Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально-психологические особенности современной молодёжи

taekwondo.97 4000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2021
Работа не защищалась , оригинальность 70%
Введение

ВВЕДЕНИЕ Проблема воспитания и развития подрастающего поколения всегда находилась в центре внимания педагогики и психологии. Морально-нравственная ориентация (моральная идентичность) личности выполняет регулятивную функцию, определяя устойчивые ценностные предпочтения и жизненные принципы человека, и влияет на его общественную активность и социальное поведение. В теории социальных норм выделяются нормы моральные, которые представляют собой высший уровень регуляции поведения, основанного на принципах справедливости и заботе о других людях. Эти нормы общеприняты, обязательны, предписаны для выполнения в любом обществе. К ним относятся обеспечение физической безопасности; сохранение жизни и здоровья людей; справедливость, основанная на равенстве прав и привилегий; не нанесение психологического ущерба и оказание помощи нуждающимся. В современной ситуации транзитивности российского общества вопрос о моральных нормах приобретает особую актуальность. Исторически характерные для россиян милосердие и сострадание к нуждающимся перестают быть столь распространенными, как прежде. Укрепляются индивидуализм и стремление к автономии, не развиваются ценности гражданского участия и моральная идентичность. В последние годы в нашей стране сформировался общественный запрос на развитие социальной активности подрастающего поколения. Среди молодежи популяризируются новый образ мыслей и установки, направленные на просоциальное поведение личности. Происходит активное развитие волонтерского движения, распространяются практики благотворительности, пропаганда милосердия, помощи людям в экстремальных и трудных жизненных ситуациях, забота о сбережении среды обитания, сохранении традиционных культурных и исторических ценностей и традиций, формируется общественно одобряемый облик человека, действующего бескорыстно и безвозмездно на благо других людей и общества. Президент России в новогоднем обращении 2020 г. призвал соотечественников помогать тем, кто нуждается в поддержке («В таких искренних порывах, в чистоте помыслов, в бескорыстной щедрости и проявляется настоящее волшебство новогоднего праздника»), а вручая государственные премии за выдающиеся достижения в правозащитной и благотворительной деятельности в 2017 г., подчеркнул, что человек, движимый бескорыстием, способен сделать очень многое, изменить мир вокруг себя. Можно предположить, что таким образом формулируемый социальный вектор задает приоритеты моральной ориентации, основанной на принципе заботы. Проблема развития просоциальности у молодого поколения ставит вопрос о том, какие детерминанты способствуют формированию поведенческих установок, ориентированных на благо общества. Истинное просоциальное поведение имеет гуманистическую направленность, его суть – ориентация личности на общественные процессы и отношения и, безусловно, регуляция данных процессов с опорой на принципы морали и нравственности. Стоит отметить, что данный термин в настоящее время наполняется новым содержанием. Изменения так же затронули и молодежную сферу, не оставив ее без внимания. Если раньше молодежь, в особенности студенты активно участвовали в общественной жизни, пытались внести новшества, то теперь большинство молодых людей предпочитает принимать пассивное участие в общественной и государственно-политической жизни общества. Поэтому необходимо развивать и поддерживать просоциальную направленность студенческой молодежи через развитие социальной активности и, в частности, добровольческую (волонтерскую) деятельность. Участие студентов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в добровольческой (волонтерской) деятельности становится понимание возможности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем – тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности. Характерная особенность участия студентов в добровольческой (волонтерской) деятельности – это возможность увидеть результаты собственного труда – уход в приютах для бездомных животных, благодарность за помощь пожилым людям и т.д. Добровольческая (волонтерская) деятельность за счет названного фактора формирует у человека привычку. Потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущем станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей и доведение начатого дела до желаемого результата. Участие в организации акций в сфере добровольчества развивает у студентов необходимые и в жизни, и в профессиональной работе лидерские качества: умение заинтересовать людей, привлечь к делу, организовать в первую очередь себя и окружающих людей и т.п. В процессе добровольческой (волонтерской) деятельности студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, а также развивают социальный интеллект и творческие способности. Объект исследования: просоциальная направленность молодежи. Предмет исследования: формирование просоциальной направленности молодежи посредством ее вовлеченности в добровольческую (волонтерскую) деятельность. Цель выпускной квалификационной работы: На основе изучения потенциалов добровольческой (волонтерской) деятельности, обеспечивающих развитие просоциальной направленности молодежи, выявить ее эффективные формы и средства для становления социально-культурных ценностей и нахождения жизненных ориентиров студенческой молодежи. Задачи исследования: 1.?Изучить и проанализировать психолого-педагогические работы, раскрывающие сущность просоциальной направленности молодежи. 2.?Раскрыть содержание понятия «добровольческая (волонтерская) деятельность студенческой молодежи», изучить теоретические аспекты осмысления данного феномена в гуманитарных науках. 3.?Проанализировать современные социально-педагогические разработки по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности студенческой молодежи. 4.?Провести исследование, связанное с изучением влияния добровольческой (волонтерской) деятельности на просоциальную направленность молодежи и проанализировать его результаты. 5.?Разработать рекомендации относительно организации форм и методов добровольческой (волонтерской) деятельности с целью развития просоциальной направленности молодежи. Гипотеза исследования: Оптимальные формы добровольческой (волонтерской) деятельности являются источником развития личностных качеств, обеспечивающих эффективное формирование просоциальной направленности студенческой молодежи. При этом формирование личности под воздействием участия в добровольческой (волонтерской) деятельности способствует формированию активной гражданской позиции. Методы исследования выпускной квалификационной работы: 1. Анализ научной литературы по проблемам исследования. 2. Изучение современного статистического материала по теме выпускной квалификационной работы. 3. Анкетирование и тестирование. 4. Систематизация, анализ и интерпретация полученных данных. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что систематизированы знания о просоциальной направленности студенческой молодежи, обосновано изучение потенциала добровольческой (волонтерской) деятельности в формировании просоциальной направленности у студентов. Уточнено понятие просоциальной направленности с точки зрения социальной активности личности как о способе сознательного и целенаправленного проявления социальной активности во благо других людей и самого себя. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут иметь прикладное значение в различных областях социальной практики: для работы с добровольцами (волонтерами) в образовательной, культурологической, межнациональной областях. Результаты исследования могут использоваться в разработке методических рекомендаций, мероприятий и программ для работы со студентами, как имеющих опыт в добровольческой (волонтерской) деятельности, так и со студентами без опыта в сфере добровольчества, а также формирования навыков адаптации, умения работать в команде, создания социальных проектов и оказания помощи людям. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ?2 ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МОЛОДЕЖИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ?7 1.1. Психологические теории исследования социально-психологических особенностей молодых людей?7 1.2. Формирование идентичности как самоопределение по отношению к обществу ?17 1.3. Современная деятельность молодежи: волонтерство, гражданская активность?22 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ?32 2.1. Применяемые методики изучения социально-психологических особенностей молодых людей?32 2.2. Эмпирическое исследование, обработка и интерпретация результатов?37 2.3. Анализ особенностей социально-психологического развития современной молодежи?50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ?61 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?66 Приложение?71
Список литературы

1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика / Г.А. Аванесов. – М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1980. – 257 с. 2. Азарова Е.С., Яницкий М.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности. // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 306. – С. 120 – 126. 3. Алдашева А.А., Логинова М.А., Рунец О.В. Феномен доверия у представителей волонтерского движения. // Социальная и экономическая психология, Часть 2. Новые научные направления. – 2018. – 118 с. 4. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. – СПб.; Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 363 с. 5. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002. – 416 с. 6. Бражникова А.Н. Нравственные ценности современной молодежи в системе ценностных ориентаций // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2012. – №1 – с. 135 – 138. 7. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь – М.: Мысль, 1988 – 304 с. 8. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. – М., 1997. – №5. – с. 3 – 19. 9. Вачков И. Основы технологии группового тренинга // Психотехники. – М., 1999. – с. 13. 10. Ворокова Н.Х. Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся колледжа на основе использования проблемных жизненных ситуаций: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Х. Ворокова. – Майкоп, 2012. – 26 с. 11. Воронцова А.В. Развитие волонтерства в молодежной среде // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – №1. – с. 113 – 121. 12. Ганич. Е.С. Воспитание социальной активности как условие развития мобильности современного студента // Проблемы модернизации образования в условиях вхождения России в Болонский процесс: материалы международной конференции. Кемерово. 01 – 02 февраля 2005 г. / под общей ред. Б.П. Невзорова – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – с. 55-58. 13. Глинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. – СПб.: Пресс, 2004. – 123 с. 14. Гржибовский?А.М.?Анализ номинальных данных (независимые наблюдения) // Экология человека. – 2008. – № 6. – с. 58 – 68. 15. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.; Политиздат, 1978. – 272 с. 16. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с. 17. Капустина А.Н. Волонтерская деятельность и ценностно-мотивационная сфера личности // Социальная и экономическая психология. – М., 2018. – с. 116 – 123. 18. Колесникова М. В. Педагогические исследования в области социальной активности личности // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 298. – с. 3 – 5. 19. Колесов Д.В. Направленность личности. / Д.В. Колесов, М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – 12 с. 20. Конвисаева Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: Дис. … кандидата пед. наук. Конвисаева, 2006. – 54 с. 21. Кордуэлл, М. Психология А – Я: Словарь справочник / М. Кордуэлл; пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 200. – 448 с. 22. Космачева?Н.В.?Формирование?нравственных?ценностных ориентаций? у дошкольников: Дис. … кандидата пед. наук. – Коломна, 2009. – 222 с. 23. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. – М.: Прогресс, 2005. – №4. – с. 21 – 23. 24. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика. 2006. – №5 – с. 87. 25. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во Когито-Центр, 2001. 26. Молчанова?Н.В.?Просоциальное?поведение как условие эффективного межкультурного взаимодействия // Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – №5. – с. 4. 27. Николаева А.А. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности современной российской студенческой молодежи. Дис. …канд. социол. наук 22.00.04 / Николаева Алла Алексеевна. – Орел, 2010. – с. 58 – 59. 28. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: МГУ, 1987. – 272 с. 29. Организация работы с молодежью: учебное пособие / под ред. Е.П. Агапова, Л.С. Деточенко. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 738 с. 30. Осипов Г.В. Новые направления в социологической теории / New Directionsin Sociological Theory / Осипов Г.В. – электронная книга – издательство «Прогресс», 1978 – 98 с. 31. Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман. // Психологический журнал. – 2008. – №29(4). – с. 98 – 106. 32. Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Коллективная монография / ответ. ред., введ. М.Р. Арпентьева // Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка, вып. 1. – Калуга: Эйдос, 2016. – с. 234 – 236. 33. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2.: пер. с англ. / А. Ребер. – М.: Вечер; АСТ, 2001. Т. 1: А – О – 591 с. 34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1946. – 623 с. 35. Славинская И.С., Наследова А.Д., Дворецкая М.Я. Разработка методики диагностики нравственных ориентаций: [Электронный ресурс]: современные исследования социальных проблем 2015. – №45. Электрон. версия печат. публ. URL: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-1-37 (дата обращения 12.06.2020). 36. Сорокин О.В. Инновационный потенциал российской молодежи как фактор модернизации российского общества // Социология в системе научного управления: материалы IV Всерос. Социол. Конгресса. - М.: ИС РАН, 2012 – с. 2098 – 2099. 37. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. д. п. н., проф. Н.Ф. Басова – М.: Дашков и К, 2007. – 214 с. 38. Технологии работы с молодежью (опыт работы кафедры социальных технологий и организации работы с молодежью МГГУ им. М.А. Шолохова). / Коллективная монография под ред. С.Ю. Поповой (Смолик). – М.: Москва – Тверь: «СФК-Офис», 2015. – 326 с. 39. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 641 с. 40. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис, 2003. – 26 с. 41. Чалдини Р. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 256 с. 42. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование / В.Э. Чудновский. – М.: Педагогика, 1981. – 208 с. 43. Шмелев А.Г. Практическая психология. Тестирование в образовании. Прикладная психология в управлении персоналом / А.Г. Шмелев – М.: Маска, 2013. – 75 с. 44. Shalom H. Schwartz Basic Values: How They Motivate and Inhibit Prosocial Behavior / H. Shalom // Intern. econ. rev. – 2014 – р. 223 – 229.
Отрывок из работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В выпускной квалификационной работе удалось определить такой феномен как просоциальная направленность студенческой молодежи, а также определить основные термины, связанные с данным понятием, такие как: просоциальное поведение, понятие направленности, понятие добровольческая (волонтерская) деятельность, а также виды и формы добровольческой деятельности. Для написания выпускной квалификационной работы, было изучены и проанализированы необходимые психолого-педагогические работы, раскрывающие сущность просоциальной направленности молодежи. Так, просоциальное поведение часто определяется как поведение, приносящее пользу другим, либо имеющее такое намерение. Просоциальная направленность личности есть интегральное свойство, содержащее в себе все проявления социальной человеческой природы: потребности, желания, влечения, установки, склонности, идеалы, убеждения, ценности, мировоззрение, жизненные цели. Категория направленности является глубоким и системообразующим понятием, поэтому структурная модель просоциальной направленности личности включает в себя следующие компоненты: эмоциональный, выполняющий эмоционально-оценочную функцию; когнитивный – когнитивную функцию; мотивационный – регулятивную функцию; ценностно-смысловой – смыслообразующую. Просоциальная направленность личности трактуется нами как устойчивая доминирующая ценностно-мотивационная система, отражающая глубинные смысловые структуры личности, включая мировоззрение человека и такое его отношение к действительности, как ориентированность на благо других людей без ожидания получения какого-либо внешнего вознаграждения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 129 страниц
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg