Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методы преодоления общего недоразвития речи 3 уровня у детей старшего дошкольного возраста

lina_lad 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 49 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.04.2018
Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. У детей седьмого года жизни отмечается в целом возросший уровень речевых навыков. Однако их речь в полном объеме еще не соответствует норме. Различный уровень речевых средств позволяет разделить всех детей на две неоднородные группы. Первую группу составляет 70-80% детей, которые достаточно свободно овладели фразовой речью. Они адекватно отвечают на вопросы, могут без помощи логопеда составить несложный рассказ по картинке, пересказать простой текст, рассказать о хорошо известных, интересных событиях, т. е. построить все высказывание в пределах близкой им темы.
Введение

Проблема преодоления общего недоразвития речи является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблемам развития речи. Но на сегодняшний день, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов, эта проблема остается нерешенной и многие дети дошкольного и школьного возраста нуждаются в логопедических занятиях, что говорит о необходимости и актуальности развития данной темы. Дети с общим недоразвитием речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50—60-х годах XX в. Отметим, что интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.Н. Гвоздев, А.П. Усова, О.И. Соловьева и многие другие. Цель курсовой работы – изучить методы преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - общее недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - методы преодоления общего недоразвития речи третьего уровня. Задачи работы: 1. проанализировать состояние проблемы исследования в современной научно-методической литературе; 2. выявить особенности применения различных видов методов в логопедической работе со старшими дошкольниками; 3. экспериментально проверить эффективность от использования различных методов в работе с дошкольниками. Методы исследования: изучение литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: методика обследования О.С Ушаковой, Е.М Струниной. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Содержание

Введение.......................................................................................................................3 Глава 1 Теоретическое изучение общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………….5 1.1. Особенности формирования речи при общем недоразвитии речи ………….5 1.2. Современные представления о методах коррекции общего недоразвития речи…………………………………………………………………………………...9 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………...24 2.1. Логика и методы проведения эксперимента. …….….....................................24 2.2. Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи …......29 2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов……………………….....43 Заключение…………………………………………………………………………46 Библиографический список……………………………………………………….49
Список литературы

1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. И др. Логопедия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - М.: Просвещение, 2009. - 528 с. 2. Выготский Л.С. Развитие устной речи //Детская речь. 1996. Ч. 1. С. 51 3. Глухов В.П. Основы психолингвистики. - М.: Астрель, 2005.- 350с. 4.Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. - М.: Книголюб, 2005. - 145 с. 5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). - М., 2012.. 6. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2008. 7. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.,2004. (Разделы I, IV.) 8. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. -- М.: Соц.-полит, журн., 2004. - 96 с. 9. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 2003.- 136 с, ил. 10.Лалаева Р.И. Нарушения чтения и их коррекция у младших школьников. - СПб., 2009. (Разделы I, II, IV.) 11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -- СПб.: СОЮЗ, 2009. -160 с. 12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 2009. (Разделы 1.5, II.) 13. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. -СПб.: Союз, 2001. (Разделы 1.3, И.) 14. Лурия А.Р. Язык и сознание /Под ред. Е.Д.Хомской. - М.: МГУ, 1998 или Ростов-на/Дону, 2008. (Разделы III, IV.) 15. сновы теории и практики логопедии /под ред. Р.Е.Левиной. -М., 2008. (Разделы I, П.) 16. Подготовка к школе дошкольников с общим недоразвитием речи // Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2012. 17. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-1У классы).- М., 2012. (Разделы 1.4, 1,5,1.9.) 18. Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с ОНР. - М.,2012. (Разделы 1.3, III.) 19. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 2003. - 232с. 20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 2009. - 220 с. 21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 2001. 22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа,2012.- 103 с. 23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.,2003. (Разделы 1,11.)
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретическое изучение общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Особенности формирования речи при общем недоразвитии речи Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности [10, с.89]. Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б. Филичевой и других. Большой интерес представляют работы Р.Е. Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости [15, с.54]. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвитая. Исходя из коррекционных задач, Р.Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей [15, с.123]. Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов и звуковых комплексов. Речевая подражательная деятельность детей реализуется лишь в слоговых комплексах, состоящих из 2-3 плохо артикулируемых звуков. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Одним и тем же словом могут называться разные предметы, имеющие сходство частных признаков. Характерной чертой I уровня речевого развития является отсутствие грамматических связей слов между собой и морфологических элементов для передачи грамматических отношений. Названия действий чаще употребляется в форме инфинитива или повелительного наклонения. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации и не может служить средством полноценного общения. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения — жестами, мимикой. Пассивный словарь детей шире активного, но понимание речи остается ограниченным по сравнению со здоровыми детьми того же возраста. Особые трудности вызывает понимание значений грамматических изменений слова. Дети не различают формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глаголов, формы женского и мужского рода, не понимают значения предлогов. Звукопроизношение характеризуется неопределенностью. Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи, отсутствуют звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечений согласных, искажена ритмико-слоговая структура слов.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 42 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
396 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg