Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством технологии решения изобразительных задач

vika_glad 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.01.2021
Школьный возраст – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у школьников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление [8, c.54].
Введение

Жизнь в наши дни не стоит на месте. Наступило то время, когда важно формировать у людей умение жить в изменяющемся мире. Испокон веков общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые для жизни в существующем обществе. Менялись лишь требования к тем самым передаваемым чертам и способам их прививания. Одна из основных задач всех педагогов согласно ФГОС– воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Хорошее здоровое воображение - залог качественного усвоения информации, успешного обучения, позитивного мышления. Развивать креативность учащихся позволяет Технология Решения Изобретательских Задач. Г. С. Альтшуллер - основоположник ТРИЗ технологии (теории решения изобретательских задач). В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Цель педагога - воспитание «ученика-решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем. Приемы ТРИЗ-технологии позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения. Приёмы ТРИЗ позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок изобразительного искусства. Уроки изобразительного искусства в начальной школе - важное средство творческого развития детей. Уроки изобразительного искусства должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей. В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) [23, с. 53]. Наибольшее влияние на исследования проблемы способностей оказали труды отечественных ученых Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламов, В.А. Крутецкий, И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин [23, с. 17]. Овладевая основами изображения, учащиеся не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности. Решение данной проблемы нашло отражение в теме исследования: «Технология решения изобразительных задач как средство развития творческих способностей обучения младших школьников на уроках изо». Объект исследования: Технология решения изобразительных задач. Предмет исследования: Технология решения изобразительных задач как средство развития творческих способностей обучения младших школьников на уроках изо. Цель: Изучить особенности технологии решения изобразительных задач как средство развития творческих способностей обучения младших школьников на уроках изо. Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач: 1. Изучить определение теории решения изобретательских задач. 2. Рассмотреть условия и пути развития теории решения изобретательских задач. 3. Изучить возрастные особенности учащихся начальных классов. 4. Проанализировать теорию решения изобретательских задач как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изо. 5. Рассмотреть урок изобразительного искусства как средство развития творческих способностей младших школьников Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач: 1) теоретические: - изучение истории вопроса; - моделирование; - равнение, аналогия, систематизация, классификация; - анализ и синтез; - обобщение и конкретизация; - изучение психолого-педагогической и методической литературы; - изучение, анализ и обобщение педагогического опыта. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материалов на тему «Технология решения изобразительных задач как средство развития творческих способностей обучения младших школьников на уроках изо». Практическое значение исследования заключается в практическом рассмотрении технологии решения изобразительных задач как средства развития творческих способностей обучения младших школьников на уроках изо. Данная работа будет полезна педагогам по вопросам развития творческих способностей обучения младших школьников на уроках изо. Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Содержание

Введение.....................……………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические основы теории решения изобретательских задач………………………………………………………………………... 7 1.1 Определение теории решения изобретательских задач……………...7 1.2 Условия и пути развития теории решения изобретательских задач.14 Глава 2. Методические особенности теории решения изобретательских задач…………………………………………….……21 2.1 Возрастные особенности учащихся начальных классов…………… 21 2.2 Теория решения изобретательских задач как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изо……………………………………………………………………..……28 2.3 Урок изобразительного искусства как средство развития творческих способностей младших школьников……………………………………..39 Заключение .................................................................................................48 Список использованных источников....................................................53 Приложение А ............................................................................................58 Приложение Б ............................................................................................59
Список литературы

1. Российская Федерация. ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 22 сентября 2016 г. № 2357 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/922 – Министерство образования и науки Российской Федерации (дата обращения: 25.11.2019). — Текст: электронный. 2. Архипова О.В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание, 2013. №12. – С.19 – 21. –Текст: непосредственный. 3. Баранова А.В. Развитие творческих способностей обучения младших школьников на уроках изо. –Москва: Просвещение, 2013. 96 с. –Текст: непосредственный. 3. Барышева Т.А. Психологопедагогические основы развития креативности. – Санкт Петербург.: СПГУТД, 2016. – 205 с. –Текст: непосредственный. 4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов на Дону, 2016. – 173 с. –Текст: непосредственный. 5. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психол. журнал, –2015. –Т.16. –№5. – С. 49–58. –Текст: непосредственный. 6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – Москва: Центр Академия, 2012. – 320 с. –Текст: непосредственный. 7. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы, 2012. – № 2. – С. 12–16. –Текст: непосредственный. 8. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. – Москва: Либроком, 2010. –120 с. –Текст: непосредственный. 9. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – Москва: Росмэн, 2012. – 79 с. –Текст: непосредственный. 10. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей. Москва: Педагогический поиск, 2019. – 144 с. –Текст: непосредственный. 11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском. – Москва: Академия, 2016. –126 с. –Текст: непосредственный. 12. Выготский Л.С. Психология искусства. Санкт Петербург Азбука, 2016. – 448 с. –Текст: непосредственный. 13. Гилфорд Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/viewpost.php?id=367 Учебные статьи по психологии. (Дата обращения: 25.05.2020). — Текст : электронный. 14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?. Москва: АСТ, 2019.– 624 с. –Текст: непосредственный. 15. Горский В.А. Технология решения изобразительных задач. Начальное и основное образование. – Москва: Просвещение, 2016. – 111 с. –Текст: непосредственный. 16. Григорьев Д.В. Технология решения изобразительных задач. Социальное творчество. – Москва: Просвещение, 2016. – 80 с. –Текст: непосредственный. 17. Григорьев Д.В. Технология решения изобразительных задач. – Москва: Просвещение, 2016. –225 с. –Текст: непосредственный. 18. Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи. – Екатеринбург, 2019 г. – 558 с. –Текст: непосредственный. 19. Дереклеева Н.И. Мастеркласс по развитию творческих способностей учащихся. – Москва: «Академия» 2018. –224 с. –Текст: непосредственный. 20. Дружинин В.Н. Психология общих способностей, – Санкт Петербург: Питер, 2016. –249 с. –Текст: непосредственный. 21. Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков / А.Н. Дробот // Народное образование, 2014. № 3.– С. 222–229. –Текст: непосредственный. Евладова Е.Б. Развитие творческих способностей обучения младших школьников на уроках изо: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Теоретический и научнометодический журнал «Воспитание школьников», 2012. №4. – С. 15–21. –Текст: непосредственный. 23. Ермолаева М.В. Практическая психология детского. Москва: Московский психологосоциальный институт, 2016. –170 с. –Текст: непосредственный. 24. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. – Москва: Педагогика, 2010. – 98 с. –Текст: непосредственный. 25. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – Санкт петербург: Питер, 2019. – 448 с. –Текст: непосредственный. 26. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. Москва: Педагогика, 1971. – 94 с. –Текст: непосредственный. 27. Ковалько В.И. Младшие школьники. – Москва: Эксмо, 2017.– 334 с. –Текст: непосредственный. 28. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза: Научнометодический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. –344 с. –Текст: непосредственный. 29. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – Москва: Эксмо, 2019. – 176 с. –Текст: непосредственный. 30. Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование, 2012. № 5. – С. 59–62. –Текст: непосредственный. 31. Лук А.Н. Мышление и творчество. – Москва: Изд–во Политической литературы, 1976. –144 с. –Текст: непосредственный. 32. Луя О. В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта / О. В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). – Москва: БукиВеди, 2012. С. 104–106. –Текст: непосредственный. 33. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. Часть 1. – Москва: Русское слово, 2013. – 56 с. –Текст: непосредственный. 34. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. Часть 2. – Москва: Русское слово, 2013. – 48 с. –Текст: непосредственный. 35. Маслоу А. Мотивация и личность. – Санкт Петербург.: Питер, 2018. – 105 с. –Текст: непосредственный. 36. Медник С.В. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗпедагогике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296.Методолог (Дата обращения: 21.11.2019). — Текст : электронный. 37. Мукина А.Н. Развитие творческих способностей обучения младших школьников на уроках изо. / А.Н. Мукина // Начальная школа. – Москва, 2018. – №5. – С. 47. –Текст: непосредственный. 38. Мухомедеева Е.Ф. Технология решения изобразительных задач// Воспитание и образование, 2014. № 1. – С. 815. –Текст: непосредственный. 39. Мясищев В.Н. Психология отношений.– Москва: МОДЭК, 2016. – 401 с. –Текст: непосредственный. 40. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – Москва: Педагогика, 1976. – 280с. –Текст: непосредственный. 41. Попова И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование, 2013. № 1. С.219–226. –Текст: непосредственный. 42. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников.– Москва: Владос, 2010. – 128 с. –Текст: непосредственный. 43. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – Москва: Издательская группа «Прогресс», 1994. – 480 с. –Текст: непосредственный. 44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт Петербург: Питер, 2017. – 720 с. –Текст: непосредственный. 45. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. – Москва: Издательство «Академия Развития»: развивающее обучение. Практические задания, 2014. – 126 с. –Текст: непосредственный. 46. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы, 2013. – № 3. – С.107. –Текст: непосредственный. 47. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические. – Москва: Педагогика, 1981. 640 с. –Текст: непосредственный. 48. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». –Москва: изд.: Радянська школа, 1974. –288 с. –Текст: непосредственный. 49. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – Москва, 1988. –С.171–174. –Текст: непосредственный. 50. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды. –Москва: МПСУ, 2019. – 640 с. –Текст: непосредственный.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ 1.1 Определение теории решения изобретательских задач Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Школьный возраст – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у школьников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление [8, c.54]. Сама цель ТРИЗ – технологии, состоит в том, что надо не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки учителям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств: творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для школьников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Используя ТРИЗ – технологию, педагог ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 65 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg