Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Коррекция восприятия у младших школьников с нарушением интеллекта

natali2018 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2018
В результате проведенных исследований необходимо отметить, что восприятие младших школьников с нарушениями интеллекта носит предметный характер, т. е. все свойства предмета не отделяются от самого предмета. Причем ребенок с интеллектуальной недостаточностью выделяет преимущественно наиболее яркие свойства, а иногда всего лишь одно, по которому отличает предмет от других предметов. В обозреваемом объекте «выхватываются» отдельные части, при этом недооценивается важный для общего понимания материал, что подтверждает узость объема восприятия. Нарушена избирательность восприятия: дети с интеллектуальными нарушениями долго не могут выделить главное, понять внутренние связи между его частями, с трудом ориентируются в ситуации, нередко оказываясь дезориентированными. Только в процессе практической деятельности постепенно у них развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Введение

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. В связи с этим исследование познавательных способностей детей младшего школьного возраста, в том числе и его сенсорных способностей, имеет важное значение, поскольку к моменту поступления детей в школу существенно возрастают индивидуальные различия по уровню психологического развития. И знание этих различий имеет огромное значения для дальнейшего воспитания и обучения. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Об этом указано в работах Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. [21], Эльконина Д.Б. [61]; Кумарина Г.Ф. [28] и др. Актуальность исследования. Одной из главных проблем при исследовании интеллектуального развития и познавательных способностей младших школьников — это проблема развития сенсорных способностей ребенка. В результате исследований появились фундаментальные работы, всесторонне и глубоко освещающие данную проблему: Бжалава И. Т.; Венгер Л.А.; Выгодский Л.С.; Дьяченко О.М. Л.А.Венгером был досконально исследован процесс развития детского восприятия. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. В последние годы вопросы развития познавательных способностей, в том числе и восприятия, привлекают все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы народного образования. От уровня развития восприятия во многом зависит качество усваиваемых детьми знаний. Особенности психики умственно отсталых достаточно полно исследованы (Занков Л. В., Петрова В. Г., Пинский Б. И., Рубинштейн С. Я., Соловьев И. М., Шиф Ж. И.и др.). Умственная отсталость - это одна из самых актуальных проблем в медицине, педагогике и психологии. Так как это наиболее часто встречающаяся патология, тяжесть и стойкость интеллектуального дефекта. Установлено, что умственная отсталость является одной из самых частых причин пожизненной инвалидности. Данная проблема интенсивно изучается во всем мире. Наряду с врачами, генетиками, педагогами и психологами данной проблемой занимаются социальные работники, а также общественные организации. Одной из главных задач вспомогательной школы является формирование у умственно отсталых учащихся в достаточной мере активной и самостоятельной мыслительной деятельности. От этих качеств во многом зависят динамика личностного развития умственно отсталого ребенка, его адаптивные возможности в процессе социализации. Образовательная система как один из важнейших компонентов общественной жизни претерпела за последние годы глубокие изменения. Процессы трансформации в общеобразовательных и специальных школах происходят сегодня в не­скольких направлениях, влияя тем самым на цели, структуру и содержание образования. Основная модель развития школы для детей с нарушениями интеллекта в сфере государственного образования строится на принципах гуманистического подхода, максимального удовлетворения запросов населения в образовательных услугах, предоставления учащимся выбора практических ориентиров, соответствующих их интересам и возможностям. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Часто «живое созерцание» умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. На это указывают исследования психологов (Вересотская К. А., Петрова В. Г., Шиф Ж. И.). Умственно отсталые дети судят о воспринимаемых предметах, явлениях по первому впечатлению. Их восприятием необходимо руководить и развивать, поэтому: Объектом исследования является восприятие младших школьников. Предмет исследования — особенности восприятия в младшем школьном возрасте и его развитие у детей первого класса с нарушением интеллекта. Целью данной работы является изучение особенностей восприятия и возможность его коррекции у первоклассников с нарушением интеллекта. Гипотеза исследования: коррекционная работа с использованием дидактических игр, книжной графики и детского творчества положительно влияет на развитие восприятия младших школьников с нарушением интеллекта. В связи с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи: изучение литературы, посвященной особенностям развития восприятия детей младшего школьного возраста без отклонений в развитии и с умственной отсталостью; проведение диагностического исследования группы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, с целью определения уровня развития восприятия по сравнению с детьми нормального развития; разработка программы коррекционных мероприятий по развитию восприятия в младшем школьном возрасте с нарушением интеллекта. В ходе исследования использованы следующие методы: наблюдение за школьниками; психолого-педагогический эксперимент; математические методы обработки результатов исследования.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3 Глава I Теоретические аспекты исследования особенностей восприятия у младших школьников, с нарушением интеллекта………………………...... 7 1.1. Значение восприятия в развитии детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………… 9 1.2. Особенности развития восприятия детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….. 26 1.3. Особенности восприятия младших школьников с нарушением интеллекта..….……………………………………………………….. 28 Вывод по первой главе………………………………………………….. 30 Глава II Изучение восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………….. 31 2.1 Организация и методы исследования ………..………………………... 31 2.2. Результаты исследования уровня развития и особенностей восприятия у младших школьников…………………………………………………………… Выводы по второй главе………………………………………………... 42 Глава III Организация коррекционной работы по развитию восприятия у первоклассников с нарушением интеллекта……………………………….. 44 3.1. Методика развития восприятия у младших школьников с нарушением интеллекта……………………………………………………………………….. 44 3.2. Анализ эффективности апробации программы развития восприятия младших школьников с нарушением интеллекта………………………..…….. 57 Выводы по третьей главе…………………………….………………………….. 61 Заключение ……………………………………………………………………... 62 Библиография.………………………………………………………………….. 63
Список литературы

1. Атаханов Р.А. К диагностике развития математического мышления учащихся вспомогательной школы// Вопросы психологии, 2010 г. №1, 2. 2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2011 г. 3. Выготский Л. С. Вопросы психологии. – СПб., 2012 г. 4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - Л.: 2013 г. 5. Выготский С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 2013 г. 6. Гаврикова М. Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1 – 4 класс). Учебно-методическое пособие / М. Ю. Гаврикова. - Волгоград: Панорама, 2011 г. 7. Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 2012 г. 8. Гальперин П.Я. Психология развития. - М.: 2012 г. 9. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П. Пузанова – М.: Новая школа, 2011 г. 10. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М., 2013. 11. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» - М.: ВЛАДОС, 2012 г. 12. Запорожец В.А. Избранные психологические труды. - М.: 2013 г., Т. 1. 13. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительных образов.–2012 г. 14. Изучение личности аномального ребенка / Под ред. Ю. А. Кулагина, В. И. Лубовского и др. – М., 2013 г. 15. Карпова Е.В. Механизмы нарушения формирования представлений о времени детей класса коррекции // Познавательные процессы в норме и патологии, Ярославль. – 2014 г. 16. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г. 17. Крутецкий В.А. Психология. М., 2014 г. 18. Кузнецова В.Г. Основы специальной психологии. - М.: Академия. 2013 г. 19. Кулагина И.Ю. "Возрастная психология / развитие ребенка от рождения до 17 лет". - М.: УРАО, 2013 г. 20. Кумарина Н.Ф. Коррекционная педагогика как педагогического знания II Мир образования — Образовании в мире. – 2014 г. 21. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М.: 2015 г. 22. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 2013 г. 23. Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ. //Дефектология. – 2013 г. - № 5. - С. 20-25. 24. Лурия А.Р. Язык и сознание . Ростов- на – Дону 2014 г. 25. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. -М.: ИНИТИ, 2013 г. 26. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 2014 г. 27. Мельченко Н. И. Общая психология: Учебно-методическое пособие для студентов факультета медицинской психологии. – Самара, СамГМУ, 2013 г. 28. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш.пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013 г. 29. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. 1 – 4 классы. – М.: Эксмо, 2014 г. 30. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Под ред. Б.П. Пузанова. - М:. “Академия“, 2015 г. 31. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Изд. 4 – М.: Педагогическое общество России, 2015 г. 32. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. – Красноярск, 2014 г. 33. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М.: 2014 г. 34. Психология. Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 2014 г. 35. Романенко О.В. Изучение особенностей операционной стороны мышления учащихся вспомогательной школы//Дефектология, №5/6, 2013 г. 36. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. - М.: Информ. - реклам. - Изд. фирма «Тривола», 2014 г. 37. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 2015г. 38. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 2015 г. 39. Специальная педагогика/Под ред. Н. М. Назарова. - М.: Академия, 2013 г. 40. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.: Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 г. 41. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 2014 г. 42. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 2014 г. 43. Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания и умственного отсталых учащихся младших классов. // Дефектология. – 2013 г. - №2. - С. 18 - 25. 44. Фомина Л. В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки. – Ярославль: Академия развития, 2014 г. 45. Филатов Ф. Р. Общая психология. Серия «Высший балл». Ростов-на-Дону. Феникс, 2012 г. 46. Худик А. А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. – Киев, 2012 г. 47. Шипицина Л.М. Специальное образование в России / Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. и научн. ред. Л. М. Шипицина. — СП6, 2013 г. 48. Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. - Москва, 2013 г. 49. Шиф Ж.И. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. - Москва, Педагогика, 2014 г. 50. Яббаров А.А. Обучение ребенка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида. - М.: Педагогика, 2015 г
Отрывок из работы

Глава I Теоретические аспекты исследования особенностей восприятия у младших школьников, с нарушением интеллекта Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. Термин "интеллект" представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум") и по своему смыслу тождествен ему (учение Платона и Аристотеля о нусе как высшей, надындивидуальной разумной части человеческой души; "ум" как первая ступень эманации мира, его истечения из единого начала — в неоплатонизме и т. д.). Это значение термина было воспринято и средневековой схоластикой (интеллект как божественный интеллект и т. п.). При этом в противоположность "разуму" (ratio) как низшей познавательной способности (к элементарной абстракции) термин "интеллект" употреблялся в схоластике для обозначения высшей познавательной способности (сверхчувствительного постижения духовных сущностей). В обратном значении эти термины были употреблены у Канта: интеллект (нем. Verstand —"рассудок") — как способность образования понятий, а "разум" (нем. Vernunft) — как способность образования метафизических идей. Это словоупотребление получило распространение в последующей немецкой философии и окончательно закрепилось у Гегеля в его концепции рассудка и разума; первый в качестве способности к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего "разумного", конкретно-диалектического понимания [30]. С конца IX в. в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития — с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе (см. также Коэффициент интеллектуальности). В советской психологии понятие интеллект употребляется главным образом в теории индивидуально-типологических особенностей развития личности [42]. В более общем плане интеллект выступает как синоним мышления, умственного развития личности. Восприятие. Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужна произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы (эталоны), в соответствии с которыми должны действовать. Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно. Сначала ребенка привлекает сам предмет, и в первую очередь его внешние яркие признаки. Сосредоточиться и тщательно рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети еще не могут. Эта особенность проявляется и в процессе учебной деятельности. Обучаясь математике, ученики не могут проанализировать и правильно воспринять цифры 6 и 9, в русском алфавите — буквы Э и 3 и т.п. Работа учителя должна быть постоянно направлена на обучение учащегося анализу, сравнению свойств предметов, выделению существенного и выражению его в слове. Необходимо учить сосредоточивать свое внимание на предметах учебной деятельности независимо от их внешней привлекательности. Все это ведет к развитию произвольности, осмысленности, а вместе с этим и к иной избирательности восприятия: избирательности по содержанию, а не по внешней привлекательности. Уже к концу I класса ученик умеет воспринимать предметы в соответствии с потребностями и интересами, возникающими в процессе обучения, и своим прошлым опытом. Учитель продолжает учить его технике восприятия, показывает приемы осмотра или прослушивания, порядок выявления свойств. Все это стимулирует дальнейшее развитие восприятия, появляется наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера [28]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 72 страницы
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg