Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психическая саморегуляция и ее развитие в подростковом возрасте

natali2018 220 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2018
В данной работе была поставлена цель – выявить особенности саморегуляции в подростковом возрасте. В ходе работы был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что саморегуляция чаще всего в психологии понимается как сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания.Произвольная (осознанная) саморегуляция является высшим уровнем регулирования поведенческой активности, обусловленной отражением и моделированием человеком внешней действительности, а также самого себя и своей деятельности.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время процесс развития личности характеризуется ослаблением значимости морально-духовных ценностей, зато растут эгоцентричные тенденции, усиливаются поведенческие отклонения, вызывающие беспокойство родителей, педагогов и требуют пристального внимания ученых. Проблема регуляции нашла отражение в ключевых положениях общей психологии, где аспект саморегуляции поведения и деятельности исследовался как структурный компонент личности (Л. С. Выготский, Г. С. Костюк и др.). В возрастной и педагогической психологии ряд ученых концентрировали свое исследовательское внимание вокруг различных видов саморегуляции: сенсорной,волевой, моральной, личностной, интеллектуальной (А. А. Конопкин, В. Моросанова, В. А. Иванников, В. К. Калин, Л. И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, Ю. А. Миславский, А. В. Калитин). Ряд ученых акцентируют внимание на особенностях саморегуляции поведения подростков. М. И. Боришевскийпоказал, что личностная саморегуляция является осознанной активностью подростков, направленной на приведение внутренних резервов в соответствие с условиями внешней среды для успешного достижения задуманной цели. Т. В. Кириченко показал, что личностная саморегуляция поведения предоставляет подросткам возможность овладеть высшими когнитивными способностями - знаниями, которые позволяют субъекту предвидеть события, создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на его повседневную жизнь. По мнению Т. И. Шульги, которая занималась проблемой становления волевой регуляции в онтогенезе, уче-ник переходного периода благодаря личностной саморегуляции способен осознанно управлять собой, своими познавательными процессами и поведением в целом. В то же время результаты анализа научных исследований свидетельствуют о том, что проблема саморегуляции учащихся подросткового возраста не была предметом специального исследования и остается в разряде актуальных и недостаточно изученных. Вне поля зрения ученых осталась и проблема разработки системы работы, направленной на развитие и формирование психологических компонентов личностной саморегуляции поведения подростков. Проблема психической саморегуляции приобретает все большую актуальность и становится объектом постоянного разнопланового изучения в педагогике и психологии. Цель исследования – выявить особенности развития саморегуляции в подростковом возрасте. Объект исследования –психическаясаморегуляция. Предмет исследования – особенности развитиясаморегуляции в подростковом возрасте. Гипотеза:Существуют возрастные различия в уровне развития психическойсаморегуляции подростков. Уровень психическойсаморегуляции старших подростков достоверно выше, чем у младших подростков. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие «саморегуляции» в психологии; 2. Изучить особенности саморегуляции и ее развитие у подростков в исследованиях ученых; 3. Организовать и провести эмпирическое исследованиеособенностей саморегуляции в подростковом возрасте. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы: опрос, тестирование. Эмпирическая базаисследования: выборка младших и старших подростков в количестве 30 человек (по 15 испытуемых в каждую группу). Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны психологам(работающих в образовательных учреждениях), педагогам, родителям и самим подросткам.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические основы исследования саморегуляции и ее развития в подростковом возрасте 5 1.1 Саморегуляция ак предмет психологического исследования 5 1.2. Особенности развития саморегуляции в подростковом возрасте 11 1.3. Методы формирования саморегуляции у подростков 16 Глава II. Эмпирическое исследование развития саморегуляции в подростковом возрасте 24 2.1. Организация и методы исследования 24 2.2. Результаты исследования 28 Заключение 39 Список литературы 42
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции дея-тельности // Проблемы психологии личности / отв.ред. Е.В. Шорохова, О.И. Зотова. - М .: Наука, 2012. - 294 с. 2. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М.: Вербум-М, 2003. – 168с. 3. Болотова А.К., Пурецкий М.М. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе [Текст] / / А.К. Болотова, М.М Пурецкий // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11. № 3. – С. 64—74. 4. Большунов А.Я., Молчанов В.Ф., Трофимов Н.Н. Динамика рефлек-сивных актов в продуктивной деятельности // Вопросы психологии. - 2014. - №5. - С. 117-124. 5. Бочарова Е. Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Т. 11, вып. 1. – С. 64-69. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики/ Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 2013. – 368 с. 7. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии [Текст] / Б.В. Зейгарник. – М.: Издательство Московского университета, 1982. 8. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: УРАО, 2010. – С. 16-23. 9. Казионова Я. Ю., Быкова С. С. Развитие навыков саморегуляции у младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 127–129. 10. Конопкин О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека [Текст] / О.А. Конопкин// Субъект и личность в психологии саморегуляции. – Ставрополь: Изд-во ПИ РОА, СевКавГТУ, 2007. – С. 12-30. 11. Конопкин О.А. Осознаннаясаморегуляция как критерий субъектности// Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 22—34. 12. Корнилова Т.В. Неопределенность, выбор и интеллектуально-личностный потенциал человека (в развитии смысловой теории мыш-ления) [Текст] / Т.В. Корнилова // Методология и история психологии. – 2009. – Т. 4. Вып. 4. – С. 47—59. 13. Леонова А.Б. Стрессрезистентность и структурная организация процессов саморегуляции деятельности [Текст] / А.Б. Леонова // Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. – СПб.: Нестор История, 2011. С. 354 – 374. 14. Леонтьев Д.А. Воля (в психологии) [Текст] / Д.А. Леонтьев // Большая Российская Энциклопедия. Т. 5. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. – С. 698. 15. Линда А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий. – М.: МП РСФР МОПИ, 2011. – 137 с. 16. Маликова Л.А. Развитие саморегуляции в процессе обучения // Вестник Казанского технологического университета. – 2006. – № 5. – С. 154 – 158. 17. Мищенко Е. Е. Способы саморегуляции в подростковом возрасте: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)». Москва 14-15 апреля 2016. – М., 2016. – С. 103 – 105. 18. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции [Текст] / В.И. Морсанова. – М.: Наука, 2001. – 192с. 19. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека [Текст] / В.И. Морсанова. – М.: Наука, 2012. – 519 с. 20. Новгородцева А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 39—54. 21. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. – М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 232 с. 22. Папшева Л.В. Стилевые особенности саморегуляции поведения личности // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2, вып. 1(5). – С. 41 – 47. 23. Практикум по общей психо¬логии для студентов педагогических вузов / Под ред. Т.Н. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. — М. — Воронеж, 1996. - 176 с. 24. Психология / Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., 2-е изд., стер. М.: Академия, 2003. 464 с. 25. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. – М.: Рос-сийское педагогическое агентство, 2014. – С. 232-285. 26. Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание [Текст] / Л.С. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 590 с. 27. Сарвир И. Долой стресс! Лучшие приемы релаксации и аутотренинга. – М.: Эксмо, 2006. – 320с. 28. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2007. – 365с. 29. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2006. – 252 с. 30. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство МГУ, 1983. – 288с. 31. Сухотина Е. В. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте. Вестник Кемеровского государственного университета, 2010. №3. С. 119-122. 32. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2002. – 490с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы исследования саморегуляциии ее развития в подростковом возрасте 1.1. Саморегуляция как предмет психологии исследования Саморегуляция – это влияние при помощи различного рода инстанций и механизмов на свое тело, психику, состояние, самосознание, мышление и на другие части нашего психофизического единства. Поиск идей, развитие которых легло в основу современных представлений о саморегуляции в психологии, предполагает обращение к культурно исторической концепции. Л.С. Выготский считал, что «регулятивный принцип условного рефлекса», предложенный И.П. Павловым, «…вполне соответствует пассивному типу приспособления животного» [6, с. 81]. Активное приспособление к природе не может основываться на пассивном отражении природных связей. Воля в теории Л.С. Выготского рассматривается не как «внутренняя сила», способная придать действию дополнительное побуждение, а как психологическая техника сознательного сочетания человеком различных побудительных сил и стимулов, чтобы использовать их непроизвольное действие нужным ему образом [14]. Вслед за Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейн так же связывал регуляцию с понятием воли. С.Л. Рубинштейн выделяет два вида регуляции — побудительную (произвольную) и исполнительскую (непроизвольную). Волю, относящуюся к побудительной регуляции, он рассматривает как переход от непосредственно действующих потребностей к осознанным мотивам, оцененным с точки зрения общественных норм и принятым человеком [26]. Волевое действие С.Л. Рубинштейн называет специфически человеческим действием, которым человек сознательно изменяет мир. Проблема саморегуляции произвольной активности человека тесно связана с субъектным подходом к исследования психики человека (С.Л. Ру-бинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.А. Смирнов и др.). В настоящее время положения об активности субъекта деятельности получили свое новое звучание в конкретных психологических исследованиях (А.А. Асмолов, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова, Б.А. Сосновский и др.). Развивая представления С.Л. Рубинштейна, который выделял две специфические формы существования человека - деятельность и сознание, в концепции осознанной саморегуляции проводится мысль о согласованности деятельности и ее саморегуляции в том смысле, что принятая субъектом цель определяет как направленность деятельности, так и ее регуляцию, т.е. какой операционально и содержательно будет саморегуляция, такой будет и деятельность.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 39 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Психология, 50 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg