и протекционизма, прямого или латентного (скрытого) подкупа должностных лиц, способе достижения целей, носящих антиобщественный характер, факторе, указывающем на сохранение элементов «теневой экономики», способствующих еще более глубокому расслоению российского общества, усугублению нарастающего конфликта между сверхбогатыми и малообеспеченными гражданами страны. В связи с этим возникает необходимость изучения проблем лоббизма как социальной практики, многообразие и формы проявления которой требуют всестороннего анализа и прогнозирования особенностей ее развития в современной России. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе рассматривается история возникновения лоббизма, его классификации, а также теоретико-правовые основы лоббизма на примере России и США. Во второй главе рассматривается и проводится аналитическое исследование отечественного и международного опыта лоббизма на примере Чехии, Словакии и Польши. Целью данной курсовой работы является анализ лоббизма в политическом процессе современной России, а также рассмотрение опыта лоббирования в зарубежных странах для сравнения его с отечественным опытом. Достижение поставленной цели осуществлялось через решение следующих задач: 1. Раскрыть понятие и сущность лоббизма; 2. Рассмотреть легализацию лоббистской деятельности в современной России; 3. Изучить и проанализировать нормативно-правовую базу и осуществления лоббистской деятельности в России; 4. Рассмотреть и проанализировать осуществление процесса лоббирования в зарубежной практике; 5. Показать современное состояние проблемы правового регулирования лоббизма в России. Объектом курсовой работы является отечественные и международный опыт лоббизма. Предметом курсовой работы является легитимация лоббизма в современной России. Данная работа основана на таких общенаучных методах как: аналитический, сравнительный, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, обобщения. Методологической основой лежат труды зарубежных и отечественных авторов.
Содержание

Введение…………………………………………………………………....3 Глава 1. Теоретические основы легитимации лоббизма………………6 1.1. Понятие, возникновение, классификация и структура лоббизма…6 1.2. Классификация лоббизма……………………………………………12 1.3. Правовые основы…………………………………………………….20 Глава 2. Отечественный и международный опыт легитимации лоббизма………………………………………………………………………….27 2.1. Опыт лоббизма в современной России…………………………….27 2.2. Зарубежный опыт лоббизма………………………………………..34 2.3. Проблемы и перспективы развития лоббизма в России………….49 Заключение………………………………………………………………56 Список литературы………………………………………………………58
Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» ( принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2009. №4. ст. 445. 2. Постановление ГД ФС РФ от 20.03.1998 N 2317-II ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации о первоочередных мерах по выводу России из кризиса и обеспечению социально - экономического развития страны"// Собрание законодательства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18268/ 3. Конституции зарубежных государств. Американский континент: Аргентина.Бразилия.Канада.Мексика.США / ред. А. В. Багдасарян. - Ереван: Мхитар Гош, 1998. - 391 с. 4. Автономов А.С. Правовая онтология политики. К построению системы категорий / - М.: Инфограф, 1999. - 384 c. 5. Антоненко Т.Ф. Лоббизм. Понятие и способы регулирования // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Сб. науч. Ст.,1. Красноярск, 2002. 6. В. В. Субочев. Лоббизм как инструмент отстаивания законных интересов. //Право и политика. -2007. - № 3. - С. 68 - 75. 7. Васецкий А.А. Лоббизм в политическом процессе современной России// Управленческое консультирование, №1, 2008, с. 79-97. 8. Васильев Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции, современные виды // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки.- 2004. -№ 4. — С.26-34. 9. Жуган И.Б. Лоббизм в США. Правовые основы и анализ современного законодательства // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. Выпуск № 3 (63). 2005. 10. Зарипов А.В. Лоббизм в Российской Федерации.// Всероссийский журнал научных публикаций № 12. – 2011, - С. 71-72. 11. Зяблюк Н.Г. Соединенные Штаты Америки: новый закон о лоббистской деятельности // Бизнес и политика. 1996. № 3. 12. Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Психологические особенности парламентской деятельности (на примере Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации). М., 2002. 13. Кравченко А.И. Лоббизм в России: этапы большого пути, 1996. 14. Крамченков С.И. Институционализация лоббизма в современной России: автореф. дис. … канд. соц. Наук: 22.00.04. — М, 2012. — 24 с. 15. Куме К. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта // Бизнес и политика. 1994. № 1. С. 34 16. Лепехин В. А. Лоббизм / В. А. Лепехин. – М. : Рос. юрид. издат. дом,1995. – 113 с 17. Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования // Политические исследования, 1998, №4. 18. Лукманов А. С. Лоббизм в России: Анализ современной специфики// Финансовый университет при Правительстве РФ. 2013. 19. Любимов А.П. Институт политического лоббизма и законодательный процесс в Российской Федерации // В сб.: Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С.А. Авакьяна. - М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 44-53. 20. Любимов А.П. История лоббизма в России. Москва// Либеральная миссия, 2005. — 208 с. 21. Любимов А.П. Классификация видов политического лоббизма. - М.: АНО КиАЦ "Россия - США: XXI век", 1999. - 104 с. 22. Макаренко К.М. Практика лоббизма в условиях политической модернизации современной России // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2016. — №?9. — С. 99 — 100. 23. Малько А.В. Лоббизм: понятие, виды регулирования // Политология, Уфа, 1996. 24. Меньшенина Н. Н. Становление лоббизма в политическом процессе современной России // Политическая наука и государственная власть в Российской Федерации и Новых Независимых Государствах: Сб. науч. ст. - Екатеринбург Институт философии УрО РАН.- 2004. 25. Меньшенина Н. Н., Пантелеева М. В.. Лоббизм. Курс лекций. Екатеринбург, Издательство Уральского университета. - 2016, - 138 с. 26. Муращенков С. В. Реализация квазиинституциональной корпоративной модели лоббизма в политической практике современной России// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2016. 27. Муращенков С.В. Институт лоббизма в условиях трансформации политической системы современной России // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Издательство ТулГУ, 2009. 28. Пименов Н.А. Лоббизм: проблемы и пути решения // «Государственная власть и местное самоуправление».- 2011, -№ 10. - С. 6-10. 29. Пузикова А.А. Лоббизм в России: трудная дорога к легализации // Обозреватель – Observer, №11, 2012, с. 65-75. 30. Тихомирова Е. Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью // Вестник МГУ, сер. 18 «Социология и политология», 2002, №3. С. 15-19. 31. Толстых П. А. Практика лоббизма в Государственной думе Федерального cобрания Российской Федерации. – М. : Канон+, 2006. – 280 с. 32. Англо-русский словарь Oxford Russian Dictionary. 1999. Oxford-Moscow. [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/2304204/ 33. Закон «О компаниях коммунального обслуживания» («Public Utilities Holding Company Act»), США, 1935 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sec.gov/rules/other/35-27574.htm 34. Закон «О раскрытии лоббистской деятельности» («The Lobbying Disclosure Act»), США, 1995 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.senate.gov/legislative/Lobbying/Lobby_Disclosure_Act/TOC.htm 35. Закон «О регистрации иностранных агентов» («Foreign Agents Registration Act»), США, 1938 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.justice.gov/nsd-fara 36. Закон «О регистрации лоббистской деятельности» (« The Lobbying Registration Act»), США, 1946 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.senate.gov/legislative/common/briefing/Byrd_History_Lobbying.htm 37. Закон «Об открытом ведении дел и об открытом правительстве» (Honest Leadership and Open Government Act), США, 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fec.gov/updates/honest-leadership-and-open-government-act-of-2007/ 38. Зеленая книга. Европейская стратегия безопасности энергоснабжения, Европейская комиссия, 2000. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/29435578-Zelenaya-kniga-evropeyskaya-strategiya-bezopasnosti-energosnabzheniya.html Иностранные источники: 39. David Coen and Jeremy Richardson. Lobbying the European Union: Institutions, Actors,and Issues. – 2009, - 390 pages. 40. Jose de Jesus Gomez Valle. El cabildeo de los grupos de presion a la Camara de Diputados en Mexico durante la LVIII Legislatura (2000-2003). – 2006, - 211 pages. 41. Las regulacion del cabildeo [Электронный ресурс]. URL: https://archivos.juridicas.unam.mx/www/bjv/libros/5/2316/5.pdf 42. Law Dictionary Third Edition by Steven H. Gifis Associate Professor of Law Rutgers. The State University of New Jersey. School of Law Newark // Copyright 1991 by Barron's Education Series. Inc. P. 282. 43. Lobbying in the new Europe. Klemens Joos. – 2011, - 28 pages. 44. Radana Descikova, Petr Bouda. Lobbying – a risk or an opportunity? Lobbying regulation in the Polish, Slovak, and Czech perspective, Krakow 2016. 45. Schendelen R. van. Machiavelli in Brussels: the Art of Lobbying the EU. Amsterdam University Press, Amsterdam. – 2002, - 384 pages.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОББИЗМА 1.1 Понятие, возникновение, классификация и структура лоббизма Чтобы понять, что из себя представляет лоббистская деятельность, необходимо, прежде всего, дать характеристику лоббизма, изучить и проанализировать его понятийный аппарат, а также содержание и значение самого термина «лоббизм». Термин «лоббирование» произошел от слова «lobby», которое, в свою очередь, образовано от средневекового латынского «lobia», изначально обозначавшего в 16 веке крытые галереи в монастырях. Но уже через столетие словом «lobby» начали обозначать помещения для прогулок в палате общин Англии [5]. Существуют две разные подхода о значении данного термина: Первая теория основана на историческом факте, что во времена образования британского парламента случился переход слова «лобби» из чисто церковного в светско-парламентский обиход. Собрания британского парламента проходили периодически, в разных помещениях или городах. Вторая теория заключается в том, что традиции лоббизма образовались в годы президентства У.С. Гранта (1869-1877гг.) – президента США. По вечерам президент обычно расслаблялся со своей командой в вестибюле (лобби) отеля «The Willard» в Вашингтоне. Согласно правилам вход в зал простым людям был запрещен. Поэтому большое число заинтересованных лиц собиралось именно в вестибюле отеля в поисках неформальных дискуссий с ними, чтобы представить свои проекты и попытаться убедить поддержать их. Министры и сенаторы выслушивали просьбы лоббистов и давали, не всегда бескорыстные обещания, выполнить их [43]. Наиболее ранним зафиксированным случаем зарубежного лоббизма является наем в 19 веке российским правительством американского экс-сенатора для лоббирования приобретения американским правительством Аляски [25]. В 50-60 годы 20 века термин «лоббизм» приобретает в мире широкое распространение и трактуется в большей степени как внепарламентский процесс взаимодействия государства и структур гражданского общества. Одним из главных новшеств в это время становится создание в рамках управленческих структур корпораций особых отделов по взаимодействию с институтами публичной власти [20]. Само по себе неформальное воздействие на власть с целью получения разных льгот, оказания воздействия на принятие решений, существует также давно, как и сама власть. Всюду, где был главный политический актор, иные политические игроки пробовали оказывать воздействие на него в своих интересах. Методы подобного влияния постоянно зависели от специфики устройства и приоритетов самой власти. На практике эти методы сводятся к включению в сеть доверия властных фигур и обеспечению их информацией для принятия того ли другого решения. Одной из проблем лоббизма в массовом сознании является то, что он искажает работу политической системы, заставляя ее работать в личных, а не общественных или государственных интересах [8]. Термин «лоббирование» часто вызывает отрицательные ассоциации в СМИ и в умах широкой общественности. Несмотря на то, что большинство отрицательно относились к лоббизму, нельзя оспорить полезную и важную роль, которую он должен выполнять [20]. Лоббизм в его современных, цивилизованных формах считается обширно применяемой, законной формой воздействия всевозможных кругов и групп общества на аппарат государственной власти. Основная задача демократического лоббирования - достичь того, чтобы в законодательных и нормативных актов государственной власти предусматривались своеобразные интересы различных групп общественности, их организаций, не противоречащие интересам общества. В глубоком смысле лоббирование гарантирует гласность политического процесса, готовит его прогнозируемым, расширяет круг членов политической жизни и ограничивает всевластие аппарата государственной власти. Оно выступает инструментом функционирования системы плюралистической демократии, который указывает законодателям и муниципальным служащим на те последствия, которые могут иметь законодательные акты и административные постановления, принимаемые ими. Функция лоббизма как особенного политического явления основывается на базовом праве каждого гражданина демократического общества направлять индивидуальные и коллективные петиции органам государственной власти и должностным лицам. Это право закреплено в конституциях всех демократических государств мира. Лоббирование, правительственные отношения и общественные дела иногда понимаются даже учеными и профессионалами как синонимы, в то время как для СМИ часто оказывается не совсем ясным даже относительно простое различие между лоббированием и PR (общественных отношений). Как следствие, общественность часто остается в неведении о демократической легитимности, целях и функциях лоббирования с точки зрения как отдельных компаний, так политики и общества в целом [43]. Нет общепринятого определения лоббизма, существует множество определений этого термина. Рассмотрим некоторые определения понятий. В российской научной литературе есть разные трактовки понятий «лобби», «политический лоббизм». В работе «Лоббизм в России: этапы большого пути» под лоббизмом понимается «система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов» [13]. В.А. Лепехин – главный специалист в области политического лоббизма в России, в книге «Лоббизм» приводит определение: «Лоббизм - есть процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической» [17]. А.С. Автономов в книге «Правовая онтология политики» определяет политический лоббизм, как «действия представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) органами власти решений в соответствии с интересами социальных групп, выражаемыми указанными организациями» [4]. В зарубежной научной литературе (в основном в английской и американской) термин «политический лоббизм» рассматривается несколько по-другому. Американские юристы считают, что лоббисты - это люди, занимающиеся бизнесом и убеждающие законодателей принимать законы, которые являются желанными, и отклонять те из них, которые желанными не являются [42]. Американская лига лоббистов дала следующее определение: «Лоббисты являются, прежде всего, специалистами в вопросах государственного управления - его структуры, программ, политики и законодательного процесса. Лоббисты обеспечивают информацией, отстаивают политические позиции и защищают экономические, социальные и специальные «философии». Кроме того, будучи основным звеном связи с творцами политических решений, они органически включены в планирование и реализацию соответствующих стратегий достижения политических целей» [41]. Ван Шенделен описывает лоббирование как «неортодоксальные действия заинтересованных групп, намеренные получить желаемые результаты от правительства» [45]. В то время как Европейская комиссия определяет термин как « все виды деятельности, осуществляемые с целью влияния на процесс разработки политики и принятия решений в Европейских институтах». Британский эксперт К. Куме отмечает, что в западной литературе чаще всего используются два определения лоббизма: 1) лоббизм – это осуществление права каждого гражданина обращаться с ходатайством к своему правительству; 2) лоббизм – это профессиональная деятельность либо сотрудников, либо специальных консультантов, нанятых компаниями, деловыми и профессиональными ассоциациями, профсоюзами и иными группами для представления интересов данных организаций в процессе формирования государственной политики [15]. Довольно старое, но часто цитируемое определение, было первым придумано Милбрейтом – одним из пионеров научного исследования лоббирования в США. «Лоббирование – это стимуляция и передача сообщения кем-то, кроме гражданина, действующего от его имени, направленного к правительственному лицу, принимающему решения, с надеждой повлиять на его решение» [43]. Лоббизм – особая система и практика организаций отдельных групп общества методом целенаправленного воздействия на органы законодательной и исполнительной власти. Лоббизм – давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны различного рода группировок или же групп давления. Лоббизм – намеренное установление связей с любым должностным лицом или же служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с планом воздействовать на принятие выгодных официальных решений [5,32]. Все эти определения вместе являются аспектами коммуникации, интереса и политики. Эти три области также формируют сущность лоббизма: лоббизм для социальных субъектов, в конечном счете, приобретение, выбор и оценка информации из области политики, а также прямой или косвенной политики, ориентированная на игроков работа, влияющая на процесс принятия законодательных и исполнительных решений. Эта основанная на взаимовыгоде взаимосвязь, иллюстрирует «посредническую» природу лоббизма, которые предполагает связь, интерес и политику.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 21 страница
200 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 34 страницы
200 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 18 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 34 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg