Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психическая саморегуляция и ее развитие в подростковом возрасте

natali2018 220 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2018
В данной работе была поставлена цель – выявить особенности саморегуляции в подростковом возрасте. В ходе работы был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что саморегуляция чаще всего в психологии понимается как сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания.Произвольная (осознанная) саморегуляция является высшим уровнем регулирования поведенческой активности, обусловленной отражением и моделированием человеком внешней действительности, а также самого себя и своей деятельности.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время процесс развития личности характеризуется ослаблением значимости морально-духовных ценностей, зато растут эгоцентричные тенденции, усиливаются поведенческие отклонения, вызывающие беспокойство родителей, педагогов и требуют пристального внимания ученых. Проблема регуляции нашла отражение в ключевых положениях общей психологии, где аспект саморегуляции поведения и деятельности исследовался как структурный компонент личности (Л. С. Выготский, Г. С. Костюк и др.). В возрастной и педагогической психологии ряд ученых концентрировали свое исследовательское внимание вокруг различных видов саморегуляции: сенсорной,волевой, моральной, личностной, интеллектуальной (А. А. Конопкин, В. Моросанова, В. А. Иванников, В. К. Калин, Л. И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, Ю. А. Миславский, А. В. Калитин). Ряд ученых акцентируют внимание на особенностях саморегуляции поведения подростков. М. И. Боришевскийпоказал, что личностная саморегуляция является осознанной активностью подростков, направленной на приведение внутренних резервов в соответствие с условиями внешней среды для успешного достижения задуманной цели. Т. В. Кириченко показал, что личностная саморегуляция поведения предоставляет подросткам возможность овладеть высшими когнитивными способностями - знаниями, которые позволяют субъекту предвидеть события, создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на его повседневную жизнь. По мнению Т. И. Шульги, которая занималась проблемой становления волевой регуляции в онтогенезе, уче-ник переходного периода благодаря личностной саморегуляции способен осознанно управлять собой, своими познавательными процессами и поведением в целом. В то же время результаты анализа научных исследований свидетельствуют о том, что проблема саморегуляции учащихся подросткового возраста не была предметом специального исследования и остается в разряде актуальных и недостаточно изученных. Вне поля зрения ученых осталась и проблема разработки системы работы, направленной на развитие и формирование психологических компонентов личностной саморегуляции поведения подростков. Проблема психической саморегуляции приобретает все большую актуальность и становится объектом постоянного разнопланового изучения в педагогике и психологии. Цель исследования – выявить особенности развития саморегуляции в подростковом возрасте. Объект исследования –психическаясаморегуляция. Предмет исследования – особенности развитиясаморегуляции в подростковом возрасте. Гипотеза:Существуют возрастные различия в уровне развития психическойсаморегуляции подростков. Уровень психическойсаморегуляции старших подростков достоверно выше, чем у младших подростков. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие «саморегуляции» в психологии; 2. Изучить особенности саморегуляции и ее развитие у подростков в исследованиях ученых; 3. Организовать и провести эмпирическое исследованиеособенностей саморегуляции в подростковом возрасте. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы: опрос, тестирование. Эмпирическая базаисследования: выборка младших и старших подростков в количестве 30 человек (по 15 испытуемых в каждую группу). Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны психологам(работающих в образовательных учреждениях), педагогам, родителям и самим подросткам.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические основы исследования саморегуляции и ее развития в подростковом возрасте 5 1.1 Саморегуляция ак предмет психологического исследования 5 1.2. Особенности развития саморегуляции в подростковом возрасте 11 1.3. Методы формирования саморегуляции у подростков 16 Глава II. Эмпирическое исследование развития саморегуляции в подростковом возрасте 24 2.1. Организация и методы исследования 24 2.2. Результаты исследования 28 Заключение 39 Список литературы 42
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции дея-тельности // Проблемы психологии личности / отв.ред. Е.В. Шорохова, О.И. Зотова. - М .: Наука, 2012. - 294 с. 2. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М.: Вербум-М, 2003. – 168с. 3. Болотова А.К., Пурецкий М.М. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе [Текст] / / А.К. Болотова, М.М Пурецкий // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11. № 3. – С. 64—74. 4. Большунов А.Я., Молчанов В.Ф., Трофимов Н.Н. Динамика рефлек-сивных актов в продуктивной деятельности // Вопросы психологии. - 2014. - №5. - С. 117-124. 5. Бочарова Е. Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Т. 11, вып. 1. – С. 64-69. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики/ Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 2013. – 368 с. 7. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии [Текст] / Б.В. Зейгарник. – М.: Издательство Московского университета, 1982. 8. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: УРАО, 2010. – С. 16-23. 9. Казионова Я. Ю., Быкова С. С. Развитие навыков саморегуляции у младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 127–129. 10. Конопкин О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека [Текст] / О.А. Конопкин// Субъект и личность в психологии саморегуляции. – Ставрополь: Изд-во ПИ РОА, СевКавГТУ, 2007. – С. 12-30. 11. Конопкин О.А. Осознаннаясаморегуляция как критерий субъектности// Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 22—34. 12. Корнилова Т.В. Неопределенность, выбор и интеллектуально-личностный потенциал человека (в развитии смысловой теории мыш-ления) [Текст] / Т.В. Корнилова // Методология и история психологии. – 2009. – Т. 4. Вып. 4. – С. 47—59. 13. Леонова А.Б. Стрессрезистентность и структурная организация процессов саморегуляции деятельности [Текст] / А.Б. Леонова // Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. – СПб.: Нестор История, 2011. С. 354 – 374. 14. Леонтьев Д.А. Воля (в психологии) [Текст] / Д.А. Леонтьев // Большая Российская Энциклопедия. Т. 5. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. – С. 698. 15. Линда А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий. – М.: МП РСФР МОПИ, 2011. – 137 с. 16. Маликова Л.А. Развитие саморегуляции в процессе обучения // Вестник Казанского технологического университета. – 2006. – № 5. – С. 154 – 158. 17. Мищенко Е. Е. Способы саморегуляции в подростковом возрасте: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)». Москва 14-15 апреля 2016. – М., 2016. – С. 103 – 105. 18. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции [Текст] / В.И. Морсанова. – М.: Наука, 2001. – 192с. 19. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека [Текст] / В.И. Морсанова. – М.: Наука, 2012. – 519 с. 20. Новгородцева А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 39—54. 21. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. – М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 232 с. 22. Папшева Л.В. Стилевые особенности саморегуляции поведения личности // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2, вып. 1(5). – С. 41 – 47. 23. Практикум по общей психо¬логии для студентов педагогических вузов / Под ред. Т.Н. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. — М. — Воронеж, 1996. - 176 с. 24. Психология / Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., 2-е изд., стер. М.: Академия, 2003. 464 с. 25. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. – М.: Рос-сийское педагогическое агентство, 2014. – С. 232-285. 26. Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание [Текст] / Л.С. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 590 с. 27. Сарвир И. Долой стресс! Лучшие приемы релаксации и аутотренинга. – М.: Эксмо, 2006. – 320с. 28. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2007. – 365с. 29. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2006. – 252 с. 30. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство МГУ, 1983. – 288с. 31. Сухотина Е. В. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте. Вестник Кемеровского государственного университета, 2010. №3. С. 119-122. 32. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2002. – 490с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы исследования саморегуляциии ее развития в подростковом возрасте 1.1. Саморегуляция как предмет психологии исследования Саморегуляция – это влияние при помощи различного рода инстанций и механизмов на свое тело, психику, состояние, самосознание, мышление и на другие части нашего психофизического единства. Поиск идей, развитие которых легло в основу современных представлений о саморегуляции в психологии, предполагает обращение к культурно исторической концепции. Л.С. Выготский считал, что «регулятивный принцип условного рефлекса», предложенный И.П. Павловым, «…вполне соответствует пассивному типу приспособления животного» [6, с. 81]. Активное приспособление к природе не может основываться на пассивном отражении природных связей. Воля в теории Л.С. Выготского рассматривается не как «внутренняя сила», способная придать действию дополнительное побуждение, а как психологическая техника сознательного сочетания человеком различных побудительных сил и стимулов, чтобы использовать их непроизвольное действие нужным ему образом [14]. Вслед за Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейн так же связывал регуляцию с понятием воли. С.Л. Рубинштейн выделяет два вида регуляции — побудительную (произвольную) и исполнительскую (непроизвольную). Волю, относящуюся к побудительной регуляции, он рассматривает как переход от непосредственно действующих потребностей к осознанным мотивам, оцененным с точки зрения общественных норм и принятым человеком [26]. Волевое действие С.Л. Рубинштейн называет специфически человеческим действием, которым человек сознательно изменяет мир. Проблема саморегуляции произвольной активности человека тесно связана с субъектным подходом к исследования психики человека (С.Л. Ру-бинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.А. Смирнов и др.). В настоящее время положения об активности субъекта деятельности получили свое новое звучание в конкретных психологических исследованиях (А.А. Асмолов, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова, Б.А. Сосновский и др.). Развивая представления С.Л. Рубинштейна, который выделял две специфические формы существования человека - деятельность и сознание, в концепции осознанной саморегуляции проводится мысль о согласованности деятельности и ее саморегуляции в том смысле, что принятая субъектом цель определяет как направленность деятельности, так и ее регуляцию, т.е. какой операционально и содержательно будет саморегуляция, такой будет и деятельность.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Психология, 28 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Психология, 32 страницы
384 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg