Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Профилактика игровой компьютерной зависимости в деятельности социального педагога в образовательном учреждении

natali2018 410 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2018
На основании проведенного эксперимента по проблеме поиска оптимальных форм и методов работы социального педагога по профилактике игровой компьютерной зависимости ,можно сделать вывод что знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, компьютерной зависимости детей и подростков убедило нас в том, что самым надежным методом профилактики компьютерной зависимости учащихся являются воспитательные мероприятия, досуг ребенка.
Введение

Тема выпускной квалификационной работы «Профилактика игровой компьютерной зависимости в деятельности социального педагога в образовательном учреждении» является актуальной, так как последнее столетие отмечено стремительным изменением средств коммуникации. Помимо телевидения, магнитофонных записей, видео, оперативной полиграфии, компьютерных систем и космической связи, третье тысячелетие характеризуется выходом на первый план электронных средств массовой коммуникации и, прежде всего, развитием Интернета. Интернет - глобальная компьютерная сеть, призванная выполнять функции среды общения и средства массовой информации. Компьютерный мир распахнул свои двери и для «посвящённых», и для всех желающих осуществить мгновенный поиск информации, пообщаться на интересующую тему, найти новых знакомых или друзей, отдохнуть за компьютерными играми и многое другое. По данным 2003 года в нашей стране насчитывалось около 200 тысяч пользователей сети. Кроме того, 20% всех пользователей Интернета составляла аудитория до 18 лет. Постоянно растёт не только число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, но и тех, кто использует его в качестве развлечения (увлекающихся компьютерными играми) и средства общения (пользователи Интернета). Сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что Интернет становится одним из факторов социализации [13, с. 3]. Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от их работоспособности и возможностей. Пожалуй, сложно найти область жизнедеятельности человека, где не участвуют компьютеры. С ними связана и познавательная, и трудовая, и коммуникативная (творческая, рекреационная и т.д.) жизнь человека. В настоящее время широко обсуждаются достоинства и недостатки работы с компьютером. С одной стороны, она приводит к: 1) расширению контактов; 2) возможности обмена социокультурными ценностям; 3) развитию процессов воображения; 4) интенсификации иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. С другой - она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети. Одной из актуальных на сегодняшний день является проблема взаимодействия человека и компьютера. Это подчеркивается в исследованиях P.M. Грановской, Е.Е. Лысенко, К. Янг и др. Р.М. Грановская отмечает положительные моменты увлечения развлекательными компьютерными играми. Они полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, писания, физической нагрузки и т. д. При чрезмерном пристрастии подростков к виртуальным играми, они становятся «камнем преткновения» на пути духовного и физического развития. [32, с. 190]. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников[34, с. 24]. С начала 80-х гг. компьютерные игры на Западе становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков. Новое увлечение оценивается двояко: с одной стороны, оно сопряжено с восхищением общества по поводу возможностей компьютера, с другой стороны, в средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр, которых в народе называют «геймерами» (от латинского «game» игра), игра становится их основной деятельностью. Отмечается значительное количество негативных последствий, технострессы, компьютерофобия, «наркотическая» зависимость от игровых программ и Интернета, хакерство и сужение круга интересов, некоммуникабельность и аутизм как следствием патологической поглощенности применением информационных технологий [34, с. 25]. Логично предположить, что с увеличением количества людей, увлекающихся играми, растет число потенциальных игровых компьютерных аддиктов. Зависимость развивается постепенно. Начинается от неосознанного «нечего делать», или отчетливого стремления отвлечься от проблем, испытать новые ощущения. Влиянию компьютерных технологий в большей степени подвергаются подростки. По некоторым данным, 10-14% (живущих в городах) увлекаются ими серьезно, уделяя этому занятию много времени, часто в ущерб учебе и личностному развитию. Это подтверждается результатами выборочных опросов: 80% учащихся 6-8 классов городских общеобразовательных школ увлекаются компьютерными играми, а дети в возрасте 12-14 лет имеют «игровой опыт» от 6 до 8 лет [33, с. 64]. В западных странах существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время он используется применительно к той категории лиц, использования компьютера которой приобретает нездоровый, разрушительный характер (вызывает дистресс, причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу). Компьютерная зависимость рассматривается как вид аддиктивного поведения и приравнивается к наркотической и алкогольной зависимостям. Поэтому исследования в области организации профилактики данного вида аддикции представляет собой одну из самых актуальных задач социально-педагогической науки. Гипотеза исследования – ранняя диагностика предрасположенности подростков к игровой компьютерной зависимости и организация соответствующих профилактических мероприятий, препятствует ее формированию и способствует благополучной социализации личности. Объект исследования – игровая компьютерная зависимость подростков. Предмет исследования – формы и методы профилактики игровой компьютерной зависимости подростков в образовательном учреждении. Цель исследования – выявить причины формирования игровой компьютерной зависимости подростков и определить эффективные формы и методы ее профилактики. Задачи исследования: 1.Изучить научную литературу по теме исследования и выявить особенности и факторы игровой компьютерной зависимости в подростковом возрасте. 2.Определить содержание, формы и методы профилактики игровой компьютерной зависимости. 3.Провести диагностическое исследование по выявлению игровой компьютерной зависимости в образовательном учреждении. 4.Разработать программу по профилактике игровой компьютерной зависимости подростков. 5. Составить рекомендации для родителей по профилактике игровой компьютерной зависимости подростков. Методы исследования: - Изучение и анализ литературных источников; - Обобщение; - Систематизация; - Психодиагностические методы. Данное исследование имеет практическую значимость, так как в нем рассматриваются основные вопросы актуальной проблемы возникновения игровой компьютерной зависимости у подростков, а так же способы организации профилактической работы по ее предупреждению. Профилактика игровой компьютерной зависимости может быть полезна родителям, преподавателям, самому подростку. База исследования: Структура работы состоит: из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ……..8 1.1 Игровая компьютерная зависимость как социально – педагогическая проблема………………………………………………………………….………..8 1.2 Характеристика особенностей подросткового возраста………………..27 1.3. Организация профилактики игровой компьютерной зависимости подростков в деятельности социального педагога в образовательном учреждении………………………………………………………………………32 Вывод по первой главе………………………………………………………...41 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТОРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ 2.1. Организация экспериментального исследования……………………....44 2.2. Программапо профилактике игровой компьютерной зависимости подростков………………………………………………………………...51 2.3. Результаты исследования и рекомендации по профилактике игровой компьютерной зависимости подростков ..................................................56 Заключение……………………………………………………………………...62 Выводы ………………………………………………………………………….64 Список использованной литературы………………………………………...66
Список литературы

1. Большой психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - СПб. : ПРАЙМ-Еврознак, 2005. с.672 . 2. Бочарова В. Г. Социальная защита человека: Региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. - М., 1995. –с.126. 3. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика : учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / Г.Н. Штинова, Ю.Н. Галагузова, под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. с. 447. 4. Гундарева И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. – 2005. - № 9.- с.30-33. 5. Давтян, С.Э. Клинико-катамнестический анализ одной разновидности Интернет-аддикции (патологического влечения к виртуальному общению) / С.Э. Давтян // Вестник психиатрии. - 2000. - №3. - с. 23-31 6. ДроздиковаА.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика / А.Р. Дроздикова, Р.А. Валеева, А.Р. Шакурова. - Казань: Отечество, 2012. - 280 с. 7. Друзин В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков: автореф… канд. пед. наук / В.Н. Друзин. - Ярославль: ГОУ ВПО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. - 23 с. 8. Евдокимова И.А. Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения / И.А. Евдокимова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С.956-958. 9. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема: Проблемы подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном пространстве / А.А. Журин // Педагогика. - 2001. - № 4. - С.48-55. 10. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М.С. Иванов. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.medicinform.net/comp/ comp_psych17. Htm 11. Иванова О.А. Азартные игры как угроза общественной нравственности / О.А. Иванова // Молодой ученый. - 2013. - № 9. - С.299-302. 12. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва 1993г.-103с. 13. Короленко Ц.П. Работоголизм - респектабельная форма аддиктивного поведения / Ц.П. Короленко // Обзорная психиатрия и медицинская психология. 1993. - № 4. - С. 17-29. 14. Крутецкий В.А. Психология учебник для учащихся педагогического училища2 - е изд. Переработано и дополнено М.Просвещение 1986г.- 145 с. 15. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2005-45-56с. 16. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004. - № 13-17с. 17. Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. – 2000. - № 18- с.24-45. 18. Каченовский, М. Наши помощники или наши враги / М. Каченовский // ГЕРМЕС. 2007. № 11. С. 76-79. 19. Лаврович А.П. Интернет-аддикция в подростковом возрасте / А.П. Лаврович, Т.А. Попкова // Социально-педагогическая работа. 2003. - № 6. - С. 3-19. 20. Лихачев Б.Т. Педагогика Курс лекций учебное пособие для студентов педагогического учебного заведения и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, Юрайт, 2008 г.- с 64 21. Левко А.И. Социальная педагогика : учеб. пособие / А.И. Левко. - Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2009. - 341с. 22. Леонтьева А. Н. Россия молодая//Воспитание школьников. – 2003. - № 3 23. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф… канд. мед. наук / В.А. Лоскутова. - Новосибирск: НГМА, 2004. - 17 с. - С.3. 24. Мудрик А.В. Социализация человека : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский Центр «Академия», 2006. - 304 с. 25. Никитина Н.И., Глухова М.Р. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005. с. 86 26. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев.: Гардарики, 2006. - 269 с. 27. Малкова Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков / Е.Е. Малкова, Н.И. Калин // Медицинская психология в России. - 2012. - № 4 (15). - С.3. 28. Медведева И.С. Проблема игромании в молодежной среде / И.С. Медведева, И.А. Чащин // Вестник СГТУ. - 2006. - С.58. 29. Мунтян П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр / П. Мунтян [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedsovet. perm.ru/_pdocs/367. doc 30. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9 - 13-18с. 31. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование, 2007. - 460 с. 32. Реан А.А. Психология подростка: учебник / под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб. : ПРАЙМ-Еврознак, 2006. 480 с. 33. Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. - № 5- 17-23с. 34. Романова И.Н. Проблемы и перспективы развития азартных игр в России в специализированных игорных зонах / И.Н. Романова // Юрист. - 2008. - № 10. - С.22. 35. Сидорова С.Н. Особенности влияния компьютерных игр на личность / С.Н. Сидорова, В.С. Ельчанинов, Н.К. Габдулхакова // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С.294-296. 36. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. – 2001.-№ 8- 34-35с. 37. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2000. - № 7 - 16-19с. 38. Сочивко Д.В. Игровая зависимость личности: подходы к изучению и организации социально-психологической помощи / Д.В. Сочивко, Г.В. Щербаков, А В. Молоствов // Прикладная юридическая психология. - 2011. - № 1. - С.50-62. 39. Соколова, И. Информатизация общества: угроза или благо / И. Соколова // Психология и здоровье. 2008. - № 1. - С. 52-56. 40. Стукова О.В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. – 1996. – № 23 - 3-9 с. 41. Тасаков С.В. Общественная нравственность и ее роль в преодолении кризиса / С.В. Тасаков // Российская юстиция. - 2009. - № 5. - С.36. 42. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2004. - № 6- 56-58 с. 43. Федоров А.Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков / А.Ф. Федоров, И.А. Власова // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С.785-787. 44. Федорцова, Т. Тренинг в работе социального педагога / Т. Федорцова // Социально-педагогическая работа.2008. - № 7. - С. 39-43. 45. Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационном мире//ЮНПРЕСС. – 1998. - № 3- 55-57 с. 46. Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. – 2004. - № 4- 14-18 с. 47. Шепель Ю. Азартные игры как инструмент разрушения общества / Ю. Шепель // Власть. - 2007. - № 7. - С.61-65. 48. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога : 5-11 классы / Т.А. Шишковец. - 2-е изд., перереб. и доп. - М. : ВАКО, 2007. - 336 с. 49. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: справочные материалы / Т.А. Шишковец. - М. : 5 издание, 2006. - 192 с. 50. Хитрюк, В.В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций / В.В. Хитрюк. - Мн.: Жасскон, 2006. - 112 с. 51. Янг, К.С. Диагноз интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Internet. 2009.№ 2. С. 24-29
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ 1.1 Игровая компьютерная зависимость как социально - педагогическая проблема Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-педагогического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, игровая компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) - все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. В сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью и их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с подростковыми и молодежными группами, объединениями. Это означает, что главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, несмотря на то, что семья представляет собой закрытый социальный институт, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, микросоциумом, семейно-соседским окружением и цель его деятельности - организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме. В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения. В школе главной целью социально-педагогической службы должно являться: - создание условий для гармоничного развития детей и подростков в процессе школьного обучения, - оказание помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении, имеющихся проблемы в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы; с девиантным поведением, неразвитыми коммуникативными навыками.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 47 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg