Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной деятельности

natali2018 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2018
В соответствии с задачами исследования, в первой главе дипломной работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что позволило нам сделать следующие выводы: Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.
Введение

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. По мнению А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления языковой компетенции ребенка. Исследования О.М. Вершиной, В.П. Глуховa, О.Я. Гойхман и др. показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др. отмечают, что существует и обратная зависимость - недоразвитие речевых средств снижает уровень общения. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста - важная и сложная тема в современной дошкольной педагогике. Именно в дошкольном возрасте активно развивается речь, складываются предпосылки для дальнейшего межличностного общения ребенка, накапливается словарный запас, воспитывается активность в словотворчестве, и в то же время закладываются основы правильного произношения слов и правописания, основы культуры речи. Поэтому дошкольное детство – это наиболее благоприятное время для развития у ребенка правильной речи как письменной, так и устной. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Актуальность темы обусловила цель данной работы. Цель работы – изучить развитие диалоговой речи у детей среднего возраста с ОНР посредством театральной деятельности в детском саду. Задачи: 1. Дать характеристику диалоговой речи; 2. Описать особенности развития, умений диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста; 3. Определить значение театрализованной деятельности в развитии детей среднего дошкольного возраста; 4. Описать развитие диалоговой речи посредством театрализованной деятельности; 5. Произвести констатирующий и формирующий эксперимент; 6. Дать сравнительный анализ констатирующего и контрольного среза. Объект исследования – диалогическая речь детей среднего возраста. Предмет исследования: театрализованной деятельность как средство развития диалогической речи у детей среднего возраста. Гипотеза: приступая к исследованию, мы предположили, что специально организованное использование театрализованной деятельности в детском саду будет эффективным средством развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста. Методологическую основу работы составляют основополагающие исследования в области психологии и педагогики по развитию речи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева. Л.В. Щерба, А.А. Пешковского, А.Н. Гвоздева, В.В. Виноградова, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Ф.А. Сохина, А.М. Леушиной, М.М. Кониной и др., раскрывающие особенности решения задач речевого развития дошкольников. Методы исследования: 1.Теоретические: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме; 2. Эмпирические: для изучения уровня диалогической речи использована методика Р. Е. Левиной [24], для оценки формы общения использована методика М. И. Лисиной [27], включающие в себя серию заданий, педагогический эксперимент; 3. Количественный и качественный анализ полученных данных, статистическая обработка результатов. База исследования: МДОУ д/с №?25 г. Чита. В исследовании участвовало 10 детей шестого года жизни с ОНР III уровня (5 мальчиков и 5 девочек). Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр-драматизаций в развитии диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей логопедических групп и логопедов по развитию диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Структура, объем и содержание работы определены целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 6 1.1Диалогическая речь 6 1.2Особенности развития умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР 14 1.3 Метод театрализации 22 Выводы по 1 главе. 30 Глава 2. Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности. 32 2.1 Описание выборки. Первичная диагностика развития диалогической речи детей с ОНР. 32 2.2 Реализация программы по развитию диалогической речи с помощью метода театрализации. 41 2.3 Вторичная диагностика уровня развития диалогической речи у детей с ОНР. 49 Выводы по 2 главе 56 Заключение 58 Список литературы 64 Приложения 68
Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. М.: Просвещение, 2005. 400 с. 2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е. Антипина. М.: Сфера, 2006. 194 с. 3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. М.: ВЛАДОС, 2007. 136 с. 4. Вакуленко Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. Волгоград, 2007. 93 с. 5. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2003. 246 с. 6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-пресс, 2007. 144 с. 7. Воспитание детей старшей группе детского сада / сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 2006. 185 с. 8. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. 420 с. 9. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1995. 77 с. 10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М.: Гном, 2001. 267 с. 11. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. 2008. №4. С8–10. 12. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. М.: ВЛАДОС, 2005. -123 с. 13. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. М., 2007. 68 с. 14. Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. М.: Союз, 2007. 156 с. 15. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. М.: Инфа, 2006. 272 с. 16. Доронова Т.Н. Играем в театр / Т.Н. Доронова. М.: Педагогика, 2005. 94 с. 17. Елкина Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: Автореф. дисс…. канд. пед. наук / Н.В. Елкина. М., 2007. 16 с. 18. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова. М.: Союз, 2008. 142 с. 19. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. 316 с. 20. Игры в логопедической работе с детьми // ред.-сост. В.И. Селеверстов. М.: Гном, 2007. 83 с. 21. Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. СПб.: КАРО, 2004. 432 с. 22. Кучинский Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. Минск: Университетское, 2002. 120 с. 23. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: КАРО, 2004. 160 с. 24. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. 159 с. 25. Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2004. 268 с. 26. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1995. 214 с. 27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: ВЛАДОС, 2006. 144 с. 28. Лисина М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. М.: Инфа, 2000. 169 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 1.1 Диалогическая речь Диалог для ребёнка является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развития личности.[6,С.46] Определение диалога дал известный русский лингвист Л.П. Якубинский: Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения». Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно».[18,С.53] Для диалога характерны: «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки». Однако это определение не вполне исчерпывающее. Существенными характеристиками диалогической речи можно считать «… ситуативность и реактивный характер – ответ собеседника в большом числе случаев представляет собой перефразировку, а то и повторение вопроса или замечания…» (А.А. Леонтьев) Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики). Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Учёные называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нём может быть не полной, сокращённой, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговорённость, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками[8, С. 58].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg