1. Понятие экологических правонарушений
Противоправность как юридическое выражение общественной опасности экологических преступлений представляет собой сложный правовой феномен. Они в большей степени, чем иные преступления зависят от усмотрения законодателя, от уровня развития правовой культуры и юридической техники. Их правовая оценка изменчива, их общественная опасность не всегда воспринимается обществом, властными структурами и юристами однозначно. Законодатель очень широко использует при формулировании составов оборот "нарушение правил охраны окружающей среды" и аналогичные выражения. Это означает необходимость обращения к чрезвычайно обширному, сложному по структуре и используемой специальной терминологии, некодифицированному и не до конца сформировавшемуся экологическому законодательству, которое в последние годы развивается интенсивно и по различным направлениям. Поэтому при квалификации экологических преступлений следует применять не только нормы и институты общей части экологического законодательства, содержащиеся в Законе РФ "Об охране окружающей природной среды", но и положения ряда федеральных законов, например "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О недрах", Водного, Лесного и Земельного кодексов, Основ градостроительства и т.п., многочисленных указов и распоряжений Президента Российской Федерации, например "О контроле за экспортом из Российской Федерации возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсннного оружия", "О федеральных природных ресурсах" и т.д. Значителен по объему массив нормативного экологического материала в актах Правительства РФ, министерств и ведомств, в первую очередь Минприроды (ныне - Госкомитета), Минздрава, Роскомзема, Федеральной службы лесного хозяйства и других. Помимо указанных актов, при применении норм главы 26 УК РФ следует обращаться к ГОСТам, регламентирующим охрану природы, ее использование и охрану, санитарным и строительным правилам.
Понятие экологического преступления базируется на двух группах предпосылок. Первая: огромная опасность антропогенного воздействия (т.е. деятельности человека), причиняющего ущерб окружающей среде и могущего подорвать условия существования человека как вида. Даже в настоящее время, в условиях обостряющегося экологического кризиса, нередко осознается недостаточно глубоко тот факт, что вредоносные и опасные посягательства на окружающую среду представляют собой наиболее опасный вид преступного поведения людей. Истощая природные ресурсы, изменяя качественные характеристики природных объектов, уничтожая различными способами воды, атмосферный воздух, леса, землю, люди могут резко ухудшить свое существование, а затем и прекратить его. Ответственность за экологические преступления поэтому оказывается инструментом самозащиты общества для обеспечения его выживания. Вторая: это установленные законом условия наступления и реализации уголовной ответственности. Экологические преступления есть только вид, группа преступлений, предусмотренных УК РФ. Поэтому понятие, описывающее их, учитывает особенности социально и экологически вредного поведения, с одной стороны, и общие черты преступления как уголовно наказуемого деяния, с другой.